Жены Пророка Мухаммада, саля Ллаху алейхи ва салам. Их права и краткая биография.
Говорит имам ибну Кудама аль-Макдиси:
Сунной считается просить Аллаха, чтобы он был доволен женами Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует), которые считаются матерями верующих. Они пречисты от всего плохого. Самые достойные из них — это Хадúджа бинт Хувайлид и ‘Áиша Ас-Сиддúка (правдивейшая) бинт (дочь) Ас-Сиддúка (Абу Бакра), на невиновность которой Аллах указал в Коране. Она — жена Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) в этой и в будущей жизни. Тот, кто ложно обвиняет ее в том, в чем Аллах доказал ее невиновность, не является верующим в Великого Аллаха. (Становится неверующим потому что если Сам Всевышний Аллах говорит то, что она невиновна, а ты говоришь, что она виновна – ты неверующий, так как ты обвиняешь во лжи Самого Всевышнего Аллаха субхана уа Та‘аля).
Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин:
Права жен Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам):
Жены Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) останутся его женами и в раю, они названы матерями правоверных248. Необходимо почитать их и уважать подобающим им образом как жен последнего Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), так как они являются членами его семьи. Они чисты, хороши и не причастны ни к чему, что порочило бы их честь и достоинство. Ведь хорошим мужчинам даются хорошие женщины, а хорошим женщинам — хорошие мужчины. Да будет Аллах доволен ими, да ублаготворит их всех и да благословит Аллах и приветствует Своего правдивого и верного Посланника.
(Пояснение Руслана):
Как говорит Всевышний Аллах «чистые – чистым, и мужчины чистые для чистых женщин».
Да будет доволен ими Всевышний Аллах и сделает их довольными, всех их, и да благословит Всевышний Аллах Его пророка правдивого верного.
Что касается «жен Пророка (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям), с которыми он расстался посредством смерти». Как понять? То есть, разделила Пророка с его женами смерть, либо Пророк скончался, они остались, либо жены скончались и он остался. Имеется в виду то, что пророк (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям) расстался с некоторыми из своих жен посредством смерти, а с некоторыми посредством развода.
(Конец слов Руслана).
Жены Пророка (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям):
1 «Первая, Хадиджа бинт Хувейлид (первая жена). Она являлась матерью всех детей пророка (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям), кроме ребенка, которого звали Ибрахим. (Матерью Ибрахима была Марья Кыптыя одна из рабынь из Мисра, и она не была женой пророка (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям), а была его невольницей, поэтому она не является матерью правоверных, то есть, не относится к ней постановление матери правоверных).
Посланник Аллаха (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям), женился на Хадидже бинту Хувейлид после того, как она была женой двоих людей, это ‘Атик бин ‘Абид и второй муж ее был — Абý Хала Ат-Тамими.
Она оставалась единственной женой Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), пока не скончалась через десять лет после начала пророческой миссии, перед вознесением Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) на небеса.
’Áиша бинт Абý Бакр Ас-Сиддúк. До женитьбы на ней Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) несколько раз видел ее во сне, и ему было сказано: «Это твоя жена».
2 ‘Аища - дочь абу Бакра Ас-Сиддúк (радыяЛлаху ‘анхум). До женитьбы на ней Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) несколько раз видел ее во сне, и ему было сказано: «Это твоя жена». (Это пришло в Бухари и Муслиме со слов ‘Аиши. Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) ей сказал: «Я видел во сне, что принесли тебя ко мне и ты была завернутой и сказали: «Это твоя жена» и я открыл лицо и посмотрел и вдруг это ты, и сказал: «Если в этом сне благо, то Всевышний притворит его в жизнь»).
Он заключил с ней брачный договор, когда ей было 6 шесть лет, а с девяти лет жил с ней как с супругой.
И пророк (салялЛаху ‘алейхи уа ссаллям) заключил с ней брачный договор, когда ей еще было шесть лет и это было в Мекке, а непосредственно супружескую жизнь начал с ней уже в Медине, когда ей исполнилось 9 лет. Она скончалась в 58 году хиджры.
3 Сауда бинту Зам‘а Аль-‘Áмирийя. До того, как стать женой Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), она была замужем за мусульманином, которого звали Ас-Сакрáн бин ‘Амр, братом Сухайла бин ‘Амра. После того, как она освободилась от него (стала свободной) пророк (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям) женился на ней. И она умерла в конце правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба, и некоторые говорят в 54 году по хиджре.
4 Хафса бин Умар ибн аль-Хаттаб (Хафса – дочь ‘Умара ибн аль-Хаттаба).
До того, как стать женой Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), она была замужем за мусульманином, которого звали Хунайс бин Хуззáфа, ставшим шахидом при битве Ухуд. После этого на ней женился посланник Аллаха (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям). Умерла Хафса в 41 году.
