Салих ибн Фаузан аль-Фаузан (да сохранит его Аллах).
Вопрос двенадцатый:
Имеются некоторые хадисы, которые приводят в доказательство некоторые люди на то, что тот, кто оставил полностью все дела считается верующим не полным Иманом. Как хадис: «не делал абсолютно никакого блага» и хадис битоки (листика) и другие хадисы. Так какой ответ на это?
(Ссылки на источники хадисов в вопросе, смотрите выше в вопросе шейху Роджихи).
Ответ шейха Фаузана:
Это из раздела муташабих (не ясные или двусмысленные далили). И это из методов людей уклонения, про которых Всевышний Аллах сказал: «Он — Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными (муташабихат). Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами»[али Имран 7]. И они взяли неясные доказательства и оставили ясные, которые разъясняют и толкуют эти неясные доводы. И обязательно надо возвращать неясные доводы к ясным. И сказано что тот, кто оставил дела по шариатскому оправданию, и у него не было возможности совершить их, пока не умер, именно такой является оправданным и к нему относятся эти хадисы. Так же сказано что этот человек произнёс два свидетельства, будучи убеждён в них и с искренностью перед Аллахом ‘азза уа джалля потом умер, не имея возможности совершать дела, но он произнёс два свидетельства с искренностью и таухидом перед Аллахом. Как сказал посланник, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто сказал нет божества кроме Аллаха, и проявил неверие в то, чему поклоняются кроме Него имущество и кровь такого человека становится запретной и расчёт его у Аллаха»[ Муслим 23, Ахмад 2/394, Бухари 1186]. И сказал: «Поистине Аллах запретил огню того кто сказал нет божества кроме Аллаха желая тем самым лика Аллаха» [Бухари 415, Муслим 33]. Такой человек не нашёл возможности совершить дела вместе с тем, что он произнёс два свидетельства и был убеждён в их смысле, и был искренним перед Аллахом ‘азза уа джалля, однако не было у него шанса что бы совершить дела пока он не умер. Вот такой человек зайдёт в рай по причине двух свидетельств и к нему относится хадис битоки и другие хадисы с подобным смыслом и к нему относится хадис про тех, кто выйдет из огня и они не делали абсолютно ничего благого. Потому что у них не было возможности делать дела вместе с тем, что они произнесли два свидетельства и вошли в Ислам. А что касается того, кто добровольно оставил все дела вместе с тем, что он имел возможность совершать их, то такой не будет верующим*. Это и есть объединение между хадисами. (Конец ответа шейха).
Оригинал книги вы можете найти на официальном сайте шейха Солиха бин Фавзана. http://www.alfawzan.af.org.sa/allbooks
*Сказал шейх уль-Ислам ибн Теймиййя: «Из невозможных вещей, что бы был человек верующим достоверным Иманом в его сердце. И что бы Аллах обязал его молитвой, закятом, постом, хаджем и живёт всю свою жизнь, и не делает Аллаху ни одного земного поклона, и не постится ни одного дня из Рамадана, и не выплачивает закят ради Аллаха, и не совершает хадж к Каабе, это невозможно. И не исходит это, кроме как с лицемерием сердца и вероотступничеством (занадико), но не с достоверным Иманом».
Источник: «аль-Иман аль-Аусот стр. 556» (Собрание фатв 7 т. 611ст.)
И также сказал ибн Теймия: «И уже стало ясным, что необходимо в религии, что бы было в ней слово и дело. Поистине невозможно, что бы был человек верующим в Аллаха и его посланника своим сердцем или сердцем и языком и, не выполнял внешние обязательные дела (уаджибы) ни молитвы, ни закята, ни поста, ни чего-либо другого из обязательных дел (уаджибат). И человек может выполнять обязательные дела, но, не потому что Аллах установил их, как тот, кто соблюдает аману или признаёт хадис или справедливый в дележе, то положение такого, что он без Имана в Аллаха и его посланника и не вышел он этими делами из куфра. И поистине многобожники и люди писания считают обязательными эти дела, но не будет человек верующим в Аллаха и его посланника Мухаммада при отсутствии у него того из обязательных дел, чем отличался Мухаммад». Источник: (Собрание фатв 7 т. 621 ст.)
Разъяснение хадиса битоки. (Листика)
https://youtu.be/9qGQoaefUfc
‘Абдуль-‘Ази́з ибн ‘АбдиЛля́х А́ль аш-Шейх(да сохранит его Аллах) выдающийся ученый, шейх
- муфтий Саудовской Аравии
- глава комитета больших ученых
- глава постоянного комитета по фетвам
Вопрос: О, уважаемый шейх, говорит спрашивающий: "Некоторые люди утверждают, что тот, кто произнёс "Ля иляха иляЛлах" тому ни чего не повредит и такой будет введён в рай, даже если он ни чего не делал. И они опираются в этом на хадис битоки (листика). Какой же смысл этого хадиса?
Ответ: Это всё ошибка. Необходимо объединение между некоторыми хадисами и подробные хадисы разъясняют хадисы обобщенные. И в этом хадисе не говорится, что смысл "Ля иляха иляЛлах" не требует дел. Нет. Если человек говорит "Ля иляха иляЛлах" правдиво, будучи убежденным в истинности этих слов то он должен совершать дела. Потому что он убежден, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и поэтому обязательно, что бы он осуществлял смысл этого, посредством поклонения Аллаху подчиняясь Его приказам. И основа в этом посвящение религии только для Аллаха, потом осуществление Его приказов, которые Он приказал. И Куран полон приказами: намаз, закят, хадж и другие обязанности, а так же запрет харамных дел. И если скажем, что бы человек сказал "Ля иляха илляЛлах", а потом делал что он хочет, то он будет как яхуд (иудей). И мунафики (лицемеры) говорят эти слова, но они в нижнем слое огня. И эти слова необходимо для них...., как сказал Уахб бин Мунаббих (табиин). Тот, кто придёт без дел и скажет: "А разве "Ля иляха илляЛлах" не ключ к раю?". Сказал Уахб бин Мунаббих: "Поистине, у каждого ключа есть зубцы, и тот, кто придёт с ключом у которого зубцы, будет ему открыто, а если без зубцов, то не будет. И слова "Ля иляха иляЛлах" не достоверны без праведных дел. (Конец ответа шейха).