Противники истины в предопределении и судьбе.
Говорит шейх ибн Усеймин: «Те, которые противоречат истине в вопросах предопределения и как ответить на из ложные воззрения», те, которые противоречат истине в вопросах предопределения две группы:
Первая группа – это аль-Джабарийя они говорят: «раб заставлен к своим действиям и нет у него никакого выбора в этом.
(Пояснение Руслана):
И джабриты бывают разных ступеней. Некоторые из них говорят, что у человека вообще нет желаний и вообще нет способностей никаких, тем самым они противоречат явной действительности, так как явная действительность указывает на то, что у человека есть желания, есть способности.
Другое джабариты говорят, есть у человека желания и способности, но они не имеют никакой силы (влияния), как будто бы их нет. Это они говорят для того, чтобы приписать все к Аллаху и сказать что все это Аллах субхана уа Та’аля Сам делает. Потому что они считают, если мы припишем это к человеку и скажем «человек производит действия», они говорят «это нарушает таухид аррубуббия», получается что есть Господь кроме Аллаха, а Господом является лишь Один Всевышний Аллах, поэтому все относят к Нему, они не оставляют человеку ничего в этом смысле.
(Конец слов Руслана).
И мы ответим им двумя ответами:
1Всевышний отнес деяния человека к самому человеку, и сделал их его приобретением, за которое его или вознаградят, или накажут, согласно этим деяниям. И если он был бы принужден совершить эти деяния, то приписывание этих деяний к самому человеку, было бы неправильно, а также наказание за грехи было бы несправедливостью со стороны Всевышнего, Свят Он и Велик от всего этого.
2Каждый знает разницу между добровольным действием и вынужденным действием, будь то разница в реальности или разница в правовой оценке действия, и если бы человек совершил противозаконные действия в отношении кого-либо, а потом стал бы уверять, что он сделал это по принуждению, так как это ему было предопределено и предустановленно Всевышним, то это посчиталось бы глупостью, которая противоречит тому, что абсолютно очевидно для каждого человека.
(То есть, представьте, человека привели в суд и он бы говорил «я не виноват, меня Аллах заставил совершить это преступление», это не было бы принято от него).
5 Къадариты (секта, заблудившаяся в вопросах предопределения).
Вторая группа, которая противоречит ахлю сунна в вопросах предопределения называется «аль-Кáдарийя»— они говорят, что человек самостоятелен в своих деяниях и Всевышний не имеет никакого отношения к ним, ни в плане желания этих дел, ни в могуществе над ними, ни в их создании. Приведем два ответа на их утверждения:
1 Это противоречит словам Всевышнего Аллаха: «Всевышний Аллах творец всякой вещи» (Толпы, 62). Т. е. все без исключения создается Всевышним, в том числе и действия людей, также Всевышний сказал: «Аллах создал вас и то, что вы делаете» (Стоящие в ряд, 96).
2Всевышний Аллах Владелец небес и земли и как же может быть с Его владении что-либо, что не связано с Его Желанием или Его творением?
(Пояснение Руслана):
То есть, исходя из их логики получается результат неизбежный, то, что в этой вселенной или в этом бытие происходит то, чего не желает Аллах, чтобы оно произошло и происходит то, чего Аллах не сотворил, и это противоречит также таухиду рубубия (единобожию в господстве), так как получается, что Всевышний Аллах, Его господство и Его правление и владения не совершенны и есть такие вещи, на которые Его власть не распространяется.
(Конец слов Руслана).
6 Виды воли (ирада) и разница между ними.
(Пояснение Руслана):
Теперь шейх Усеймин разъясняет следующий вопрос для того, чтобы разъяснить тебе суть того из-за чего заблудились эти две группы, из-за того.(Конец слов Руслана).
Говорит шейх ибн Усеймин:
Каких видов бывает Желание Аллаха, Его Воля и какая разница между этими видами.
Воля Всевышнего Аллаха делится на два вида «Кауния» (Воля в бытие) и «Шар’ия» (Воля шариатская) - желание Всевышнего Аллаха в бытие и Желание Всевышнего Аллаха в шариате, это две разные воли».
(И так как эти две первые группы, то есть,джабриты и къадариты не смогли различить между этими двумя Желаниями Всевышнего Аллаха и Его Волями, они заблудились своими вот этими известными заблуждениями).
1 «Ирада кауния» (Желание Всевышнего Аллаха в бытие) -это то что Всевышний пожелал, чтобы это произошло, как говорит Всевышний Аллах: «…кого Аллах желает наставить на правильный путь, тому Он раскрывает грудь для Ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь» (Скот, 125).
(Пояснение Руслана):
То есть, что такое «Ирада кауния» (Желание Всевышнего Аллаха в бытие), это то что чтобы не происходило в этом бытие, Всевышний Аллах желает это, будь это что-то доброе или что-то дурное, будь это, допустим, подчинение родителям, совершение намаза и так далее, или это дурное, как войны, убийства, разводы, потери, слезы и так далее, все это желает Всевышний Аллах, чтобы это произошло в бытие.
(Конец слов Руслана).
2 «ИрадаШар’ия(Желание Всевышнего Аллаха шариатское) - под этим видом подразумевается любовь, т. е. желание Всевышнего, которое сопровождается Его любовью к тому, что совершается, к примеру, аят в котором Аллах сказал: «Аллах желает принять ваши покаяния» (Женщины, 27).
(Пояснение Руслана):
Всевышний Аллах хочет от неверующего в шариатском желании, чтобы он принял ислам, но в бытие Сам же Всевышний Аллах не хочет (не предопределяет того), чтобы он принял ислам, Исходя из Своей Мудрости! Потому что знает, что этот человек не заслуживает принять ислам, или не заслуживает раскаяться от своих грехов и тому подобное.
(Конец слов Руслана).
Какая же разница между двумя этими видами желания Всевышнего Аллаха, то что желание Всевышнего Аллах в бытие – то есть, если Всевышний Аллах пожелал что-либо желанием бытия, то оно непременно произойдет в этой дунье и вместе с этим желание Всевышнего Аллаха в бытие не означает, что Всевышний любит это».
(Пояснение Руслана):
То есть, Всевышний не любит несправедливость, грехи, неверие и так далее, но Он желает чтобы это произошло в бытие исходя из Своей Мудрости, зная что в этом есть благо для людей, то есть, например в смерти человека есть благо для людей, хоть это и является злом для этих людей.
Если бы сегодня все жили на земле и никто бы не умирал со времен Адама (мир ему), то на земле, был бы нарушен порядок жизнедеятельности людей, исходя из этого оно кажется злом.
Всевышний Аллах желает этого в бытие по Своей Мудрости и по Своей справедливости так, как знает, что в этом есть благо, тоже самое наличие неверующих на земле, почему Всевышний этого желает? Потому что от их наличия на земле есть благо.
Например: испытание верующих и то, что верующие способны заработать награду за счет неверующих и так далее, за то, что они с ними воюют, за то, что они делают им опровержения, за то, что они проявляют к ним непричастность, за то, что верующие рабы прилагают усилия, чтобы не быть схожими с неверующими и так далее. А если бы не было неверующих – не осталось бы испытаний и тому подобное.
Во всех ситуациях или деяниях, которые происходят в бытие, хоть они и кажутся злом, но в них есть благо, и поэтому Всевышний их желает, исходя из Своей Мудрости и из Своей Справедливости.
Если же человек скажет: «Вот я неверующий, Аллах желает, чтобы я был неверующий, разве я виноват, что Аллах желает, чтобы я был неверующим, а тебе пожелал, чтобы ты был верующим, вот тебе повезло, тебе Аллах пожелал, чтобы ты был верующим, а мне не пожелал, чтобы я был верующим». Мы говорим ему: «Откуда ты знаешь, что пожелал тебе Аллах на завтра, а что Он тебе не пожелал? Но ты знаешь, что тебе Аллах приказал, принимать ислам, быть верующим человеком, прими ислам и будь верующим человеком, у тебя есть на это выбор, у тебя руки и язык не скованы, чтобы произнести два свидетельства, можешь его произнести, тебя никто не удерживает от этого. И если ты это произнесешь и примешь ислам, ты узнаешь, что оказывается, Всевышний пожелал тебе быть из людей счастья».
Первый вид, желание Аллаха в бытие означает то, что чтобы Всевышний не пожелал в бытие оно непременно произойдет, но это Его желание не связано с Его любовью, то есть, то, что Всевышний желает в бытие не означает, то что Он эти вещи любит и Он ими доволен, желание Аллаха в бытие не связано с Его довольством, нет никакой связи между желание Аллаха в бытие и довольство Всевышнего Аллаха этим происходящим. Но почему тогда Аллах это делает, почему это творит, потому что в этом есть какое-то благо и какая-то Мудрость, какая-то справедливость даже если она нам не известна.
(Конец слов Руслана).