Женитьба на Зайнаб бинт Джахш
С усыновление связана история женитьбы пророка Мухаммада на Зайнаб бинт Джахш, которая до этого была женой Зайда. Факт женитьбы на жене приёмного сына очень не понравился мекканским язычником, но не противоречил шариату. Этим браком пророк Мухаммад показал своё пренебрежение языческим законом и верховенство исламского. Ещё одним поводом для нападок со стороны многобожников было то, что Зайд был рабом, хоть и бывшим, а Зайнаб происходила из знатной семьи. По мекканским законам такой брак между людьми разных сословий не был возможен, но это никак не остановило брак между Зайдом и Зайнаб. Стоит также отметить, что разница в происхождении послужило причиной для развода Зайда, который так и не смог приспособиться к такому брачному союзу.
Об истории женитьбы Зайда на Зайнаб бинт Джахш говорится в Коране.
Вот ты сказал тому, кому Аллах оказал милость и кому ты сам оказал милость (Зейду, сыну Харисы): «Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха». Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его. Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание (вступил с ней в половую близость или развелся с ней), Мы женили тебя на ней, чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жен своих приемных сыновей после того, как те удовлетворят с ними свое желание. Веление Аллаха обязательно исполняется! Аль-Ахзаб 33:37 (Кулиев) |
Военная деятельность
Зайд ибн Хариса был хорошим стрелком и участвовал в сражениях при Бадре, Ухуде, Хандаке, Худайбияте, Хайбаре, Муте и других битвах. Он также был предводителем мусульманских войск в походах «Фардат», «Джамум», «Аийс», «Тараф», «Хашими», «Фазафиз» и других.
Смерть
В 629 году (8 г. хиджры) пророк Мухаммед назначил Зайд ибн Хариса предводителем трёхтысячного войска которому предстояло встретиться с византийцами в битве при Муте. Зайд погиб во время этой битвы, неся знамя мусульман. Смерть Зайда ибн Хариса стала тяжёлой утратой для пророка Мухаммеда, который очень любил его.
Хадисы о Зайде
· «Я вошёл в рай и встретил молодую гурию, я спросил, для кого ты? Она ответила: для Зайда ибн Хариса».
· «Вы не вините меня за то, что я люблю Зайда».
· «Клянусь Аллахом, Зайд Ибн Харис был достоин порученного ему дела и был моим любимцем среди людей».[4]
Ибн Аббас
Абдулла́х ибн Абба́с аль-Кура́йши (араб. عبد الله بن عباس; 619, Мекка — 686, Таиф) — согласно мусульманской традиции, создатель исламской экзегетики, двоюродный брат пророка Мухаммеда. Был сыном Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммеда. Основатель династии Аббасидов.
Экзекетика
Известен также как правовед. Мусульманское предание приписывает Абдаллаху ибн Аббасу замысел собрать рассказы о поступках и высказываниях Мухаммеда (хадисы), называя его автором сочинений «Толкование Корана», «Необыкновенная книга о Коране», «Разъяснение языка Корана», «Язык в Коране», представляющих первую попытку филологически разобрать Коран на примерах из стихов доисламских поэтов, дать к нему исторические и эсхатологические комментарии.
Икрима ибн Абу Джахль
Икри́ма ибн Абу́ Джахль (араб. عكرمة بن أبي جهل; ?, Мекка — 636, Ярмук) — один из сподвижников пророка Мухаммада. Будучи сыном Абу Джахля, Икрима был одним из главных противников пророка Мухаммеда в Мекке. После завоевания Мухаммадом Мекки в 630 г. Икрима принял ислам и стал одним из видных деятелей молодого мусульманского государства. Во время войн с вероотступниками Абу Бакр послал Икриму в Ямаму против лжепророка Мусайлимы[1]. Умер в 636 г. во время завоевания Сирии в битве при Ярмуке.
Биография
Икрима был сыном Абу Джахля — непримиримого противника пророка Мухаммеда. В первые годы пророчества Мухаммада Икрима вместе с отцом оскорбляли и издевались над ним и мусульманами Мекки. После смерти Абу Джахля в битве при Бадре неприязнь Икримы приняла мстительный характер и он стал прилагать все усилия, чтобы навредить Мухаммаду и его последователям[2].
