О котором рассказал джабир, да будет доволен им аллах
Мухаммад Насируддин аль-Албани
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
بسم الله الرحمن الرحيم
Во Имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем, просим о помощи и прощении! Мы прибегаем к Аллаху от зла нас самих и зла наших поступков. Тот, кого ведет Аллах, никогда не заблудится, а тот, кого Он вводит в заблуждение, никогда не найдет истинного пути. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник.
А затем:
Вниманию уважаемого читателя мы представляем второе издание книги «Хадж пророка , да благословит его Аллах и приветствует, о котором рассказал Джабир, да будет доволен им Аллах». Первое издание этой книги нашло широкий отклик среди верующих во многих исламских странах, что побудило нас продолжить работу. Поэтому я пересмотрел содержание книги и внес в ее текст некоторые дополнения из сборников хадисов, которые ранее не были опубликованы либо же издавались очень редко. Например, “Маварид Аз-За’маан иля Зава’ид Ибн Хиббан”, “Аль-Мунтака” Ибн аль-Джаруда, “Табакат” Ибн Са’ада и некоторые другие рукописи.
Также я добавил большое количество комментариев, содержащих много полезной информации. Подавляющая часть этих комментариев касается пояснения некоторых обрядов (хаджа), рассмотреть которые мне не удалось в предыдущем издании в силу сложившихся на тот момент обстоятельств.
Завершает данную книгу большой раздел, в котором упоминаются различные религиозные новшества, совершаемые некоторыми паломниками с момента отправления в путь и до возвращения к своим семьям. Также я включил в книгу религиозные новшества, совершаемые во время посещения Мечети Пророка (в Медине) и Мечети аль-Акса (в Иерусалиме). К примеру, значительное число паломников специально совмещают совершение хаджа с поездкой в Мечеть Пророка и в Мечеть аль-Акса. Безусловно, сама по себе такая поездка является законной с точки зрения Шариата и даже желательной, однако считать ее частью хаджа нельзя, и поэтому совершать ее согласно Шариату можно либо до хаджа, либо после него, либо в любое другое время, не связанное с хаджем.
Кроме того, мне хотелось бы дать несколько советов нашим уважаемым читателям и паломникам, совершающим хадж к Заповедному Дому Аллаха. Надеюсь, что, по воле Благословенного и Всевышнего Аллаха, они принесут мусульманам пользу, а мне, с дозволения Аллаха, будет записана за это награда, как на того, кто указал на (нечто) благое, ведь, поистине, Он - Всемогущ и отвечает на мольбы !
Несомненно, что существует превеликое множество добрых советов, поэтому я постарался выбрать те из них, которые являются наиболее актуальными для паломников, многие из которых, насколько я знаю, либо несведущи в них, либо небрежно к ним относятся.
Я прошу Всевышнего Аллаха даровать нам полезные знания и помочь действовать в соответствии с ними, ведь Он – наилучший Помощник !
ПЕРВОЕ:
Поистине, многие паломники, совершая хадж, совсем не чувствуют, что они облачились в одеяния поклонения, которое обязывает их, в частности, и каждого мусульманина, в целом, сторониться всего запретного. Ты видишь, что они выполняют хадж, затем завершают его обряды, но в их греховном поведении, которое было до паломничества, ничто не изменилось, а ведь это является практическим доказательством неполноценности их хаджа, если не сказать больше: его непринятия Аллахом. Исходя из этого, каждому паломнику следует всегда помнить об этом и стремиться сделать всё возможное, дабы не впасть в нечестие и грехи, которые запрещены ему Аллахом.
Ведь, поистине, Всевышний Аллах сказал:
الحج أشهر معلومات فمن فرض فيهن الحج فلا رفث ولا فسوق ولا جدال في الحج - البقرة : 197
«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа» (сура ''Корова'', аят 197).
А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто совершит хадж (ради Аллаха), не приблизившись к своей жене и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся (домой таким же), каким (был он в тот день), когда родила его мать» (Этот хадис привели в своих сборниках аль-Бухари и Муслим).
Под “приближением к жене” в этом хадисе подразумевается ''вступление в половую близость''.
Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа, да будет милостив к нему Аллах, сказал: “Среди запретных (для паломника) действий нет ничего, что делало бы хадж недействительным, кроме половой близости. Именно поэтому (в вышеприведенном аяте) Аллах провел грань между этим (деянием) и совершением греховного (аль-фусук). Что касается остальных деяний, которые запретны (для находящегося в ихраме), например, ношение обычной (скроенной) одежды и умащение себя благовониями, то они, несмотря на то, что пользоваться ими (в этот период) греховно, все же не делают хадж недействительным согласно мнению всех известных имамов”.
В конце своих слов шейх аль-Ислам указывает на то, что также есть такие ученые, которые считают, что хадж делает недействительным любой грех, совершенный паломником. Ибн Хазм, да будет милостив к нему Аллах, относящийся к числу этих ученых, сказал: “Любой, кто замыслил совершить грех, помня при этом о хадже, и он действительно совершил его (после вхождения в ихрам) до основного обхода Каабы (таваф аль-ифада) и бросания камешков, сделал свой хадж недействительным”. Далее этот ученый привел в доказательство вышеупомянутый аят. См. “Аль-Мухалла”(7/186), ибо, поистине, этот вопрос является важным.
Из вышеизложенного становится очевидным тот факт, что грех, совершенный паломником, делает его хадж либо недействительным, как о том сказал Ибн Хазм, да будет милостив к нему Аллах, либо греховным. Разумеется, этот грех несопоставим с грехом, который исходит от не совершающего хадж человека, ибо он гораздо опаснее, и паломник, совершивший его, уже не возвратится домой таким же чистым (от грехов) как в тот день, когда его родила мать, о чем говорится в вышеприведенном хадисе. Таким образом, он окажется в числе тех, кто погубил свой хадж, не получив его плоды, а они заключаются в прощении Всевышнего Аллаха. Поистине, лишь к Аллаху мы взываем о помощи !
Разъяснив это, я считаю необходимым предостеречь от некоторых грехов, которые лишь увеличивают наказание людей, облачающихся в ихрам, и при этом совершенно не осознающих, что им надо обязательно отказаться от этих грехов. А не осознают они этого по причине собственного невежества, вопиющей беспечности и слепого подражания своим предкам.
ПРИДАНИЕ АЛЛАХУ СОТОВАРИЩЕЙ
Из всех бед, которые постигли некоторых мусульман, самая горькая – это непонимание ими сути многобожия (ширка), являющегося наиболее тяжким грехом, который обладает свойством обращать в тщету все деяния. Всевышний Аллах сказал:
لئن أشركت ليحبطن عملك - الزمر : 65
«Если ты станешь приобщать (Аллаху) сотоварищей, то тщетными будут твои деяния» (сура ''Толпы'', аят 65).
Мы видели многих паломников, которые совершают ширк, находясь при этом в стенах Заповедного Дома Аллаха (в Мекке) и в Мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует! Вместо того, чтобы призывать Аллаха и просить лишь Его о помощи, они обращаются с мольбами к пророкам и праведникам и дают им обеты . А ведь Великий и Всемогущий Аллах сказал:
إن تدعوهم لا يسمعوا دعاءكم ولو سمعوا ما استجابوا لكم ويوم القيامة يكفرون بشرككم ولا ينبئك مثل خبير - فاطر : 14
«Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей мольбы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий» (сура ''Творец'', аят 14).
Аятов на эту тему очень много, но мы, учитывая цель данной книги, ограничимся вышеприведенным аятом в качестве напоминания, ведь тому, чье сердце Аллах наставил на Истинный Путь, этого уже достаточно.
Хотелось бы знать, о каком хадже к Заповедному Дому Аллаха может идти речь, когда паломник совершает подобный ширк, называя это просьбами о заступничестве, посредничестве и поиском путей приближения к Аллаху?! Не те ли это заступники и посредники, к которым обращались когда-то многобожники, оправдывая свой ширк и обряды поклонения не Всевышнему и Благословенному Аллаху?
والذين اتخذوا من دونه أولياء ما نعبدهم إلا ليقربونا إلى الله زلفى - الزمر : 3
А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (сура ''Толпы'', аят 3) .
О, паломник! Прежде чем ты решишь отправиться в хадж, ты должен как можно быстрее познать истинную суть единобожия, а также узнать то, какие деяния, относящиеся к ширку, несовместимы с этим единобожием. А этого можно достичь только через изучение Книги Аллаха и Сунны Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, ибо тот, кто следует им, преуспел, а тот, кто отклонился о них, впал в заблуждение. А Аллах – наилучший Помощник !