И сделай его участником в моем деле
чтобы мы прославляли Тебя много и поминали Тебя много:
ведь Ты по отношению к нам зорок". (20:25-35)
Каков же был результат? Аллах ответил на его просьбу, и оказал ему милость дважды.
На это также указывает хадис, который передал ибн Амр от пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если пришёл человек навестить своего больного брата, то пусть скажет: «О, Аллах, исцели Твоего такого-то раба, дабы он гневил Твоего врага и ходил на молитву Тебе».
15. Честолюбие и поднятый дух: одной из прекрасных черт человека, взывающего с мольбой – это честолюбие и присутствие высокого духа и великих целей. Человек должен желать наивеличайшей награды Аллаха.
Именно с таким смыслом слова Сулеймана (мир ему), о которых поведал нам Всевышний Аллах:
قَالَ رَبِّ اغْفِرْ لِي وَهَبْ لِي مُلْكًا لَا يَنْبَغِي لِأَحَدٍ مِنْ بَعْدِي إِنَّكَ أَنْتَ الْوَهَّابُ
Сказал он: "Господи, прости мне и дай мне власть, которая не приличествует никому после меня: ведь Ты -податель!" (38:35)
После того, что случилось с пророком Сулейманом (мир ему), а случилось с ним, что он вознамерился обойти всех своих жён, дабы каждая из них родила бы ему муджахида, который усердствовал бы на пути Аллаха. Но он сделал оговорки, т.е. не сказал «Инша Аллах» (если захочет Аллах). После того, что случилось (у него не родилось никого, кроме половины мёртвого тела), он не успокоился лишь тем, что попросил прощения Аллаха. Т.к. он был человеком с высоким духом и целями, а также обладал знанием о широте милости Аллаха, он попросил у Аллаха даровать ему власть, не подобающей никому после него!
Каков же был результат? Аллах ответил на его мольбу И подчинил ему ветер, который течет, по его повелению, легким, куда он пожелает, - и шайтанов, всякого строителя и водолаза, и других, соединенных в цепях. Затем Всевышний Аллах сказал:
هَذَا عَطَاؤُنَا فَامْنُنْ أَوْ أَمْسِكْ بِغَيْرِ حِسَابٍ وَإِنَّ لَهُ عِنْدَنَا لَزُلْفَى وَحُسْنَ مَآب
Это - Наш дар, и благодетельствуй или держи без расчета! Поистине, для него у Нас - близость и хорошее пристанище!(38:39-40)
Плачь во время мольбы:
Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, прочитал слова Аллаха Всевышнего(, поведавшего, что) Ибрахим, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Господи! Ведь они сбили с пути многих людей, а кто последует за мной, тот - от меня… (14:36)
, — и (поведавшего также, что) Иса, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если Ты их накажешь, то ведь они - рабы Твои, а если Ты простишь им, то ведь Ты - великий, мудрый!" (5:118) — после чего воздел руки к небу и воскликнул: «О Аллах, община моя, община моя!», — и заплакал. И тогда Всемогущий и Великий Аллах сказал: «О Джибриль, отправляйся к Мухаммаду — а Господь твой лучше знает (обо всём)! — и спроси его: "Что заставляет тебя плакать?"» И Джибриль явился к нему, что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он сообщил ему о том, что он сказал и о чём лучше всех было известно Аллаху. И тогда Аллах Всевышний сказал: «О Джибриль, отправляйся к Мухаммаду и скажи (ему): "Поистине, сделаем Мы так, что ты останешься доволен своей общиной, и Мы не огорчим тебя!"[81]» (Муслим)
Демонстрирование жалобы к Аллаху и нужду в Нём: Всевышний Аллах поведал о словах Айуба (мир ему):
وَأَيُّوبَ إِذْ نَادَى رَبَّهُ أَنِّي مَسَّنِيَ الضُّرُّ وَأَنْتَ أَرْحَمُ الرَّاحِمِينَ
И Аййуба, когда он воззвал к своему Господу: "Постигла меня беда, а Ты - милосерднейший из милосердных! (21:83). Всевышний также поведал слова Закарии (мир ему):
وَزَكَرِيَّا إِذْ نَادَى رَبَّهُ رَبِّ لَا تَذَرْنِي فَرْدًا وَأَنْتَ خَيْرُ الْوَارِثِينَ
... И Закарию... Вот он воззвал к своему Господу: "Господи, не оставляй меня одиноким, Ты ведь лучший из наследующих!" (21:89) о словах Йакуба (мир ему):
إِنَّمَا أَشْكُو بَثِّي وَحُزْنِي إِلَى اللَّهِ
"Я жалуюсь на свою скорбь и печаль Аллаху». (12:86) о словах Мусы (мир ему):
رَبِّ إِنِّي لِمَا أَنْزَلْتَ إِلَيَّ مِنْ خَيْرٍ فَقِيرٌ
"Господи, я нуждаюсь в том благе, которое Ты мне ниспослал!" (28:24)
Ибн аль-Мубарак (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Однажды я прибыл в Медину в год небывалой засухи. Люди тогда вышли молитву о ниспослании дождя, и я вышел вместе с ними. Тут появился чернокожий мальчик на котором было два куска материи. Одним он обернулся вокруг пояса, а другой накинул на плечо. Он сел сбоку от меня, и тут я услышал, как он говорит: «О, мой Бог, люди совершили по отношению к Тебе множество грехов и плохих деяний, а Ты удержал от нас осадки, дабы проучить своих рабов этим. Я же прошу у Тебя, о, Выдержанный, обладатель терпения. О, Тот, кого рабы знают только с хорошей стороны, чтобы Ты пролил на них дождь всего лишь на час, всего лишь на час». Он продолжал повторять это, пока небо не покрылось тучами, и всюду стал лить дождь[82]».
Выбор наилучших лаконических слов в мольбе: вместо длинных вступлений и ненужных подробностей. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) любил выбирать лаконические слова при мольбе и воздерживаться от остальных слов[83].
Аль-Хаттаби (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Человеку следует выбирать слова, наилучшие выражения, самые достойные из них и лаконичные, и похвалы Аллаху для мольбы. Ведь раб обращается к Господину всех господ, которому нет подобного или равного[84]».
начинать мольбу с себя: Сообщают со слов Убайа ибн Кааба, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда упоминал кого-то в мольбе, начинал с самого себя[85].
Начинание с самого себя при мольбе часто упоминается в Коране. Так, например, Всевышний Аллах сказал:
رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ
Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! (59:10)
Но это необязательно, если совершается конкретная мольба за кого-то другого. Существует множество молебен с обращением за другого человека без упоминания просящего самого себя.
Некоторые говорят, что если человек желает возвести мольбу за себя и за кого-то другого, то ему следует начать с упоминания самого себя, а потом упомянуть другого. Но если человек именно за кого-то другого, то ему необязательно упоминать самого себя, как в мольбе пророка (да благословит его Аллах и приветствует) за Убайда ибн Амира, он тогда не упомянул в мольбе самого себя.
Мольба за братьев-мусульман: это одно из условий братства и причин принятия мольбы Аллахом. Всевышний Аллах сказал:
وَاسْتَغْفِرْ لِذَنْبِكَ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ
И проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин. (47:19)
Всевышний Аллах довёл до нас мольбу пророка Нуха (мир ему), в которой он сказал:
رَبِّ اغْفِرْ لِي وَلِوَالِدَيَّ وَلِمَنْ دَخَلَ بَيْتِيَ مُؤْمِنًا وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ
Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин. (71:28)
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто попросил прощения у Аллаха за верующих мужчин и женщин, ему запишется благое дело за каждого верующего и верующую[86]».
Желательно особо упоминать в мольбе: родителей, учёных, праведников и набожных людей, а также тех, от кого зависит судьба мусульман, например, обладателей власти и т.п.
Также желательно возводить мольбу за угнетённых и слабых из мусульман, а также молиться против тиранов, от погибели которых приблизится победа Ислама и мусульман, а также придёт избавление тем угнетённым и слабым мусульманам.
Понижение голоса и сокрытие мольбы:
Всевышний Аллах сказал:
ادْعُوا رَبَّكُمْ تَضَرُّعًا وَخُفْيَةً إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ
Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступающих. (7:55)
Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал:
Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) двинулся (или: отправился) в поход на Хайбар, и люди приблизились к (какому-то) вади, они громко закричали: «Аллах велик, Аллах велик! Нет бога, кроме Аллаха!» - а посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пожалейте себя, ведь, поистине, вы взываете не к глухому и не к отсутствующему, взываете вы к Слышащему, Близкому, и Он находится с вами[87]!»
На самом деле в сокрытии мольбы и взывании тихим голосом содержится много пользы и удивительных тайн, некоторые из которых перечислил имам ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах):
Во-первых: это более совершенно для веры, т.к. человек знает о том, что Аллах слышит его скрытую мольбу. Он не уподобляется тем, которые говорят: «Аллах слышит нас только если мы говорим вслух, а то, что мы говорим про себя, Он не слышит».
Во-вторых: в этом более высокие манеры и возвеличивание Аллаха: ведь к царям не обращаются громким голосом. Им говорят чуть слышно, дабы не разгневать их. Но Аллаху принадлежит наивысшая притча, Он слышит тихие слова, подобает обращаться к Нему только тихим голосом.
В-третьих: в этом больше смирения и покорности, а в этом и заключается сам дух мольбы и его цель. Ведь смиренный, униженный и покорный человек взывает с просьбой бедного и униженного, и никогда не посмеет повысить голос.
В-четвёртых: в этом больше искренности.
В-пятых: в этом больше сосредоточенности сердца во время мольбы, а при повышении голоса внимание рассеяно.
