Воздаяние ожидающим пришествие
Счастливы те, кто находятся в ожидании пришествия Имама (да ускорит Аллах его пришествие!), и как велика награда тем, кто посвятил свою жизнь Имаму, и пребывают в ожидании его скорого пришествия. Как прекрасно положение тех, кто ожидает пришествие Имама из рода Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!).
Было бы правильным написать в конце этой части о воздаянии тем, кто находится в ожидании долгожданного пришествия. Имам Садык (мир ему!) сказал: «Прекрасно положение шиитов ожидающих пришествие Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!). Они в период его сокрытия искренне ожидают его пришествие, в период его пришествия стремятся ему на помощь и повинуются ему во всём. Поистине они друзья Аллаха, и нет им страха и печали».[132] Что может быть лучше этого? И какое достоинство ещё нужно человеку лучше, чем это?
Его светлость Имам Саджад (мир ему!) говорит: «Тот, кто в период сокрытия Имама Махди останется прочным в своих убеждениях и вере в наше руководство (вилайят),[133] Всевышний воздаст ему подобно воздаянию тысячи шахидов битв Бадр и Ухуда».[134] Это те, кто в период сокрытия Имама (да ускорит Аллах его пришествие!) сохранили свои убеждения от сомнений и духовной апатии, это те, кто был верен договору и присяге Имаму. Они подобны сподвижникам посланника Аллаха сражавшиеся рядом с ним и ставшие мучениками на пути Всевышнего Аллаха.
Его светлость имам Садык (мир ему!) сказал: «Если кто-либо из вас (шиитов) покинет этот мир в то время, как был в ожидании пришествия Имама Махди и в ожидании его приказаний, будет подобен тому, кто был в рядах Имама Махди». Затем Имам немного помолчал и сказал: «Будет подобен тому, кто сражался в его рядах». Затем, Имам сказал: «Поистине, он будет подобен тому, кто погиб в рядах посланника Аллаха».[135] Это избранные мусульмане, те которых обозначил посланник Аллаха. Его светлость Имам Бакир (мир ему!) сказал: «Однажды посланник Аллаха, находясь в собрании своих сподвижников, сказал: «О, Аллах! Покажи мне моих братьев!» Эту фразу посланник Аллаха повторил два раза. Сподвижники спросили пророка: «Разве мы не являемся вашими братьями?» Посланник Аллаха сказал: «Нет, вы мои сподвижники, но мои братья группа из мусульман, которые будут жить в последнее время (ахир аз-Заман),[136] они поверили в меня в то время, как никогда не видели меня. Всевышний представил их мне по именам и именам их отцов. Они крепки в своей религии, в то время как следовать религии будет очень сложно, в период последнего времени сохранить религию будет сложнее, чем вырвать колючий кустарник в тёмную ночь, или держать раскаленную головню в руках. Они факелы руководства, и Всевышний спасёт их от смуты того времени».[137] Посланника Аллаха сказал: «Счастлив тот, кто встретит нашего Каима в то время, как до этого следовал его указаниям и повиновался ему, дружил с его друзьями и отстранялся от его врагов, поистине они (такие люди) мои братья и друзья. В Судный день они самые дорогие люди для меня среди людей этой уммы».[138]
Имам Бакир (мир ему!) сказал: «Придёт время, когда люди будут жить в период, когда их Имам будет в сокрытии, как прекрасно положение тех, кто в этот период останется прочным в своих убеждениях и вере в наше руководство (вилайят). Поистине наименьшее воздаяние им будет то, что Всевышний обратится к ним, сказав: «О, раб мой! Поистине ты признал и поверил в сокрытого Имама, так обрадуйся же моему вознаграждению, что ты один из лучших моих рабов, Я принимаю твои деяния, и прощаю твои ошибки и грехи и посредством тебя пошлю рабам дождь Моей милости, и отстраню от них наказания».[139]
Его светлость Имам Казим (мир ему!) говорит: Счастливы те, кто в период сокрытия Каима (да ускорит Аллах его пришествие!) взялись за вервь дружбы и следования нашему руководству, дружили с нашими друзьями и отстранялись от наших врагов. Они от нас и мы от них, они довольны нашим руководством и мы также довольны их преданностью нам. Как прекрасно же их положение, клянусь Аллахом, что они в Судный день на одном положении с нами».[140]
Часть 4
Период пришествия Махди (да ускорит Аллах его пришествие!)
