Мухаммад ибн ахмад аз-захаби

Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман ибн Каймаз Шамсуддин аз-Захаби (1274—1348) — известный мусульманский учёный, хадисовед, историк, биограф, хафиз. Несмотря на то, что был шафиитом, он отстаивал положения ханбалитского мазхаба в фикхе. В плане вероубеждения (акыда) аз-Захаби защищалсаляфитские воззрения и был автором опровержений другим мусульманским течениям[1].

Биография

Изучать науку хадиса аз-Захаби начал в 18 летнем возрасте и обучался у мусульманских учёных в Дамаске,Египте, Баальбеке и Александрии.

Кроме изучения истории и хадисов, аз-Захаби также был знатоком науки «аль-джарх уат-та’диль», котрая занимется выяснением надёжности передатчиков хадисов (руват).

Аз-Захаби говорит о себе в своей книге «аль-Муджам аль-мухтасс биль-мухаддисин» (стр. 97):

Аз-Захаби. Автор. Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман ибн Каймаз <…> Ат-Туркмани аль-Фарики затем ад-Димашки аш-Шафии. Чтец, мухаддис, автор этого «Муджама». Родился в 673 году (по хиджре).

Затем упомянув о своих учителях и шейхах пишет:

У него есть сочинения, говорят, что полезные. Группа (людей или ученых) уважают и хвалят его, а он лучше знает о своих недостатках в знании и делах. И к Аллаху обращаются за помощью, нет мощи кроме как у Него. Если сохранит Он мой иман, то спасет меня.

Учителя

Имам аз-Захаби был одним из учеников Ибн Таймии. Ему припысывается послание «Баян загаль аль-Ильм уат-Талаб» («ан-Насыха аз-Захабия»), в которой он выступает с резкой критикой Ибн Таймии и пишет «Ибн Таймию я очень люблю, но Истину я люблю ещё сильнее»[2].

Принадлежность этого труда аз-Захаби является спорным. Шейх Бакр Абу Зайд говорил, что такие слова не могут исходить от него, а шейх Мухаммад ибн Ибрахим аш-Шайбани даже написал на эту тему исследование «ат-Таудых аль-Джали фи радд аля ан-Насыха аз-Захабия аль-манхуля аля аль-Имам аз-Захаби», в которой доказывал приписанность этой книги аз-Захаби, основываясь на некоторые нестыковки[3]:

· Во-первых, эта книга отсутствует в списках работ аз-Захаби.

· Во-вторых, аз-Захаби был неотлучным учеником Ибн Таймии до самой его смерти, что идёт вразрез с его отречением от оного в этом послании.

· В-третьих, в известных и распротранённых трудах, в отличие от «ан-Насыха аз-Захабия», аз-Захаби отзывается о нём только с похвалой.

Например, аз-Захаби говорил об Ибн Таймии: «Любой хадис, которого не знает Ибн Таймия, не является хадисом»[4].

Библиография

Аз-Захаби является автором около ста книг и исследований на тему науки о хадисах, истории, передатчиков хадисов.

· «Сияр а’лам ан-нубала» (ар.)русск.

· «Тарих аль-Ислам уа уафаят аль-машахир уаль-а’лам» (ар.)русск.

· «Табакат/Тазкират аль-хуффаз»

· «Табакат аль-кура»

· «Мухтасар тахзиб аль-камаль»

· «аль-Кашиф»

· «ат-Таджрид фи асма ас-сахаба»

· «аль-Мизан фид-дуафа»

· «аль-Мугни фид-дуафа»

· «Тальхис аль-Мустадрак аль-Хаким»

· «Мухтасар Сунан аль-Байхаки»

· «аль-Улувв лиль-Алий ар-Рахман» («Возвышение Высокого, Прощающего»)

· «аль-Арбаун фи сыфати-Ллах» («Сорок хадисов об атрибутах Аллаха»)

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб

Муха́ммад ибн Абд аль-Вахха́б аль-Муша́ррафи ат-Тами́ми (араб. محمّد بن عبد الوهّاب المشرّفي التميمي‎‎; 1703,Уяйна — 22 июня 1792, эд-Диръия) — известный арабский теолог и основатель ваххабитского движения, а также вместе с Мухаммадом ибн Саудом сыгравший одну из ключевых ролей в создании Саудовской Аравии и закрепления в новом государстве ваххабизма (сами последователи называют движение «салафия»)[1].

Биография

Ранние годы жизни

Его полное имя: Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид аль-Мушаррафи ат-Тамими. Точная дата его рождения неизвестна, считается, что он родился в 1703 году в Неджде, в городе Уяйна. Известно, что его отец был улемом из племени Бану Тамим(отсюда и нисба «ат-Тамими») и уже с раннего детства Мухамммад начал изучать исламское богословие, по распространённому тогда на Аравийском полуострове ханбалитскому мазхабу[2]. В 12 лет он женился и отправился в паломничество в святые для мусульман города Мекку и Медину. Именно за время своего путешествия ат-Тамими познакомился с трудами таких богословов как Ахмад ибн Ханбаль и Ибн Таймия, взгляды которых во-многом оказали влияние на будущее идеологии Ибн Абд аль-Ваххаба и ваххабитского движения в целом[3].

В Медине он обучался у Абдуллаха ибн Ибрахима ибн Сайфа, который по словам самого Ибн Абд аль-Ваххаба, готовил какое-то «идеологическое оружие» для борьбы с верованиями жителей оазисов[4].

После обучения в Медине, Ибн Абд аль-Ваххаб перебрался в Басру, где по словам ряда исследователей, прожил пять лет. Именно там он начал свою проповедь об очищении ислама от новшеств и идолопоклонничества, а также написал свою знаменитую книгу Китаб ат-Таухид. Довольно смелые идеи по «очищению» ислама не встретили поддержки у жителей оазиса, в результате возникших разногласий он был изгнан из города и был вынужден какое-то время проживать в Эль-Хасе, пока не добрался до Хураймалы, куда позднее переехал и его отец, пользовавшийся некоторым авторитетом у местных жителей.

В 1740 году Абд аль-Ваххаб умер и, оказавшись без поддержки отца, Мухаммад ат-Тамими был вынужден снова бежать. Ибн Бишр пишет: «В Хураймале жили абды, принадлежавшие одному из подразделений. Они были известны своим развратом. Ибн Абд аль-Ваххаб захотел обратить их в истинную религию. И решили тогда абды убить шейха»[4]. В том же году он возвращается обратно в Уяйну[Комм. 1].

После возвращения в Уяйну, Мухаммад ат-Тамими нашёл общий язык с местным эмиром Ибн Муаммаром и склонил последнего на свою сторону. С этого момента началось уничтожение местных святилищ и мавзолея местного святого, было введено наказание побиением камнями за прелюбодеяние, которое и стало последней каплей для местного «правителя» Сулеймана аль-Хумайди, в зависимости от которого был оазис[Комм. 2]. Не решившись расправиться с ибн Ибн Абд аль-Ваххабом, Ибн Муаммар вынудил его бежать в оазис Эд-Диръия[4][5].

Наши рекомендации