II. Соблюдение благонравия Пророком, да благословит его Аллах и приветствует.
Благонравие — очень широкое понятие, включающее сдержанность, степенность, благоразумие, щедрость, великодушие, любовь к прощению, снисходительность, мягкость, доброту, терпение, решительность, стойкость, справедливость, непредвзятость, милосердие, целомудрие, скромность, умеренность, рассудительность, активность, широту души, благородство, мужество, надежность, искренность. Эти и другие, происходящие из них, качества необходимы в деле призыва к религии Аллаха.
Великий нрав, которым Аллах охарактеризовал Пророка да благословит его Аллах и приветствует, подразумевает собой всю религию, все ее аспекты. Благонравие — часть этого великого нрава, как на то указывает Ибн Теймия в «Аль-фатава».[268]
Ибн аль-Каййим в «Мадаридж ас-саликин» пишет: «Благонравие зиждется на четырех столпах. Представить себе его существование без них невозможно. Этими столпами являются терпение, воздержанность, храбрость и справедливость. Все остальные благородные качества проистекают из четырех указанных».[269]
Все эти великие благородные черты были присущи нашему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
Глава восьмая
Щедрость и великодушие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Щедрость — одно из величайших качеств. Она имеет десять проявлений:
1. Щедрость, выражающаяся в готовности отдать свою жизнь. Это наивысшее проявление щедрости.
2. Щедрость, выражающаяся в готовности пожертвовать своим положением и отдать предпочтение другим перед собой ради удовлетворения их нужд.
3. Щедрость, заключающаяся в готовности пожертвовать своим покоем и трудиться ради блага другого.
4. Щедрость в передаче людям знания. Это одно из высочайших проявлений щедрости, более высокое, нежели щедрость в трате имущества.
5. Щедрость, заключающаяся в принесении людям пользы посредством своего авторитета, как, например, ходатайство за кого-либо и др.
6. Щедрость, проявляемая путем физических усилий. Вариантов проявления этого вида щедрости много: справедливо рассудить двоих, подсадить человека на его верховое животное, повезти его на нем или погрузить на животное его поклажу — все это, как сказано в хадисе, является садакой (милостыней).
7. Щедрость, заключающаяся в прощении обид и посягательств на честь. Примерами этого вида щедрости является прощение человеком того, кто произнес злословие в его адрес, оскорбил его или обозвал.
8. Щедрость в проявлении терпения, выдержки, сдерживания гнева. Этот вид щедрости более полезен, нежели щедрость в трате имуществе.
9. Щедрость путем проявления благонравия, радушия, приветливости. Этот вид щедрости стоит выше предыдущего.
10. Щедрость, заключающаяся в том, чтобы не заглядываться и не обращать внимания на то, чем владеют люди.
У каждого из перечисленных видов щедрости есть свои преимущества и свое особое влияние на сердце. Всевышний Аллах гарантировал щедрому умножение имеющихся у него благ, а скупому — оскудение.[270]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обладал всеми видами щедрости и великодушия. Ниже будет приведено несколько примеров его щедрости в расходовании имущества.
Описание щедрости Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Анасом, да будет им доволен Аллах
От Анаса переданы такие слова: «Кто бы и о чем бы ни просил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ради ислама, он всегда давал ему это. Однажды к нему явился какой-то человек, и он велел дать ему так много овец, что казалось, будто они заполняют собой все пространство между двумя горами. И этот человек вернулся к своим соплеменникам и сказал: “О люди, принимайте ислам, ибо, поистине, Мухаммад преподносит дары как тот, кто не боится бедности!”[271]
Этот замечательный пример демонстрирует величие щедрости Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.[272] Он дарил имущество, стремясь к довольству Аллаха и желая вызвать у людей тягу к принятию ислама, привлекая их сердца к нему. И бывало, что сначала человек демонстрировал принятие ислама из-за мирских интересов, но через недолгое время благодаря милости Аллаха, а затем благодаря Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и свету принесенной им религии, становился обладателем истинной веры. Она овладевала его сердцем, и ислам становился для него любимей, чем весь этот мир и все, что в нем есть.[273]