Теперь что касается хадиса о листочке со словами «ля иляха илля Ллах»
Суть доказательства тех, кто не считает оставление намаза неверием, или вообще оставление всех дел органами тела (именно это мазхаб мурджиитов): то, что если бы были у него другие деяния, включая молитву, то они были бы упомянуты.
Также аргументируют они одной из передач этого хадиса, где Всевышний Аллах сказал: "О нет, есть у нас одно твое благое дело.." (Ахмад, 6994)
Ответ:
Во-первых, в достоверности этой передачи есть сомнение, так как единственным кто передал ее, является Ибрахим Ибн Исхак ат-Таликани, и в его передачах от Ибн Мубарака есть странные хадисы, которыми уединился лишь он один, см. "Тахзиб", 1/104, и сказал о нем хафиз Ибн Хаджаб: "Правдивый, выдает странные сообщения" см. "Такриб"
И подтверждает это то, что в его передаче в конце хадиса также добавка в передаче которой уединился только он: "…и не перевесит ничего вещь с именем Аллаха Милостивого Милосердного..."
Во-вторых, даже если предположить ее достоверность, то она не является доказательством в нашем вопросе по следующим причинам:
1Этот хадис не является общим, и согласятся с нами наши оппоненты, что обладатель этой бумажки не должен впадать в ширк ни словом, не делом, ни оставлением, ни убеждением, иначе не принесло бы ему пользы свидетельство "Ля иляха илля Ллах". И мы считаем, что оставление намаза – это ширк, как пришли на то ясные хадисы:
Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует): "Между рабом и между многобожием и неверием оставление намаза" (Муслим, 82, Абу Дауд, 4678, Тирмизи, 2618, Ахмад, 14989, Ибн Хиббан, 1453, Табарани, 799, Бейхакы, 3-366, и другие, и его иснад достоверен).
Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):"Между рабом и иманом и куфром – молитва, и кто оставил ее – тот сделал многобожие".(Лялякаи, 1521, и назвал шейх Альбани хадис достоверным).
Поэтому также и необходимо для того, чтобы эта бумажка принесла ему пользу, наличие молитвы.
Также необходимо, чтобы были у этого человека дела сердца, ведь если их не будет, то получится, что свидетельство принесет пользу мунафику. И если скажут наши оппоненты, что наличие дел сердца у этого человека берется из других доказательств, то мы ответим: точно также из других доказательств, указывающих на то, что оставление молитвы – куфр, берется то, что необходимо для него наличие молитвы.
2Уже предшествовало, что последними, кто выйдет из Огня, почти полностью сгорев - это люди, которых выведет оттуда Аллах, и было доказано, что они молились. И если последние, кто выйдут из Огня, молились – то как можно утверждать, что человек, который вообще не попадет в Огонь, и кому была оказана Милость еще до заступничества, перед всеми творениями в Судный День – вообще не молился, имея на это возможность?! Воистину, это нечто странное.
3Также чем можно аргументировать: то что пришло в другой передаче этого хадиса: "О нет, у нас есть твои благие дела…" (Хаким, 1937, Ибн Маджа, 4290, и др.)
И его передатчики достоверные, однако это противоречит тому, что целый джамаат передал со словами "…есть твое благое дело..."
а) Если мы скажем, что обе передачи достоверные, и их можно совместить, то значение этого таково, что благо Таухида больше, чем у всех остальных благих дел, и упомянуто самое великое из благ, которое само по себе перевесит все грехи, и по этой причине нет нужды в упоминании других дел, и просто упомянуто из них важнейшеее. Однако другие дела есть, особенно согласно слову хадиса "благие дела…", и самое главное из них – это молитва.
б) Если мы скажем что передача большинства – верная, а эта передача – шазза (отклоненная, противоречащая тому, что передали большие числом и памятью), то все равно такое понимание имеет место быть.
4) Не перевесила бы бумажка этого человека его большие грехи, если бы он не был искренним в убежденности этом свидетельстве, и не может это сочетаться с тем, что он оставляет все деяния тела из числа поклонения, включая молитву. Как сказал Посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи уа салам: "Воистину, в теле есть кусочек, когда он праведен, то и все тело праведно, а когда он испорчен, то и все тело испорчено, и что это, кроме как сердце?!"(Бухари, 50, Муслим, 2966)
5) Также можно истолковать этот хадис так, как это сделал имам Тирмизи, озаглавив раздел, в котором он его привел, как "Раздел: что пришло касательно того, кто умирает, при смерти свидетельствуя "Ля иляха илля Ллах".
То есть: если человек, у которого было множество грехов, умер, искренне засвидетельствовав перед смертью шахаду, однако не было уже возможности для него совершить молитву. И эта искренность в свидетельстве стала для него хорошим концом, в результате чего это перевесило его прежние грехи. А его молитва до смерти могла быть небрежной, без должной богобоязненности, и т.д., таким образом, что ее не хватило, чтобы перевесить грехи.
И в общем – такой же ответ, как на этот хадис, будет и на другие общие хадисы, где говорится о достоинстве свидетельства "Ля иляха илля ЛЛах".
Также ответили ученые на эти хадисы:
Спросили у шейха аллямы ‘Абдуль-‘Ази́за ибн ‘Абдилля́ха ар-Ра́джихи́:
Вопрос тринадцатый.
