Искренние советы отправляющимся в хадж

Обряды хаджа и умры

Согласно Корану, Сунне

И преданиям праведных

Предшественников

Перевод с арабского

Дамир Хайруддин

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ИСКРЕННИЕ СОВЕТЫ ОТПРАВЛЯЮЩИМСЯ В ХАДЖ

НЕТ ГРЕХА В ТОМ, ЧТОБЫ:

ДЕЙСТВИЯ ПЕРЕД ВХОЖДЕНИЕМ В СОСТОЯНИЕ ИХРАМА

ВХОЖДЕНИЕ В СОСТОЯНИЕ ИХРАМА И СВЯЗАННОЕ С ЭТИМ НАМЕРЕНИЕ

МЕСТА ВХОЖДЕНИЯ В СОСТОЯНИЕ ИХРАМА (МИКАТЫ)

ВЕЛЕНИЕ ПРОРОКА, ДА ПРЕБУДЕТ НАД МИР И БЛАГОСЛОВЕНИЕ АЛЛАХА, СОВЕРШАТЬ ХАДЖ АТ-ТАМАТТУ’

ОБУСЛОВЛИВАНИЕ ХАДЖА

СОВЕРШЕНИЕ НАМАЗА В ВАДИ АЛЬ-‘АКИК

ТАЛЬБИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ГОЛОСА ПРИ ЕЕ ПРОИЗНЕСЕНИИ

СОВЕРШЕНИЕ ПОЛНОГО ОМОВЕНИЯ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В МЕККУ

ОБХОД КААБЫ, СОВЕРШАЕМЫЙ ПО ПРИБЫТИИ В МЕККУ (ТАВАФ АЛЬ-КУДУМ)

ПРИЖИМАНИЕ К МЕСТУ, НАХОДЯЩЕМУСЯ МЕЖДУ УГЛОМ И ДВЕРЬЮ

РИТУАЛЬНОЕ ПРОХОЖДЕНИЕ (САЙ) МЕЖДУ АС-САФОЙ И АЛЬ-МАРВОЙ

ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ТАЛЬБИИ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ХАДЖА В ДЕНЬ АТ-ТАРВИЯ

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ К АРАФАТУ

СТОЯНИЕ НА АРАФАТЕ

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ИЗ АРАФАТА

СОВЕРШЕНИЕ РАССВЕТНОГО НАМАЗА В МУЗДАЛИФЕ

РИТУАЛЬНОЕ БРОСАНИЕ КАМЕШКОВ

ПРИНЕСЕНИЕ В ЖЕРТВУ ВЕРБЛЮДОВ (АН-НАХР) И ПРОЧИХ ЖИВОТНЫХ (АЗ-ЗАБХ)

ОСНОВНОЙ ОБХОД КААБЫ (ТАВАФ АЛЬ-ИФАДА)

НОЧЕВКА В МИНЕ

ПРОЩАЛЬНЫЙ ОБХОД КААБЫ (ТАВАФ АЛЬ-ВАДА')

ПРЕДИСЛОВИЕ

بسم الله الرحمن الرحيم

Во Имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем, просим о помощи и прощении! Мы прибегаем к Аллаху от зла нас самих и зла наших поступков. Тот, кого ведет Аллах, никогда не заблудится, а тот, кого Он вводит в заблуждение, никогда не найдет Истинного Пути. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник!

А затем:

Желая облегчить знание для простых людей, я решил изложить обряды хаджа в упрощенном виде, основываясь на своей книге «Хадж пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о котором рассказал Джабир, да будет доволен им Аллах». Я это сделал по подобию своей небольшой книги «Краткое изложение описания намаза пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Однако в новую книгу я также поместил важные дополнения, которые не были упомянуты ни в книге «Хадж пророка, да благословит его Аллах и приветствует», ни в примечаниях к ней. Особое внимание я уделил источникам, содержащим эти дополнения, а также другим полезным вопросам, приведенным в данной книге, подобно тому, как мы это делаем в остальных своих трудах, указывая на степень достоверности хадиса и его источник. Однако я привожу эти сведения вкратце, ссылаясь в большинстве случаев на другие свои книги, некоторые из которых опубликованы, а некоторые пока нет.

