Выносил ли имам Ахмад такфир правителям джахмитам в его время?

Сначала дадим краткую историческую справку.

Всего было трое халифов которые призывали к акыде джахмитов в государстве.

Аль-Ма'мун, старший сын Харуна ар Рашида (198-218)

Именно он основал эту фитну, и был убежден в джахмитской акыде, и начал распространять ее, и призывать к ней, и ввёл испытание ученых и судей. Имам Ахмад был арестован в последний год его правления, и было приказано доставить его в цепях к нему, но по пути Ахмада к нему этот халиф умер, и был похоронен в Тартусе.

Аль-Му'тасым, младший сын Харуна ар Рашида (218-227)

Этот халиф был тем самым халифом, который испытывал и отдал приказ жёстко бить имама Ахмада. Он не был сильно убежденным в акыде джахмитов, и хотел отменить испытания и насаждение джахмитской акыды, но не сделал это в первое время под влиянием своего окружения, и после того, что случилось с Ахмадом, он окончательно покаялся, и отменил испытания, как это придёт далее.

Аль-Васик, старший сын аль-Му'тасыма (227-232)

Был фанатично убежденным в акыде джахмитов и вернул испытания, и убил ряд ученых, которые оставались на акыде ахли-Сунна.

Аль-Мутаваккиль, младший сын аль-Му'тасыма (232-246)

Это был праведный халиф, который окончательно отменил призыв к джахмизму, и приказал разьяснять акыду ахли-Сунна, и почтил имама Ахмада

Приведем же то, что пришло от Ахмада касательно каждого из трёх халифов джахмитов.

Аль-Ма'мун.

Пришёл от имама Ахмада ясный такфир и дуа против этого джахмита!

1. Сказал Абу Толиб, ученик имама Ахмада:

"Я сказал имаму Ахмаду: "Люди прошли в Тартусе мимо могилы одного человека, и сказали люди Тартуса: "Кафир, да не помилует его Аллах!". И сказал Ахмад: "Да!" Да не помилует его Аллах! Это тот, кто основал это, и начал это (т.е. фитну сотворенности Корана)

Источник: "Ас-Сунна" ли аль Халляль, 1708.

И известно что начал эту фитну Ма'мун, и что его могила находится в Тартусе.

И это ясный такфир Ма'муну и дуа против него после его смерти.

2. По пути, когда имама Ахмада в цепях везли к Ма'муну, он сделал дуа:

"О Мой Господин, обольстила твоя мягкость этого преступника, и он дошёл до того, что осмелился преступать против твоих авлия избивая их и убивая! О Аллах, если Коран твои Слова, и не сотворен - то избавь нас от него!"

Передал имам Абдуль Гани аль-Макдиси в "Аль-Михна", 58, и Ибн Касир в "Аль-Бидая уа ан-Нихая", 10/366.

3. Передал имам Абдуль Гани аль-Макдиси от имама аль-Каварири, спутника имама Ахмада в дороге к Ма'муну, что он сказал: "Подошёл к нам в дороге юноша, и сказал: "Обрадуй Ахмада, что Ма'мун умер недавно". И я посмотрел на Ахмада, и увидел что он подняли свои руки, и делает дуа, и мы не сомневались, что он делал дуа против Ма'муна, и ему было отвечено"

Источник: "Аль-Михна", 62.

4.Сказал аль-Коды Абу Я'ла:

"Видел я на задней стороне джуз'а, который написал мой брат, да смилуется над ним Аллах: "Рассказал мне Абу аль Фатх Ибн Мани, что он слышал его деда, как он сказал: "Ахмад, когда упоминали Ма'муна, говорил: "Он не был ма'муном (доверенным)".

Источник: "Аль-Ахкам ас-Султания", 21.

И это то, что пришло от имама Ахмада касательно Ма'муна, и не пришло от него ничего другого, кроме такфира ему и дуа против него.

Аль-Уасик.

Что же касается аль-Уасика, то также пришел от имама Ахмада такфир в его адрес.

Сказал имам Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль, что имам Ахмад сказал:

"Какое же испытание было большим, чем то, что внёс в Ислам враг Аллаха, и враг Ислама, убивая Сунну" - имея ввиду того правителя кто был до Мутаваккиля(слова Абдуллаха Ибн Ахмада) - "И оживил Мутаваккиль Сунну, да будет доволен им Аллах".

Источник: "Ас-Сунна" ли аль Халляль, 1/87.

И когда имам Ахмад Ибн Наср аль-Хузаи собирал людей, чтобы выйти против аль-Васика, и открыто выносил ему такфир и называл его свиньёй, и когда это дошло до аль-Васика, тот схватил его и убил - имам Ахмад сказал про Ахмада Ибн Насра: "Да смилуется над ним Аллах! Сколь же он был самопожертвенен ради Аллаха, он отдал свою душу ради Него!"

Источник: "Аль-Бидая уа ан Нихая", 10/336.