Завоевание Мекки
В день завоевания Мекки Икрима собрал группу мекканцев и вступил в бой против войска Халида ибн аль-Валида, но был разбит. Несколько человек было убито, остальные, среди которых был и Икрима ибн Абу Джахль, убежали с поля боя. Вспоминая причинённые Пророку унижения и оскорбления, он направился в Йемен. Вслед за ним отправилась в путь его жена, Умму Хаким, которая хотела уговорить его вернуться в Мекку. После долгих поисков, она застала Икриму на берегу моря в области Тихама, договаривающегося с моряком, чтобы тот переправил его на другой берег. Подойдя к мужу, Умму Хаким сообщила, что пророк Мухаммад пообещал ему безопасность. После долгих расспросов и уточнений он всё же согласился вернуться в Мекку[2].
Незадолго до прихода Икримы и его жены пророк Мухаммед обратился к людям со словами: «Через некоторое время к вам придёт Икрима ибн Абу Джахль верующим и совершившим переселение (хиджру). Не оскорбляйте его отца. Поистине, оскорбление умерших причиняет боль живым, но не доходит до покинувших сей мир»[3]. Через некоторое время прибыли Икрима и Умму Хаким. Пророк Мухаммед сидел в кругу сподвижников и, завидев же издалека Икриму, вскочил от радости и устремился ему навстречу, сказав: «Приветствую того, кто совершил хиджру!». Икрима воскликнул: «Нет бога, кроме Аллаха, и ты — Посланник Его!» Затем Икрима произнёс: «Я причинил столько боли и зла. Помолись за меня, попроси у Аллаха прощения для меня!» Пророк Мухаммад, воздев руки, взмолился: «О Всевышний, прости Икриме ту неприязнь и вражду, что он испытывал ко мне и к Исламу! Прости ему все пути, что он прошёл, пытаясь потушить Твой свет! Прости ему все оскорбления, что сошли с его уст!» Икрима заплакал и воскликнул: «О Посланник Аллаха, клянусь Всевышним, сколько сил и имущества я потратил во вред Исламу — так теперь в два раза больше я потрачу на пути его распространения!»[4][5][6].
Битва при Ярмуке
В битве при Ярмуке мусульманам противостояли войска византийского императора Ираклия, возглавляемые Маханом. Бои были очень тяжёлые и несколько раз под натиском врага мусульманам приходилось отступать. В какой-то момент Икрима слез с коня и попытался ворваться в стан вражеских рядов. Халид ибн аль-Валид, увидев это, окликнул его и попросил не делать этого[2]. Икрима воскликнул: «Оставь меня, Халид! Ты сражался рядом с Пророком и сделал многое на пути распространения Ислама. Я же и мой отец больше всех причинили боли Посланнику Аллаха. Дай же мне возможность искупить прошлое!» Потом Икрима воскликнул: «Как я могу отступить, когда столько раз сражался против Пророка? Нет, этому не бывать!». После этого он воззвал к воинам: «Кто даст присягу на смерть?» В окружении примерно четырёхсот воинов Икрима ибн Абу Джахль ворвался в ряды византийцев[7]. Раненного Икриму принесли в шатёр. Увидев смертельные раны своего мужа, Умму Хаким заплакала, на что Икрима промолвил: «Не плачь. Не увидев победы, я не умру». Через некоторое время стало известно о победе мусульман и на последнем издыхании из уст Икримы сошли слова: «О Аллах, дай мне уйти из этой жизни мусульманином и причисли меня к праведным!»[6].
Муаз ибн Джабаль
Му’а́з ибн Джаба́ль (араб. معاذ بن جبلум. в 19/640) — один из сподвижников пророка Мухаммада.
Муаз ибн Джабаль родился в Медине[1]. Он принадлежал к племени Хазрадж. В возрасте 18 лет принял ислам, участвовал во время второй клятвы при Акабе. Принимал участие в сражениях мусульман с многобожниками. Знал наизусть весь Коран. Муаз ибн Джабаль был блестящим знатоком мусульманского права (фикха), издавал фетвы ещё при жизни Пророка. Согласно исламскому преданию (Сунне), пророк Мухаммед называл Муаза в числе лучших знатоков Корана. Был отправлен Пророком в Йемен для пропаганды там ислама. Вернулся оттуда в период правления Праведного халифа Абу Бакра ас-Сиддика. Уехал в Сирию, заразился чумой и скончался в возрасте 38 лет. В передаче Муаз известно более 150 хадисов[2].
Мусаб ибн Умайр
· Мус’аб ибн Умайр (араб. مصعب بن عمير; ?, Мекка — 625, Ухуд) — один из сподвижников пророкаМухаммада, сыграл большую роль в деле призыва к исламу в Медине. Из-за гонений мусульман в Мекке он вынужден был переселиться в Эфиопию, а после возвращению в Мекку был направлен в Медину для обучения новообращённых мусульман исламу. Погиб в 625 году в битве при Ухуде.
