Из глав о смерти, похоронах и воздаянии на том свете
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Однажды Вахабба б. Мунаббиха спросили: «Разве не являются слова «Нет бога, кроме Аллаха» ключом к раю?» Он ответил: «Да, но у каждого ключа есть зубцы, и если ты придешь с ключом, у которого будут зубцы, то двери откроются перед тобой, а если зубцов у ключа не будет, то они останутся запертыми».
Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В тот день Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, приехал на своем коне из ас-Сунуха, где он жил, спешился, вошел в мечеть и, не заговорив ни с кем, прошел в комнату Айши, да будет доволен ею Аллах, где подошел к телу Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, завернутому в зеленый полосатый плащ, открыл его лицо, склонился над ним и поцеловал его, а потом заплакал и сказал: «Да будут родители мои выкупом за тебя! Да не пошлет тебе Аллах смерть дважды, о пророк Аллаха, а ту смерть, которая была суждена тебе, ты уже встретил!» Абу Салама сказал: «И Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил мне, что потом Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, вышел от Айши и, увидев, что Умар, да будет доволен им Аллах, разговаривает с людьми, сказал: «Сядь!»—но он отказался. Тогда он снова сказал ему: «Сядь!»—но он снова отказался, и тогда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, произнес слова исповедания веры, люди же потянулись к нему, оставив Умара, да будет доволен им Аллах. Абу Бакр сказал им: «А затем, пусть знают те из вас, кто поклоняется Мухаммеду, что Мухаммед, да благословит его Аллах и да приветствует, умер, те же, кто поклоняется Аллаху, пусть помнят, что Аллах жив и никогда не умрет! Аллах Всевышний сказал: «И Мухаммед—только посланник... который был послан к благодарным». Ибн Аббас сказал: «И клянусь Аллахом, услышав это, люди повели себя так, будто и не знали, что Аллах ниспослал этот аят, пока его не произнес Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, и, услышав эти слова от него, каждый только их и повторял».
Ибн Шихаб сказал: «Сообщил мне Хариджа б. Зайд б. Сабит, что одна женщина из числа ансаров по имени Умм аль-Алия, которая клялась в верности Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщила ему, что, когда мухаджиры перебрались в Медину, люди стали по жребию расселять их у себя. Умм аль-Алия сказала: «Нам достался Усман б. Мазун, и мы поселили его у себя, а потом он заболел и умер. И когда он умер, был обмыт и завернут в свою одежду, к нам пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я же сказала: «Да помилует тебя Аллах, о Абу-с-Саиб, свидетельствую, что Аллах почтил тебя». Услышав это, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «Откуда же ты знаешь, что Аллах почтил его?» Я также спросила: «Да будет мой отец выкупом за тебя, о посланник Аллаха, а кому же Аллах оказывает почет, если не таким, как он?» Он, мир ему, сказал мне в ответ: «Что до него, то он умер, и, клянусь Аллахом, я желаю ему блага, но клянусь Аллахом также и в том, что не знаю, что Он сделает даже со мной, хотя я и посланник Аллаха!» Умм аль-Алия сказала: «И клянусь Аллахом, с тех пор я никого никогда не хвалю».
Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Один человек, которого во время его болезни навещал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, умер. Это произошло ночью, и той же ночью его похоронили, а утром об этом сообщили Пророку. Узнав о его смерти, он спросил: «Что же помешало вам сообщить мне об этом сразу?» Люди ответили: «Было темно, и нам не хотелось обременять тебя». И тогда он тут же пошел на его могилу и помолился за него».
Передал нам Муслим о том, что однажды женщины сказали Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: «Выдели для нас особый день»,—и он сделал это, и в один из таких дней сказал, наставляя их: «Если у какой-нибудь женщины умрут трое детей, они послужат ей защитой от пламени ада». Одна женщина спросила: «А если их будет двое?» Он ответил: «И двое тоже».
Анас б. Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, проходивший мимо какой-то женщины, которая стояла у могилы и плакала, сказал ей: «Бойся Аллаха и терпи».
Убайдуллах сказал: «Передал мне этот хадис Нафи, слышавший от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что, когда Абдаллах б. Убайй умер, его сын пришел к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: «О посланник Аллаха, дай мне свою рубаху, чтобы я завернул в нее его тело, помолись за него и попроси для него прощения». И Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, дал ему свою рубаху, сказав при этом: «Дай мне знать, когда его станут хоронить, и я помолюсь за него». И тот сообщил ему об этом, но, когда Пророк хотел начать молитву, Умар, да будет доволен им Аллах, потянул его за одежду и спросил: «Разве Аллах не запретил тебе молиться за лицемеров?» Он же сказал ему в ответ: «Я должен выбирать одно из двух, ибо Аллах Всевышний сказал: «Проси для них прощения или не проси для них. Если даже ты будешь просить для них семьдесят раз, и то никогда не простит им Аллах»,—и он все же помолился за него».
Сообщил нам Шуба, слышавший от Сайда б. Ибрахима, слышавшего от своего отца о том, что однажды, когда его отцу Абд ар-Рахману б. Ауфу, да будет доволен им Аллах, принесли еду во время поста, он сказал: «Когда убили Мусаба б. Умайра, который был лучше меня, его завернули в плащ, и если им закрывали голову покойного, то становились видны ноги, если же им закрывали ноги, то оставалась непокрытой голова». Ибрахим сказал: «И я думаю, что он сказал: «И убили Хамзу, который тоже был лучше меня, а потом в мире этом дано было нам то, что было дано—и мы боимся, что уже в этой жизни испытали все хорошее»,— после чего он заплакал так сильно, что даже не прикоснулся к еде».
Передал вам Ибн Абу Хазим, слышавший от своего отца, слышавшего от Сахля, да будет доволен им Аллах, о том, что как-то раз,одна женщина принесла Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, новый плащ. Сахль спросил: «Знаете ли вы, что такое плащ?» Люди ответили: «Это то, во что можно завернуться». Сахль сказал: «Да». И эта женщина сказала: «Я соткала его своими руками и пришла, чтобы надеть его на тебя». И Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, взял этот плащ, ибо он нуждался в нем, и вышел к нам, надев его, а один человек стал хвалить его и сказал: «Как красив этот плащ! Надень его на меня». Услышав это, люди стали говорить: «Ты поступил плохо, ведь Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, надел его потому, что сам нуждался в нем, ты же обратился к нему с просьбой, зная, что он не отказывает людям!» В свое оправдание тот человек сказал: «Клянусь Аллахом, я попросил его дать мне этот плащ не для того, чтобы носить его, а лишь для того, чтобы он послужил мне саваном!» Сахль сказал: «И впоследствии этот плащ действительно использовали в качестве савана для него».
Анас б. Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, проходивший мимо какой-то женщины, которая стояла у могилы и плакала, сказал ей: «Бойся Аллаха и терпи». Она же не знала его в лицо и сказала ему в ответ: «Оставь меня, ведь тебя не постигло такое горе!» Потом люди сказали ей: «Это же Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует!» А через некоторое время она явилась к дверям дома Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и удивилась, не обнаружив перед ними привратников. В свое оправдание она сказала ему: «Я ведь не знала тебя в лицо». Он же сказал ей: «Поистине, терпение необходимо в первое время».
Анас б. Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды у Абу Тальхи заболел сын». Анас сказал: «И он умер в то время, когда Абу Тальхи не было дома. Увидев, что он умер, жена Абу Тальхи сделала некоторые приготовления в одной из комнат дома, а когда Абу Тальха вернулся и спросил ее: «Как мальчик?»—она ответила: «Душа его успокоилась, и я надеюсь, что он отдохнет». И Абу Тальха не понял истинного значения ее слов. Анас сказал: «И он лег спать с женой, совершив утром полное омовение, а когда он хотел уйти, жена сообщила ему, что их сын умер. И он совершил молитву с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, а потом сообщил ему о том, что с ними случилось, на что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ему: «Надеюсь, что Аллах благословит эту вашу ночь». Суфйан сказал: «И один человек из числа ансаров сказал: «И я видел потом девятерых детей этой женщины, каждый из которых мог читать Коран».
Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Хороши переметные мешки, хорошо и то, что положено сверху». Аллах Всевышний сказал: «...и обрадуй терпеливых—тех, которые, когда их постигнет беда, говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся!» Это те, над которыми благословения от их Господа и милость, и они — идущие верным путем». Аллах Всевышний также сказал: «Обратитесь за помощью к терпению и молитве, ведь они—великая тягота для всех, кроме смиренных...»
Анас б. Малик сказал: «Однажды мы с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришли к кузнецу Абу Сайфу, который был мужем кормилицы Ибрахима, и Пророк поцеловал ребенка и обнял его, а потом мы пришли к нему, когда Ибрахим был при смерти, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, заплакал, а Абд ар-Рахман б. Ауф, да будет доволен им Аллах, спросил его: «И ты, о посланник Аллаха?..» Он сказал ему в ответ: «О ибн Ауф, это—от сострадания,—а потом добавил:—Поистине, глаза плачут, а сердце скорбит, но мы не говорим ничего неугодного Господу нашему, хотя мы и опечалены разлукой с тобой, О Ибрахим!»
Передал нам Муаз б. Фадаля: «Однажды, когда мимо нас пронесли погребальные носилки, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, встал, и мы тоже встали, сказав ему: «О посланник Аллаха, это же носилки иудея!» В ответ он сказал нам: «Если увидите погребальные носилки, то вставайте!»
Абд ар-Рахман б. Абу Ляйля сказал: «Однажды, когда Сахль б. Хунайф и Кай б. Саид беседовали друг с другом, сидя, что происходило в Кадисийи, мимо них пронесли погребальные носилки, и оба они встали. Люди сказали им: «Но ведь покойный из местных!»—то есть из находящихся под защитой. В ответ они сказали: «Однажды, когда мимо Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, проходила похоронная процессия, он встал. Ему сказали: «Это ведь носилки иудея!»—он же спросил: «Не душа ли это?..»
Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если покойный, лежащий на носилках, которые мужчины поднимают на свои плечи, был праведником, он говорит: «Несите меня!»,—а если нет, он говорит: «О горе, куда вы несете это?!»—и голос его слышен всем, кроме людей, а если бы человек услышал этот голос, он был бы ошеломлен».
Укба Ибн Амир поведал о том, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вышел к людям и совершил по павшим в битве при Оходе молитву, которую он обычно совершал по покойным, после чего он поднялся на минбар и сказал: «Поистине, я опережу вас и буду свидетельствовать за вас, и, клянусь Аллахом, я взираю на свой водоем, и, поистине, дарованы мне ключи от сокровищниц земли—и, поистине, не боюсь я того, что после меня вы отойдете от единобожия, но боюсь того, что станете соперничать друг с другом из-за мирского!»
Аль-Хасан аль-Басри, Шурайх, Ибрахим и Катада говорили: «Если один из родителей принял ислам, то дети остаются с мусульманином». Что касается Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, то он вместе со своею матерью был в числе «слабых» и не стал в отличие от своего отца придерживаться религии его соплеменников. Пророк же сказал: «Ислам превосходит все остальное, а сам остается непревзойденным».
Джундаб сказал: «Один человек, у которого была опухоль, лишил себя жизни, и тогда Аллах Всемогущий и Великий сказал: «Раб Мой опередил Меня, и поэтому рай стал для него запретным».
Анас б. Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда мимо нас пронесли погребальные носилки и люди воздали хвалу покойному, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Это стало неизбежным». Потом пронесли еще одни носилки, и люди стали порицать покойного, а Пророк снова сказал: «Это стало неизбежным». Тогда Умар б. аль-Хаттаб спросил: «Что стало неизбежным?» Пророк ответил: «Вы воздали хвалу одному, и для него стало неизбежным оказаться в раю, а другого вы порицали, и для него стало неизбежным оказаться в огне, ибо вы (люди)—свидетели Аллаха на земле».
