Общественно-политические взгляды
Малик ибн Анас считал идеальным правление первых Праведных халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Он отвергал шиитскую концепцию о верховной власти, согласно которой власть в Халифате должно осуществляться только Алидами, но признавал это право за курайшитами. Халифа должна утверждать у власти особая представительская группа (шура), состоящая из лиц, назначенных предыдущим халифом[3]. Для признания законности того или иного халифа достаточно, если ему присягнули жители Медины и Мекки.
Период жизни Малика ибн Анаса пришелся на период правления Омейядов, а затем первых Аббасидов. Он понимал, что нельзя пытаться возрождать преданные забвению принципы государственной власти путём бунтов против «нечестивых» властей. Если у власти оказался несправедливый правитель или его власть по каким-то причинам незаконна, то пытаться свергнуть такого правителя, подняв мятеж, недопустимо. Ибо вред от беспорядков, сопровождающих мятеж всегда, превышает вред от тирании или незаконной власти[3]. Он считал, что праведное правление может быть даже при монархах, приводя в пример Омейядского халифа Умара II ибн Абдул-Азиза. Он считал, что тиранов нужно стремиться отстранить от управления государством, не путем революций, бунтов, общественными потрясениями, а воздействовав на них словом.
Аль-Кутуб ас-Сита или «Ас-Сихах аль-Ситта»
Мухаммад аль-Бухари
Абу́ Абдулла́х Муха́ммад ибн Исмаи́л аль-Бухари́ (араб. محمد بن إسماعيل البخاري), более известен как имам аль-Бухари (араб. إمام البخاري, 19 июля 810, Бухара — 1 сентября 870, с. Хартанг близ Самарканда) — исламский тюркский богослов[1], автор наиболее авторитетного и достоверного суннитского сборника хадисов«Сахих аль-Бухари», составляющего основу мусульманской предания (сунна).
Биография
Его полное имя: Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрахим аль-Джуфи аль-Бухари. Его отец был очень образованным человеком. Он умер, когда Мухаммад был ещё ребёнком. Аль-Бухари был на попечении матери, которая воспитала его. Она была образованная женщина, которая контролировала обучение мальчика различным наукам. Мухаммад был проницателен, сообразителен, обладал необычайной памятью для его возраста. В возрасте 7 лет он изучил весь Коран, в возрасте 10 лет он знал наизусть несколько тысячхадисов. Когда ему было 16, молодой человек с матерью и братом направился в паломничество в Мекку. Вскоре после посещения Мекки его мать и брат возвратились в Бухару без Мухаммада, который оставался в Мекке в течение следующих 4 лет. Он учился у самых знаменитых мухаддисов, затем посетил все известные в то время центры исламских наук. В Багдаде юноша восемь раз встречался с Ахмадом ибн Ханбалем, величайшим знатоком хадисов, ходил пять раз в Басру, неоднократно побывал в городе Балхе (что находится на территории современного Афганистана), и в Египте. В Дамаске он получал знания от Абу Мусхира, в Хиджазе оставался 6 лет. Имам изучал хадисы у знаменитого хафиза Яхьи ибн Мунхари в Нишапуре. Сам он отмечал, что записал и принял хадисы от 1800 учителей. Во время шестнадцатилетнего пребывания вМечети Пророка в Медине он читал хадисы. Это было собрание и учение хадисов — достоверных передач о поступках и словах пророка Мухаммада и его сподвижников.
Труды
Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является «Аль-джами‘ ас-сахих». К числу сочинений аль-Бухари относятся также такие книги как «Аль-асма’ ва-ль-куна», «Ат-тарих аль-кабир» (Великая история), «Ас-сунан фи-ль-фикх», «Хальк аф‘аль аль-‘ибад», «Аль-адаб аль-муфрад» и «Аль-кира’а хальфа-ль-имам».
