Переселение в Медину и начало исламского правления
Хиджра и ее религиозная, социальная и политическая роль
Слово хиджрат (хиджра) имеет значение переселение или перемещение из одного места в другое. В более узком значении – переселение во имя сохранения убеждений, веры и религии в целом. Соответственно, мухаджжир (переселившийся, совершивший хиджру) – это верующий человек, который покинул страну господства тирании идолопоклонничества, для того, чтобы иметь возможность свободно выполнять свои религиозные обряды и открыто исповедовать свою веру.
В социологии мухаджжирами называют тех, кто вынуждено переселяется в связи с природными катастрофами и стихийными бедствиями, такими, как как землетрясение, паводки, наводнение и т.д.), а также тех, кто вынуждены покинуть родную страну в связи с экономическими трудностями. В русском языке такому понятию больше соответствует термин беженец. В политике этот же термин применяют обычно к так называемым диссидентам и тем, кто покинул родину по политическим мотивам (= политэмигрантам), опасаясь за свою жизнь и жизнь близких[200].
В религиозном плане переселение вызывается необходимостью отречения от языческого, джахилийского общества и стремлением присоединиться к праведному обществу. Философия хиджры (переселения) в Коране и сунна Пророка ислама (да благословит Аллах Его и Его род!) свидетельствуют о том, что если человек в существующих общественных условиях не может достигнуть совершенства, он должен покинуть общество, в котором царят тирания, грубость и идолопоклонничество, тормозящие его духовное и социальное развитие. Человек должен стремиться туда, где есть условия для его духовного и физического существования в соответствии с его верой в единого Бога.
Согласно айатам священного Корана, ни один человек, существующий в тираническом обществе, где все социальные, политические и моральные отношения основываются на угнетении всеобщих прав, не имеет права на безразличие и беззаботность, и не может под предлогом собственной слабости примиряться с этим обществом и растворяться в нем. Этот вопрос поднимает имам Садык (мир ему!) при толковании айата: «O paбы Moи, кoтopыe yвepoвaли! Зeмля Moя oбшиpнa, и Mнe вы пoклoняeтecь»[201]. Он говорит: «Дом и земля, где совершаются грехи, не являются местом для того, чтобы там оставаться»[202]. Священный Коран в айатах, касающихся хиджры, называет переселение важной фактором получения мусульманами, до этого видевшими лишь тиранию и гнет, всех благ в этом мире[203]. В других священных айатах Корана о тех, кто отказывается от хиджры и говорит: «Здесь моя родина», говорится следующее: «Teм, кoгo yпoкoят aнгeлы пpичинившими нecпpaвeдливocть caмим ceбe, oни cкaжyт: «B кaкoм пoлoжeнии вы были?» И cкaжyт oни: «Mы были cлaбыми нa зeмлe». Oни cкaжyт: «Paзвe нe былa зeмля Aллaxa oбшиpнoй, чтoбы вaм пepeceлитьcя в нeй?» У этиx yбeжищe – гeeннa, и cквepнo этo пpиcтaнищe!» [204]
И с религиозной, и с политической, и с социологической, и с моральной точек зрения, события, случившиеся в эпоху посланника Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!), являются в действительности подлинной хиджрой в том значении и понимании, на которое указывает священный Коран.
Конечно, если рассматривать термин более широко, то хиджра предполагает и внутренний прогресс человека, побег от оков человеческих страстей, материальной зависимости, власти денег, богатства и положения в обществе, который в конечном итоге выражается и во внешнем физическом проявлении. По словам известного иранского мыслителя доктора ‘Али Шари‘ати, хиджра означает «покидание того места, где далее невозможно находиться, и побег от того духовного положения, в котором более нельзя находиться. Хиджра – это не только внешнее переселение (которое обычно более легко осуществить), но это и побег от своих страстей, который далеко не так легок, как кажется. Мухаммад (да благословит Аллах Его и Его род!) стремился изменить общество мекканцев, пошатнуть их обыденность и нарушить их физическую и духовную тишину. Он провозгласил ислам, в первую очередь призывающий человека к революции в самом себе, разрушающий обыденную повседневность, указывающий на бескрайние духовные просторы человеческой души. Поэтому все научные и моральные, духовные и интеллектуальные подвиги тоже являются хиджрой. Есть хиджра внешняя и есть хиджра внутренняя»[205].