Абу-аль-Асвад сказал: «Однажды, когда я приехал в Медину, оказалось, что там началась эпидемия, и когда я сидел рядом с Умаром б. аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах, мимо собравшихся пронесли погребальные носилки, и люди воздали хвалу покойному, а Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Это стало неизбежным». Потом пронесли еще одни носилки, и люди снова воздали хвалу покойному, а Умар, да будет доволен им Аллах, снова сказал: «Это стало неизбежным». После этого пронесли третьи носилки, но на этот раз люди стали порицать покойного. Умар же опять сказал: «Это стало неизбежным». Абу-ль-Асвад сказал: «Тогда я спросил:«Что стало неизбежным, о повелитель правоверных?» Он ответил: «Я повторял слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, сказавшего также: «Аллах введет в рай каждого мусульманина, о благих делах которого будут свидетельствовать четверо других мусульман». Тогда мы спросили: «А если их будет трое?» Он ответил: «Даже если их будет трое». Мы снова спросили: «А если их будет двое?» Он ответил: «Даже если их будет двое». И мы не стали спрашивать о том, что будет, если окажется только один свидетель».
Самура б. Джундаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «После того как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, завершал молитву, он нередко подходил к нам и спрашивал: «Кому из вас приснилось что-нибудь этой ночью?» Самура сказал: «И если кто-нибудь видел сон, он рассказывал о том, что видел, а Пророк говорил: «Это было угодно Аллаху». И однажды он обратился к нам с этим вопросом, сказав: «Видел ли кто-нибудь из вас сон?» Мы ответили: «Нет». Он же сказал: «А я этой ночью видел во сне двух человек, которые явились ко мне, взяли за руку и доставили меня на святую землю, где я увидел двух других. Один из них сидел, а другой стоял, держа в руках нечто». Абу Абдаллах аль-Бухари сказал: «Один из наших товарищей, ссылавшийся на слова Мусы б. Исмаила, говорил, что это был железный крюк». Самура сказал: «Он сказал: «И стоявший вонзил этот крюк в угол рта сидевшего и разрывал его до самого затылка, а потом делал то же самое с другим углом рта, и пока он был занят этим, первый угол срастался, после чего он опять возвращался к нему и проделывал то же самое. Я спросил своих спутников: «Что это?»—а они сказали: «Иди». И мы отправились в путь и шли, пока не увидели лежавшего на спине человека, у изголовья которого стоял другой человек, державший в руке камень—и он разбивал этим камнем голову лежавшего, и после того, как он наносил ему удар, камень откатывался в сторону, а он направлялся к нему, чтобы взять камень, но не возвращался к лежавшему, пока голова его не срасталась, становясь такой же, как и прежде, а после этого он возвращался к нему и снова наносил удар. Я спросил: «Кто это?»—а они сказали: «Иди». И после этого мы направились к какому-то отверстию, подобному отверстию печи, верхняя часть которой была узкой, а нижняя широкой. Внизу пылал огонь, и когда жар приближался к ним, они старались подняться так, что чуть не выскакивали оттуда, когда же пламя затихало, то они возвращались обратно, а находились там обнаженные мужчины и женщины. Я спросил: «Кто это?», а они сказали: «Иди!»—и мы шли, пока не достигли реки, в которой вместо воды текла кровь. В этой реке находился человек, а посреди нее стоял другой человек, перед которым лежали камни. Вдруг тот, кто находился в реке, двинулся вперед, но когда он захотел выйти оттуда, стоявший посреди бросил камень ему в рот, вернув его на место, и каждый раз, как тот подходил к берегу, он бросал ему в рот камень, и человек возвращался на свое место. Я спросил: «Что это?», а они сказали: «Иди!» И мы шли, пока не достигли зеленого сада. Там росло огромное дерево, рядом с которым я увидел какого-то старца с детьми, а потом я увидел человека ростом почти что с это дерево, поддерживавшего горевший перед ним огонь. И мои спутники поднялись со мной на это дерево и ввели меня в дом, прекраснее которого я никогда не видел, где находились мужчины, старцы, юноши, женщины и мальчики. Потом они вывели меня оттуда, поднялись по дереву выше, и ввели меня в другой дом, который был еще красивее и лучше, где находились старцы и юноши. Я сказал: «Этой ночью вы проделали со мной большой путь!»—и тогда они поведали мне о том, что я видел, сказав: «Да! Что касается человека, которому при тебе разрывали углы рта, то он лжец и слова его были ложью, распространявшейся от него повсюду, а теперь с ним будут делать то, что ты видел, вплоть до Дня воскресения. Того, которому при тебе разбивали голову, Аллах научил Корану, но он отстранялся от него ночью и не занимался им днем, и так будут обращаться с ним вплоть до Дня воскресения. Те, кого видел ты в отверстии, были прелюбодеями, а тот, кого видел ты в реке, занимался ростовщичеством. Старец, находившийся рядом с деревом, это Ибрахим, мир ему, мальчики, которые стояли вокруг него, это дети разных людей, а поддерживающий огонь является хранителем его. Первый дом, куда ты вошел, предназначен для всех правоверных, а другой—для павших на пути Аллаха. Я—Джабраил, это—Микаил, а теперь подними голову». И подняв голову, я увидел над собой нечто вроде облака, они же сказали: «А это место предназначено для тебя». Я попросил: «Дайте мне занять его!»—но они сказали: «Поистине, жизнь твоя еще не закончилась, а когда она закончится, ты займешь его!»