При собрании хадисов аль-Бухари придавал особую важность установлению лиц, служивших первоисточником передачи, записи хадиса, перечислению лиц (иснад), передававших его дальше. К достоверным (сахих) он относил только те хадисы, которые рассказывались людьми, являвшимися непосредственными свидетелями поступка Пророка.
Аль-джами ас-сахих
Имам Аль-Бухари посвятил всю свою жизнь сбору хадисов. Он слышал хадисы от более чем тысячи шейхов, сам он записал 200 тысяч хадисов от его преподавателей и информаторов. Из этого обширного океана хадисов (800 тысяч) он собрал самые достоверные из них только 7275, включая и повторяющиеся. Они составляли его книгу «Ас—Сахих», которая стала наиболее популярной среди всех других собраний.
Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет. «Ас-сахих» Аль-Бухари примечателен ещё и тем, что это первый сборник хадисов, составленный по принципу мусаннаф, то есть с классификацией хадисов по сюжетам.
«Аль-джами ас-сахих» является одним из шести основных суннитских сборников хадисов (Кутуб ас-ситта). Некоторые богословы считают Сахих аль-Бухари самой достоверной исламской книгой после Корана[2][3].
Согласно Ибн ас-Салаху Сахих аль-Бухари правильнее называть: Аль-джами‘ аль-муснад ас-сахих аль-мухтасар мин умур расули-Ллах ва сунани-хи ва айами-хи[4]. Дословно переводится как Сборник достоверных хадисов с подключенной цепи по вопросам, относящимся к Посланнику Аллаха, его методам и его времени[3]. Ибн Хаджар аль-Аскаляни упомянул то же название, заменив слово Умур словом хадис[5].
Ибн ас-Салах сказал, что в Сахихе аль-Бухари 7 275 хадисов, включая повторяющиеся, а без учета повторяющихся хадисов — 4 000"[3].
Комментарии к «Аль-джами ас-сахих» писали такие известные богословы как Ибн Хаджар аль-Аскаляни (Фатх уль-Бари), Бадруддин аль-Айни[6], Аль-Касталяни[7], Ас-Суюти, Ибн Касир, Ибн Раджаб, Ахтар Раза Хан (англ.)русск. и др.
В 2002 году благотворительный Фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим» выпустил двухтомник на русском языке «Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари] (Краткое изложение)», а уже в 2003 году издательство Умма выпустило книгу Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари] (Мухтасар полный вариант)[8][9]. Автором обоих переводов является Владимир Нирша.
Память
В годы советской власти имя великого мыслителя и богослова на территории СССР было подвергнуто забвению. После обретения Узбекистаном независимости память об имаме аль-Бухари была восстановлена. В 1998 году в селении Хартанг по инициативе Президента Узбекистана И. А. Каримовабыл построен величественный мемориальный комплекс, включающий в себя мавзолей, мечеть, библиотеку и медресе. В октябре 1998 г. широко отмечено 1225-летие имама.
В городе Верхняя Пышма имеется Медная мечеть, названная в честь имама аль-Бухари. В июле 2014 года рядом с мечетью было произведено захоронение капсулы с прахом имама аль-Бухари. Прах был изъят из могилы аль-Бухари в 1998 г. во время строительства мемориального комплекса в г.Самарканде[10].
Сахих аль-Бухари
Сахих аль-Бухари (араб. صحيح البخاري) — один из шести основных суннитских сборников хадисов (Кутуб ас-ситта). Хадисы собраны средневековым исламским богословом Мухаммадом аль-Бухари, после того как на протяжении двух сотен лет эти хадисы передавались в устной форме. Сахих аль-Бухари для суннитов является одним из трёх самых надежных сборников хадисов вместе с Сахихом Муслима и Муваттой имама Малика[1]. Некоторые богословы считают Сахих аль-Бухари самой достоверной исламской книгой после Корана[2][3]. Арабское слово сахих переводится как достоверный, подлинный[4].
