Хадис о том, кто убил 99 душ.
Абу Са‘ид Са‘д ибн Малик ибн Синан аль-Худри рассказывал, что пророк сказал: «Среди тех, кто был до вас, был человек, убивший девяносто девять душ. Затем он стал искать самого знающего человека на земле. Ему указали на одного монаха, и он пришёл к нему и сказал: "Я убил девяносто девять душ. Есть ли для меня покаяние?” Он ответил: "Нет!” Тогда он убил и его, и жертв стало сто. Он продолжал искать самого знающего человека на земле, и ему указали на одного учёного. Он сказал: "Я убил сто человек. Есть ли для меня покаяние?” Тот ответил: "Да. Что же может препятствовать твоему покаянию? Отправляйся в такую-то землю, где живут люди, которые поклоняются Всевышнему Аллаху. Поклоняйся Аллаху с ними и не возвращайся на свою землю, ибо она — грешная”. Он отправился и прошёл полпути, когда настигла его смерть. Ангелы милости и ангелы наказания стали препираться о нём. Ангелы милости сказали: "Он пришёл покаявшимся, обратив своё сердце к Всевышнему Аллаху”. Ангелы наказания же сказали: "Поистине, он абсолютно не совершил благих дел”. К ним пришёл ангел в образе человека и рассудил между ними, сказав: "Измерьте расстояния отсюда до этих двух земель, и к какой он окажется ближе, оттуда и будет”. Они измерили их, и он оказался ближе к земле, к которой стремился, и ангелы милости приняли его». (Хадис приводят имамы аль-Бухари (3480) и Муслим 2766).
В одной из ривай сказано: «Он оказался на пядь земли ближе к праведному селению и стал одним из них».
В другой ривайе говорится: «Всевышний Аллах внушил одной (земле) из них приблизиться, а другой — отдалиться, и сказал: "Измерьте расстояние между ними”. Он оказался на пядь земли ближе к первой, и Аллах простил его».
Это два хадиса, которые указывают на то, что человек может сделать покаяние от любого греха и всевышний Аллах примет его покаяние.
[Примечание от редактора стенограммы]:
Условия покаяния.
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Если зададут такой вопрос: «Мольба о прощении – это просто человеческие слова, такие как «О Аллах прости меня!» или «Я прошу прощения у Аллаха» и т.д.?», (то) ответ (будет таков):
«Нет! Необходимо принимать причины, которые являются условием прощения. В противном случае эта мольба будет подобно издевательству. Это подобно человеку, который взывает к Аллаху, говоря: «О Аллах, надели меня хорошим потомством», - однако не совершает причины для достижения потомства. А тем, посредством чего удается получить прощение, является покаяние Аллаху (тауба).
Покаяние – это возвращение от непослушания Аллаху к повиновению Ему.
И оно обусловливается пятью условиями:
Первое:Искренность. Искренность является условием в любом поклонении, а покаяние это один из видов поклонения. Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа Ему искренне» («аль-Беййина», 5). Поэтому тот, кто кается ради показухи для людей или же боясь правителя, и не возвеличивая Аллаха, покаяние такого не принимается.
Второе: Сильное сожаление о содеянном. А это - уныние человека и стыд его перед Аллахом по причине того, что он совершил запретное или оставил обязанность, которая была возложена на него.
Третье: Отказ от греха, от которого каются. Если этот грех был оставлением обязанности, которую возможно восполнить, то для человека является обязательным выполнить эту обязанность. Например, если человек согрешил по причине того, что он не выплатил закят, то он должен выплатить закят. А если он совершил запретное, например, украл имущество некого человека, после чего покаялся, то он должен вернуть имущество его хозяину. В противном случае его покаяние не будет действительным.
Если кто-нибудь спросит: «Как человеку, который украл имущество некого человека и потом покаялся Аллаху, вернуть это имущество его хозяину? Он опасается того, что когда он будет возвращать имущество хозяину, то впадет в проблемы. Ибо, быть может, хозяин имущества заявит, что имущество было больше украденного, или же обвинит этого человека и обнародует его поступок или тому подобное. Что ему тогда делать?»