Биография
Мусаб ибн Умайр родился богатой мекканской семье. После принятия ислама, он некоторое время скрывал это, опасаясь гонений со стороны противников ислама. После того, как его родные узнали о принятии им ислама, они пытались вынудить его отказаться от религии и фактически они держали его под домашним арестом. Спасаясь от гонений, он переехал в Эфиопию, а после приезда оттуда, его семья вынуждена была смириться с тем, что он мусульманин[1].
В 621 году во время традиционного паломничества к Каабе, представители мединских племён Аус и Хазрадж встретились с пророком Мухаммедом для переговоров в местечке под названием Акаба. Двенадцать мединцев поклялись пророку Мухаммеду поклоняться только Аллаху, не красть, не прелюбодействовать, не убивать детей, воздерживаться от клеветы и злословия, а также поклялись повиноваться Мухаммеду, как пророку. Мединцы попросили пророка Мухаммада послать к ним своего представителя, с целью обучить их Корану и основам исламского вероисповедания. Пророк Мухаммад поручил это дело Мусабу. Таким образом, Мусаб ибн Умайр оказался первым мусульманином, совершившим переселение (хиджру) в Медину, до того, как это сделали другие мусульмане. Во время второй клятвы при Акабе, Мусаб приехал с мединцами в Мекку и доложил Пророку об успешном распространении ислама в Медине[1].
После переселения мусульман из Мекки в Медину (хиджры), Мусаб ибн Умайр продолжил свою самоотверженную деятельность в укреплениимусульманской общины. Он был знаменосцем мусульман в битве при Бадре и в битве при Ухуде, во время которой он и погиб[1].
Саад ибн Абу Ваккас
Саад ибн Абу Ваккас (араб. سعد بن أبي وقاص) — сподвижник пророка Мухаммеда, одним из первых принялислам в возрасте 17 лет. Известен как государственный деятель и полководец, внесший значительный вклад в покорение Сасанидского Ирана. Также широко известен как человек, который первый пролил чужую кровь за дело ислама. Входит в число десяти наиболее уважаемых сподвижников пророка Мухаммеда.
Семья
Родился в 595 г., принадлежал к клану Бану Зухра, входившего в племя Курайш. Был двоюродным братом Амины бинт Вахб, матери пророка Мухаммеда.
Биография
Принятие ислама
По преданию, мать Саада, узнав о том что её сын принял новую веру отказалась от еды и питья до тех пор, пока Саад не отречется от ислама. Каждые несколько часов Саад носил еду и питье исхудавшей и осунувшейся матери, но она отказывалась брать их. По прошествии нескольких дней видя упорство и решительность сына, а также под воздействием слов Саада «Несмотря на мою сильную любовь к тебе, моя любовь к Аллаху и Его Посланнику, действительно сильнее. Клянусь Аллахом, если бы у тебя была тысяча жизней и каждая из них уходила одна за другой, я бы не стал отказываться от этой религии» она смягчилась и стала принимать пищу.
Первая кровь за ислам
В 614 г. Саад был в числе мусульман, которые удалились в холмистую местность вблизи Мекки с целью совершить молитву. В некотором отдалении от них группа язычников потешалась над молитвенной сосредоточенностью мусульман. В результате между язычниками и мусульманами разразилась драка, в процессе которой Саад ударил одного из язычников до крови подвернувшейся под руку челюстью верблюда[1]. Это была первая пролитая кровь за ислам.
Переселение в Медину
Саад ибн Абу Ваккас был среди тех последователей пророка Мухаммеда, мухаджиров, которые в 622 году, спасаясь от преследований язычников-мекканцев, покинули Мекку и переселились в Медину.
Сражения
Участник многих битв, которые велись во времена арабского завоевания. Был одним из 8 сподвижников Пророка, которые совершили первую военную операцию мусульман против неверных вообще и первое вооружённое столкновение во время священного месяца Рамадан в частности. При жизни пророка Мухаммеда также участвовал в битвах при Бадре, Ухуде и в битве у рва. После смерти пророка в правление халифа Умара ибн Хаттаба в 636 году армией под началом Саада ибн Абу Ваккаса было выиграно сражение при Кадисии[2], в результате чего государство Сасанидов потерпело решающее поражение в войне с Халифатом.
Возвращение в Медину
В 642 г. халифом Умаром отозван из Куфы в Медину в связи с выдвинутыми обвинениями. Отстранен от наместничества и командования армией, но наказания не понес.