Что касается данной книги, то я не привожу в ней те источники, которые уже содержатся в книге «Хадж пророка, да благословит его Аллах и приветствует», полагая, что этот труд имеется в наличии у уважаемых читателей, и если кто-нибудь из них пожелает удостовериться в каком-либо вопросе, содержащемся здесь, то он с легкостью сможет обратиться к первоисточнику, т.е. к книге «Хадж пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Таким образом, ссылаясь на вышеупомянутый труд в данной книге, я употребляю слово «первоисточник» (аль-асль). Кроме того, дабы сделать эту книгу более полезной, мы поместили в ней небольшой раздел, где вкратце перечисляются религиозные нововведения, связанные с хаджем и посещением Медины, и назвали данный труд «Обряды хаджа и умры согласно Корану, Сунне и преданиям праведных предшественников».

Я прошу Благословенного и Всевышнего Аллаха сделать весь этот труд правильным, а также искренне выполненным только из стремления к Его Благословенному Лику и больше ничему иному!

Дамаск,

21 число месяца ша’бан 1395 г. хиджры

(29 августа 1975 г. – прим. переводчика)

Мухаммад Насируддин аль-Албани

ВХОЖДЕНИЕ В СОСТОЯНИЕ ИХРАМА И

СВЯЗАННОЕ С ЭТИМ НАМЕРЕНИЕ

6.Когда паломник достигнет миката, он должен войти в состояние ихрама. При чем просто наличие в сердце цели и намерения совершить хадж недостаточно, поскольку цель (совершить хадж) постоянно была в его сердце с того самого момента, как он уехал из места своего проживания. Наоборот, он должен произнести слово либо совершить дело, посредством которого он станет паломником, находящимся в состоянии ихрама. Поэтому, если он возгласит тальбию с целью вхождения в состояние ихрама, то, согласно единодушному мнению ученых, его вхождение в состояние ихрама считается состоявшимся.

7.Не следует произносить ничего перед возглашением тальбии. К примеру, нельзя говорить: "Аллахумма инни уриду аль-хадж ва аль-‘умра, фа-йассирху ли ва такаббальху минни…" («О, Аллах! Поистине, я хочу совершить хадж и умру, так облегчи же мне его и прими его от меня…»), поскольку об этом ничего не передается от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха. Это подобно произнесению намерения для омовения, намаза и поста, что является религиозным новшеством, а ведь известно, что пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, каждое религиозное новшество – это ересь, каждая ересь – это заблуждение, а каждое заблуждение в адском Огне».

МЕСТА ВХОЖДЕНИЯ В СОСТОЯНИЕ ИХРАМА (МИКАТЫ)

8. Существует пять микатов: Зу-ль-Хулейфа, аль-Джухфа, Карн аль-Маназиль, Яламлам и Зат ‘Ирк. Эти микаты предназначены для жителей этих мест и для тех, кто пересекает их, желая совершить хадж или умру. Тот паломник, чей дом находится ближе к Мекке, чем эти места, входит в состояние ихрама из своего дома, включая мекканцев, которые входят в состояние ихрама в Мекке.

Зу-ль-Хулейфа – место вхождения в ихрам для мединцев. Оно является поселением, расположенным на расстоянии шести-семи миль от Медины. Этот микат находится дальше всех остальных микатов от Мекки. Расстояние между ними составляет десять переходов (марахиль) либо чуть больше или меньше в зависимости от того, по какой дороге считать. Из этого места в Мекку ведет множество путей, о чем сказал шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа. Это местечко также называется Вади аль-‘Акик, а мечеть, расположенная в ней, – Масджид аш- Шаджара (Мечеть Дерева). Здесь также находится колодец, который невежественные люди называют «колодцем Али», веря, что Али якобы убил около него джинна. Рассказ об этом является ложью.

Аль-Джухфа – поселение, расположенное на расстоянии около трех переходов от Мекки. Оно является микатомдля жителей аш-Шама, Египта, а также Медины, если они пересекают его, направляясь (в Мекку) по другому пути. Ибн Таймиййа сказал: «Это местечко является микатом для паломников, прибывающих с западного направления, например, для жителей аш-Шама, Египта и остальных (стран), расположенных к западу. В наши дни это поселение разрушено, поэтому люди стали входить в состояние ихрама до него, в месте, которое называется Рабига».

Карн аль-Маназиль, который также называется Карн ас-Саалиб, находится неподалеку от Мекки на расстоянии суточного перехода. Это место является микатом для жителей Неджда.

Яламлам – местечко, расположенное от Мекки в двух ночных переходах на расстоянии тридцати миль. Оно является микатом для жителей Йемена.

Зат ‘Ирк – место в Аравийской пустыне, являющееся разделительным пунктом между районами Неджд и Тихама. Находясь в сорока двух милях от Мекки, это место является микатом для жителей Ирака.