Айша, да будет доволен ею Аллах, поведала о том, что один человек сказал Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: «Моя мать внезапно умерла, но я думаю, что если бы она могла говорить, то раздала бы милостыню, так достанется ли ей награда, если это сделаю за нее я?» Он сказал: «Да!»
Айша сказала: «Поистине, во время своей болезни посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, которому было трудно, спрашивал: «Где я буду сегодня? Где я буду завтра?»—с нетерпением ожидая дня Айши, а когда настал мой день, он умер у меня на руках и был похоронен в моем доме».
Айша, да будет доволен ею Аллах, в свое время повелела Абдаллаху Ибн аз-Зубайру следующее: «Не хорони меня вместе с ними, но похорони меня вместе с другими женами Пророка в аль-Букайе, чтобы меня не восхваляли за это».
Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не ругайте покойных, ибо они уже приведены к тому, что делали раньше!»
* * *
Составив свод хадисов, Исмаил аль-Бухари всю оставшуюся часть жизни посвятил составлению комментариев к Корану. В это время он жил в Нишапуре, столице Хорасана. Разбивка свода хадисов на тематические главы сделала Исмаила аль-Бухари непревзойденным и непререкаемым авторитетом среди мухаддисов исламского Востока. Последователей у него было так много, что он организовал в Нишапуре школу традиционалистов «асхаб аль-хадис». Эту школу посещали как ученые-хадисоведы, так и молодежь, желавшая приобщиться к таинствам откровений пророка Мухаммеда. Была ли необходимость в кропотливом и умном толковании Корана? Была. Не утихали споры о том, сотворен ли Коран или он вечен. Вообще вскоре после смерти Пророка перед мусульманской общиной встало множество вопросов, ответов на которые не содержалось в Коране. Хадисы во многом разъясняли Коран, и это привело к росту их авторитета. Хадисы, подробно описывающие откровения и поступки пророка Мухаммеда, по мнению Исмаила аль-Бухари, давали исчерпывающие ответы на любые вопросы, которые ставила жизнь перед мусульманином. Пройдя огромную школу хадисоведения, Исмаил аль-Бухари благодаря своей уникальной памяти как никто другой ориентировался в откровениях Пророка, как никто другой улавливал их духовные посылки. Именно в них он и стал искать толкование сур Корана. Он полностью отвергал возможность толкования Корана с помощью текста самого Корана—а именно так поступали сторонники идеи сотворенности Корана. Их позиция не исключала того, что Бог может сотворить Коран вновь. Богатейшая духовная практика Исмаила аль-Бухари привела его к мысли, что «Коран—несотворенное слово Бога и является предвечным атрибутом Его бытия, он не может быть изменен никем, и мусульманская община в своей жизни должна руководствоваться только предначертаниями, которые содержит эта вечная книга Бога».