5 Зейнаб бинту Хузейма Аль-Хилáлийя.Ее прозвище было мать бедняков «Уммуль-масакин», потому что она всегда раздавала им садака. Женился на ней пророк (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям) после того, как скончался или был убит ее муж - АбдуЛлах ибну Джахш в битве при Ухуде. Она умерла в 4 году по хиджре, через некоторое время после замужества.
6 Умму Салама, Хинд бинт Аби Умайя Аль-Махзумийя. Женился пророк (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям) на ней после того, как умер ее муж, которого звали Абу Салама ‘АбдуЛлах бин ‘Абдуль-Асад от ранения, которое постигло его в битве при Ухуде (Абу Саляма был ранен в битве при Ухуде, а затем скончался). После этого пророк (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям) женился на Умм Саляма. Она умерла (или скончалась) в 61 году по хиджре.
7 Зайнаб бинт Джахш Аль-Асадийя. Была она дочерью тети пророка (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям) со стороны его отца. Женился на ней пророк (саляЛлаху алейхи уа ссаллям) после того, как ее мужем был его же вольноотпущенник Зейд ибн Хариса в 5 году по хиджре. Она умерла в 20 году по хиджре.
8 Джувайрийя бинтуль-Харис Аль-Хузá‘ийя,на которой Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) женился в 6 году хиджры, до этого, она была замужем за Мусáфи‘а бин Сафвáном или Мáликом бин Сафвáном. Скончалась в 56 году хиджры
9 Умму Хабúба, Рамля бинт Абу Суфъян. До того, как стать женой Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), она была замужем за ‘Убайдуллахом бин Джахшем, который отрекся от Ислама и принял христианство. (В достоверности этой истории есть сомнения, так как в большинстве ее путей есть лжец по имени аль-Уаки).
Она скончалась в городе Аль-Мадина в годы правления своего брата (Му‘áвии бин Абу Суфъяна) в 44 году по хиджре.
10 Сафийя бинт Хуяй бин Ахтаб из племени Ан-Надир(племя иудеев), которые являются потомками Хáруна бин ‘Имрáна (Да благословит его Аллах и приветствует). (Харун был пророком, который был вместе с пророком Мусой (‘алейхи ссалям) она из его семейства).
Пророк (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям) освободил ее, а затем ее же освобождение сделал махром. Женился он на ней после того, как она была замужем за двумя людьми. Первого звали Саллям ибну Мишкам. Второго Кинана ибну Абиль Хакъыкъ. Пророк (саляЛлаха ‘алейхи уа ссаллям) женился на Сафие после открытия Хайбара в 6 году. Она умерла в 50 году хиджры.
11 Маймýна бинтуль-Хáрис Аль-Хилáлийя.
Пророк (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям) женился на ней в седьмом году по хиджре во время выполнения умры (аль-къада – которую он выполнил после худайбийского договора). Женился пророк (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям) на Маймуне после того, как она была женой двоих людей. Первый ее муж был человек, которого звали Ибну ‘Абду Ялайль, а второй Абу Рахм бин ‘Абдуль-‘Узза. Пророк (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям) начал с ней супружескую жизнь в местечке, которое называется Сараф (место недалеко от Мекки). Она умерла или скончалась в 51 году по хиджре».
Из одиннадцати упомянутых жен Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) две скончались до его кончины: это Хадиджа и Зайнаб бинт Хузайма. Остальные девять скончались после кончины Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует).
Были еще две женщины, с которыми Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) только заключил брачные договора, но не вступал с ними в супружеские отношения. Ничего из того, что необходимо в отношении жен Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), т.е. их почитание, уважение, к этим двум не относится. (Они не называются матерями правоверных).
Одну звали Асма бинт Ан-Ну‘амáн Аль-Киндийя, он расстался с ней после того, как женился. Относительно причины развода приводятся разные мнения, затем на ней женился Аль-Мухáжир бин Аби Умайя. (Есть разногласия в вопросе, почему пророк (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям) разошелся с ней. Сказал Мухаммад ибну Искакъ (имам в сире), что пророк (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям) нашел в ней какую-то болезнь и расстался с ней).
Другую звали Умайма бинт Ан-Ну‘амáн бин Шарáхил Аль-Джавнийя, которая сказала Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует): «Я прибегаю к помощи Аллаха от тебя», — после чего он с ней развелся.
Лучшими из жен Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) являются Хадúджа и ‘Áиша.
У каждой из них есть свои особенности.
Что касается Хадúджи, то она отличилась на заре Ислама: она раньше приняла Ислам, помогала и поддерживала Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) в самые трудные времена.
‘Áиша же отличилась после установления Ислама: она распространяла знания и принесла пользу всей исламской общине. Также будет достойным упомянуть, что в отношении ‘Áишы ниспослан аят (в суре ан-Нур), подтверждающий ее непричастность к тому, в чем ее обвинили лицемеры, оклеветав ее.