ВЕЛЕНИЕ ПРОРОКА,

ОБУСЛОВЛИВАНИЕ ХАДЖА

10. Если паломник опасается, что какая-либо причина может помешать ему совершить хадж до конца – будь то болезнь или страх –, то при произнесении тальбии он может обусловить свой хадж пред Всевышним Господом, сказав то, чему научил посланник, да пребудет над мир и благословение Аллаха:

اللهم مِحِلّي حيث حبستني

«Аллахумма михилли хайсу хабастани»

(«О Аллах, мое место вхождения в ихрам там, где Ты меня задержал»)[14].

Поэтому, если паломник поступит так, и его что-то задержит или он заболеет, то ему разрешено выйти из состояния ихрама при совершении хаджа или умры, и ему не надо будет приносить в жертву животное в качестве искупления и снова повторять хадж, если только это не был его первый хадж, являющийся обязательным, который в таком случае следует совершить заново.

11. Не существует специального намаза по случаю вхождения в ихрам. Однако если паломника застало время намаза до вхождения в ихрам, то он должен помолиться, а после намаза войти в состояние ихрама. Примером для него служит посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, который вошел в состояние ихрама после полуденной молитвы.

СОВЕРШЕНИЕ НАМАЗА В ВАДИ АЛЬ-‘АКИК

12. Однако тому, кто входит в состояние ихрама в Зу-ль-Хулейфе, желательно помолиться в ней, однако не по случаю вхождения в ихрам, а из-за особенностей этого места и его благословенности. Так, аль-Бухари привел хадис от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как в Вади аль-‘Акык посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: “Сегодня ночью ко мне явился посланец от Господа моего и сказал: «Соверши молитву в этом благословенном вади и скажи: “Умратан фи хаджатин” {(Я совершаю) умру в хадже»} (в другой версии этого хадиса передается: “умратан ва хаджатан” («Я совершаю) умру и хадж»).

Также передают от Ибн ‘Умара, что пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал, что, остановившись на ночлег (му’аррис[15]) в Зу-ль-Хулейфе, внутри вади, он увидел сон (в другой версии этого хадса передается: «ему приснился сон»), в котором ему было сказано: «Поистине, ты – в долине благословенной!»[16].

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ К АРАФАТУ

61. После восхода солнца в День Арафата паломник направляется к Арафату, произнося тальбию и такбир. Так поступали сподвижники пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, когда он находился среди них во время прощального хаджа: он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, не порицал ни того, кто произносил слова тальбии, ни того, кто произносил такбир[71].

62. Затем он останавливается в Намире[72] – местечке поблизости от Арафата, не относящемся к территории Арафата – и остается там до полудня.

63. Как только солнце начнет клониться (к закату[73]), паломник отправляется к (вади) Урана и там останавливается[74]. Это место находится перед Арафатом. В нем имам обращается к людям с соответствующей проповедью (хутба).

64. Затем имам совершает вместе с людьми полуденный (зухр) и предвечерний намазы (‘аср), сокращая и совмещая их во время, отведенное для полуденного намаза.

65. Для обоих этих намазов возвещается один азан и два икамата.

66. Между двумя этими намазами не совершаются никакие другие намазы[75].

67. Тот, кому не удастся совершить эти два намаза с имамом, точно так же совершает их один либо вместе с подобными ему людьми, которые находятся рядом[76].

СТОЯНИЕ НА АРАФАТЕ

68. Затем паломник направляется на Арафат и останавливается около больших камней, рассеянных у подножия горы ар-Рахма (джабаль ар-Рахма). Если же ему не удастся это сделать, то вся (долина) Арафат является местом стояния.

69. Он стоит, обратившись лицом к кибле, воздев вверх руки, взывая с мольбами к Аллаху и произнося тальбию.

70. Он часто произносит тахлиль (т.е. слова «Ля иляха илля-Ллах», «Нет никого, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха» – прим. переводчика). Поистине, эти слова являются наилучшей мольбой в День Арафата, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Лучшая (мольба), которую произносил я и пророки (до меня) вечером (‘ашиййа[77]) в День Арафата (, является следующей):

لا إله إلا الله وحده لا شريك له، له الملك و له الحمد و هو على كل شيء قدير

Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарика ляху! Ляхуль мульку ва ляхуль хамду ва хува ‘аля кулли шай’ин кадиир!

«Нет божества, кроме Аллаха, Одного, у Которого нет сотоварища! Ему принадлежит власть и надлежит хвала, и Он властен над всем сущим!»[78].

71. Иногда паломнику дозволено добавлять к тальбии следующие слова:

إنما الخير خير الآخرة

Иннамаль-хайр, хайру-ль-ахыра

«Истинное благо – это благо Последней жизни»[79].