Необходимо обратить внимание на то, что с точки зрения священного Корана понятие внешняя хиджра (переселение) не относится только к определенному времени, скажем, к периоду посланника Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!). Так, например, во многих айатах Корана говорится о хиджре Ибрахима (мир ему!), а также неоднократно упоминается о хиджре Мусы (мир ему!) и его народа из Египта в Палестину[206]. У других (немусульманских) народов хиджра часто становилась источником власти и прогресса. Например, на Востоке одним из таких народов-переселенцев были арии, великое переселение которых закончилось созданием иранского государства и цивилизации. Мухаджжирами-мигрантами были также европейцы, в течение последних веков переселявшиеся в Америку и создавшие там мощную цивилизацию. Однако исламская хиджра, с точки зрения ее цели, положительно отличается от этих переселений. Согласно исламскому учению, хиджру нельзя совершать с целью накопления богатств или захвата власти, а лишь во имя Аллаха и ради возможности беспрепятственного следования шариату. Коран меняет цели хиджры с грабежа народов и захвата новых земель на гораздо более духовные. Подобно исламскому джихаду, означающему защиту своей религии, самого себя и своего семейства и имущества от внешних посягательств, хиджра имеет большое духовное значение. Ниже мы хотели бы указать на два важных момента, связанных с хиджрой:
1. Согласно житиям Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!) и историческим сочиненям, несмотря на то, что город Медина был совершенно готов к встрече с посланником Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!), он не покидал Мекку до тех пор, пока все мусульмане, кроме незначительного их числа, покинули её[207]. Этим отличался от большинства вождей и правителей, которые в момент опасности всегда убегают первыми, предоставив подданным самим выбираться из своего несчастья. Он двинулся в путь только после переезда всех мухаджжиров в Медину. К этому моменту, по словам историков, в Мекке оставались только Мухаммад (да благословит Аллах Его и Его род!), Абу Бакр, ‘Али (мир ему!), а также заключенные, больные и те, кто не мог передвигаться.
2. В отличие от многих предводителей, посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) не считал вверенное ему имущество своим богатством и не увез его с собой. Прежде чем покинуть Мекку, он поручил ‘Али вернуть людям всё то имущество, которое было дано ему на временное хранение. При этом большинство тех, кто сдал своё имущество на хранение Пророку (да благословит Аллах Его и Его род!), были не из числа его последователей. Табари пишет: «Пророк (да благословит Аллах Его и Его род!) известил Али (мир ему!), что уезжает из Мекки и распорядился, чтобы тот задержался в Мекке после его отъезда, чтобы раздать людям то, что они сдавали посланнику Божьему (да благословит Аллах Его и Его род!) на временное хранение. А ведь в Мекке не было ни одного человека, который хранил бы свое имущество у себя и трясся над ним. Все сдавали вещи на хранение посланнику Божьему (да благословит Аллах Его и Его род!), потому что он был всем известен на честный и порядочный человек»[208].
Основание мусульманской общины и распространение ислама
В понедельник посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) остановился в деревне Каба, в двух фарсахах от Йасриба[209], где его встретила группа мусульман из Мекки и Йасриба, и целую неделю ждал прибытия каравана из Мекки, в котором было его семейство. В ожидании каравана он основал мечеть, которая стала первой мечетью ислама[210]. В это время весь Йасриб находился в волнующем ожидании прибытия посланника Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!), ибо большая часть его жителей еще три года назад была обращена в ислам. Все только и говорили о благородном характере и достохвальных качествах посланника Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!). Возбуждение и радость усились к пятнице, когда караван Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!) показался вдали. Исламская молодежь побежала вперед навсречу Пророку (да благословит Аллах Его и Его род!), и их песни во славу Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!) наполнили ликованием весь город.
В песне говорилось:
Полная Луна светит нам с холма Саниат ал-вида‘.
Как не благодарить нам Господа за это счастье?
О, тот, кто прислан к нам! Тому, что ты принес, мы все будем следовать.
Когда же Мухаммад (да благословит Аллах Его и Его род!) наконец прибыл, йасрибцы из племен хазрадж и аус, вышедшие навсречу Пророку (да благословит Аллах Его и Его род!) стали оспаривать право на то, у кого он остановился. Но посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) сказал: «Там, где остановится мой верблюд, там и будет моё местопребывание. Верблюд долго брел по улицам, прошёл мимо домов ансаров (йасрибцев, приютивших мухаджжиров) и остановился около дома, где ютились две сироты. Когда посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) выбрал дом Абу Айуба, стоявший по соседству с домом сирот, местом своего пребывания, ансары незамедлительно согласились. Поселившись в доме Абу Айуба, посланник Божий (да благословит Аллах Его и Его род!) стал читать общественную молитву, и впервые был проведён пятничный намаз, в котором приняли участие все ансары и мухаджжиры, была прочитана первая хутба (пятничная проповедь), в которой посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) разъяснял присутствующим основные положения веры. Строительство мечети было поистине всенародным делом, в котором участие принимал и пророк Ислама. Люди удивлялись тому, что сам посланник Аллаха выполнял самую тяжёлую и сложную работу по строительству мечети. Мечеть стала центром всесторонних знаний, местом социально–политического преображения людей, местом духовного совершенства и политической активности. Поклонение Всевышнему Аллаху стало первым и основным стрежнем возрождения.
Единство общества, осененное духовной связью индивидуумов
То, что единство общества не достигается исключительно политическими и правовыми способами, является одной из аксиом политологии. Возможно, поэтому опытные политики всегда стремятся к тому, чтобы их самые революционные цели и чаяния базировались на уходящих вглубь веков социальных и культурных традициях. В те дни самой сильной из социальных традиций, связывавшей между собой разные племена, был особый договор между племенами, который носил название хилф. В Мекке и Медине с помощью такого договора между двумя враждующими группировками устанавливались родственные и близкие связи.
Два племени – хазрадж и аус – вместе с мухаджжирами из Мекки считаются основой нового социального являения и основным ядром исламской уммы в Медине. Существование определенных разногласий между этими группами представляется вполне естественным. Вражда между хазрадж и аус, которая продолжалась не один десяток лет, мешала объединению йасрибцев и мекканцев, ставших жителями одного города.
Другой проблемой были принявшие ислам кочевые арабы, жители пустыни. Существование различных диалектов, расовых и иных особенностей неофитов новой религии в самом ближайшем будущем привело к росту противоречий и создало угрозу основам единой веры и божественному правлению. Одним из путей уменьшения этой опасности и увеличения влияния религиозного единства и духовной сплоченности (вместо родо-племенных и групповых пристрастий) на отдельные личности, было побратимство, или братание[211]. Таким образом, мухаджжиры, оставившие всю свою собственность в Мекке ради сохранения веры, стали побратимами ансаров, предоставивших им кров и приют. Другой особенностью этого братания стало пробуждение у мусульман чувства сочувствия и солидарности к обездоленным, нищим и больным, ко всем собратьям по вере, кто оказался в какой-либо беде. Важнейшим событием этого периода можно назвать братание между посланником Аллаха Мухаммадом (да благословит Аллах Его и Его род!) и ‘Али ибн Абу Талибом (мир ему!)[212]. Пророк ислама (да благословит Аллах Его и Его род!) и ‘Али (мир ему!) оба были из мухаджжиров, в то время как братание происходило обычно между мухаджжирами и ансарами, и было важным инструментом установления связи между ними, а не внутри одного племени. Помимо того, что говорят об этом шиитские писатели, и что связано с важностью этого выбора с социально-культурной точки зрения, следует заметить, что если бы посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) заключил обряд братания с одним из хазраджитов или ауситов, то это наверняка внесло бы дополнительный раскол в отношения между двумя племенами. Таким образом, избрав ‘Али (мир ему!) своим братом, Пророк (да благословит Аллах Его и Его род!) одним решением подтвердил равенство между собой и ‘Али (мир ему!) и предотвратил усиление противоречий внутри исламской общины[213].
Мирное сосуществование в рамках первой Конституции.
Как свидетельствуют исторические документы, в первом году хиджры в Медине проживали люди с различными религиозными мировоззрениями. Во многих домах и семьях бок о бок жили и мусульмане, и идолопоклонники. Такое сосуществование, при сохранении в течение какого-то короткого срока относительного единства, было вполне возможным. Однако долго это продолжаться не могло, и кризис был избежен. С другой стороны, это сосуществование не ограничивалось стенами домов, и любы противоречия и столкновения выплескивались наружу и будоражили всю общину. Помимо язычников, в городе жили также иудеи. Иудеи Йасриба не представляли собой единой военно-политической силы. Из-за многочисленных внутренних противоречий, они были разбиты на несколько враждебных групп, каждая из которых заключала отдельный союз с разными группами хазраджитов и ауситов. В новых условиях их отношения с мусульманами были весьма неопределенными. С другой стороны, серьезная заинтересованность Пророка ислама (да благословит Аллах Его и Его род!) в мирном сосуществовании и создании социальных предпосылок для естественного распространения ислама, а также серьезная опасность и угроза со стороны бедуинов Хиджаза и курайшитов, подталкивала Пророка ислама (да благословит Аллах Его и Его род!) и мусульман к заключению некоего союза в рамках мединского общества и под управлением посланника Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!).
Заключение союза между всеми племенами, группами и течениями Медины могло согласовать все возможности обороны города при одновременном сохранении полной свободы вероисповедания. Кроме того, благодаря союзу всех мединских граждан, создавалась необходимая интеллектуальная среда. Идолопоклонники получали возможность спокойно познакомиться с исламским учением, а мусульмане могли поговорить с ними и объяснить им необходимость принятия ислама.
На этом основании, по повелению Аллаха его посланник (да благословит Аллах Его и Его род!) провозгласил священный манифест, который многие считают конституцией исламского правления, обеспечившей защиту насущных и интересов уммы. Манифест этот получил всеобщее одобрение. Этот документ содержит много пунктов, которые можно поделить на три основные части:
1. Урегулирование отношений между мусульманами хазрадж и аус и взаимная ответственность ансаров и мухаджжиров по отношению друг к другу в данное конкретное время.
2. Договор между мусульманами и иудеями о прекращении враждебного отношения друг к другу.
3. Общий раздел, обеспечивающий единство между мусульманами на все времена.
Этот манифест, написанный пятнадцать столетий назад и насчитывающий более сорока пунктов, и поныне имеет большое значение при решении различных социальных, политических, правовых, экономических и культурных проблем мусульманского общества. Важнейшей чертой мединской Конституции является уважение к оппонентам и противникам и предоставление официальных прав и свобод религиозным меньшинствам[214]. Приведем несколько пунктов мединской Конституции:
1. Мусульмане – единая нация.
2. Мусульмане должны быть против того из них, кто оскорбит или совершит большую несправедливость или преступление: все они должны быть против него, дадже если он будет сыном одного из них.
3. Мусульмане должны помогать и сочувствовать друг другу в трудностях и тяготах.
4. Кровь каждого мусульманина равноценна, и нет разницы между кем-либо из них.
5. Если мусульманин дает кому-либо приют, это встречает уважение всех мусульман.
6. Если мусульманин убьёт мусульманина, то подлежит смерти в отмщение, разве только обязанный мстить согласится простить его.
7. Все мусульмане должны принимать участие в мирном договоре, и никто не имеет права нарушать этот договор без общего согласия.
8. Если кто-либо из иудеев принимает ислам, то все мусульмане обязаны помогать ему, и нет разницы между ним и другими мусульманами.
9. Иудеи бани Ауф и другие иудеи, считаются единой уммой с мусульманами, однако у мусульман своя религия, а у иудеев своя.
10. Если мусульманин заключил договор, он не имеет права нарушать его.
11. В случае возникновения любых разногласий между всеми, кто подписывает этот документ, следует обращаться к посланнику Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!).
12. Подписавшие этот договор обязаны вместе защищать город Йасриб.
Возникновение политического и культурного единства в обществе, и общественные связи между мусульманами, как ансарами, так и мухаджжирами, создали предпосылки и необходимые условия для создания и укрепления религиозного правления, основанного на принципах божественного откровения и проповеди Пророка ислама (да благословит Аллах Его и Его род!). Цель других положений документа – общая безопасность и душевно-психологическое спокойствие всех жителей Медины, обозначение линии политического и социального развития мусульманского общества и определение основных прогрессивных принципов ислама в отношении к преступникам и союзникам.
Подробное рассмотрение всех пунктов мединской Конституции, затрагивающих разные социальные, политические, правовые, культурные и индивидуальные аспекты, дает основание заключить, что посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) всеми силами стремился сформировать единую умму, снять напряженность в Йасрибе и создать благоприятные условия для мирной жизни на осно новых ценностей. Однако все ли пошло так, как задумывал посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!)?
Внимательный взгляд на дальнейшие события в Медине, дает основания заключить, что какой бы замечательной ни являлась любая программа, даже основанная на повелениях Аллаха и способная принести обществу мир и счастье, у нее всегда найдутся противники. Посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!), хорошо принятый йасрибцами и назвавший первыми принципами исламской цивилизации и общества терпение, взаимопонимание, отрицание тирании, доброту и мирное сосуществование людей, не только подвергся угрозам со стороны мекканцев, противостоявших в Медине сразу двум разным группам (иудеям и лицемерам), но целых десять лет своего пребывания в Медине был вынужден воевать сразу с тремя противниками – идолопоклонниками (курайшитской аристократией), иноверцами-расистами (иудеями) и раскольниками из числа мусульман.
Среди военных действий, в которых принимал участие в качестве полководца исламского войска Пророк ислама (да благословит Аллах Его и Его род!), только девять (Бадр, Ухуд, битва у рва, Курайза, Хайбар, Фатх Мекка, Хунайн, Та‘иф, Мусталик) были настоящими битвами, и среди них только битва при Бадре была битвой с идолопоклонниками, тогда как в остальных сражениях четко виден след иудеев и лицемеров (мунафиков).
Постепенная переориентация экономических отношений в сторону справедливости
Понятие справедливости в учении Пророка ислама (да благословит Аллах Его и Его род!) имеет широкий смысл, однако справедливость в экономике яляется одним из самых важных его значений. Отсутствие справедливости в экономической сфере создает серьезные проблемы в социальной сфере и усиливает внутренние предпосылки для пренебрежения божественной мудростью, потакания корыстолюбию и разврату. С первых лет хиджры Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) начал говорить о законах, способных обеспечить спокойное состояние общества и прилагать усилия к созданию экономического благополучия и равенства в обществе. Эта ситуация, наряду с ярко выраженной разницей в имущественном положении мусульман, делала ясной необходимость составления экономической программы. Тогда и был принят принцип заката (налога со скота, денег и товаров в пользу обездоленных) был принят как один из экономических принципов божественной справедливости.
Важно также, что помимо сугубо экономических выгод, введение этой подати было направлено на духовное очищение личности. В Коране мы читаем: «И выcтaивaйтe мoлитвy и пpинocитe oчищeниe; чтo блaгoгo вы yгoтoвaeтe для caмиx ceбя, нaйдeтe тo y Aллaxa: вeдь Aллax видит, чтo вы дeлaeтe!», а также: «He в тoм блaгoчecтиe, чтoбы вaм oбpaщaть cвoи лицa в cтopoнy вocтoкa и зaпaдa, a блaгoчecтиe – ктo yвepoвaл в Aллaxa, и в пocлeдний дeнь, и в aнгeлoв, и в пиcaниe, и в пpopoкoв, и дaвaл имyщecтвo, нecмoтpя нa любoвь к нeмy, близким, и cиpoтaм, и бeднякaм, и пyтникaм, и пpocящим, и нa paбoв, и выcтaивaл мoлитвy, и дaвaл oчищeниe, – и иcпoлняющиe cвoи зaвeты, кoгдa зaключaт, и тepпeливыe в нecчacтии и бeдcтвии и вo вpeмя бeды, – этo тe, кoтopыe были пpaвдивы, этo oни – бoгoязнeнныe»[215]. Таким образом, Коран увязывает следование исламским законам, включая выплату заката, важным условием самосовершенствования человека. Закат является, по сути, очищением, делающим безгрешным пользование богатством, с которого он уплачен. С другой стороны, обратим внимание на перечисление категорий, которым предназначается собираемый налоги (закат и садака): из этого перечисления ясно следует справедливый характер экономической политики мединского периода.
Ограничение сферы собственности, определение понятия общественного богатства, закон о введении пятины (хумс), закон о распределении военных трофеев также относятся к экономической политике Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!).
Суть военных действий, которые вел Пророк (да благословит Аллах Его и Его род!)
Война – одна из самых древних сторон общественной жизни человека, и не свойственна лишь какому-то одному времени, одному народу, одной религии. И животные обладают различными методами самозащиты и порой применяют коллективные действия, защищая своё потомство. С философской точки зрения, существование зла и несправедливости, как и войн, является необходимым условием существования природы, и мир природы нельзя представить существующим без зла. В этом человек опередил ангелов.
С точки зрения социологии, человек живет общественной жизнью, и без не его биологическая жизнь невозможна: в противоположном случае он столкнется с невыносимыми трудностями. С другой стороны, такие качества как невежество, любовь к самому себе, стремление к роскоши и материальным благам, становятся причиной неизбежных противоречий и столкновений между интересами индивидуумов и общества. Помимо ряда естественных причин, существуют и такие человеческие факторы возникновения войн, как личные интересы тиранов и властолюбцев.
Мировые религии, и в особенности ислам, считают, что причины войн заложены в самом человеке. В священном Коране мы читаем: «Для ниx – нaкaзaниe в ближaйшeм миpe, и, кoнeчнo, нaкaзaниe пocлeднeгo бoлee жecтoкo. Heт для ниx oт Aллaxa зaщитникa!», а также: «Mы пpeдлoжили зaлoг нeбecaм, и зeмлe, и гopaм, нo oни oткaзaлиcь eгo пoнecти и ycтpaшилиcь eгo; пoнec eгo чeлoвeк, – вeдь oн был oбидчикoм, нeвeдaющим, – чтoбы Aллax мoг нaкaзaть лицeмepoв и лицeмepoк, мнoгoбoжникoв и мнoгoбoжниц, и oбpaтитьcя к вepyющим (мyжчинaм) и вepyющим (жeнщинaм. Aллax –Пpoщaющ, Милocepд!». В другом месте сказано: «O вы, кoтopыe yвepoвaли! Bxoдитe вce в пoкopнocть и нe cлeдyйтe пo cтoпaм caтaны! Beдь oн для вac – явный вpaг! A ecли вы cпoткнeтecь пocлe тoгo, кaк пpишли к вaм яcныe знaмeния, тo знaйтe, чтo Aллax – Вeликий, Мyдpый»[216].
В священном Коране одной из причин ниспослания святых пророков Аллаха считается устранение разногласий и смуты в обществе. Аллах говорит в Коране: «Люди были oднoй oбщинoй, и пocлaл Aллax пpopoкoв вecтникaми и yвeщaтeлями и ниcпocлaл c ними пиcaниe c иcтинoй, чтoбы paccyдить мeждy людьми в тoм, в чeм oни paзoшлиcь. A paзoшлиcь тoлькo тe, кoтopым oнa былa дapoвaнa, пocлe тoгo кaк пpишли к ним яcныe знaмeния, пo злoбe мeждy coбoй. И Aллax вывeл тex, кoтopыe yвepoвaли, к тoй иcтинe, oтнocитeльнo кoтopoй oни paзoшлиcь пo eгo дoзвoлeнию. Aллax вeдeт, кoгo пoжeлaeт, к пpямoй дopoгe!»[217].
Человек разумный и имеющий ничем незапятнанную совесть, легко поймёт, что война во имя интересов какой-то группы людей не имеет пользы, и человек никогда не достигнет своего предназначения и совершенства в войне и разногласиях, а лишь в обстановке мира и спокойствия. Однако, к сожалению люди, даже прекрасно зная свои права, всё равно стремятся реализовать себя через террор и угнетение. Именно для того, чтобы противостоять таким людям и защитить права угнетённых и обездоленных, чтобы убрать препятствие, мешающее человеческому совершенству и приближению его к его предназначению на земле, война становится обязательной. С точки зрения священного Корана, война необходима только в том случае, когда необходимо препятствовать распространению разврата, защитить людей от угнетателей и тиранов, и сохранить возможность выполнения божественных законов. В Коране мы читаем о необходимости защиты притесненных и угнетенных: «Тем, которыe изгнaны из cвoиx дoмoв бeз пpaвa, paзвe тoлькo зa тo, чтo oни гoвopили: "Господь наш – Аллах". И если бы не зaщитa Aллaxoм людeй oдниx дpyгими, тo paзpyшeны были бы cкиты, и цepкви, и мecтa мoлитвы, и мecтa пoклoнeния, в кoтopыx пoминaeтcя имя Aллaxa мнoгo. Пoмoжeт Aллax тoмy, кoмy Oн пoмoжeт, – вeдь Aллax Силeн, Слaвeн!»[218]. Так же: «Пycть жe cpaжaютcя нa пyти Aллaxa тe, кoтopыe пoкyпaют зa ближaйшyю жизнь бyдyщyю! И ecли ктo cpaжaeтcя нa пyти Aллaxa и бyдeт yбит или пoбeдит, Mы дaдим eмy вeликyю нaгpaдy. И пoчeмy вы нe cpaжaeтecь нa пyти Aллaxa и зa cлaбыx из мyжчин и жeнщин и дeтeй, кoтopыe гoвopят: «Гocпoди нaш! Bывeди нac из этoгo ceлeния, житeли кoтopoгo тиpaны, и дaй нaм oт Teбя пoкpoвитeля и дaй нaм oт Teбя пoмoщникa»?[219].
Другими словами, война допустима в тех случаях, когда существуют препятствия для духовного роста и совершенствования человека, когда существует угроза сохранению в непрокосновенности священных мест и культовых зданий, когда возникает необходимость защиты обиженных и угнетенных, и в других подобных случаях. Если помимо военных действий, других способов устранения зла нет, то война становится необходимой. Но ни в коем случае война не должна вестись ради получения возможностей для экономической экспулуатации, политического превосходства, социального и географического расширения, то есть, из-за того, что на протяжении всей истории человечества создает постоянную угрозу безопасности людей, делает жизнь людей полной невзгод и лишений, приносит с собой горе и беду.
С точки зрения ислама, разные религиозные убеждения не могут быть причиной для войн, и последователи разных верований и религий могут прекрасно уживаться и вести мирное сосуществование. Они не только не должны враждавать и доводить дело до кровопролития, но должны помогать друг другу в следовании общим ценностям. Через своего посланника (да благословит Аллах Его и Его род!) Аллах так говорит о мирном сосуществовании мусульман с людьми писания (=Книги; ахл-е китаб): «Скажи: «O oблaдaтeли пиcaния! Пpиxoдитe к cлoвy, paвнoмy для нac и для вac, чтoбы нaм нe пoклoнятьcя никoмy, кpoмe Aллaxa, и ничeгo нe пpидaвaть Eмy в coтoвapищи, и чтoбы oдним из нac нe oбpaщaть дpyгиx в гocпoд, пoмимo Aллaxa. Ecли жe oни oтвepнyтcя, тo cкaжитe: «Зacвидeтeльcтвyйтe, чтo мы – пpeдaвшиecя»[220]. А о необходимости беспристрастного отношения в Коране сказано: «He дaeт вaм Aллax зaпpeтa o тex, кoтopыe нe cpaжaлиcь c вaми из-зa peлигии и нeизгoняли вac из вaшиx жилищ, блaгoдeтeльcтвoвaть им и быть cпpaвeдливыми к ним, – вeдь Aллax любит cпpaвeдливыx! Дaeт вaм Aллax зaпpeт o тex, кoтopыe cpaжaлиcь c вaми зa peлигию, и изгнaли вac из вaшиx жилищ, и пoмoгaли вaшeмy изгнaнию, чтoбы вы нe бpaли иx в дpyзья. A ктo вoзьмeт иx в дpyзья, тe – нeчecтивыe»[221].
Вся практическая деятельность посланника Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) – его сражения с неверными, иудеями и язычниками основывались на принципах прекращения и устранения несправедливости и гнёта в обществе. Вообще вся философия исламского джихада основывается на справедливости, обеспечении подлинных интересов и свобод людей, на гуманистических и религиозных ценностях.
Во всех сражениях посланника Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) религиозные ценности и цели всегда были важнее политических. Результатом этих войн всегда было решение как религиозных, так и политических задач. Эти сражения не были агрессией, не преследовали ни расширение территории, ни личную месть или иные низкие цели. Единственное, что двигало Пророком (да благословит Аллах Его и Его род!) в этих войнах, это стремление донести до людей слово истины. Поэтому воинам, сражающимся на пути Аллаха, и с угнетателями, и с курайшитской аристократией, посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) указывает на ценности ислама. Так в одном хадисе приводится, что один человек пришёл к посланнику Аллаха и спросил: «Если один человек сражается ради славы, другой ради добычи и трофеев, которыю он приобретёт в войне, третий ради положения в обществе, какой из них пред Аллахом более достойный и выше?» И получил такой ответ: «Только тот, кто сражается ради Аллаха и единственной его целью и единственным намерением является победа во имя Аллаха и истина победила, любим Аллахом, и нет пред Аллахом никого любимей его».
Пророк ислама (да благословит Аллах Его и Его род!) и привлечение мусусльманских добровольцев
Согласно историческим документам, ради привлечения добровольцев джихада и укрепления их боевого духа, посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) привлекал следующие методы:
1) Личная встреча и проводы воинов; 2) Серьезное отношение к пропаганде противников войны и к распространителям ложных слухов; 3) Настрой на победу и духовная поддержка бойцов; 4) Участие родственников Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!) в сражениях в самых первых рядах бойцов; 5) Объяснение мученической смерти за веру (шахадат) как совершеннейшего чаяния человека и разъяснение важности джихада на пути Аллаха; 6) Использование таких средств пропаганды, как лозунги, стихи, песни и громкая, проникновенная рецитация священных айатов; 7) Проведение военных и пропагандистских манёвров перед началом сражений; 8) Проведение колеективных молитв и молебнов за победу мусульман; 9) Демонстрация беспримерной стойкости духа и храбрости на поле боя; 10) Речи перед войсками накануне выступления на войну или перед началом сражения; 11) Побуждение мусульманских женщин принимать участие в поддержке воинов ислама; 12) Посещение раненых и утешение их в их страданиях.
Военные мероприятия
Исламская религия, охватывающая все стороны человеческого существования, не смогла бы достигнуть своей цели, если бы не имела надежную программу защиты своих ценностей и идеалов от внешних посягательств. Использование различных средств защиты является не только естественным правом человека, но и необходимым условием его существования. Изучение самых разных событий двадцати трех лет с начала божественного откровения и проповеди хазрата Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!) призыва и более десяти лет сражений с противниками ислама, дает возможность понять, что посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) отлично владел стратегией и тактикой, и обладал умением противостоять врагам ислама и в разных ситуациях пользоваться разными мерами. Одним из важных моментов является отсутствие противоречий между военными мероприятиями и основными принципами и целями ислама.Перечислим основные военные принципы Пророка ислама (да благословит Аллах Его и Его род!):
1) Доскональное изучение противника с помощью получения исчерпывающей информации и статистики, касающейся его; 2) Избегание одновременных боевых действиий на два или несколько фронтов; 3) Соблюдение принципа внезапности и строжайшего сохранения военной тайны; 4) Экономическое давление на врага; 5) Использование наступательных и ударных сил и высокая скорость оперативного прикрытия; 5) Умелое командование силами во все ответственные, решающие и кризисные моменты боя; 6) Сохранение единства и взаимодействия между различными группировками муджахидов; 7) Мастерское ведение психологической войны с противником; 8) Особое внимание нравственным и гуманитарным вопросам; 9) Внимание к мнению и предложениямвоеначальников и командиров.
Эти принципы являются лишь незначительной частью духовно–нравственной и государственно-политической программы посланника Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!). Политическая власть ислама, начало которой положило повиновение воле Аллаха одного юноши и одной женщины среднего возраста, за два десятилетия, к концу жизни Пророка новой религии (да благословит Аллах Его и Его род!) распространилась на территории, охватывавшей более миллиона квадратных километров, да и за пределами этой территории появились ответвления, созданные первыми послами ислама.
К сожалению, многие востоковеды считают, что распространение ислама происходило исключительно посредством меча и войн. В то же время среди мусульман есть исследователи, которые считают, что распространение ислама происходило лишь посредством божественного чуда. И то, и другое неверно.
Невозможно представить человеческое общество без войн, невозможно представитиь себе людей, спососбных обойтись без столкновений и разногласий. Тот, кто так думает, плохо знает человеческую природу – как духовную, так и телесную. Ибо далеко не все люди являются пророками, и восприятие учения пророков требует от них многих усилий и всестороннего воспитания, которое невозможно тогда, когда для этого нет места и условий.
С другой стороны, никто не отрицает, что благороднейший посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!), руководил армией ислама в 27 или 28 столкновениях, часть которых вылилась в кровопролитные сражения. Из других же столкновений, благодаря рассудительному и мудрому руководству пророка ислама (да благословит Аллах Его и Его род!) удалось выйти с небольшими потерями или вообще без пролития крови. Это подтверждается и сунной, и сирой (житием) Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!). О факторах военных побед мусульман упоминается и в священном Коране. Можно сгруппировать их в следующие три группы:
А) Разумное военное руководство со стороны пророка Ислама (да благословит Аллах Его и Его род!).
К этой группе факторов относятся: 1) Принятие быстрого и верного решения; 2) Личная храбрость и физическая сила; 3) Сильная воля; 4) Непоколебимая сила духа; 5) Дальновидность; 6) Знание характера людей и их способностей; 7) Взаимное доверие и дружба; 8) Соблюдение равенства; 9) Использование новых методов и подходов; 10) Знание тактики и использование таких тактиченских принципов, как внезапность, концентрация сил и сохранение военной тайны.
В большинстве сражений и военных операций окончательные цели войны тщательно скрывались от противника, противнику крайне редко удавалось получить информацию о степени боевой готовности исламского войска, о направлении удара или целях командования. Даже исламские военачальники, выступавшие в поход, зачастую получали запечатанное письмо от посланника Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!), лишь перед самым вы