Муса (мир ему) ударил ангела смерти и выбил ему глаз.
Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин:
Ангел смерти в обличии человека пришел к посланнику Аллаха Мусе (Мир ему), чтобы забрать его душу. Но воспротивившись этому Муса (Мир ему) ударил его и выбил ему глаз. Ангел вернулся к Всевышнему и сказал: «Ты меня послал к рабу, который не хочет умирать». Всевышний вернул ангелу его глаз и сказал: «Вернись к нему и скажи, чтобы он положил руку на спину быка, и ему будет предоставлено столько лет, сколько волосинок на спине этого быка покроет его рука».Затем (когда ангел вернулся к Мусе и рассказал ему о словах Аллаха) Муса (Мир ему) спросил: «А что потом?» Он ответил (то есть Ангел смерти): «Потом смерть». Муса сказал: «Тогда сейчас» (т. е. забери мою душу сейчас), и попросил Аллаха приблизить его к святой земле на бросок камня. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы я был там, то обязательно показал бы вам его могилу у дороги рядом с красным холмом». Этот хадис находится в сборниках Аль-Бухари и Муслима. (Согласованный хадис. Аль-Бухари 1339, Муслим 2372).
Автор привел этот хадис в книге, где говорится о вероубеждениях, только потому, что некоторые аль-мубтади‘а (те, которые занимаются нововведением в Исламе) отрицают этот хадис, говоря, что Пророк Муса (Мир ему), не мог ударить ангела. Но мы возразим им и скажем, что ангел пришел к Мусе (Мир ему) в обличии человека, и Муса (Мир ему) не знал, кто хочет забрать у него жизнь и желает ему смерти, а человеческая природа такова, что она требует от того, чью душу хотят забрать, противиться этому и защищаться. И если бы Муса (Мир ему) знал, что к нему пришел ангел, он бы не ударил его. Поэтому он повиновался ему, когда он явился во второй раз, принеся с собой доказательства того, что он ангел, посланный Всевышним, а доказательством этим является предоставление ему стольких лет жизни, сколько волосков накроет его рука.
[Примечание от редактора стенограммы]:
Как сообщил Ибн Хаджар, некоторые еретики отрицают данный хадис. Опровергая их точку зрения, он сказал: «Муса выбил глаз Ангелу смерти, потому что увидел его в образе человека, пробравшегося в его дом без разрешения. Он не знал, что это Ангел смерти. Законотворец разрешил выколоть глаз тому, кто подсматривает за мусульманином в его доме без разрешения. Когда ангелы пришли к Ибрахиму и Луту в человеческом обличье, те тоже не сразу узнали их, ведь если бы Ибрахим узнал их, то он не стал бы предлагать им поесть, а если бы Лут узнал их, то он не стал бы опасаться за них». [Эту версию передали Ахмад в «Муснаде» и ат-Табари. См.: Фатх аль-Бари (6/442)].
Сказал имам Абу Бакр Мухаммад Ибн Исхак Ибн Хузейма (224-310 г.х.):
«Один сторонник нововведений и джахмит порицал этот хадис и отверг его, и сказал: «Либо Муса узнал ангела смерти, либо же не узнал его. Если он узнал его – то причинил ему несправедливость, и унизил того, кого послал к нему Аллах, а кто унизил посланного Аллахом – попытался унизить Аллаха. Если же Муса не узнал его, то бессмысленна передача того, кто передал, что ангел явился к нему воочию! И также хашавиты утверждают, что Аллах не дал ангелу смерти получить воздаяние равным за удар и выбитие глаза, а Аллах не причиняет никому несправедливость!»
Скажу: это возражение того, кого Аллах ослепил и лишил понимания, и не показал ему благоразумия! И смысл хадиса – правильный, однако не тот, который подумал джахмит.
И это потому, что Аллах не посылал к Мусе ангела смерти, желая в этот момент забрать его дух, однако послал его, желая испытать и проверить Мусу – подобно тому, как Аллах приказал своему любимцу Ибрахиму зарезать своего сына. И не хотел Всевышний, чтобы этот поступок дошёл до конца и Ибрахим действительно убил своего сына, и в итоге Ибрахим вместо этого зарезал большое жертвоприношение. «Мы воззвали к нему: "О Ибрахим (Авраам)! Ты оправдал сновидение"»(Ас-Сафат, 104-105).
Если бы Аллах действительно хотел бы забрать душу Мусы в тот момент, когда послал к нему ангела смерти – то произошло бы то, что Аллах хотел, ведь Аллах говорит: «Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: "Будь!" - как это сбывается».(Ан Нахль, 40).
Что же касается удара Мусы, то он был дозволенным для него, ведь он увидел персону в человеческом облике, который вторгся к нему, и не знал, что это ангел смерти.
И Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) дозволил выбить глаз тому, кто подсматривает в дом другого мусульманина без разрешения, передал этот хадис Бишр Ибн Нахик от Абу Хурейры, что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Кто подглядывает в чей то дом без разрешения, то выбейте ему глаз, и не будет за это ни воздаяния равным, ни выкупа».
И ведь невозможно, чтобы Муса (мир ему) знал, что это пришёл ангел смерти, и выбил ему глаз.
И ведь ангелы приходили к любимцу Аллаха Ибрахиму, а Ибрахим не узнал их сначала, пока они не дали ему знать, что они посланцы Аллаха. Сказал Аллах: «Наши посланцы принесли Ибрахиму радостную весть и сказали: "Мир!" Он сказал: "И вам мир!" - и поторопился, чтобы принести жареного теленка. Увидев, что они не дотрагиваются до еды, он усомнился в них и почувствовал страх перед ними. Посланцы сказали: "Не бойся! Воистину, мы посланы к народу Лута» (Худ, 69-70).
И если бы Ибрахим знал бы с самого начала, что это ангелы Аллаха, то никогда не стал бы предлагать им жареного теленка, ведь ангелы не едят.
А когда он испугался их, они сказали ему: «Не бойся! Мы посланы к народу Лута».
Аллах также сказал: «Когда Наши посланцы явились к Луту (Лоту), он огорчился из-за них, почувствовал себя стесненным и сказал: "Это - тяжкий день"». (Худ, 77).
И если бы он знал, что они посланцы Аллаха, то ни за что не огорчился бы из-за их приезда и не почувствовал бы себя стесненным.
И пришёл также ангел к Марьям, а она не узнала его, и попросила у Аллаха защиты от него.
– А если бы Марьям знала с самого начала, что это ангел пришёл к ней обрадовать ее мальчиком, который будет исцелять слепого, и прокаженного, и будет Пророком – то ни за что не стала бы просить у Аллаха защиты от него.
И два ангела зашли к Дауду (мир ему) в обликах людей, обратившихся к нему на суд, и он не знал о них, а Аллах послал их чтобы Дауд извлёк урок из иска одного из них против другого, и знал, что то что он сделал не было правильным, и Аллах принял покаяние Дауда.
Сказал Аллах: «Дауд убедился, что Мы подвергли его искушению, попросил прощения у своего Господа, пал ниц и раскаялся»(Сод, 24).
Так как же после всего этого можно считать странным, что Муса не узнал ангела смерти, когда тот зашёл к нему?!
И пришёл также к нашему Пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) Джибриль, и спросил его про Иман и Ислам, и Джибриль был в таком облике, что его не узнал ни Пророк, ни кто-то из его сподвижников. И лишь когда он ушёл, рассказал Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) что это был Джибриль, и сказал: «Всякий раз когда он приходил ко мне в каком то облике – я узнавал его, кроме этого раза».
И в некоторые разы Джибриль приходил к Пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) в одном облике, в некоторые другом. И Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) рассказал, что видел Джибриля в том облике, в котором тот был сотворен, лишь два раза.
Что же касается слов джахмита: «Почему же Аллах не дал ангелу смерти получить воздаяние равным за удар и выбитый глаз» - то это довод на его невежества. Откуда он вообще взял, что между людьми и между ангелами есть воздаяние равным? И с чего он взял, что ангел смерти сам хотел воздание равным, а Аллах не дал ему?
И в общем, посланник может приказать что-то, с целью испытать, не желая чтобы действие к которому он приказывает свершилось в действительности.
Как приказал Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) установить хадд над человеком, про которого женщина ложно сказал, что он вступил с ней в половую связь – а он сам не признавался, и не было свидетелей - и она видя как готовятся убить невиновного, не выдержала и призналась кто действительно совершил с ней зина, а кто был невиновен.
Точно также, Пророк Сулейман (мир ему), сын Дауда (мир ему), приказал разрезать младенца на две части, желая понять, кто из двух претенденток на него действительно является его матерью, потому что мать проявить жалость к младенцу и мягкость. И когда одна из них согласилась резать его, а другая согласилась отдать его первой – лишь бы его не резали – стало ясным и явным Сулейману (мир ему), кто настоящая мать младенца – та, которая выбрала его жизнь.
И точно таким же образом Аллах отправил ангела смерти к Мусе (мир ему) – чтобы испытать Мусу (мир ему), но не желая, чтобы его душа была действительно забрана в этот момент.
И наш Посланник (салла Ллаху `алейхи уа салам) рассказал нам в достоверном хадисе, что Всевышний Аллах не забирал жизнь кого-то из Пророков до того, как показать ему его место в Раю и дать ему выбор – хочет он жить еще, или умереть.
Поэтому, не стал бы Аллах приказывать ангелу смерти действительно забрать Мусу (мир ему), до того как показать ему его место в Раю, и дать ему выбор – жить еще или умереть и войти в Рай. А Аллаху принадлежит наставление на прямой путь».
Источник: "Шарх сахих аль Бухари", 3/322-225.
[Конец примечания].