72. Согласно Сунне стоящий на Арафате не должен поститься в этот день.

73. Таким образом, он не перестает поминать Аллаха, произносить тальбию и обращаться с теми мольбами, которые пожелает, надеясь, что Всевышний Аллах включит его в число тех, кто будет освобожден от адского огня, и кем будет хвалиться Аллах перед ангелами, о чем говорится в следующих хадисах:

«Нет (другого такого) дня, когда Аллах освобождал бы от адского огня больше (Своих) рабов, чем в День Арафата. Поистине, Он приближается (к ним), а затем хвалится ими пред ангелами, говоря: “Что хотят эти (люди)?”»[80];

«Поистине, Аллах хвалится людьми на Арафате пред обитателями небес (т.е. ангелами – прим. переводчика) и говорит : “Посмотрите на Моих рабов, которые пришли ко Мне с растрепанными волосами и покрытые пылью!”»[81].

Паломник продолжает все это совершать вплоть до заката солнца.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ИЗ АРАФАТА

74. После заката солнца паломник перемещается из Арафата в Муздалифу, соблюдая тишину и спокойствие. Он не теснит людей ни собственноручно, ни своим верховым животным, ни своей машиной. Если он найдет свободное место, то начинает двигаться быстрее.

75. Добравшись до Муздалифы, он возглашает азан, затем икамат и совершает закатный намаз (магриб) в три рак’ата, после чего возглашает икамат и совершает ночной намаз (‘иша) в сокращенной форме. Тем самым он совмещает закатный и ночной намазы.

76. Если паломник разделит два этих намаза по какой-либо причине, то это не навредит ему[82].

77. При этом не следует совершать никаких (дополнительных) молитв ни между двумя этими намазами, ни после ночного намаза (‘иша)[83].

78. Затем он ложится спать до рассвета.

79. Как только появятся первые проблески зари, он совершает рассветный намаз (фаджр) в самое раннее время, отведенное для этой молитвы, возгласив азан и икамат.

НОЧЕВКА В МИНЕ

117. Затем паломник возвращается в Мину и находится в ней в течение дней ат-ташрик, ночуя там.

118. Каждый день после полудня он совершает в Мине ритуальное бросание камешков в три столба. При этом в каждый столб он бросает семь камешков, о чем говорилось ранее, когда речь шла о бросании камешков в День Жертвоприношения (см. пункты 86 – 90).

119. Сначала он бросает камешки в первый столб, который ближе всего расположен к мечети аль-Хайф. Завершив бросать в него камешки, он продвигается вперед чуть вправо, становится лицом к кибле и долго так стоит, взывая с мольбами к Аллаху и подняв руки[115].

120. Затем он подходит ко второму столбу и так же бросает в него камешки, после чего проходит налево, становится лицом к кибле и долго так стоит, взывая с мольбами к Аллаху и подняв руки[116].

121. Затем он подходит к третьему столбу – это большой столб (джамрат аль-акаба) – и так же бросает в него камешки, встав так, чтобы Кааба была слева от него, а Мина – справа. После чего он должен сразу уйти, не задерживаясь около этого столба[117].

122. Затем во второй и в третий день ат-ташрика ему следует бросить камешки точно так же.

123. Если он покинет Мину после бросания камешков во второй день, не оставшись в ней ночевать для бросания камешков в третий день, то это разрешено, поскольку Всевышний сказал:

واذكروا الله في أيام معدودات ، فمن تعجل في يومين فلا إثم عليه ، ومن تأخر فلا إثم عليه لمن اتقى

«Поминайте Аллаха в считанные дни! Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных».

Однако задержаться для бросания камешков (в третий день) лучше, поскольку такова Сунна[118].

124. В соответствии с Сунной следует придерживаться той последовательности выполнения обрядов хаджа, которая был приведена выше: ритуальное бросание камешков, совершение жертвоприношения, бритье головы, основной обход Каабы (таваф аль-ифада), а также прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой тем паломником, кто совершает хадж ат-таммату’. Однако если паломник выполнит какой-либо обряд раньше или позже другого, то это разрешено, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, говорил: «Нет в том греха, нет в том греха».

125. Тому, у кого есть уважительная причина, разрешено при выполнении ритуального бросания камешков следующее:

а) не ночевать в Мине, поскольку Ибн ‘Умар передал: «Аль-‘Аббас бин ‘Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, попросил посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, разрешить ему оставаться в Мекке в те ночи (, которые паломники проводят в) Мине, для того, чтобы снабжать их водой, и он разрешил ему это»[119].

б) совместить ритуальное бросание камешков, совершив этот обряд не за два, а за один день, поскольку ‘Асым бин ‘Адийй передал: «Посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, разрешил пастухам верблюдов, ночующих вместе с ними (за пределами Мины), бросить камешки в День Жертвоприношения, а затем совместить совершение этого обряда после Дня Жертвоприношения и бросить камешки в один из двух дней (за два дня)»[120].

в) совершать ритуальное бросание камешков ночью, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Пастух бросает камешки ночью и занимается выпасом (скота) днем»[121].

126. Согласно Шариату паломник может приходить к Каабе и совершать ее обход в каждую из тех ночей, которые он проводит в Мине, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, так поступал[122].

127. Находясь в эти дни в Мине, паломник должен неуклонно соблюдать пять предписанных намазов, совершая их вместе с другими людьми под руководством имама. Если у него есть возможность, лучше всего молиться в мечети аль-Хайф, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Семьдесят пророков молились в мечети аль-Хайф»[123].

128. Когда паломник завершит ритуальное бросание камешков во второй либо в третий день ат-ташрика, он на том заканчивает совершение обрядов хаджа, возвращается в Мекку и пребывает в ней столько, сколько предначертал ему Аллах. Он должен стремиться совершать намазы вместе с людьми под руководством имама, особенно в Заповедной Мечети, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «(Один) намаз в моей Мечети (т.е. в Мечети Пророка в Медине – прим. переводчика) превосходит тысячу намазов в любой иной (мечети), кроме Заповедной Мечети, а (один) намаз в Заповедной Мечети превосходит сто тысяч намазов в любой другой (мечети)»[124].

129. Ему следует почаще совершать обход Каабы (таваф) и молиться в (Заповедной Мечети) в любое время суток, которое он пожелает, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, говоря о двух углах – Черном камне и йеменском угле – сказал[125]: «Прикосновение к ним обоим стирает грехи. А совершающему обход Каабы с (каждым) поднятием и опусканием стопы Аллах записывет одно доброе дело, снимает с него одно прегрешение и записывает ему одну ступень. Тот же, кто ровно семь раз обойдет вокруг Каабы, это будет (для него) подобно освобождению одного раба»[126]. Также пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «О, бану ‘Абд Манаф! Не препятствуйте никому совершать обход этого Дома (Аллаха) и молиться (здесь) в любое время суток, которое он пожелает!»[127].

ПРОЩАЛЬНЫЙ ОБХОД КААБЫ (ТАВАФ АЛЬ-ВАДА')

130. Когда паломник закончит все свои насущные дела и решит отправиться домой, ему следует попрощаться с Домом (Аллаха), совершив его обход, поскольку Ибн ‘Аббас передал: «Люди стали разъезжаться, и тогда пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: “Пусть никто не уезжает, пока последним, что он сделает, не будет обход Дома (Аллаха)”»[128].

131. Сначала женщине, у которой месячные, было велено ждать, пока она не очистится, чтобы совершить прощальный обход Каабы[129], однако затем такой женщине было позволено уезжать (из Мекки), не дожидаясь, пока она очистится, о чем также передал Ибн ‘Аббас: «Пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, позволил женщине, у которой месячные, уезжать (из Мекки) до совершения (прощального) обхода Каабы (при том условии), если она уже совершила основной обход Каабы (таваф аль-ифада)»[130].

132. Паломник может взять с собой столько воды Зам-Зам, сколько сможет, в надежде снискать от нее благодать. Так, сообщается, что «посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, вез ее с собой в кожаных бурдюках и мехах для воды. Он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, поливал (воду Зам-Зам) на больных и поил их (ею)»[131]. Более того, «находясь в Медине, до завоевания Мекки, он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, направлял Сухайлю бин ‘Амру послания (следующего содержания): «Пришли нам воду Зам-Зам и не бросай (это дело)!», – и тот отправлял ему два огромных бурдюка (с водой Зам-Зам)»[132].

133. Завершив обход Каабы, следует выйти (из мечети) с левой ноги[133], сказав:

اللهم صل على محمد وسلم ، اللهم إني أسألك من فضلك

“Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин уа саллим! Аллахумма, инни асалюка мин фадлика!”

(«О Аллах, ниспошли благословения и мир Мухаммаду! О Аллах, поистине, я прошу тебя о Твоей милости!»).

[1] Этот хадис, переданный Абу Хурейрой, да будет доволен им Аллах, привели аль-Бухари, Муслим и другие (мухаддисы). Цепочки передатчиков и источники этого хадиса приведены в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 1200) и в «Ирва аль-Галиль» (№ 769).