Раздел 1
Мир пред началом пришествия
В предыдущих главах мы останавливались на моментах, касающихся сокрытия и его особенностях. Имам (да ускорит Аллах его пришествие!) находится в сокрытии до времени, когда будет подготовлена почва для его скорого прихода. Люди могут ускорить его приход своими добрыми делами и духовным очищением, ибо это первый шаг и залог духовной почвы его долгожданного прихода. Однако человечество, отстранившись от божественного учения, поставило ему другую альтернативу подобно идеям буржуазного либерализма, далёких от всякой нравственности и божественной традиции. Тем самым, человечество стоит перед угрозой духовных и нравственных потрясений. Его светлость Имам Садык (мир ему!) сказал: «Когда гнёт и несправедливость переполнят мир, когда истинный Коран будет забыт, а его будут толковать, опираясь на страсти, когда последователи лжи будут главенствовать над последователями Истины. Когда обладатели веры предпочтут молчание, когда родственные связи будут порываться, когда ханжей будет много, когда дороги к истине будут закрыты, а дорог ко лжи будет множество, когда запретное станет дозволенным, а дозволенное запретным, когда большие средства будут тратиться на пути божественного гнева (на разврат), когда взяточничество будет обыденным делом, когда люди предадутся увеселениям и, когда никто не будет иметь смелости отстранить и прекратить всё это, и когда слышать кораническую истину людям будет тяжело, а слышать ложь и разврат легко и хорошо, когда люди будут стремиться совершать хадж не ради Аллаха, когда люди станут с каменными сердцами, когда милосердие среди людей более не будет иметь места, когда кто-либо захочет побуждать людей к добру и отстранять их от недобрых дел, ему скажут что это не его обязанность, когда каждый год будут новые виды разврата и нововведения, когда ты увидел, что положение становится таковым, предохраняй себя от этого и обратись к Аллаху с просьбой защитить тебя от этого разврата, ибо знай, что приход Имама времени близок».[141]
Побуждение к добру и отстранение от недобрых дел есть обязанность каждого мусульманина, и ни в какое время эта обязанность не прекращается, и как возможно, чтобы мусульманин, видя разврат и невежество, молчал, сложа руки? Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал: «В конце времени придут люди, воздаяние которым подобно мусульманам первых поколений, они побуждают к добру и отстраняют от неодобряемого, и ведут борьбу со смутой».[142]
Другим важным моментом этого периода это то, что пред началом пришествия Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) мир будет переполнен гнетом и несправедливостью, но, тем не менее, конец этого тяжёлого периода будет увенчен приходом Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!).
Его светлость Имам Махди (мир ему!) говорит: «Шиитов не отстраняет от нас ничего, если только их дела, которые нас не радуют».[143]
Раздел 2
Почва для прихода Имама (да ускорит Аллах его пришествие!) и некоторые признаки прихода
Приход Имама (да ускорит Аллах его пришествие!) имеет определенные признаки и особенности, их обычно называют как некоторые признаки и фундамент его прихода. Их отличие друг от друга в том, что почва для прихода имеет определённое влияние на его пришествие, т.е. подготовленная почва для его прихода закладывает основы его прихода. Что касается признаков прихода, они не имеют влияния на его пришествие, но являются только некоторыми его признаками. Таким образом, мы можем понять, что необходимая почва его прихода намного важней чем признаки, ибо обеспечивает сам приход в то время, как признаки обозначают только некоторые особенности самого прихода. На этом основании нам более следует уделять внимание не признакам, а закладывать саму почву его прихода.
Почва для прихода Имама (да ускорит Аллах его пришествие!)
Всякий феномен творения Всевышнего, если есть все необходимые условия, проявляет своё следствие, причиной которого являются эти условия. Таким образом, никакая вещь не может быть без определенных условий и признаков проявления, и поэтому нуждается в этих условиях, так и приход Имама (да ускорит Аллах его пришествие!) обусловлен некоторыми моментами, важнейшим из которых некое поле, приемлющее его в себя. Таким образом, каждое движение и революция нуждается в определённых условиях, которые закладывают основы этого движения. И приход Имама времени (да ускорит Аллах его пришествие!) также обусловлен некоторыми моментами и особенностями. Его светлость Имам Садык (мир ему!) сказал: «Всевышний, желает осуществлять дела только посредством и причинам».[144]
Некто обратился к имаму Бакиру (мир ему!) со словами: «Люди говорят, что когда придёт Имам Махди, то все дела будут переданы ему». Имам сказал: «Нет, клянусь Аллахом, если бы это было так, то первым делом это было бы предоставлено посланнику Аллаха».[145]
Естественно под «все дела переданы ему», не означает, что вообще восстание Имама не будет иметь никаких тайных божественных знамений, но, и не обозначает то, что всё будет происходить именно так. Таким образом, мы должны, прежде всего, проследить особенности тех причин (подготовка почвы его прихода), чтобы затем устремиться к их выполнению. Можно, в общем, условно подразделить условия прихода Имама на 4 пункта: