Обтирание (масх) носков вместо мытья ног в омовении, узаконено в шариате Аллаха.
Говорит имам Аль Барбахари: «Обтирание на носки во время малого омовения является сунной».
Имам Барбахари приводит здесь этот вопрос фикха потому, что некоторые секты (как шииты) отвергают эти вопросы, и они являются нововведенцами из-за отвержения этих вопросов.
Сказал Ан-Навави: «Сошлись в единогласном мнении все те, чье мнение нас интересует в единогласных мнениях*, - то, что обтирание на носки разрешено, будь это в пути или дома, без разницы, есть у человеку к этому нужда или нет у человека к этому нужды».
То есть сложно ему носки снять ноги помыть или не сложно.
*(Есть заблудшие как джахмиты, рафидиты и тому подобное, их мнение никого не волнует и их противоречие не влияет на то, чтобы состоялось единогласном мнении).
Сказал ибн Хаджар: «Целая группы хафизов, что хадисы об обтирании на носки достигают уровня мутаваттир». Поэтому нет оправданий не му’тазилитов ни у кого бы то ни было другого в отвержении этих хадисов.
«Некоторые собрали всех сподвижников от которых собрали эти хадисы об обтирании на носки, то их наберется около 80. 80 человек передают от пророка разрешенность обтирания на носки и эти из них 10 обрадованных раем!. То есть Абу Бакр, Али, Усман и остальные шестеро. Это приводится в книге фикху сунна 1 том, 46 страница.
И обтирание на носки отвергают хариджиты (древние, современные хариджиты не отвергают вроде) и шииты, рафидиты, вместе с этим рафидиты и шииты во время малого омовения не моют ноги, а просто обтирают, как мы (сунниты) обтираем на носки. Это один из отличительных признаков суннита от шиита. И шииты говорят: что в Коране не пришел довод на дозволенность обтирание на носки. То есть их религия это Коран, а Сунна для них не имеет значения. Они отвергают сунну и этим самым они отвергают Коран также, потому что в Коране пришло множество приказов следовать за посланником Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам).
Поэтому мы говорим, они не за Кораном не следуют ни за сунной. Тот, кто говорит, что он только за Кораном следует, тот кафир, не говорится просто мубтади’а (нововведенец) а говорится что он кафир, так как отвергает сунну пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам).
[Примечание от редактора стенограммы]:
Тут нужно сказать, что шииты и за Кораном вообще не следуют, некоторые из них явно говорят, что Коран не полный, а некоторые явно искажают аяты, иногда даже добавляя в Коран от себя. А то, как они толкую аяты Корана, это вообще вверх чуши и наглости! Так же они выдумали тысячи хадисов, приписав их к пророку саля Ллаху алейхи уа салам, и Али ибн Абу Талибу и другим сподвижникам которым они не вынесли такфир. Так что у них есть своя выдуманная полностью от начала и до конца Сунна.
Так же имам Барбахари не первый кто поставил этот вопрос в свою книге по акыде.
Сказал имам Тахави: «Мы считаем, что можно протирать «хуфф» (кожаные носки), как во время путешествия, так и во время пребывания на одном месте, как говорится об этом в соответствующих сообщениях о пророке, да благословит его Аллах и приветствует».
Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи:
Существует много достоверных свидетельств из Сунны, что посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) протирал верх кожаной обуви или мыл свои ноги во время омовения, но рафидиты* отрицают эту достоверную Сунну.
*[«Рафидиты» - одно из названий шиитов-имамитов, происходит от «рафада» (арабск. «отвергать»). считают, что протирать нужно не обувь, а ноги, и поэтому во время омовения они не моют ноги, а только протирают, подобно тому, как мы протираем обувь].
Им следует сказать: «Те, кто передал от пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) порядок совершения омовения, - как его действия, так и его высказывания относительно этого, - учились омовению у него. Они совершали омовение при жизни пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам), и он видел, как они делают это, и подтверждал его правильность. И они передали это тем, кто был после них. Количество сподвижников, передающих об омовении и протирании «хуфф», превышают число тех, кто передал этот аят.
(Эти слова не означают, что количество передатчиков Корана, и в том числе этого аята об омовении, меньше числа передавших хадисы о том, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) протирал обувь или мыл ноги в время омовения. Их смысл в том, что количество тех, кто передает в книгах со слов сподвижников этот аят, меньше числа тех, кто передал слова и действия о протирании обуви и мытье ног во время омовения).
Все мусульмане совершали омовение при жизни пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам), и научились этому не иначе, как у него, и это не было известно среди них во времена джахилии. И только Всевышний Аллах знает, сколько раз они видели, как он совершал омовение, и они передали множество хадисов о том, что он мыл ноги, и передали от разных передатчиков, в сборниках достоверных хадисов и в других книгах, его слова: «Горе будет в огне (тем, кто во время омовения оставляет немытыми) пятки и внутреннюю часть стоп»». (Полную версию этого хадиса передал Ахмад (т. 4, стр. 191), Ибн Хузейма (№ 163), ат-Тахави (т. 12, стр. 38), ад-Даракутни (т. 1, стр. 95), аль-Байхаки (т. 1, стр. 70) со слов Абдуллы бин аль-Хариса бин Джуз аз-Зубейди, и иснад этого хадиса достоверен).
(В опровержение рафидитам мы говорим): если согласиться с тем, что необходимо лишь протирать голые ступни (а не мыть их), тогда омывание ступней, несомненно, будет считаться усложнением для человека, действием более трудным, чем обычное протирание. Очевидно, что усложнение и создание затруднений для себя не свойственно человеческой природе. Это (стремление к легкости и избеганию усложнений) подобно тому, как в человеке заложено стремление к власти и богатствам. Поэтому, если бы возможно было усомниться в достоверности порядка омовения, то тем более можно было бы усомниться в достоверности передачи аята об омовении.
