Изучение искажений истории ислама и его источники
Для реалистичного подхода к истории ислама и существующим историческим сочинениям исследование искажений, с которыми до сих пор сталкивалась история ислама, имеет большое значение и позволяет ликвидировать неясность и сомнение в отношении запутанных сочинений, которые уменьшают доверие к истории ислама.
Некоторые из этих искажений не были нацелены непосредственно на историю ислама, однако имеют в истории ислама много примеров. Поэтому выяснение причин искажений истории ислама имеет большое значение. Важнейшие причины искажения истории ислама таковы:
1 – Временной разрыв между историком и историческими событиями
Учитывая способ передачи исторической информации и то, что некоторые историки ставили перед собой целью лишь изложение событий и не озадачивали себя проверкой их достоверности, вероятность искажений очень возрастала.
2 – Разногласия в мусульманской общине и раскол на несколько партий
Большой вред нанесли также разногласия внутри мусульманской общины, и приверженность историков разным партиям, мешавшая им придерживаться истины. Эта причина постоянно искажала лицо исламской истории. Искажение историком реальных фактов в угоду своей партии или группе или толкование событий прошлого в пользу правящего течения, мало способствовали отражению подлинной истории.
3 – Фанатизм
Религиозные пристрастия и шовинистические воззрения историка также влияли на исторические сочинения. Трудно найти историческое сочинение, свободное от фанатической пристрастности. Хотя в то же время встречались историки, которые, не разделяя общей идеологии, утрачивали свои возможности. Мутарраф ал-Мугайра говорит: «Я и мой отец, который был тесно связан с Му‘аввией, находились в Шаме. Однажды вечером отец вернулся со встречи с Му‘аввией в печальном настроении. Я спросил о причине [этого]. [Отец] сказал: «Этот [Му‘аввия] – сущий безбожник! Один из самых скверных людей в мире». Я спросил: «Почему?» Он ответил: «Я предложил ему: «Хорошо бы теперь, когда твоя мечта сбылась, и ты завладел халифатом, и когда твоя жизнь приближается к концу, ты проявил бы справедливость и перестал так дурно обращаться с хашимитами, ведь они – твои рабы, и у них нет сил восстать против твоего халифата». Он сказал: «Никогда, никогда! Абу Бакр был халифом и проявлял справедливость, но он умер, и имя его забыто. Судьба ‘Умара и ‘Усмана была такой же, как судьба Абу Бакра. Но имя этого хашимита [пророка Аллаха] пять раз в день поминается во всем исламском мире [Во время азана произносится формула «Свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха»]. Поэтому что можно сделать, как не предать земле имя Мухаммада?»[46]
4 – Давление правителей
Человеческий эгоизм всегда создавал много проблем и является большим недостатком правителей, так как приводит к очень неприятным последствиям. Давление Омейядских и Аббасидских правителей порой доходило до того, что всякий, кто передавал хадис о мудрости ‘Али (мир Ему!) и его сыновей, подвергался самым мучительным пыткам. Осуждение хакима Нишапура, зверское убийство Ибн Сиккита (учителя сыновей ‘Али), преследование и осуждение многих историков за упоминание о мудрости представителей семьи Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!) являются наглядными примерами давления со стороны правителей.
5 – Злоупотребление некоторыми учеными-книжниками невежеством халифов и их сторонников
Путем распространения легенд и всякой безосновательной информации (исра‘илийат) эта группа ученых пыталась подорвать доверие к исламской религии. Враждебное отношение и происки таких людей, как Ка’б ал-Ахбар, Абу Хурайра, Вахаб бин Мунабба и Сайф бин ‘Умар, которые сообщили ложные и противоречащие здравому смыслу и логике хадисы, нанесли исламу такой урон, от которого он во многом не может оправиться до сих пор. Рассказывают, что Ибн Аби-л-‘Уджа Манави как-то сказал: «Мы с Хуммадом бин Зайдом ввели в ислам четыре тысячи хадисов, которые выдают халал [дозволенное]за харам [недозволенное], а харам за халал»[47].
6 – Запрет, налагавшийся халифами на передачу хадисов
Запрет на запись и собирание хадисов появился еще при первом халифе, а распоряжение второго халифа сжигать и уничтожать хадисы было таким суровым, что даже после его смерти никто не осмеливался передать какой-нибудь хадис о Пророке (да благословит Аллах Его и Его род!). Этот запрет при халифате имама ‘Али (мир Ему!) был снят, однако после его гибели возобновился вплоть до времен ‘Умара бин ‘Абд ал-‘Азиза[48].