Был включен умирающим Умаром в число шестерых выборщиков, избравших халифом Усмана ибн Аффана, при этом был одним из четверых претендентов на место халифа, наряду с Али ибн Абу Талибом и аз-Зубайром ибн аль-Аввамом
Во время событий Первой Фитны занял нейтральную позицию. На призыв Али он ответил, что готов пойти, если тот даст ему меч, способный отличить истинно верующего от неверного.
Саид ибн Зайд
Биография
Отцом Саида был Зайд ибн Амр ибн Нуфайл, который был ханифом. Сам Саид ибн Зайд одним из первых принял Ислам в 613 году, когда ему не было ещё и двадцати лет и участвовал в собраниях мусульман в доме Аркама.
Саид был женат на сестре Умара ибн аль-Хаттаба Фатиме. Во время чтения Корана Саидом и Фатимой их застал Умар, после чего он сам принял Ислам.
В первые годы зарождения Ислама мусульмане, в том числе и Саид ибн Зайд, подверглись жестоким гонениям, в результате чего им пришлосьпереселиться в Медину[1].
Военная деятельность
Саид ибн Зайд участвовал во всех важных событиях. Он был участником почти всех сражений, за исключением битвы при Бадре. После смерти пророка Мухаммеда, Саид ибн Зейд участвовал в войнах Халифата против Ирана и Византии[1].
Политическая деятельность
После завоевания Дамаска, командующий армией мусульман Абу Убайда назначил Саида наместником этого города[1].
Салман аль-Фариси
Салма́н аль-Фа́риси (араб. سلمان الفارسي; ок. 578 г., совр. Иран — ок. 657 Мадаин) — один из наиболее известных сподвижников пророка Мухаммеда.
Биография
Салман аль-Фариси родился в Иране, недалеко от Исфахана. Его отец был зороастрийцем и он обязал своего сына Салмана, которого в то время звали Мабах, поддерживать в доме огонь для ритуальных целей. Однажды познакомившись с христианами он заинтересовался их религией. Несмотря на протесты отца, Салман продолжал поддерживать с ними отношения и однажды бежал из дома, присоединившись к каравану, идущему в Сирию. В Сирии Салман аль-Фариси служил у христианских монахов. После смерти своего последнего наставника он отправился служить христианскому монаху живущему в Мосуле, а затем в Нусайбин и Аммурию. По совету своего последнего наставника, который рассказал ему о пришествии последнего Божьего пророка и описал его приметы, Салман отправился в Хиджаз. По дороге в Хиджаз спутники Салмана аль-Фариси пленили его и продали в рабство иудею в Вади аль-Курре, который в свою очередь продал его иудею-курайзиту из Медины. После хиджры пророка Мухаммеда в Медину Салман пошёл к нему, обнаружил в нём признаки, которые описал ему его последний духовный наставник из Аммурии и принял ислам. В 5 году хиджры мусульмане помогли Салману заплатить выкуп и приобрести свободу. В 5 году хиджры Салман аль-Фариси принял участие в битве у рва. В 638 году он вместе с Хузайфой основали южнее Мадаина, на побережье Ефрата, город Куфу.
Военная деятельность
В битве при Хандаке (5 г.х.) против мусульман выступила почти 10 тыс. армия язычников и мусульмане решили занять оборонительную позицию в Медине. Для облегчения обороны города Салман аль-Фариси посоветовал вырыть рвы вокруг Медины. Благодаря этому рву, мусульманам удалось отразить наступление противника, а сама битва вошла в историю под названием «битвы у рва». В период битвы у рва пророк Мухаммед символически объявил его членом своей семьи (Ахль аль-Байт).
В период правления халифа Умара, Салман принял участие в военных походах против Ирана под командованием Саада ибн Абу Ваккаса. При взятии мусульманами столицы Ирана Мадаина (Ктесифона), Салман уговорил сдаться гарнизон шахской охраны дворца.
Сумайя бинт Хайят
Сумайя бинт Хайя́т (араб. سمية بنت خياط; ум. 645, Мекка) — одна из сподвижниц пророка Мухаммеда, одной из первых принявших ислам. Муж Сумайи Ясир ибн Амир со своими братьями приехал из Йемена в Мекку в поисках другого их брата. Оставшись в Мекке, он вступил в союз с Абу Хузайфой и женился на Сумайе, которая была рабыней Абу Хузайфы. После рождения Аммара, Абу Хузайфа отпустил Сумайю на волю. Впоследствии Сумайя вышла замуж за Ясира аль-Азрака ар-Руми, который был слугой аль-Хариса ибн Каляды и стал отцом Салямы ибн аль-Азрака[1].
Испытания
После того, как Сумайя и члены её семьи стали открыто исповедовать ислам, мекканские многобожники стали издеваться над ними, добиваясь отречения от ислама. Их выводили в пустыню во время палящего зноя и надевали кольчуги, но семья Сумайи продолжала стойко переносить испытания. Даже смерть её мужа Ясира не сломило её и она стала вести себя резко и вызывающе по отношению к семейству аль-Мугиры и Абу Джахлю. Однажды Абу Джахль сказал Сумаййе, что она «уверовала в Мухаммада только потому, что влюбилась в него из-за его красоты!», но она ответила ему лишь грубыми словами. Разозлённый Абу Джахль убил Сумайю ударом копья прямо в сердце[1].
Тальха ибн Убайдуллах
Та́льха ибн Убайдулла́х (араб. طلحة بن عبيدالله, Мекка — 656) — шурин пророка Мухаммада и один из его ближайших сподвижников. Один из первых людей, принявших ислам, из-за чего ему пришлось вступить в конфликт с семьей и соплеменниками. Совершил хиджру и участвовал во многих сражениях мусульман с язычниками, в том числе в сражениях при Бадре, Ухуде и других битвах[1].
Военная деятельность
После гибели халифа Умара, был одним из шести кандидатов на власть в Халифате. Однако его не оказалось в Мекке и он не смог принять участие в выборах[2]. Вместе с Аишей бинт Абу Бакр и Аз-Зубайром ибн Аль-Аввамом выступил во главе войска против халифа Али ибн Абу Талиба. Был убит в «Верблюжьей битве».[1]
Халид ибн аль-Валид
Хали́д ибн аль-Вали́д (араб. خالد بن الوليد بن المغيرة المخزومي القرشي; 592, Мекка, — 642) — один изсподвижников пророка Мухаммада ﷺ, получивший прозвище Сайфу-ллах (араб. سيف الله — меч Аллаха).
Биография
Халид ибн аль-Валид родом из города Мекка, из племени Курейш. Сначала он был противником пророка Мухаммада и в 625 году нанёс урон мусульманам в битве возле Ухуда. Позже он принял ислам и стал важным полководцем пророка Мухаммада, получив прозвище «Меч Аллаха».
Халид провёл 43 битвы. Этот полководец является одним из немногих в истории, кто не был побежден в битве[источник не указан 1253 дня]. Известен победой в решающей битве при Ямаме и тактикой, использованной в сражениях при ал-Валадже и Ярмуке. Он никогда не любил отсиживаться в обороне, предпочитал наносить удар первым, заставая врага врасплох. Его армии всегда отличались мобильностью, резкостью и неустрашимостью.
В 632—633 годах Халид ибн Валид завершил разгром мятежных племён, начатый халифом Абу Бакром, уничтожив Мусайлиму и всех его союзников.
Похоронен полководец был в сирийском городе Хомс. Над местом его захоронения была построена большая величественная мечеть, носящая его имя. Во время военных действий на территории Старого города Хомс, в течении порядка двух лет удерживавшегося боевиками, мечеть получила ряд серьезных, но не катастрофических повреждений.
Спустя месяц после вывода боевиков из удерживаемых ими кварталов Старого города, 08.06.2014 министр по делам принадлежащего мусульманской общине Сирии имущества сообщил о полученном им указании от президента Сирии Башара аль-Асада о восстановлении исторической мечети Халеда ибн Валида в городе Хомс в как можно более быстрые сроки.
Хамза ибн Абд аль-Мутталиб
Хамза ибн Абд аль-Мутталиб аль-Хашими (араб. حمزه بن عبدالمطلب; 568, Мекка — 625, гора Ухуд,Медина) — сын Абд аль-Мутталиба, младший дядя пророка Мухаммада, его молочный брат и ближайший сподвижник.
Он был на два или четыре года старше пророка. Родился в Мекке, был известен своей храбростью и бесстрашием. Был доблестным воином и метким стрелком, всегда защищал слабых и беззащитных.
Хамза принял ислам не сразу, а спустя некоторое время. Это произошло в результате грубых действийАбу Джахля по отношению к пророку Мухаммаду и его сподвижникам на холме Сафа. Прибывший на местоконфликта Хамза защитил пророка, а на следующий день пришёл к нему и объявил о принятии ислама. Это произошло на второй год пророчества Мухаммада. Его присутствие в мусульманской общине значительно усилило её. После хиджры Хамза сыграл большую роль в деле укрепления мусульманской общины и государственности.
Военные походы
В ответ на бесчеловечное обращение с мусульманами, попытки дестабилизации положения в Медине и закрытие мекканцами доступа мусульман на совершение хаджа, пророк Мухаммад был вынужден принять срочные меры по устрашению язычников. Он приказал своим военным отрядам перекрытькараванные пути, которые соединяли Мекку с Сирией. Мусульманские отряды стали совершать рейды на караваны противника, нанося ему экономический ущерб. Хамза принял в этих походах самое непосредственное участие. По приказу пророка он выступил с отрядом в тридцать человек в Сиф аль-Бахр и собирался напасть на караван мекканцев, где находился Абу Джахль. Однако затем стороны предпочли разойтись без боя.
Битва при Бадре
Затем Хамза героически сражался в битве при Бадре и внёс огромный вклад в первую победу мусульманской армии. Сначала битвы на поединок вышел один человек — аль-Асвад ибн Абд аль-Асад аль-Хазуми, против которого вышел Хамза ибн Абд аль-Мутталиб и убил его. После этого вышел Утба ибн Рабиа между своим братом Шайбой ибн Рабиа и сыном аль-Валидом ибн Утба. Он выступил вперёд шеренги и вызвал мусульман на поединок. Вышли трое ансаров, но курайшиты отказались сражаться с ними и сказали, что будут сражаться с «благородными, уважаемыми людьми племени» (или они сказали, что будут сражаться с людьми из своего племени). Пророк сказал выйти Убайду ибн аль-Харису, Хамзе и Али. Хамза сразу же убил Шайбу, а Али сразу убил аль-Валида. Убайда и Утба обменялись ударами и были ранены. Али и Хамза убили Утбу и понесли Убайду к мусульманам. Таким образом, мусульмане в поединке трое на трое одержали победу.
Бану Кайнука
После возвращения в Медину у мусульман произошёл конфликт с иудейским племенем Кайнука. Иудеи не желали укрепления мусульманского государства и нарушили достигнутые ранее договорённости с мусульманами. Поводом к конфликту послужило приставание одного иудея к мусульманской женщине. Увидев это, один из мусульман защитил эту женщину и убил иудея. Сбежавшиеся на место происшествия иудеи убили этого мусульманина. Его родственники попросили у пророка Мухаммада помощи. Тогда пророк обратился к иудеям с предложением снова пойти на переговоры и подписатьдоговор. Однако иудеи отказались от этого предложения. В ответ Мухаммад вручил боевое знамя Хамзе и поручил ему выступить против племени Кайнука. Таким образом, это племя было вынуждено капитулировать.
Смерть
Спустя год после поражения при Бадре мекканцы собрали большие силы для реванша. Как уже упоминалось, в битве при Бадре Хамза убил Туайму ибн Адия, который был дядей влиятельного мекканца Джубайра ибн Мути. В связи с этим Джубайр решил отомстить Хамзе. Для этого он поручил своему чернокожему рабу Вахши, который отличался меткостью в метании копья, присоединиться к армии мекканцев и убить Хамзу. Взамен он обещал отпустить Вахши на свободу. Собрав большие силы, мекканцы выступили против мусульман. Стороны сошлись в битве при Ухуде. Вначале успех сопутствовал мусульманам. Али и Хамзе удалось убить знаменосцев курайшитов. Под напором мусульман язычники стали в панике разбегаться. В этой битве Хамза отчаянно сражался и сумел убить большое количество врагов. Однако затем мусульманские лучники бросили свои боевые порядки и поспешили на захват трофеев. Это дало возможность одному из командиров мекканцев, Халиду ибн Валиду, собрать оставшиеся силы и перейти вконтрнаступление на мусульман. В результате этого мусульмане потерпели в битве поражение, которое, однако, не имело решающего значения в ходе военных действий. Мусульманам удалось сохранить свои основные силы и отступить. В ходе этой битвы геройски погиб Хамза. Он был предательски убит ударом копья в спину со стороны раба Вахши, который побоялся биться с ним лицом к лицу. Затем враги надругались над его телом, жена Абу Суфьяна и мать Муавии съела его печень в знак мести мусульманам и Хамзе. В момент смерти Хамзе было приблизительно 57 лет.
Семья
Хамза был женат на Сальме бинт Умайе, которая была сводной сестрой Маймуны бинт ал-Харит, одной из жён Мухаммада. От этого брака у Хамзы с Сальмой родилась дочь Аммат.
Хузайфа ибн аль-Яман
Хузайфа ибн аль-Яма́н (араб. حذيفة بن اليمان; ум. 656) — один из сподвижников пророка Мухаммада.