Имеются некоторые хадисы, которые приводят в доказательство некоторые люди на то, что тот, кто оставил полностью все дела считается верующим не полным Иманом. Как хадис: «не делали абсолютно никакого блага» [1] [2] [3] и хадис битоки (листика) [4] [5] и другие хадисы. Так какой ответ на это?
[1] Бухари ат-таухид (7067), Муслим ат-тауба (2756), ан-Насаи аль-джанаиз (2079), Ибн Маджа аз-зухд (4255), Ахмад 2/304, Малик аль-джанаиз 567.
[2] Привёл Муслим в книге Имана под номером 183.
[3] Часть длинного хадиса о заступничестве: «И скажет Аллах ‘азза уа джалля: «Уже заступились ангелы и заступились пророки и заступились верующие. И не осталось никого кроме Милостивого из милостивых». И зачерпнёт Аллах пригоршню из ада и выведет от туда людей, которые абсолютно не делали благого». Муслим книга Имана 183 (от переводчика).
[4] Привёл ат-Тирмизи книга Имана 2639, Ибн Маджа книга аз-зухда 4355.
[5] Имеется в виду хадис, где человеку в судный день дадут листик, на котором будет написано ля иляха илля ллах и он перевесит все его книги с дурными делами (от переводчика).
Ответ шейха Роджихи:
Нет в этих хадисах никакого довода для говорящего, что тот, кто оставил полностью все дела и заявляет, что он ограничится тем, что у него в сердце из подтверждения, как это предшествовало ранее. И поистине, будет достоверным Иман только с делами. А то, что касается хадисов о заступничестве и того, что верующие единобожники которые совершали грехи, будут заступаться за них пророки, опередившие, шахиды, ангелы и верующие, и останутся оставшиеся, которых не коснулось заступничество, и выведет их Господь миров по своей милости. «Выведет из огня людей, которые абсолютно ничего не делали».Сказали учёные: «Смысл слов «абсолютно ничего не делали» то есть, вдобавок к Таухиду и Иману и должно быть именно так». Потому что тексты (Курана и сунны) объединяются друг с другом. И уже указали тексты на то, что Рай запретен для Многобожников. И пришло в сахихе то, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, приказал глашатаям огласить в некоторых военных походах то: «Что не войдёт в Рай кроме как верующая душа». И когда назначил пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, Абу Бакра главным в хадже - в девятом году по хиджре - послал с ним глашатаев, среди которых был Абу Хурайра, которые оглашали среди людей четыре вещи, из них: «Не войдёт в Рай кроме как верующая душа. Со следующего года не будут совершать хадж многобожники. Не позволяется совершать обход вокруг Каабы голым. Тот, у кого был договор с мусульманами, то с ним будут поступать согласно договору, а тот, у кого нет договора, тому отсрочка четыре месяца».Это указывает на то, что невозможно, что бы зашёл в Рай кафир. Сказал Всевышний: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников».И эти тексты (Курана и сунны) ясные (разъясняющие) и этот хадис возвращается к ним. И существует правило у обладателей знания: «Поистине неясные (двусмысленные тексты) возвращаются к ясным (разъясняющие) и этот хадис возвращается к ним. И существует правило у обладателей знания: «Поистине неясные (двусмысленные тексты) возвращаются к ясным (разъясняющим)».
И не цепляется за неясные тексты никто, кроме отклоняющихся людей, как сказал Всевышний: «Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными (не ясными) аятами, желая посеять смуту и добиться толкования».И пришло в достоверном хадисе от Аишы, да будет доволен ею Аллах, то, что она сказала: «Если вы увидите тех, кто следует за неясными аятами, то они те, которых назвал Аллах (в этом аяте). Так берегитесь же их».
А то, что касается людей Истины, то поистине они возвращают неясные тексты к ясным и растолковывают неясные при помощи ясных. И этот хадис в нём неясность и он возвращается к ясным и явным текстам о том, что Многобожник не войдёт в Рай, и то, что рай запретен для него.
И не возможно что бы был смысл хадиса: «Не совершали абсолютно ничего благого» таким, что они были Многобожниками и у них не было Таухида и Имана, и то, что Аллах вывел их из Ада в Рай. Не возможно что бы подразумевалось это и поистине подразумевается под словами: «Не совершали абсолютно ничего благого» то есть, вдобавок к Таухиду и Иману. И так же хадис битоки (листика), не говорится в нем, что этот человек был Многобожником, а поистине, в нём говорится о том, что он был Единобожником. Говорится в этом хадисе: «Приведут мужчину и вынесут ему девяносто девять книг. Величина грехов в каждой книге на расстояние взора. И вынесут ему листик на нём два свидетельства. И будет положен листик на одну чашу весов, а книги на другую чашу. И станут лёгкими книги, и станет тяжёлым листик». И известно, что у каждого Мусульманина существует подобный листик и то, что многие из Мусульман войдут в огонь. Однако этот мужчина, когда произносил эти два свидетельства, произнёс их с Ихлясом (искренность без примесей ширка) и с правдивостью и с покаянием. И сгорели у него эти грехи, и стал тяжёлым листочек, и стали лёгкими книги.
Оригинал книги где находится эти слова на официальном сайте шейха в HTML формате http://portal.shrajhi.com/Books/SubCat/2/