Вера (иман) является словом и делом.

Говорит имам ибну Кудама аль-Макдиси: «Иман (вера) — это произнесение языком, подтверждение делами и убеждение сердцем. Он увеличивается с повиновением (совершения благих деяний) и уменьшается с ослушанием (совершения грехов)».

(На это определение есть единогласное мнение ученых ахлю сунна уаль джамаа).

Говорит Всевышний Аллах: «Не велено им было ничего, кроме поклонения Аллаху искренне, как единобожники, совершать молитву и выплачивать закат. Это и есть истинная вер» (Ясное знание, 5).

Этот аят указывает на то, что поклонение Аллаху, искренность сердца, совершение молитвы и уплата заката, является частью религии. (А религия – это и есть иман [вера]).

Сказал Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам): «Вера состоит из более чем 70 ответвлений, самое высшее из этих ответвлений – свидетельство, что нет божества, достойного для поклонения кроме Аллаха. А самая нижняя из них — это удалить с дороги то, что вредит (прохожим)»(Согласованный хадис, Аль-Бухари 9, Муслим 35).

И сделал Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) этим своим хадисом слова и дела из веры.

(То есть, указал то, что слова и дела входят в веру, так как перечислил свидетельство Ля Илляха Илля Ллах и убирание препятствие с дороги, первое является словом, второе является делом и все это об этом он сказал то, что это вера).

Аллах Всевышний сказал: «Она увеличила их веру» (Покаяние, 124).

[Примечание от редактора стенограммы]:

Когда ниспосылается сура из Корана и лицемеры и неверные слышат ее, они смеются и издеваются, говоря друг другу: "В ком из вас эта сура укрепила веру?" Что касается тех, чья вера была истинной, то они радуются этим сурам, ниспосланным Аллахом, и они еще больше укрепляют их веру. [Конец примечания].

И также Всевышний сказал: «Чтобы их вера увеличилась» (Победа, 4).

[Примечание от редактора стенограммы]:

Начало аята гласит: «Он — Тот, который ниспослал спокойствие в сердца верующих, чтобы их вера увеличилась…». [Конец примечания].

И сказал Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам): «Выйдет из огня тот, кто сказал: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, а в его сердце столько веры, сколько весит одно пшеничное зерно, горчичное зерно или пылинка»(Согласованный хадис. Аль-Бухари 44, Муслим 193).

(Этими словами Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) показал, что вера людей различна, у одних она больше, а у других меньше, подобно тому, как различны эти зерна по своим размерам и весу).

[Примечание от редактора стенограммы]:

Некоторые заблудшие приводят этот хадис в довод на то что, вера у человека может быть на столько мизерной, что там не будет даже дел. Однако они упустили тот момент, что в хадисе сказано слово вера (иман), а иман в шариате Аллаха согласно иджма ученых это: слова, дела и убеждения. То есть, в этой пылинки веры должен присутствовать минимум из слов дел и убеждений, для того чтобы человек считался мусульманином. Иначе с таким же успехом можно заявить что согласно этому хадису человек может не иметь убеждения или не произносить шахаду ля иляха илля Ллах.

Сказал имам Ибн аль Каййим: «И то что пришло в хадисе Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам): "Мельчайшая мельчайшая мельчайшая пылинка имана" - это вера в Посланников, и подчинение им сердцем и органами». Источник: "Шифа аль алиль", 1/262.

[Конец примечания].

Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин:

Разъяснение, что такое вера, вера в арабском языке – это уверовать или считать за правду.

(Пояснение Руслана):

И более правильно сказать то, что иман в арабском языке это «ат-тасдыкъ мааль-икърар», мы на это указывали в прошлых книгах.

Шейхуль ислям ибну Теймия в книге «ас-Сариму аль Маслюль» и в «Китабуль Иман» критиковал тех, которые говорят, что в арабском языке слово «вера» (иман) означает «тасдыкъ» (одно единое, как бы, считать за истину).

Потому что вера в арабском языке это не только «тасдыкъ» - верить в это, но и «икърар» - подтверждать это, то есть, человек может считать это за истину, но не делать икърар (не подтверждать языком), или не подтверждать это сердцем. Например, говорить: «да это истина, но я за этим не следую, я это не подтверждаю». Не все, кто считает какую-то вещь за истину, не все это подтверждают, как например Абу Талиб, считал Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам)

истинным Посланником Аллаха, но не подтверждал этого, то есть, не подтверждал это своим языком и не следовал за ним своими деяниями.

Мы говорили, что «ат-тасдыкъ уль-джазим, аль-лязи фихи мааналь икърар», так мы давали определение слова иман, когда разбирали «Салясатуль Усуль» - «Три Основы».

«Ат-тасдыкъ аль-джазим» - твердое убеждение, «аль-лязи фихи мааналь икърар» - в котором есть смысл подтверждение, то есть, не просто «тасдыкъ», но вместе со смыслом подтверждение и следования, это значение слова «аль-иман» в арабском языке.

И когда шейхуль ислям ибну Теймия это вопрос разъяснял, он говорил: «Потому что ты не говоришь «аманту каза» - я уверовал «каза» (так), а ты говоришь «аманту би каза» - я уверовал «в то-то». А если бы было бы «тасдыкъ», тогда бы ты говорил «саддакъту каза» (я подтвердил или я посчитал правильным того-то), но ты говоришь «акърарту би каза» или «къарарту би каза», то есть, я подтвердил это, поэтому говоришь «саддакъту каза». А иман как говорит, «аманту би каза», если бы иман был тасдыкъ, тогда бы говорилось бы «аманту» не «билля», а «аманту Ллаха» просто было бы «я посчитал правдой Аллаха» или то, что пришло от Аллаха. Но ты говоришь «аманту би Ллях» (я уверовал в Аллаха). (Конец слов Руслана).

Но в науке о Единобожии (в терминологии шариата) слово «Иман» имеет следующее значение: «Произнесение языком, подтверждение делами, и убеждение сердцем

- Пример того, что произносят языком, — это «Лá илáха иллаЛЛÁХу» Нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха.

- Пример подтверждения делами — это молитва, хадж, пост в месяце рамадан и т. д.

- Пример убеждения сердцем — это вера во Всевышнего, в Его ангелов, и во все то, во что необходимо уверовать.

Доказательством того, что именно это и подразумевается под словом «Иман», служат нижеследующие аяты и хадисы.

Всевышний в суре «Ясное знамение» в пятом аяте сказал: «Не велено было им ничего, кроме поклонения Аллаху искренне, как единобожники, и совершение молитвы, и выплачивание заката. Это и есть истинная вер»(Ясное знамение, 5).

Мы видим, что Всевышний сделал искренность (Ислах), т. е. искреннее поклонение Ему, молитву и закат частью религии.

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Иман состоит из семидесяти с лишним ветвей, самая высшая из них — это свидетельство, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, самая нижняя из них — это убрать с дороги то, что вредит (прохожим)».Этот же хадис передал Муслим, но со словами: «самая лучшая из них — это произнесение «Нет божества, кроме Аллаха» (Муслим 162).

(Пояснение Руслана):

В этом хадисе также собраны слова, дела и убеждения, с какой добавкой: «стеснительность, это одно из ответвлений веры». То есть, пришло свидетельство Ля Илляха Илля Ллах – это слово, пришло убрать препятствие с дороги – это дело, и пришло стыдливость – это часть веры, а стыдливость это деяние сердца, то есть, убеждение, которое есть в сердце.

(Конец слов Руслана).

И вера увеличивается посредством подчинения Всевышнему и уменьшается посредством ослушания Его, потому что Всевышний сказал: «Это для того, чтобы это добавило им веру» (Покаяние, 124), а в другом месте сказал: «для того, чтобы добавило им веру к их вере» (Победа, 4).

И сказал Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам): «Выйдет из огня тот, кто сказал: «Нет божества достойного для поклонения, кроме Аллаха», а в его сердце столько веры, сколько весит одно пшеничное зерно, горчичное зерно или пылинка».

[Примечание от редактора стенограммы]:

То есть, если есть в сердце человека вера, хотя бы наименьшего количества, то он выйдет из огня, если он был из тех, кто произносил Ля Илляха Илля Ллах.

Не надо понимать с этого хадиса как понимают мурджииты что значит если этот человек ни чего не делает кроме убеждений в сердце то он выйдет из огня, нет выше уже было дано что такое вера в шариате это слово дело и убеждение, то есть, выйдет из огня тот человек который имел убеждения в сердце и произнес слова свидетельств и делал дела, но он на столько мало их делал или много грешил что его вера была самая маленькая крупицу как описано в хадисе… Так что понимать надо это как понимается в шариате.

Сказал Имам Ашафии: «Среди сахабов и таби’инов, а также тех, кого мы застали, был иджма’ на то, что иман – это слово, дела и убеждения! И одно без другого недостаточно!» См. Шарх Усуль ‘ит-Тикад ахль Сунна уа аль-Джамаа аль-Лялякаи 4/886, Маджмуа Фатава 7/209, 7\308.

Сказал Исхак ибн Рахавейхи, учитель имама Бухари: «Перегибают мурджииты, когда говорят: «Тот, кто оставил предписанные намазы, пост в рамазан, закят, хадж и все фарзы, не отрицая их, то мы их не считаем кафирами. Надеемся на Аллаха, т.к. они признали их». И нет сомнения в том, что они мурджииты». «Т’азим кадр Ас-салят» 2\929.

Сказал имам аль-Хумейди: "Мне сообщили, что некоторые люди говорят: "Тот, кто признал обязательность намаза, заката, поста, хаджа, затем не сделает ничего из этого пока не умрет, или будет молиться спиной к кибле, до тех пока не умрет - то, что этот человек верующий, пока не будет отрицать (обязательность), если будет знать, что в этом оставление его имана (т.е. то что это вредит его иману), и будет признавать обязательства и то, что надо направляться лицом к кибле.

Я (аль-Хумейди) говорю:

Это - явное неверие и противоречие книге Аллаха и Его Посланнику и деяниям мусульман. Сказал Всевышний Аллах: «И им не было приказано кроме как искренне поклоняться Аллаху» (сура аль-Байяна 5).

Сказал Ханбал: «Я слышал Абу АбдуЛлаха –(т.е. имама Ахмада )– который сказал: "Кто так сказал, то он неверный в Аллаха, и отверг приказ Аллаха и то, с чем пришел Посланник"

См. "Шарх Усуль аль-Иътикад ахлю-Сунна уа аль-Джамаа", 5138-140.

Сказал Шейх Ислам Ибн Таймия, после того как привел нижеприведенное слова аль-Хумейди и имама Ахмада, только вместо слова "Это явное неверие и противоречие.....деяниям мусульман", он сказал: " Это явное неверие и противоречие.....ученым мусульман", что указывает на иджма.

После того, как он привел эти слова, затем поговорил о вопросе лицемерия, затем сказал:

"И имамы сделали такфир такому, так как это предположение не может произойти. И невозможно, чтобы человек не делал ничего из того что ему приказано, из намаза, заката, поста, хаджа, делал то что может из запретного, как намаз без омовения, не по направлению к кибле, прелюбодеяние с родственницами на которых ему запрещено жениться, и вместе с этим он верующий внутри. Однако он не делает это, кроме как по причине отсутствия имана в его сердце». См. "Маджуа фатава" 7\210-219.

Говорит шейх Ислам Ибн Теймия: «И Иман у Ахлю Сунна валь Джамаъа: Слово и Дело, как на это указал Коран и Сунна, и на этом Иджма Саляф. И как об этом постановлено в своём месте, то что Слово это подтверждение Посланника, а Дела подтверждение Слова. И если отойдёт раб от всех дел, то не будет верующим.… И также то, что истинная религия это подчинение и покорность и всё это достигается Делами и не только Словом. А кто не делает Дела, то у того нет религии, а у кого нет религии тот кафир». Шарх Уъмда 2\86.

Говорит Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб: «Нет разногласия в том, что необходимо, чтобы Таухид был как в сердце, так и проявлялся в соответствующих словах и делах. Если чего-то не будет из этого, то не будет человек муслимом. Даже если человек признает Таухид сердцем, но не будет это выражаться в его словах и делах, то такой будет непокорным кафиром, такой же, как фараон, иблис и похожие на них».

Говорит шейх Усеймин в комментарии к этим словам: «Необходимо чтобы человек был единобожником сердцем, словом и делом. Если же он будет единобожником сердцем, без слова или дел, то он не будет правдивым в своем заявлении. Так как за таухидом сердца следует таухид слова и дел по доказательству слов Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует - «Поистине в теле орган, если он стал здоровым, то все тело будет здоровым, если же испортилось, то все тело испортится, и это сердце». Если же человек заявляет о том, что он уединил Аллаха в своем сердце, однако не уединил своим словом или делом, то он будет из рода фараона который был убежден в истине, знающий о ней, однако он упорствовал и упрямился и остался на своем заявлении о божественности. Сказал Всевышний Аллах: «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости» Сура ан-Намль 14. Сказал Всевышний Аллах о Мусе – мир ему – сказавший фараону: «Ты уже знаешь, что некто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений» Сура аль-Исра 102». См. Шарх Кашф аш-Шубухат 86\87.