Биография
Хузайфа ибн Яман родился в Медине. По происхождению он был мекканцем, а его отец был родом из мекканского клана Бану Абс. Отцу пришлось бежать из Мекки в Медину в связи с тем, что убил одного человека. Через некоторое время после начала пророчества Мухаммада, он приехал в Мекку для принятия Ислама[1].
Хузайфа рос в Медине и для того, чтобы увидеть пророка Мухаммада он специально поехал в Мекку и встретился с ним. После переселения мусульман в Медину, Хузайфа не покидал Мухаммада и старался быть постоянно рядом с ним. Хузайфа принял активное участие в укреплении мусульманского государства, он участвовал во всех сражениях, кроме битвы при Бадре. В битве при Ухуде, отец Хузайфы случайно погиб от мечей мусульман, которые приняли его за противника. Пророк Мухаммад узнав о смерти отца Хузайфы, хотел отдать распоряжение о выплате ему выкупа, но Хузайфа отказался от него[1].
В период правления халифа Абу Бакра ас-Сиддика, Хузайфа ибн Яман принял участие в войнах с вероотступниками и командовал отрядом, посланным вОман. В период правления халифа Умара, он воевал против персидских войск в Ираке, Хамадане и Рее. В период правления халифа Усмана, он участвовал в завоевании Армении и Азербайджана[1].
Участвуя в завоевании Армении и Азербайджана Хузайфа ибн Яман стал свидетелем конфликта по поводу чтения Корана. Он обратился к халифу Усману, чтобы тот размножил экземпляры Корана на курайшитском диалекте и отправил во все концы Халифата. Хузайфа передал более ста хадисов зафиксированных в сборниках хадисов[1].
Исламские богословы
Ибн Таймия
Таки́уддин Абу́ Абба́с А́хмад ибн Абдулхалим аль-Харрани, более известный как Ибн Тайми́йя (араб. ابن تيمية 1263, Харран — 1328, Дамаск) — арабо-мусульманский теолог, суфий[1], правовед ханбалитского мазхаба, критик нововведений в религии; его имя принято связывать с салафизмом[2].
Преподавал в дамасской медресе Ханбалия. В течение своей жизни из-за своего религиозного фанатизма и реформаторского рвения, а также конфликтов с правителями и их подданными несколько раз попадал в тюрьму . Боролся с «недозволенными новшествами», подвергал критике попытки привнесения в исламское богословие элементов греческой философии (фалсафа), рационализма калама, культа «святых» и т. д.. В вопросе описания Бога Ибн Таймия одинаково отвергал и отрицание божественных атрибутов, и сравнение Аллаха с его творениями, и символико-аллегорическое толкование священных текстов . В вопросах политики Ибн Таймия выступал за единство государства и религии, утверждал необязательность халифата и признавала возможность существования одновременно более одного халифа . Оставил после себя около 500 сочинений .
Биография
Его полное имя: Шейх уль-ислам Абуль-Аббас Такиуддин Ахмад ибн Абдулхалим ибн Мадждиддин ибн Абдуссалам ибн Таймия аль-Харрани. Он родился в 1263 году в Харране (северая Сирия). Из-за угрозы монгольского завоевания Харрана, в 1269 году Ибн Теймия вместе с родителями переехал в Дамаск (Шам). Его отец, Шихабуддин Абдулхалим аль-Харрани[ar], был знатоком исламского права, хадисоведения,толкования Корана и других богословских дисциплин. В Дамаске Абдулхалим аль-Харрани начал преподавать в знаменитой мечети Омейядов и возглавил медресе Суккария. В этом медресе молодой Ибн Таймия получил свое образование, а после смерти отца в 1284 г. сам встал во главе её. С ранних лет он выучил наизусть Коран, изучал не только религиозные науки, но и математику, логику, философию[3]. Получив традиционное религиозное образование, Ибн Таймия оказался под влиянием работ Ахмада ибн Ханбала[2]. Среди его учителей был шейх Шамсуддин аль-Макдиси, главный кади ханбалитов Дамаска с 1265 года[4].
В то время в Дамаске собрались многие известные учёные того времени, бежавшие от монгольского нашествия и нашедшие спасение в этом городе. Дамаск стал культурным центром мусульманского мира, здесь развивались различные мусульманские идеологии, проводилась полемика между ними. Господствующей мировоззренческой школой в то время была ашаритская школа калама, которая поддерживался вначале Айюбидами, а затем тюркскими правителями. Будучи представителем ханбалитского мазхаба, Ибн Теймия подвергал критике положения ашаритское учение, которое использовало в своей доктрине философские и логические доводы[3].
С 1296 г. Ибн Таймия начал преподавать в дамасской медреса Ханбалия. В течение своей жизни из-за своего религиозного фанатизма и реформаторского рвения, а также конфликтов с правителями и их подданными он несколько раз попадал в тюрьму[5]. В 1306—1312 гг. находясь в Египте вступил в полемику с местными богословами различных направлений. В Египте его обвинили в антропоморфизме (ташбих) и заключили в тюрьму. Выйдя на свободу, он возобновил борьбу с тем, что по его мнению было «недопустимыми новшествами» (бида), и вновь был подвергнут тюремному заключению. Вернувшись в 1313 г. в Дамаск, он занялся преподавательской деятельностью. Ибн Таймия принимал активное участие в организации джихада в связи с походом аль-Малика Ладжина на Малую Армению и в связи с угрозой нашествия монголов на Сирию. После возвращения в Дамаске он дважды подвергался тюремному заключению и умер в 1328 году в дамасской цитадели[1]. Похоронен на суфийском кладбище[6].
Спустя четыре столетия после его смерти изложенное в его сочинениях учение оказало огромное влияние на Ибн Абдуль-Ваххаба и легло в основуваххабизма, поддержанного династией Саудидов и ныне являющегося официальной идеологией Саудовской Аравии[7]. Отмечают авторитетность Ибн Таймия для Усамы бен Ладена[8].
Взгляды
Борясь с «недозволенными новшествами», Ибн Таймия подвергал критике попытки привнесения в исламское богословие элементов греческой философии (фалсафа), рационализма калама, культа «святых» и практики паломничества к могиле Пророка. Авторитетами в области знания и фикха Ибн Таймия считал улемов, «считая их наследниками и хранителями чистоты ислама»[9].
Его произведение «Путь суннизма» (или «Путь сунны») представляет собой полемику с Минхадж аль-Карама («Путь харизмы»), написанного Алламехом Хилли — шиитским богословом и учеником Насир ад-Дина ат-Туси[4]. Помимо критики шиизма, он также выступал с критикой по отношению к хариджитам,мутазилитам и ашаритам[10].
Теология
Ибн Таймия строил своё ханбалитское кредо на принципе «золотой середины» (васат), пытаясь опираться на разум (акль), традицию (накль) и волю (ирада). В вопросе описания Бога он одинаково отвергал и отрицание божественных атрибутов (та’тиль, апофатизм), и сравнение Аллаха с его творениями (ташбих, антропоморфизм), и символико-аллегорическое толкование священных текстов (та’виль). В соответствии с традиционалистской установкой ханбализма он считал Коран и сунну единственным источником религиозной истины[11]. По мнению Ибн Таймии Бога следует описывать только так, как он характеризуется в Коране и хадисах пророка Мухаммада.
В вере (иман) он выделял чувство, формулы и действия. Ибн Таймия отдавал предпочтение мнению сподвижников и последователей Пророка перед доктринами основателей мазхабов. Он предпочитал совершать иджтихад на основе текста Корана и хадисов (насс), отводя значительную роль суждению по аналогии (кияс) и принижая тем самым значение иджма'[1].
В вопросе свободы воли и предопределения Ибн Таймия стремился возродить моральный активизм, заложенный в Коране и сунне. Он полагал ошибочным мутазилитское отрицание роли Бога в человеческих деяниях и ашаритское отрицание действенной воли человека. Решая дилемму «свобода воли — божественное всемогущество» он отнесит актуальную реализацию принципа Божьего всемогущества лишь к прошлому, а императивы божественного закона (шариат) — к будущему[11].
Политика
Политическая концепция Ибн Таймии изложена главным образом в его труде «ас-Сияся аш-шариййа» («Религиозное управление»). В ней он подчеркивает нерасторжимое единство государства и религии. В отличие от традиционной суннитской доктрины государства, он не утверждает обязательность института халифата и признаёт возможность существования одновременно более одного халифа[11]. Он отрицал суннитскую концепцию выборности правителя, считая, что и в раннем исламе её не было. При этом он признавал законность четырёх Праведных халифов, указывая на явное превосходство (тафдил) Абу Бакра и Умара и на возможность колебаний (таваккуф) в признании заслуг халифа Усмана и Али. Ибн Таймия отрицал обязательность принадлежности главы государства к племени курайшитов и резко осуждал использование власти в корыстных целях. Согласно Ибн Таймия, существование государства (то есть халифата) обусловлено религиозными целями. Авторитет, который имеет государство, — от халифа, вся деятель