Название
Согласно Ибн ас-Салаху Сахих аль-Бухари правильнее называть: Аль-джами‘ аль-муснад ас-сахих аль-мухтасар мин умур расули-Ллах ва сунани-хи ва айами-хи[5]. Дословно переводится как Сборник достоверных хадисов с подключенной цепи по вопросам, относящимся к Посланнику Аллаха, его методам и его времени[3]. Ибн Хаджар аль-Аскаляни упомянул то же название, заменив слово Умур словом хадис[6].
Отличительные особенности
Известный исламский богослов Амин Ахсан Ислахи (англ.)русск. перечислил три главных качеств Сахиха аль-Бухари:
1. Качество и надежность цепочки передатчиков выбранных хадисов. Мухаммад аль-Бухари использовал два критерия отбора устного повествования. Во-первых, период время жизни передатчика должен совпадать с тем временем о котором он повествует. Во-вторых, должно быть проверено, действительно ли передатчики хадисов встречались в жизни. Критерии аль-Бухари оказались строже, чем они были уМуслима.
2. Мухаммад аль-Бухари принимал хадисы только от проверенных богословов не принимал их отмурджиитов.
3. Особое расположение и порядок глав сделало книгу полезным руководством для понимании религиозных дисциплин[7].
Достоверность
Ибн Хаджар аль-Аскаляни, цитируя Абу Джафара аль-Акили, писал: «После того, как аль-Бухари написал Сахих, он прочитал его с Али ибн аль-Мадини,Ахмадом ибн Ханбалем, Яхьёй ибн Маином и другими. Они посчитали его труд хорошим и засвидетельствовали его достоверность, за исключением четырёх хадисов. Аль-Акили потом сказал, что на самом деле аль-Бухари был прав и в отношении этих четырёх хадисов». Ибн Хаджар заключил: «И они, на самом деле, достоверные»[8].
Ибн ас-Салах сказал в своей книге «Улум аль-хадис»: «Переданы слова аль-Бухари, который сказал: „Я не включил в книгу аль-Джами' ас-Сахих ничего кроме того, что является достоверным и я не включает другие достоверный хадисы для краткости“»[3]. Кроме того, аз-Захаби сказал: "Передают слова аль-Бухари: «Я запомнил 100 тыс. достоверных хадис и 200 тыс. менее достоверных»[9].
Количество хадисов
Ибн ас-Салах сказал, что в Сахихе аль-Бухари 7 275 хадисов, включая повторяющиеся, а без учета повторяющихся хадисов — 4 000»[3].
Комментарии
· аль-Кирмани Аль-Каукаб ад-Даради фи Шарх аль-Бухари
· Ибн Хаджар аль-Аскаляни Фатх уль-Бари фи Шарх Сахих аль-Бухари
· Бадруддин аль-Айни Умдат аль-Кари фи Шарх Сахих аль-Бухари[10]
· Аль-Касталяни Иршад ас-Сари ли Шарх Сахих аль-Бухари[11]
· Аль-Хумайди Тафсир аль-Гариб ма фи ас-Сахихайн
· аз-Заркаши Ат-Танких
· Ас-Суюти Ат-Тавших
· Шарх Ибн Касира
· Шарх Алауддина Маглатая
· Шарх Ибн аль-Мулаккина
· Шарх аль-Бармави
· Шарх ат-Тилмасани аль-Малики
· Шарх аль-Булькини
· Фатх аль-Бари Ибн Раджаба аль-Ханбали
· Шарх Ибн Абу Хамзы аль-Андалуси
· Шарх Абу аль-Бака аль-Ахмади
· Шарх аль-Бакри
· Шарх Ибн Рашида
· Ахтар Раза Хан (англ.)русск. Хашият аль-Бухари
· Абуль-Хасан Али ибн Халаф ибн аль-Малик Шарх ибн Баттала
· Насир ад-Дин ибн аль-Мунаййир Аль-Мутавари Ала Абваб аль-Бухари
· Анвар Шах аль-Кашмири Файд аль-Бари.
