Чтение суры аль-Фатиха в молитве за имамом.

Вопрос: Является ли обязательным читать суру аль-Фатиха тихо, в то время как имам читает её вслух в первых двух ракатах обязательной молитвы? Обязаны ли мы читать суру аль-Фатиха таким же способом в третьем или четвертом ракате, т.е. в то время, когда имам читает про себя?

Ответ: Хвала Аллаху… Чтение суры аль-Фатиха является рукном из арканов молитвы. Эту суру нужно читать в каждом ракате, как имаму, так и тому, кто молится один, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет молитвы у того, кто не прочел Открывающую Книгу».Хадис передал аль-Бухари (714).

Насчет чтения того, кто стоит за имамом в молитвах, в которых Коран читается вслух, существуют два мнения:

Первое мнение состоит в том, что это — ваджиб, доказательством чему является общий смысл вышеприведенного хадиса, и потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда учил человека, который неправильно молился, велел ему читать суру аль-Фатиха.

Достоверно передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал эту суру в каждом ракате. Хафиз Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» сказал:

− Достоверно известно о разрешении читать аль-Фатиха тому, кто молится за имамом в молитвах, где Коран читается вслух, без исключений. Передается Имамом аль-Бухари в «Джуз аль-Къираа», ат-Тирмизи, ибн Хьиббаном и другими со слов Макхьуля от Махьмуда б. Раби’а от ‘Убады, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал утренний намаз, и ему стало трудно читать. Закончив молиться, он спросил: «Наверное, вы читаете Коран за вашим имамом?» Мы сказали: «Да».Он сказал: «Не поступайте так, кроме того случая, когда читается сура «Открывающая Книгу», ибо, поистине, нет молитвы у того, кто не прочитал её!». Конец цитаты.

Второе мнение: чтение имама засчитывается тем, кто молится за ним. Доказательством является слово Всевышнего Аллаха: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют» (Коран, 7:204).

Ибн Хьаджар сказал: «Те, кто говорят (как маликиты), что в молитвах, где Коран читается вслух, молящийся не должен повторять за имамом, приводят в доказательство хадис «и если он читает Коран вслух, то молчите». Это достоверный хадис, переданный Муслимом от Абу Мусы аль-Аш’ари».

Те, кто утверждают об обязательности этого, говорят, что читать следует после того, как имам закончит чтение аль-Фатиха, и перед тем, как он начнет чтение следующей суры, т.е. во время паузы. Ибн Хьаджар сказал: «Когда имам читает, нужно слушать, а когда он молчит, нужно читать».

Шейх Ибн Баз сказал: «Под паузой имама имеется в виду его молчание во время аль-Фатиха или после её чтения, или в следующей суре. В соответствии с более правильным мнением ученых, если имам не делает паузу, молящийся за ним все равно, обязан читать аль-Фатиха, даже в процессе чтения имама». См. Фатава Шейха Ибн База (том 11, стр. 22).

Постоянному Комитету (Ладжна аль-Даима) был задан такой же вопрос, на который они ответили:

Боле правильным из мнений ученых является то, что чтение аль-Фатиха обязательно для молящегося самостоятельно, а так же для имама и для того, кто молится за имамом в молитвах, в которых Коран читается вслух или про себя. На это указывают конкретные, достоверные далилы. Слова Всевышнего Аллаха: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют» носят общий смысл, так же, как и слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «и если он читает Коран вслух, то молчите», которые касаются как Аль-Фатиха, так и других сур или аятов Корана. Эти два текста носят общий смысл, а хадис: «Нет молитвы у того, кто не прочел Открывающую Книгу» делает исключение из этого правила, согласуя все достоверные далилы. А хадис: «Чтение имама засчитывается тем, кто молится за ним»является слабым, и не правильно говорить, что произнесение «амин» в коллективной молитве заменяет для молящихся за имамом чтение этой суры.

Разногласия среди ученых в этом вопросе не следует использовать в качестве средства для ненависти и разделения. Вместо этого, вы должны более подробно изучить этот вопрос и разобраться в нем. Если кто-то из вас придерживается мнения определенного ученого, который говорит, что чтение аль-Фатихи молящимися за имамом в молитвах, где Коран читается вслух, является ваджибом, а другие следуют мнению другого ученого, который говорит, что молчание во время чтения имама является ваджибом, а чтение имама является достаточным для них, то в этом нет ничего плохого. Не нужно поносить и ненавидеть друг друга из-за этого. Они должны относиться с пониманием к разногласиям среди ученых и причинам этих разногласий.

Мы просим у Аллаха наставления в вопросах, в которых есть разногласия, ибо Он – Слышащий, Отвечающий. Да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммада.

Источник: Islam Q&A фатва № 10995.

_________________________

Наши рекомендации