[Конец примечания].

Сравнение Имана с зернами, которые различны и по размеру, и по весу, указывает на то, что Иман у верующих людей различен.

Если мы установили, что Иман может увеличиваться, то это указывает на то, что он может и уменьшаться, потому что увеличение чего-либо требует, чтобы превзойденный был меньше возрастающего.

(Пояснение Руслана):

То есть, непременно, она уменьшается посредством грехов и затем добавляется к этому - снова растет и так далее и есть более явный аят на этот вопрос, то есть, обычно что говорят обладатели знания в акыде говорят то, что нет ни в Коране ни в сунне конкретного явного указания на то, что вера уменьшается, есть только доводы на то, что она увеличивается и один из аятов, который указывает на это, слова Всевышнего Аллаха субхана уа Та’аля: «Они в тот день были ближе к неверию, чем к вере»(Сура Семейство Имрана аят 167).

Всевышний Аллах указал на то, что в тот день они были таковыми, что были ближе к неверию, чем к вере. Это указывает на то, что в другие дни они были ближе к вере, чем к неверию. Исходя из этого, в тот день их вера уменьшилась так, что она стала ближе к неверию, это указывает на то, что раньше они были ближе к вере, чем к неверию, но в тот день, они стали к неверию ближе, чем к вере. Отсюда ясно понимается то, что вера их уменьшилась, так что стала меньше и стала ближе к неверию, это что касается вопросов имана, вопросов веры.

(Конец слов Руслана).

[Примечание от редактора стенограммы]:

Шейх Салих ибн Абдуль-'Азиз али Шейх говорит в своем шархе на Люм’ат уль-и’тикад в этом разделе:

В этих предложениях разбирается тема имана и убеждения ахлю сунна уаль джама'а в этой теме. Это один из самых первых вопросов в нашей общине, в котором появились разногласия. Нововведенцы разногласили с теми, кто следовал за сподвижниками. Входят ли дела в Иман? И может ли Иман быть разным? Может ли иман делиться? Становится ли он больше или меньше?


Сказали заблудшие: "Иман представляет из себя речь и убеждения, а что касается дел, то они не входят в иман". Это слова мурджиитов. И мурджииты " المرجئة " бывают двух видов:

1 - Крайние мурджииты. Они говорят о том, что иман представляет из себя только знания. Эта акъида сохранилась в наши дни у многих суфиев в разных тарикатах.

2 - Они говорят, что иман - это слова и убеждения, а дела не входят в иман.

Их называют " مرجئة الفقهاء ". Это распространено в мазхабе имама Абу Ханифы, потому что эти слова говорил имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах).
Что касается других заблудших, то они сказали: "Иман либо полностью остается, либо он полностью уходит. Он не увеличивается и не уменьшается". И поэтому, если некий раб сделает какой-либо большой грех, то вся его вера уходит. Отрицают, что может уйти часть имана, но остаться основа. И это мнение хавариджей и тех, кто пошел по их пути в такфире за большие грехи.


Что касается убеждений приверженцев сунны в этом вопросе, то мы говорим:

"Иман - это то, что содержит в себе пять вещей:
1 - " اعتقاد القلب " - Убеждения сердцем.
2 - " قول اللسان " - слова языком.
3 - " عملٌ بالأركان " - дела органами.
4 - " أن الإيمان يزيد بطاعة الرحمان " - поистине, иман увеличивается при подчинении Милостивому.
5 - " أن الإيمان ينقص بمعصية الرحمان وبطاعة الشيطان " - поистине, иман уменьшается при ослушании Милостивого и подчинении шайтану.


И эти пять основ отличают приверженцев сунны от тех, кто противоречит им в вопросах имана. И доказательства в этой теме ясные и понятные.


Убеждения сердцем - это намерения и искренность. Дела сердца - это убеждения человека. Речь органов - это слова, произносимые языком. Дела органов - это совершение какого-либо дела, подчиняясь Всевышнему Аллаху. Кто из саляфов говорил, что иман - это слово и дело, он имел в виду эти пять основ. Потому что его слова охватывают эти пять вещей.