Переводы
В 2002 году благотворительный Фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим» выпустил 2-х томник на русском языке «Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари] (Краткое изложение)», а уже в 2003 году издательство Умма выпустило книгу Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари] (Мухтасар полный вариант)[12][13]. Автором обоих переводов является Владимир Нирша.
Муслим ибн аль-Хаджжадж
Абуль-Хасан Муслим ибн аль-Хаджжадж аль-Курайши ан-Нисабури, более известен как имам Муслим(араб. إمام مسلم), 821 / 202 г.х., Нишапур — 875 / 261 г.х., Нишапур) — выдающийся исламский богослов, автор одного из известнейших сборников хадисов — Сахих Муслим.
Биография
Его полное имя — Аль-Хафиз Худжат уль-Ислам Муслим ибн аль-Хаджжадж аль-Курайши ан-Нисабури[1]. Он родился в 821 г. в персидском городе Нишапур. Первое образование получил от знатоков религии той местности, в которой проживал. Отец Муслима Хаджадж был передатчиком хадисов. Благодаря ему, Муслим начал изучать хадисы с ранних лет. В последующие годы, чтобы собирать хадисы пророка Мухаммада, он отправляется в страны Ближнего Востока — Ирак (посещает Багдад), Египет, Хиджаз.
Богословская деятельность
Муслим является автором множества книг по различным аспектам мусульманского вероучения, но самой известной его книгой является сборник хадисов Сахих Муслим, который наряду с аналогичной книгой имамаБухари является одним из самых авторитетных книг в Исламе. «Сахих Муслим» входит в число шести самых авторитетных суннитских сборников хадисов (Кутуб ас-Ситта). Эти две книги Бухари и Муслима вместе называются «Сахихейн» (два Сахиха). В «Ас-Сахихе» Муслима собраны 3033 неповторяющихся хадиса, которые отобраны на основе его метода из 300 000 хадисов. Всего же в сборнике 7275 хадисов (вместе с повторяющимися). Большое значение у Муслима отводится определению цепей передатчиков хадисов (иснад) — одно из главных требований достоверности хадиса.
Учителя
Имам Муслим регулярно посещал занятия имама аль-Бухари, а также бывал на лекциях имама Ахмада бин Ханбаля, Абдуллаха аль-Карри, Кутайбы ибн Саида, Ахмад ибн Юнус, Абдуллаха ибн Масламы аль-Канаби и других известных мухаддисов[2].
Ученики
Наиболее известными учениками имама Муслима были Хатим ар-Рази, Ахмад ибн Салма, Абу Иса ат-Тирмизи, Якуб аль-Асфараини, Абу Бакр ибн Хузайма и другие известные исламские богословы[2].
Труды Муслима
1. «ас-Сахих». Полное название книги «аль-Муснад ас-Сахих»
2. «ат-Табагат»
3. «аль-Асма ва-ль-куна»
4. «ат-Тамйиз»
5. «аль-Мунфаридату-ль-вихдан»
6. «Суаляту-ль-имам Ахмад»
7. «Авхами-ль-мухаддисин»
8. «Авлади-с-сахаба»
9. «Афради-ш-шамиййин»
10. «аль-Агран»
11. «Машайих Малик»
12. «Машайих Шоба».
13. «Машайиху-с-Саури»
14. «аль-Мухадрамин»
15. «аль-Интифа би унуби-с-сиба»
Высказывания о нём
Маслама ибн Касим сказал:
«Он являлся из хафизов достойных доверия, имел большие знания в области хадисоведения».
Халили сказал:
«Нет надобности говорить о его достоинствах. Он и без этого известен».