Разумеется, Коран толковали и до Исмаила аль-Бухари. Еще правоверный халиф Омар, увидев у одного человека Коран, в который против каждого стиха было вклеено толкование, потребовал ножницы и эти толкования удалил. Толковать Коран считалось хулой. Пророк Мухаммед предостерегал: «Тот, кто толкует Коран по собственному усмотрению, попадает в ад».
Но кто предполагал, что на свет появятся мутазалисты и поставят под сомнение саму божественность Корана? Чтобы защитить от них и Коран, и пророка Мухаммеда, Исмаил аль-Бухари и взялся за толкование Корана, справедливо полагая, что откровения Пророка содержат ответы на все возникающие вопросы. Этот труд и лег в основу его сочинения «Тэфсир эл-Корьэн». В исламском мире было немало толкователей Корана и после Исмаила аль-Бухари. Так, комментарий в 12000 листов сочинил багдадский мутазалист ан-Наккаш, который умер в 962 году. Сто двадцать томов комментариев написал Абу Бакр из города Эдфу в Верхнем Египте, который умер в 998 году. Мутазалист Абд ас-Салям дал свое толкование Корана в трехстах томах (семь из них трактуют только одну суру—фатиху). Толкование Корана Исмаилом аль-Бухари наряду с «Ас-Сахи-хом» в исламской духовной литературе считается одним из лучших.
Но не случайно на Востоке говорят: «В дерево, которое обильно плодоносит, камни бросают чаще, чем в другие». В Нишапуре у Исмаила аль-Бухари появились завистники, их становилось все больше. Споры выливались в тяжбы, тишина и покой ушли из жизни Исмаила аль-Бухари. И тогда он решился на то, что, в сущности, давно уже должен был сделать. Он покинул Нишапур и навсегда возвратился в Бухару. Но в Бухару он вернулся весьма своеобразно—через Мекку, совершив третий хадж в святыни ислама. У могилы Пророка он дописывал последние страницы своих благословенных сочинений.
В родном городе Исмаил аль-Бухари не застал в живых ни матери, ни отца. Ушел из жизни и его брат. Но была жива сестра, жившая в кишлаке близ Самарканда. Не повезло Исмаилу аль-Бухари и в Бухаре. К его авторитету приревновал сам правитель города. (История не оставила нам даже его имени: мелок и тщеславен был этот человек, таких история не запоминает.) Исмаил аль-Бухари покинул негостеприимную Бухару и стал жить в крошечном кишлаке Хартанак (примерно в двадцати километрах от Самарканда). Здесь, окруженный вниманием жителей кишлака и сестры, он провел остаток жизни. Это не значит, что Аллах забыл его. Просто истинная святость не выносит шума, сутолоки. Почти в уединении закончил свою земную жизнь в 870 году Исмаил аль-Бухари, святой ислама, удивительно талантливый человек. И уже одиннадцать веков история славит его имя.
Прах Исмаила аль-Бухари покоится в Узбекистане. Тысячи паломников идут и едут поклониться надгробию на его могиле. Было время, когда дорога к усыпальнице святого Исмаила аль-Бухари была насильственно перекрыта. С 1926 по 1954 год место захоронения святого было закрыто для посетителей. Но вот в 1954 году в Москву с официальным визитом прибывает президент Индонезии господин Сукарно. И когда окончилась официальная часть его визита и президента спросили, что бы он хотел повидать, какие достопримечательности в СССР его привлекают, он сказал, что, как истинный мусульманин, хотел бы побывать на могиле святого Исмаила аль-Бухари, поклониться его праху. Такую же просьбу, но уже в 1956 году, высказал президент Мали Модибо Кейта.
Власти в Москве и в Узбекистане отдали соответствующую команду. Усыпальница святого и мечеть при ней были спешно приведены в порядок. На могилу легло новое мраморное надгробие со стихами из Корана и датами рождения и смерти ученого. Сам комплекс был передан в ведение Духовного управления мусульман Мавераннахра. И дорога к святому Исмаилу аль-Бухари вновь оживилась. К великому мухаддису и святому ислама едут, конечно, не одни главы государств, но и сотни тысяч верующих, которым Аллах подсказывает совершить это паломничество...