Что касается уменьшения и увеличения имана, то доказательств тут много. Поэтому в шариате иман - это не то, на что указывают его языковое значение.


В языковом значение "иман" (الإيمان) - это подтверждение чего-то. Некоторые ученые сказали, что основа слова "иман" от слова "амн" (الأمن) - безопасность. Потому что тот, кто верит, он обезопасил себя от зла неверия.


В терминологии "иман" - это те пять вещей, которые мы перечислили ранее.
В Коране слово "иман" приходит и в языковом значении, и в шариатском. И некоторые ученые сказали: "В основном, если "иман" приходит в языковом значении, то после него приходит частица "лям". А если "иман" приходит в шариатском значении, то после него стоит частица "ба"".


Например, в словах Всевышнего Аллаха: «Ты все равно не поверишь нам».(Сура Йусуф, аят 17).


После слова "иман" пришла частица "лям". Отсюда мы поняли, что в этом аяте имеется в виду языковое значение.

Также Всевышний Аллах сказал: «В него уверовал Лут».(Сура аль-‘Анкабут, аят 26).


Что касается шариатского значения, то Всевышний Аллах сказал:
«Посланник уверовал в то, что ниспослано ему».(Сура аль-Бакара, аят 285).


А также: «Если они уверуют в то, во что уверовали вы».(Сура аль-Бакара, аят 137).


Что касается увеличения и уменьшения имана, то это основа у ахлю сунна уаль джама'а, в которой они противоречат хавариджам. И мы никого не обвиняем в неверии из-за больших грехов. А что касается молитвы, заката, поста, хаджа, то если человек оставил это, то насчет положения такого человека есть разногласие. Ученые говорят: "Мы никого не обвиняем за большие грехи в куфре, пока он не назовет эти грехи дозволенными".


И поэтому, когда мы говорим, что дела - это основа имана, без которых иман недействителен, имеется в виду вид дел, а не единицы дел. Верующий может оставить много дел, которыми он обязан, но все равно остаться верующим. Однако, он не будет верующим, если оставит все дела. Если человек произносит свидетельство и говорит, что верит в это сердцем, но оставляет все виды дел, то он является неверующим. Потому что оставление дел лишает человека веры. Не бывает такого верующего, который не совершает никаких дел.


Также иман является степенью из степеней религии. Также ислам является степенью из степеней религии. Под исламом подразумеваются внешние дела, как пришло в муснаде имама Ахмада, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Иман в сердце, а ислам внешне". (Со слов Анаса ибн Малика, также передал имам Суюты в "Джами' ас-сагъир", 3060; Шейх Альбани сказал, что хадис слабый. См. "Да'иф аль-джами' ", 2280; "Сильсиля ад-да'ифа", 6906).


Иман- это убеждения.

Ислам - то, что совершают органы человека. И поэтому недействителен ислам человека, кроме как с иманом. Точно также иман недействителен, кроме как с исламом. И не может быть, чтоб кто-то верил в шесть столпов веры, и не делал ничего из пяти столпов ислама. Начальная степень ислама - это хотя бы какое-нибудь дело.


Иман бывает разный. Каждый раз, когда раб подчиняется Аллаху, его иман увеличивается. А если он совершает грех, его иман становится меньше. Каждый раз, когда раб совершает доброе дело, его иман увеличивается, будь это из дел сердец, или из дел органов.


Люди, в своей основе, иман у них разный. Иман Абу Бакра не подобен иману других сподвижников. Один из ученых, Шу'ба абу Бакр ибн 'Ийаш сказал: "Абу Бакр опередил других сахабов не многочисленными молитвами и постами, а опередил тем, что было у него в сердце".

У Абу Бакра был такой иман, которого не было у других. И неправы те, которые говорят, что верующие в своей основе одинаковы.


И это акъида приверженцев сунны, посредством которой ты спасешься от заблуждений такфира и тому подобного. И поэтому тот, кто понял эти убеждения, он должен оберегать свой язык и свое сердце от вхождения в двери такфира. Эти убеждения спасут тебя от следования заблудшим течениям, которые вошли в эти вопросы без знаний и обвинили мусульман в неверии. А также от следования тем, кто ввели в ислам тех, кто не является мусульманином.

[Конец примечания].

Наши рекомендации