Мы говорим: «Он должен донести имущество хозяину любым путем. По своей возможности он посылает это имущество посредством того человека, которого не обвинят в краже и который донесет до его хозяина. Тогда он говорит: «О такой-то, это вещь от некого человека, который когда-то украл у тебя, а сейчас он возвращает тебе». И необходимо, чтобы был этот посредник уважаемым и надежным, влиятельным, чтобы не смог хозяин имущества сказать: «Либо ты мне покажешь, кто тебе передал это, а иначе ты сам украл это». Если подобное можно ожидать от него, тогда это - проблема (или тогда он проблемный человек).
(И тогда) либо он отдает это имущество судье или же правителю, и говорит: «Это имущество такого-то человека, у которого когда-то я его присвоил. Сейчас же я покаялся, и поэтому нужно доставить это имущество ему». В таком случае тому, кому вручили эту вещь, является обязательным выполнить то, что ему поручили, дабы спасти того, кто украл когда-то это имущество и вернуть его хозяину.
Если же кто-нибудь спросит: «Поистине, этот человек, у которого я украл имущество, скончался. Что мне теперь делать?» - то ответ (будет таков): «Передай это его наследникам, а если он не имеет наследников, то отдай это в казну мусульман».
Если же он скажет: «А если я не знаю его наследников и не знаю их адреса проживания?», то ответ (будет следующим): «Он должен дать его в качестве садака за того, кому принадлежит это имущество. Всемогущий и Великий Аллах знает это и донесет это его хозяину».
Это и является стадиями покаяния касательно того, кто присвоил имущество неприкосновенной личности.
Четвертое:Иметь твердое намерение впредь не повторять содеянное. Это является обязательным, поскольку, если он покаялся от этого греха, однако имеет намерение повторить это, если представится ему такая возможность, то он в таком случае не считается кающимся. Но если он имел намерение не повторять этот грех, затем к нему пришла дурная мысль, вследствие чего он повторил тот же грех, то первая его покаяние является действительным, однако является обязательным вновь принести покаяние за второе прегрешение.
Поэтому является обязательным знать разницу между тем, что мы говорим: «Одно из условий - не повторять грех», - и нашими словами: «Одно из условий – иметь твердое намерение не повторять подобный грех».
Пятое: Покаяние должно быть совершено в то время, в которое оно еще принимается. Если покаяние было принесено в то время, в которое оно уже не принимается, тогда это покаяние будет бесполезным. А это время имеет два вида: частный и общий.
Частный вид:Это когда к человеку пришел его срок (смерти), то в таком случае покаяние будет бесполезным, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: «Вот теперь я раскаиваюсь»». («ан-Ниса», 18).
Так же и Фараон, когда стал тонуть, то воскликнул: «Я уверовал в то, что нет божества достойного поклонения, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраиля. И я стал одним из мусульман». Тогда ему было сказано: «Только сейчас?! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие» («Йунус», 91). То есть: «Только сейчас ты приял Ислам?!» И не смотря на это, это не принесло ему пользы.
Что касается общего вида: то это восход солнца с запада. Ведь солнце восходит на востоке, и заходит на западе. Поэтому если все люди уверуют в то время, когда солнце уже взойдет на западе, то вера не принесет душе пользы, если она не уверовала прежде, так же, как не будут приняты ее праведные деяния, если она в свое время не приобрела благодаря своей вере блага.
Поэтому Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Не прервется переселение, пока не прервется покаяние, а покаяние не прервется, пока солнце не взойдет на западе» (Абу Дауд 2479).
Вот это является условиями таубы (покаяния). Хотя большинство ученых (да смилуется над ними Аллах) говорят: «У таубы есть три условия: сожаление, отказ от греха и твердое намерение не повторять этот грех снова». Однако то, что мы упомянули, более совершеннее, и поэтому необходимо чтобы было то, что мы упомянули»
Источник: «Шарх Арбаъийн», стр. 312-314.
Большинство ученых помимо того, что упомянул шейх, еще добавляют и условие, которое касается права человека. Если грех грешника касается права человека, то он должен уладить это. Если он украл вещь, то он должен вернуть его хозяину. А если он кого-то обидел, то он должен попросить у него прощение и т.д. Но это условие шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) внес под третье условие покаяния, а это – отказ от греха, как мы, по милости Аллах, выше узнали об этом.
[Конец примечания].
О наказании прелюбодея.