Интересные факты
· Книгу «Сахих» Муслим написал по одной основной причине. Один из его учеников попросил его собрать все достоверные хадисы в единую книгу. Муслим, приняв во внимание его просьбу, составил книгу «аль-Муснаду-с-сахих»[3].
Сахих Муслим
Сахих Муслима (араб. صحيح مسلم) — один из шести основных суннитских сборников хадисов (Кутуб ас-Ситта). Сахих Муслима считается вторым по достоверности сборником хадисов пророка Мухаммеда после Сахиха аль-Бухари. Книга написана Муслимом ибн аль-Хаджжаджем.
Обзор
Муслим ибн аль-Хаджжадж родился в 817 году в Нишапуре и умер в 874 году там же. За время своего путешествия по Ираку, Аравийскому полуострову, Сирии и Египту Муслим собрал около 300 тысяч хадисов, из которых лишь малая часть отвечала критериям достоверности. Сахих Муслима разделен на 43 книги, содержащих в общей сложности 7190 хадисов, из них без повторений 2200 хадисов. Около 1400 достоверных хадисов изложены в других сборниках хадисов[1].
Мусульмане-сунниты считают Сахих Муслима вторым по достоверности после Сахиха аль-Бухари[2]. Эти два сборника обычно называют «Сахихами» или «Сахихейн» («два достоверных сборника»).
Особенности
Амин Ахсан Ислахи отметил некоторые особенности Сахиха Муслима[3]:
1. Муслим записал только такие рассказы, которые сообщили два надежных передатчика из числа сахабов (сподвижников Мухаммада), который впоследствии пошли по двум независимым непрерывным цепочкам (иснадам).
2. Расположение темы и разделы. Муслим приводит хадис, а рядом с ним, ставит все его версии (риваят).
3. Риваяты хадисов так же как и другие хадисы приведены вместе с иснадом (цепочкой передатчиков).
Абу Дауд
Абу Дауд Сулейман ибн аль-Ашас аль-Азди ас-Сиджистани (араб. أبو داود سليمان بن الأشعث الأزدي السجستاني ) — известный автор сборника хадисов «Сунан Абу Дауд». Более известный как Абу Дауд.
Биография
Абу Дауд родился в 817 году[1] в городе Систан, на востоке Ирана, и умер в 889 году в Басре. Он был арабом из племени Азд. Племя Азд было одним из крупнейших племён Аравийского полуострова, а с началом распространения ислама некоторые из них стали поселятся в разных уголках Арабского халифата[2].
Для того, чтобы собрать хадисы Абу Дауд посетил территории современного Афганистана, Ирака, Египта,Сирии, Иордании и Саудовской Аравии . Когда он совершил свой первое путешествие ему было меньше двадцати лет[2].
Основное внимание Абу Дауд уделял хадисам правовой тематики. Из около 500 000 хадисов, он выбрал 4800 для включения в свой сборник.
Учителя
Огромное влияние на Абу Дауда оказали имам Ахмад ибн Ханбаль и имам Яхья ибн Маин[2].
Труды
Абу Дауд является автором около 21 книги, самыми известными из которых являются:
· Сунан Абу Дауда — сборник хадисов, содержащий около 4800 хадисов.
· Китаб аль-Марасиль — сборник хадисов, содержащий 600 хадисов-мурсаль.
· Рисалат Абу Дауд иля ахли Макка — письмо к жителям Мекки с описанием его «Сунана»[3].
Сунан Абу Дауда
Сунан Абу Дауда занимает третье место из шести признанных суннитскими учёными сборников хадисов после сборников имамов аль-Бухари и Муслима. Хадисы из «Сунан» являются веским доказательством по многим вопросам шариата. Часто в Сунане можно встретить хадисы, которых нет в сборниках аль-Бухари и Муслима. Многие учёные высоко оценили труд Абу Дауда, поскольку он очень тщательно отбирал хадисы и внёс в свой сборник около 4800 хадисов, многие из которых достоверные[2].
