II. Соблюдение благонравия Пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

Благонравие — очень широкое понятие, включающее сдержан­ность, степенность, благоразумие, щедрость, великодушие, лю­бовь к прощению, снисходительность, мягкость, доброту, терпе­ние, решительность, стойкость, справедливость, непредвзятость, милосердие, целомудрие, скромность, умеренность, рассудитель­ность, активность, широту души, благородство, мужество, надеж­ность, искренность. Эти и другие, происходящие из них, качества необходимы в деле призыва к религии Аллаха.

Великий нрав, которым Аллах охарактеризовал Пророка да благословит его Аллах и приветствует, подразумевает собой всю религию, все ее аспекты. Благонравие — часть этого великого нрава, как на то указывает Ибн Теймия в «Аль-фатава».[268]

Ибн аль-Каййим в «Мадаридж ас-саликин» пишет: «Благонравие зиждется на четырех столпах. Представить себе его существова­ние без них невозможно. Этими столпами являются терпение, воз­держанность, храбрость и справедливость. Все остальные благо­родные качества проистекают из четырех указанных».[269]

Все эти великие благородные черты были присущи нашему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

Глава восьмая

Щедрость и великодушие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Щедрость — одно из величайших качеств. Она имеет десять проявлений:

1. Щедрость, выражающаяся в готовности отдать свою жизнь. Это наивысшее проявление щедрости.

2. Щедрость, выражающаяся в готовности пожертвовать сво­им положением и отдать предпочтение другим перед собой ради удовлетворения их нужд.

3. Щедрость, заключающаяся в готовности пожертвовать сво­им покоем и трудиться ради блага другого.

4. Щедрость в передаче людям знания. Это одно из высочай­ших проявлений щедрости, более высокое, нежели щедрость в трате имущества.

5. Щедрость, заключающаяся в принесении людям пользы по­средством своего авторитета, как, например, ходатайство за кого-либо и др.

6. Щедрость, проявляемая путем физических усилий. Вариантов проявления этого вида щедрости много: справедли­во рассудить двоих, подсадить человека на его верховое жи­вотное, повезти его на нем или погрузить на животное его по­клажу — все это, как сказано в хадисе, является садакой (ми­лостыней).

7. Щедрость, заключающаяся в прощении обид и посягательств на честь. Примерами этого вида щедрости является прощение че­ловеком того, кто произнес злословие в его адрес, оскорбил его или обозвал.

8. Щедрость в проявлении терпения, выдержки, сдерживания гнева. Этот вид щедрости более полезен, нежели щедрость в тра­те имуществе.

9. Щедрость путем проявления благонравия, радушия, привет­ливости. Этот вид щедрости стоит выше предыдущего.

10. Щедрость, заключающаяся в том, чтобы не заглядываться и не обращать внимания на то, чем владеют люди.

У каждого из перечисленных видов щедрости есть свои пре­имущества и свое особое влияние на сердце. Всевышний Аллах гарантировал щедрому умножение имеющихся у него благ, а ску­пому — оскудение.[270]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обладал всеми видами щедрости и великодушия. Ниже будет приведено несколько примеров его щедрости в рас­ходовании имущества.

Описание щедрости Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Анасом, да будет им доволен Аллах

От Анаса переданы такие слова: «Кто бы и о чем бы ни про­сил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ради ислама, он всегда давал ему это. Однажды к нему явился какой-то человек, и он велел дать ему так много овец, что казалось, будто они заполняют собой все про­странство между двумя горами. И этот человек вернулся к сво­им соплеменникам и сказал: “О люди, принимайте ислам, ибо, поистине, Мухаммад преподносит дары как тот, кто не боится бедности!”[271]

Этот замечательный пример демонстрирует величие щедро­сти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.[272] Он дарил имущество, стремясь к довольству Аллаха и желая вызвать у людей тягу к принятию ислама, привле­кая их сердца к нему. И бывало, что сначала человек демонстриро­вал принятие ислама из-за мирских интересов, но через недолгое время благодаря милости Аллаха, а затем благодаря Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и свету принесенной им религии, становился обладателем истинной веры. Она овладевала его сердцем, и ислам становился для него любимей, чем весь этот мир и все, что в нем есть.[273]

Наши рекомендации