Если кто-то скажет: «Слова аята переданы с такой достоверностью, что невозможно допустить ложь или ошибку», то достоверность передачи того, как он совершал омовение, еще более полная и совершенная, тем более что слова аята не противоречат достоверной Сунне. Слово «масх» («протирание») используется, когда речь идет и об увлажнении водой, и об обмывании водой*, и арабы используют этот глагол, когда говорят об омовении для молитвы.
*[Аль-Куртуби в «Джами лиахкам аль-Куран» (т.6, стр. 92) сказал:
«Слово «масх» имеет общий смысл и используется как для мытья, так и для протирания».
Аль-Харави сказал: «Аль-Азхари передал нам, что Абу Бакр Мухаммад бин Усман бин Саид ад-Дари передал со слов Абу Хатима, что Абу Зейд аль-Ансари сказал: «В языке арабов слово «масх» используется как в значении «протирать»,так и в значении «мыть», и поэтому о человеке, совершившем омовение, говорят «тамассаха».Также есть выражение «Массаха-Ллаху ма бика», то есть «Пусть Аллах смоет и очистит твои прегрешения», и так как передается, что арабы используют это слово в значении «мыть», то и чтение во втором варианте с «касрой» также указывает мытье ног».
В пользу этого говорит и большое количество хадисов, свидетельствующих о мытье ног, и о наказании, которое обещано тем, кто не делает этого, и все это в огромном количестве приводится имамами в сборниках достоверных хадисов].
В данном аяте содержится свидетельство того, что речь идет не о протирании, как замене омовению, а протирании, которое есть часть омовения. Всевышний сказал: «до обеих щиколоток», а не «до щиколоток», подобно «до локтей», что свидетельствует о том, что каждая нога имеет две щиколотки, в отличие от того, что каждая рука имеет один локоть. Таким образом, Всевышний повелел провести ладонью по ступне вплоть до щиколоток, до двух выступающих косточек. Но тот, кто протирает верхнюю часть ступней в узком значении этого слова, никак не достигает указанных косточек! А упоминание двух щиколоток в аяте является сильнейшим опровержением слов наших оппонентов. Итак, их заявления о том, что обязательным является протирание ступней до места, у которого соединяются обе лодыжки, опровергаются текстами Корана и Сунны.
Что касается слов «протирайте, и вашим ступням до двух щиколоток» в упомянутом аяте об омовении перед намазом, то наиболее известны два варианта чтения данного аята - с огласовкой «фатха» и «касра»*, о чем подробно рассказано в соответствующих книгах.
*[Здесь имеется ввиду два варианта прочтения слова «ступни»: либо с фатхой - «уа арджулякум», либо с касрой - «уа арджуликум». Оба варианта являются достоверно известными со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Однако смысл в том и другом случае получается разный. Так, согласно первому варианту, перевод аята будет: «Мойте ваши лица и ваши руки до локтей, и протирайте по вашим головам и ваши ступни до двух щиколоток». Очевидно, что при таком варианте падеж фразы «ваши ступни» соответствует падежу «ваши лица»и «ваши руки», следовательно, на эту фразу распространяется действие глагола «Мойте».
По второму варианту (с касрой) перевод аята будет следующим: «Мойте ваши лица и ваши руки до локтей, и протирайте по вашим головам и вашим ступням до двух щиколоток».
В этом случае, как видим, фраза «вашим ступням» соответствует в своем падеже фразе «вашим головам», и, значит, к ней относится глагол «протирайте».
Таким образом, согласно первому варианту ноги следует мыть, а согласно второму - протирать. Но все последователи Сунны единогласны в том, что под протиранием здесь не имеется в виду протирание голых ступней, как это поняли рафидиты.
А некоторые из ученых приверженцев Сунны сказали, что имеется ввиду протирание ног, когда на них надеты носки, а другие (как комментатор «Акиды Тахавийи» Ибн Абу аль-Изз) считали, что под «протиранием» следует понимать «омывание» ног, так как в арабском языке слово «масх» имеет оба значения - и протирание, и омывание). — Прим. переводчика].
Чтение с огласовкой «фатха» является ясным религиозным текстом, указывающем на обязательность мытья ног, так как постановка слова в один падеж с неким другим, далеко стоящим словом допустимо только тогда, когда они объединены одинаковым смыслом, как, например, в стихе:
Мы не являемся горами и не железо.
Достоверная Сунна опровергает то, как некоторые понимают явный прямой текст Корана, и посланник разъяснил людям слова Корана и их значение, как об этом сказал Абу АбдуHрахман ас-Сулами*: «Те, кто обучали нас чтению Корана рассказали нам, что Усман бин Аффан и АбдуЛлах бин Мас’уд и другие, когда обучались у пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) десяти аятам, не приступали к следующим, пока не изучали их значения» Передал ат-Табари (№ 82).
*[АбдуЛлах бин Хабиб бин Рубеййа аль-Куфи, один из чтецов Корана в Куфе, имам в знаниях, потомок сподвижников, родился при жизни пророка и обучился чтению Корана у Усмана, Али, Зейда, Убаййа бин Ка'ба, и Ибн Мас'уда, умер примерно в 73 году хиджры. Его биография приводится в «ас-Сийар» (т. 4, номер статьи 97)].
Использование слова «масх» также указывает на то, что при омовении ног нужно использовать меньшее количество воды, так как обычно это происходит наоборот, и это - известная проблема, которая рассмотрена в книгах по фикху.
Конец слов Аби аль-´Изз аль-Ханафи в комментарии к этим словам имама Тахави.
[Конец примечания].