Сунан Абу Давуда
Сунан Абу Давуда (араб. سنن أبي داود) — самый маленький из шести основных сборников хадисов (Кутуб ас-ситта), собранных Абу Даудом[1][2][3]. Сборник Абу Дауда занимает третье место после сборников имамов аль-Бухари и Муслима[4].
Обзор
«Сунан» является одним из ранних сочинений имама Абу Дауда. В течение 20 лет он собирал хадисы в разных уголках арабского халифата и завершил написание своего труда в 241 году от хиджры. Абу Дауд собрал около 500 тысяч хадисов, из которых в сборник было включено только 5 274 хадисов. В течение жизни Абу Дауд не раз возвращался к своему сборнику и вносил небольшие изменения[5].
В Сунане Абу Давуда собраны хадисы, которые не встречаются в других подобных сборниках[6]. Он считается первым сборником хадисов, содержащих нормы шариата, а главы этой книги соответствуют различным разделам фикха: «Вера», «Очищение», «Молитва», «Закят» и другие. В своём послании к жителям Мекки имам Абу Дауд пояснил: «В сборник «Сунан» я включил только хадисы, содержащие нормы Шариата, и не стал включать хадисы об умеренности в пользовании мирскими благами (зухд) и достоинствах различных дел...»[5].
Абу Дауд разделил свою книгу на 18 частей, одну часть из которых представляли хадисы с пропущенным первым передатчиком (мурсаль). Позже передатчики сборника разделили его по-другому. Так, например, аль-Хатиб аль-Багдади разделил сборник на 32 части[5].
Первый сборник хадисов «Сунан Абу Давуда» был издан в Дели (Индии), в 1271 году от хиджры[5].
Абу Иса ат-Тирмизи
Абу́ И́са Муха́ммад ибн И́са ат-Тирмизи́ (араб. أبو عيسى محمد الترمذي; 824, Термез — 892, Шерабад) — выдающийся хадисовед и исламский правовед. Автор ряда книг по различным аспектам мусульманского вероучения.
Биография
Мухаммад ат-Тирмизи родился в 824 г. (209 году по хиджре) в городе Термезе. Получал образование вХорасане, Бухаре, а также приобретал знания от представителей иракской и хиджазской богословских школ. Отличался отличной памятью и знал наизусть десятки тысяч хадисов пророка Мухаммеда. Его учителями были такие выдающиеся исламские богословы того времени: аль-Бухари, Муслим, Мухаммад ибн Абдуллах, Али ибн Хаджар, Сувейд ибн Наср и др. Во время своих путешествий в поисках хадисов он встречался с такими известными людьми того времени, как Ахмад ибн Ханбал и Абу Дауд, а также посетил Ирак и Хиджаз.
Классификации хадисов
До Абу Исы ат-Тирмизи хадисы разделялись, в основном, на достоверные (сахих) и слабые (даиф). Занимаясь хадисоведением, он впервые сформулировал и развил понятия «хасан» (хороший хадис) и «гариб» (хадисы, которые передавались не сподвижниками пророка Мухаммеда, а другими лицами).
Джами ат-Тирмизи
Самой известной работой ат-Тирмизи является сборник хадисов «аль-Джами», или «Сунан ат-Тирмизи». Его сборник входит в число шести самых авторитетных суннитских сборников хадисов (Кутуб ас-Ситта). В соответствии с принципами исламского права 3962 хадисов, содержащихся в «Сунане», систематизированы по главам. Все хадисы классифицируются на сахих (достоверные), хасан (хорошие) и даиф (слабые).
К «Сунану» было написано множество комментариев, самыми известными из которых являются комментарии Абу Бакра ибн аль-Араби «Арида аль-Ахвази», комментарии ас-Суюти «Гутуль-мугтази» и комментарии Сафи ар-Рахмана аль-Мубаракфури (1941—2006) «Тохвату ль-ахваз».