Наряду с тем, что сам имам Ахмад не разрешал выходить против него, по причине фитны и кровопролития. Источник: «Зикру михнати аль-Имам Ахмад», 70-71.

И не пришло от Ахмада ничего другого касательно него, кроме такфира ему!

Аль-Му'тасым.

Что же касается аль-Му'тасыма, перед которым у имама Ахмада и были диспуты, и который приказал страшно избить его, то от имама Ахмада пришло 2 позиции по отношению к нему.

Первое -то, что передал имам Абдуль Гани аль-Макдиси а также Ибн аль-Джаузи и другие, от большого имама Адама Ибн Аби Ийяса аль-Аскалани, что он сказал:

"Они хотели заставить нас исповедовать куфр, а мы нанесли им поражение!". Ему сказали: "Что ты говоришь касательно тех, кто говорит что Коран сотворен?" Он сказал: "Такой стал кафирам". И сказал: "Они посадили в тюрьму Ахмада Ибн Ханбаля и сказали: "Скажи что Коран сотворен!". Лишь Аллаху мы принадлежим и к Нему вернемся! Они - враги Ислама!"

Затем он попросил передать имаму Ахмаду насыху держаться, и когда до имама Ахмада донесли его слова и его насыху, он похвалил его, и сказал:

"Да смилуется над ним Аллах и сейчас, и когда он умрёт! Какую хорошую он сделал насыху!"

Источник: "Аль-Михна", 68.

И признал его имам Ахмад на такфире и никак не опроверг, и известно что в тюрьме он был только во время Мутасыма.

И пришло во время диспута, что имам Ахмад ясно сказал о куфре того, кто говорит, что Коран сотворен.

Сказал Ханбаль Ибн Исхак: "И когда имам Ахмад так ответил, они сказали между собой: "О амир правоверных! Он вынес такфир и нам, и тебе!". Источник: "Зикруль михна", 45.

Затем же, во время диспута, аль-Мутасым многократно выявлял желание прекратить испытания и отказаться от этого, но всякий раз его удерживали Ибн Аби Дуад и другие джахмиты.

Так сказал аль-Мутасым во время диспута одному из своих подчиненных что уже приказывал прекратить испытания.

Сказал имам Солих Ибн Ахмад: Сказал мой отец: "Сказал ему аль-Му'тасым: "О Абу Абдур-Рахман, разве я не приказывал тебе прекратить эти испытания?!"

И сказал мой отец: "И я сказал про себя: "Аллаху Акбар! В этом великое облегчение мусульманам!". Источник: "Сира Ахмад Ибн Ханбаль", Солиха Ибн Ахмада, стр. 55.

Однако эти джахмиты в этот момент вновь надавили на халифа и заставили его продолжить и довели дело до избиения имама Ахмада.

Когда же аль-Му'тасым увидел что сделали с Ахмадом, и его мужество, и его доводы - он раскаялся, и пожалел, и отменил испытания и призыв к джахмизму, и имам Ахмад когда выздоровел, спокойно жил и открыто собирал маджлисы и давал уроки, пока не умер аль-Му'тасым и не стал халифом аль-Васик, который вернул испытания.

И именно поэтому позиция имама Ахмада к аль-Му'тасыму была затем совсем другой - он называл его своим братом мусульманином, делал дуа за него, простил ему зульм, который тот причинил ему.

И именно это - тауба аль-Му'тасыма - является причиной, по которой обращение имама Ахмада с ним так разительно отличалось от обращения имама со всеми остальными джахмитами.

Приведем же далили на это.

Сказал племянник имама, и его ближайший ученик, Ханбаль Ибн Исхак, описывая выход имама Ахмада из тюрьмы: "Аль-Му'тасым приказал Исхаку Ибн Ибрахиму (своему подчиненному) - постоянно сообщать ему вести о состоянии Ахмада,и это потому что он оставил его отчаявшись от него. И до нас дошла весть, что Аль-Му'тасым покаялся, и не знал что ему поделать от волнения, пока Ахмад не поправился".

Источник: "Зикруль михна", Ханбаля Ибн Исхака, стр. 61, и "Аль-Михна" Абдуль Гани, стр. 63.

И это текст, который ставит точку в этом вопросе, от одного из главных учеников и близких людей имама Ахмада, который был с ним в течение всей фитны - он ясно говорит что до них дошло сообщение о таубе аль-Му'тасыма.

Сказал хафиз Ибн Касир: "Когда имам Ахмад вернулся в свой дом, пришёл к нему врач лечащий раны, и отрезал кусок омертвевшего мяса с его тела, и начал лечить его. И наместник все время приходил к нему и спрашивал о его состоянии, и это потому что аль-Мутасым крайне пожалел о том, что сделал с Ахмадом, и постоянно спрашивал у наместника про Ахмада, и наместник приходил и узнавал его состояние. И когда Ахмад поправился, обрадовался Мутасым, и все мусульмане этому.. И когда имам Ахмад поправился, он простил всем кто причинял ему обиды, кроме приверженцев нововведений. И он читал аят касательно этого: "Прощайте же, и будьте снисходительны" (ан-Нур, 22), и говорил: "Какая польза тебе будет от того, что по причине тебя будет мучиться твой брат муслим?". Источник: "Аль-Бидая уа ан-Нихая", 10/369.