[2] Как обычно и происходит с большинством паломников в наше время. Довольно редко увидишь, чтобы кто-нибудь из них гнал свое жертвенное животное из дома, как это сделал пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха. Конечно же, тот паломник, кто поступает так, как сделал пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, не заслуживает порицания. Однако, что касается того паломника, который не гонит с собой жертвенное животное и при этом вознамерился совершить хадж аль-кыран либо аль-ифрад, то он противоречит поступку пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, и его приказу, даже если люди не желают этого, о чем сказал Ибн Аббас. См. «Сахих Муслим» (4/58) и «Муснад» имама Ахмада (1/278 и 342).

[3] См. «Сахих Аби Дауд» (1787 и 1905).

[4] Говоря это, он опирался на слова пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха: «Поистине, Аллах ввел умру в этот ваш хадж. Поэтому, когда вы прибудете (в Мекку), то совершивший обход Каабы и (ритуальное прохождение) между ас-Сафой и аль-Марвой, выходит из состояния ихрама, за исключением того, кто пригнал с собой жертвенное животное». См. «Сахих Аби Дауд» (1801).

[5] Этому (суждению) вовсе не противоречат передающиеся от Умара и других сподвижников сообщения, в которых говорится о том, что они считали хадж аль-ифрад более предпочтительным. Этот вопрос я разъяснил в первоисточнике данной книги. Спустя некоторое время я увидел, что шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа истолковал этот вопрос следующим образом: он (т.е. Умар бин аль-Хаттаб – прим. переводчика) имел в виду совершение только умры за одну поездку, а совершение хаджа – за другую поездку. Более подробно см. «Маджму аль-Фатава» (том 26), поскольку эта тема важна.

[6] Это хороший хадис. Полностью он приведен в книге «Сахих аль-джами ас-сагир» (№ 1477).

[7] Полностью этот хадис упоминается в первоисточнике данной книги. Я также его привел в «Ирва аль-Галиль» (№ 1019) и в «Сахих Аби Дауд» (1840).

[8] Никаб является вуалью (кына’), которая носится на кончике носа. Вуаль имеет несколько разновидностей. Если женщина приближает свой никаб к уровню глаз, то он называется «васваса» или «бурку’». Если она опускает его до глазниц, то он называется «никаб». Если же он находится на кончике носа, то называется «лукфам». Никаб называется никабом женщины, потому что он скрывает ее никаб, т.е. цвет ее (кожи) цветом никаба». Цитата приведена в сокращении из «Лисан аль-‘араб» («Толкового словаря арабского языка»), 2/265-266.

[9] Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в своем труде «Мансик» (стр. 365) пишет: «Перчатки (куффазат) – это оболочка, сделанная для руки, подобно той, что делают сокольничии». Сокол является одним из видов ястребов, используемых для охоты (как ловчая птица).

[10] Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в «Манасик аль-хадж» пишет: «Паломнику нет необходимости обрезать их (т.е. кожаные носки – прим. переводчика), чтобы они были ниже лодыжек, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сначала приказал обрезать их, а уже после этого, находясь на Арафате, он разрешил носить шаровары тем, кто не нашел изар, и кожаные носки тем, кто не нашел сандалии. Таково наиболее правильное из двух мнений ученых».

[11] Этот хадис является согласованным (т.е. цепочка передатчиков этого хадиса и его текстовая часть одинакова у имамов аль-Бухари и Муслима – прим. переводчика). См. также «Сахих Аби Дауд» (1825).

[12] Прим. переводчика: микат – специальное место, где паломник входит в состояние ихрама. Речь об этом пойдет далее. Пользуясь случаем, обращаю внимание уважаемого читателя на разницу в выражениях: «облачиться в ихрам» (т.е. надеть специальную одежду, называемую ихрам, которая для мужчин состоит из двух кусков нескроенной материи: изар и рида) и «войти в состояние ихрама» (т.е. войти в ритуальное состояние, когда паломник должен соблюдать ряд запретов, от которых свободны все остальные мусульмане).

[13] См. источники этого хадиса в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 2469).

[14] Этот хадис является согласованным. См. также «Сахих Аби Дауд» (1776).

[15] Использованное в хадисе слово «му’аррис» происходит от слова «та’рис», означающее остановку путника на ночлег в последнюю часть ночи для сна и отдыха. См. «ан-Нихаййа».

[16] См. «Сахих Аби Дауд» (2044) и «Мухтасар Сахих аль-Бухари». Аль-хафиз (Ибн Хаджар) в «Фатх аль-Бари» (3/311) пишет: «В этом хадисе содержится указание на достоинство (вади) аль-‘Акик подобно достоинству Медины, равно как и указание на достоинство совершения намаза в нем…».

[17] Этот хадис аль-Бухари приводит в форме «муалляк» (хадис, в начале иснада которого пропущено имя одного или нескольких друг за другом передатчиков – прим. переводчика), а аль-Байхаки – в форме «мавсуль» (хадис с непрерывной цепочкой передатчиков, который относится к категории сообщения, восходящего до пророка (марфу) или до сподвижника (маукуф) – прим. переводчика). Иснад этого хадиса является достоверным.

[18] Передал ад-Дийа (аль-Макдиси) через достоверный иснад.

[19] Этот хадис является согласованным. См. также «Сахих Аби Дауд» (1812).

[20] Этот хадис привели авторы сборников «ас-Сунан» и другие (мухаддисы). См. «Сахих Аби Дауд» (1814).

[21] Этот хадис является хорошим (хасан). «Сахих аль-Джами» (1101).

[22] Об этом передал Саид бин Мансур, как указано в «аль-Мухалла» (7/94), через хороший иснад, а также Ибн Аби Шейба через достоверный иснад от аль-Муталлиба бин ‘Абдуллаха, о чем сказано в «аль-Фатх» (3/324). Данное предание относится к категории «мурсаль» (хадис, в иснаде которого есть пропуск после имени последователя (ат-таби') – прим. переводчика).

[23] Этот хадис привел Муслим. См. «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 2023).

[24] Это хадис привели аль-Бухари, ат-Тайалиси (1513) и Ахмад (6/32, 100, 180, 243).

[25] Это предание привел Ибн Аби Шейба, о чем сказано в «аль-Мухалла» (7/94-95). Его иснад является достоверным. Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в своем труде «Мансик» пишет: «Женщина повышает свой голос до такой степени, чтобы ее слышали ее спутницы. При различных обстоятельствах желательно также еще больше повысить голос…».

[26] Эти слова являются частью достоверного хадиса, приведенного в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 830): «Ко мне явился Джибриль и сказал: “О, Мухаммад! Прикажи своим сподвижникам повышать свои голоса при произнесении тальбии, поскольку она относится к обрядам хаджа”».

[27] Этот хадис привели Ибн Хузайма и аль-Байхаки через достоверный иснад, как указано в «Тахридж ат-Таргиб ва ат-Тархиб» (2/118).

[28] Этот хадис передал аль-Бухари. Ибн Хаджар сказал: «В этом хадисе содержится свидетельство того, что произнесение тальбии внутри вади относится к Сунне посланников. Он также свидетельствует о том, что произнесение тальбии установлено как при спуске, так и при подъеме».

[29] Этот хадис привел Ахмад (1/417) через хороший иснад. Этот хадис назвали достоверным аль-Хаким и аз-Захаби, о чем сказано в «аль-Хадж аль-Кябир».

[30] Об этом передали аль-Бухари и аль-Байхаки. См. также «аль-Маджму» (3/225 и 239).

[31] Об этом передали аль-Бухари. См. также «Сахих Аби Дауд» (1865).

[32] Об этом передали аль-Бухари. См. также «Сахих Аби Дауд» (1866).

[33] Этот хадис привел аль-Факихи через хороший иснад.

[34] Об этом передается хороший хадис, приведенный в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 2478).

[35] См. «аль-Калям ат-таййиб» шейх аль-Ислама Ибн Таймиййи. Хадисы, содержащиеся в этом труде, я проверил на достоверность (см. стр. 51-52).

[36] Там же.

[37] Об этом от него передал Ибн Аби Шейба через достоверный иснад. Другие (мухаддисы) передают об этом от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, однако через слабый иснад, как разъяснено в «Сильсилят аль-ахадис ад-даифа» (№ 1054).

[38] Прим. переводчика: ас-Салям – одно из Прекрасных Имен Аллаха, указывающее на свободу Аллаха от каких бы то ни было недостатков и изъянов.

[39] Прим. переводчика: т.е. Ты избавляешь от любых бед, невзгод и несчастий.

[40] Прим. переводчика: «ас-салам» здесь: благополучие, которое взывающий с мольбой просит от Аллаха.

[41] Об этом передал аль-Байхаки (5/72) через хороший иснад от Саида бин аль-Мусаййаба, который сказал: «Я слышал от ‘Умара слова, которые вам не передаст больше никто другой, кроме меня, так как их уже нет в живых. Я слышал, как он говорил, когда видел Дом (Аллаха): “Аллахумма анта-с-Салям ва минка-с-салям, фа-хаййина раббана би-с-салям!”». Аль-Байхаки также передал через другой иснад от Саида бин аль-Мусаййаба, что Умар произносил эту мольбу. Об этом также передал от них Ибн Аби Шейба (4/97).