И передал хафиз Абу Тохир ас-Силяфи со своим иснадом от аль-Мутасыма, что он говорил во сне после этого: "О Ахмад, я отпустил тебя и простил, так и ты же прости меня, или возьми плётку и возьми равное с меня". Источник: "Аль-Михна", 110.

И передал также хафиз Абу Тахир ас-Силяфи: "Аль-Мутасым, когда избил Ахмада Ибн Ханбаля, не получил от этого пользы, и его охватил трепет и стеснение души, и у него тряслись поджилки, и он почти не мог прямо ходить по земле. И когда ему сказали: "Давай позовем врачей", он сказал: "Я знаю свою болезнь! Моя болезнь - то что я испытывал праведного раба Ахмада Ибн Ханбаля, когда меня постигло это. И на этом он и умер". Источник: "Аль-Михна", 115-116.

И после этого аль-Мутасым отменил испытания и призыв к акыде джахмитов, и вернул это уже лишь аль-Васик.

Сказал Ибн аль-Джаузи: "Аль-Васик вновь возвратил испытания касательно Корана"

Источник: "Аль-Мунтазам", 3/341.

И после этого, имам Ахмад спокойно жил и открыто собирал маджлисы и давал уроки, пока не умер аль-Мутасым и не стал халифом аль-Васик, вновь начавший испытания и притеснения.

Сказал имам Ханбаль Ибн Исхак, ученик имама Ахмада: "И имам Ахмад после того как отпустил его аль-Му'тасым, и он выздоровел, и закончились испытания, постоянно приходил на джума, и молитвы джамаатом, и передавал хадисы своим ученикам и давал фетвы, и так было пока не умер аль-Му'тасым, и не стал халифом его сын Харун, к которому обращаются "аль-Васик", который снова выявил испытания, и склонился к Ахмаду Ибн Аби Дуаду и его соратникам". Источник: "Зикруль михна" Ханбаля Ибн Исхака, 69.

И также ясно пришло, что имам Ахмад простил всех, кроме тех, кто остался на акыде джахмитов!

Сказал имам Ханбаль Ибн Исхак: "Я был с имамом Ахмадом в нашей мечети, и пришёл к нему человек, прекрасного вида, и как будто бы он был тогда с правителем. И он сел, и когда ушли все кто был у Ахмада, он приблизился к нему, и имам Ахмад хорошо встретил его увидев его вид. И он сказал имаму Ахмаду: "О Абу Абдуллах, прости меня". Имам Ахмад сказал: "За что?" Он ответил: "Я в тот день когда тебя избивали присутствовал, и не помог тебе, и не говорил чтобы тебя не били - лишь присутствовал при этом".

Имам Ахмад потупил взор, затем поднял голову, и сказал: "Сделай таубу перед Аллахом, и не возвращайся к такому".

Тот сказал: "Я каюсь перед Аллахом за то, что делал у султана".

И сказал имам Ахмад: "Я прощаю тебя, и любого, кто упомянул меня - кроме нововведенцев! И я простил аль-Му'тасыма, ведь Аллах говорит: "Прощайте, и будьте снисходительны, разве вы не хотите чтобы Аллах вам простил?". И приказал Посланник Аллаха Абу Бакру простить в истории аль-Мистаха. И прощение лучше, разве тебе принесет пользу, чтобы получал мучения твой брат мусульманин по причине тебя? Однако прощай и будь снисходительным, и Аллах простит тебе как пообещал. И сказал Аллах: "Кто же простил, и примирил, то его награда - на Аллахе". Источник: "Зикруль михна", Ханбаля Ибн Исхака, 65.

И передано от Ханбаля Ибн Исхака, что когда имама Ахмада лечили и у него была страшная боль, он делал дуа: "О Аллах, не наказывай их!". И когда он очнулся, Ханбаль Ибн Исхак спросил у него об этом, и имам Ахмад ответил: "Да, я хочу встретить Аллаха, и чтобы не было между мной и родней Пророка ничего. И я простил аль-Мутасыма, однако не прощаю Ибн Аби Дуада и тех кто подобен ему!" Источник: "Аль-михна", 71.

Сказал хафиз Ибн Касир: «И когда имам Ахмад поправился, он простил всем кто причинял ему обиды, кроме приверженцев нововведений». Источник: "Аль Бидая уа ан Нихая", 10/369.

Всё это - ясные, достоверные тексты, разъясняющие, что имам Ахмад не простил джахмитов, и не делал за них дуа, однако простил лишь аль-Му'тасыму который покаялся, и подобным ему простолюдинам которые сделали ему зульм или оставили его без помощи, однако не исповедовали акыду джахмитов. Что же касается джахмитов, то имам Ахмад напротив делал дуа против них в том числе после их смерти, как это уже пришло ранее.

Наши рекомендации