[42] Слова одного из уважаемых ученых в примечаниях к книге «аль-Манасик ва аз-Зиярат», что об этом не передается от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, являются его ошибкой. Я доказал суждение о достоверности соответствующего хадиса в «Ирва аль-Галиль» (1112).

[43] Этот хадис привели аш-Шафии, Ахмад и другие (мухаддисы). Данный хадис является сильным, как я разъяснил в «аль-Хадж аль-кябир».

[44] Прим. переводчика: в комментариях к сборнику ат-Тирмизи «Тухфа аль-ахвази би шарх джами ат-Тирмизи» слова «с истиной» (би-хаккин), упомянутые в данном хадисе, толкуются следующим образом: это значит, кто прикоснулся к нему (т.е. к Черному камню) с верой и надеждой на награду Аллаха.

[45] Этот хадис назвали достоверным ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким и аз-Захаби. Его цепочки передатчиков и источники приведены в «аль-Хадж аль-кябир».

[46] Этот хадис ат-Тирмизи назвал хорошим, а Ибн Хиббан, аль-Хаким и аз-Захаби – достоверным.

[47] Этот хадис назвали достоверным ат-Тирмизи и Ибн Хузайма.

[48] Прим. переводчика: здесь имеется в виду невысокая полукруглая стена, расположенная в непосредственной близости от северо-западной стены Каабы, но не соединяющаяся с ней.

[49] Слово аль-идтиба' (т.е. обнажение правого плеча при обходе Каабы паломником-мужчиной – прим. переводчика) означает следующее: просунуть один конец риды (верхней накидки паломника) под подмышкой правой руки и забросить его край на левое плечо, тем самым, обнажив правое плечо и покрыв левое. Обнажать правое плечо до этого обхода Каабы либо после него относится к религиозным нововведениям (бид’а).

[50] Этот хадис привели Абу Дауд и другие (мухаддисы). Данный хадис назвали достоверным многие ученые. «Сахих Аби Дауд» (1892).

[51] Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Слово «прикосновение» (истилям) означает «тереть рукой» (масх би-ль-йад). Что касается прочих сторон Каабы, места (стояния) Ибрахима, а также всего остального, что находится на земле: мечети, ее стен, могил пророков и праведников – подобно комнате нашего пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, пещере Ибрахима, местам, где молился наш пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, и других таких мест – Скалы (на Храмовой горе) в Иерусалиме, – то к ним не следует прикасаться в качестве ритуала и их нельзя целовать, относительно чего согласны все имамы (мусульманской общины). Совершение же ритуального обхода (таваф) этих мест относится к величайшим религиозным нововведениям, которые строго запретны. Тот же, кто избрал это для себя как часть своей религии, должен быть приведен к покаянию. Если же он откажется раскаяться, то его следует казнить».

Как прекрасно на эту тему предание, которое привели в своих сборниках Абд ар-Раззак (8945), Ахмад и аль-Байхаки от Йали бин Умаййи, который сказал: «Я совершал обход Каабы вместе с ‘Умаром бин аль-Хаттабом (в другой версии передается: «вместе с ‘Усманом»), да будет доволен им Аллах. Когда я находился около угла, который находится поблизости от двери и примыкает к стене (аль-хиджр), я взялся за него рукой, чтобы совершить ритуальное прикосновение. Тогда он (т.е. ‘Умар бин аль-Хаттаб или ‘Усман – прим. переводчика) спросил меня: «Разве ты не совершал обход Каабы вместе с посланником Аллаха?» Я ответил: «Конечно же (совершал)». Он спросил: «Ты видел, чтобы он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, прикасался к нему?» Я ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Ну так и поступай так же, как он, ведь в посланнике Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, для тебя хороший пример!».

[52] Об этом передается от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, через два пути передачи, которые поднимают степень достоверности хадиса до уровня «хороший хадис». Также этот хадис усиливается тем, что так поступала целая группа сподвижников. Среди них Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, который сказал: «Это место прикладывания (мултазам) между Углом и Дверью». Также достоверно передается, что так поступал ‘Урва бин аз-Зубайр. Обо всем этом сказано в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 2138).

Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в своем труде «Мансик» (стр. 387) пишет: «Если он (т.е. паломник – прим. переводчика) желает подойти к аль-мултазам, которое находится между Черным камнем и Дверь

Наши рекомендации