В-шестых: это доказательство на близость взывающего человека к Аллаху, ведь он просит у Аллаха, как у самого близкого к нему, и поэтому взывает к нему тихо, а не кричит, будто взывает к далёкому. На самом деле в этом содержится даже некое таинство.
В-седьмых: это способствует более продолжительному обращению и просьбе, ведь язык при громком голосе начинает заплетаться, а другие органы уставать. Это подобно тому, что тот, кто читает и повторяет вслух громким голосом, быстро устаёт, в то время, как тот, кто читает про себя, может делать это более продолжительное время.
В-восьмых: при мольбе про себя меньше помех и препятствий. Ведь если взывающий с мольбой просит тихим голосом, об этом никто не знает, и соответственно никто не будет этому препятствовать или мешать, так же как и он не будет мешать окружающим людям. А если делать это вслух, то злые души некоторых людей и джинов устремятся помешать ему любым способом или просто отвлечь его и тем самым ослабить силу мольбы.
В-девятых: в этом безопасность от зла завистников. Ведь мольба является величайшим благом поклонения Аллаху, а у каждого блага найдётся свой завистник, который постарается лишить этого блага. А так, как нет блага великого, чем это, то у него самые большие завистники. Поэтому благо желательно скрыть от глаз завистников, ведь сколько искренних людей обладали благами, и у них вырвали их завистники, и они остались ни с чем[88].
Не увлекаться рифмами во время мольбы, т.к. мольба это время унижения, покорности и смирения а не рифмовки фраз.
Некто сказал: «Молись языком нужды и унижения, а не языком красноречия и рифм».
Аль-Хаттаби сказал: «Рифма в мольбе нежелательна также, как поиск красноречивых слов».
Это объясняет история, рассказанная в Сахихе аль-Бухари ибн Аббасом одному из его товарищей, в которой он сказал: «Следи за рифмами в мольбе и воздерживайся от них, т.к. я застал посланника Аллаха и его сподвижников, которые воздерживались от этого».
Рифма это слова с одинаковыми окончаниями, но не всегда с подходящим смыслом. Запрет здесь не на саму рифму, а на лишнее отвлекание себя от смиренности и покорности, как об этом уже говорилось. Но если рифма сама идёт на язык без утруждения и отвлекания на неё, то в этом нет ничего плохого, т.к. в Коране и Сунне содержится множество рифмованных молебен. Некоторые из них мы уже приводили, другие приведём позже.
Соблюдение грамматики без лишних усложнений: грамматика является основой речи, её красотой и опорой, поэтому желательно, когда раб обращается к своему Господу, чтобы он по возможности соблюдал грамматику, особенно если он является имамом и молится перед людьми, а люди говорят за ним «Амин». Но при этом это должно выглядеть естественно без излишних трудностей и отвлечения на это основного внимания языка, т.к. это убавляет смирение, которое является ядром мольбы.
Шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Взывающему с мольбой не следует увлекаться грамматикой во время мольбы, если он не силён в ней. Некоторые из праведных предков сказали: «Во время грамматического разбора уходит смирение».
Это подобно тому, что нежелательно увлекаться рифмой, но если она получается сама собой, то в этом нет ничего плохого. Корень мольбы исходит из сердца, а язык лишь подтверждает сказанное сердцем. Если человек начнёт уделять много внимания языку, то сосредоточенность сердца ослабнет[89]».
Не следует просить в мольбе о распространении грехов. Грехи являются порчей, а Аллах не любит порчу. Наоборот человеку подобает просить в мольбе о распространении добра среди людей.
Выбор подходящего имени или атрибута Аллаха во время мольбы. Например, говорить: «О, Милостивый, помилуй меня. О, Щедрый, одари меня. О, Исцеляющий, исцели меня. О, Господь, даруй мне от Тебя милость, ведь поистине, Ты – Дарующий». И т.п.
Не ограничивать Аллаха в мольбе: т.е. не говорить, например: «О, Аллах полей лишь мои посевы», или «О, Аллах, исправь лишь моих детей», или: «О, Аллах помилуй и прости лишь меня».
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) встал во время молитвы, а мы встали вместе с ним, какой-то бедуин(, совершавший) молитву (вместе с нами,) сказал: “О Аллах, помилуй меня и Мухаммада и больше никого вместе с нами!” - а после того как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнёс слова таслима, он сказал этому бедуину: “Ты сузил нечто (весьма) широкое!” - имея в виду милость Аллаха[90]».
произношение слова «Амин» слышащему мольбу, как приводится пример тому в истории с проклятием Мусы и Харуна (мир им обоим) на фараона и его семейства. Толкователи Корана сказали, что Муса взывал с проклятием, а Харун (мир им обоим) говорил: «Аминь». Именно поэтому всевышний Аллах сказал:
قَالَ قَدْ أُجِيبَتْ دَعْوَتُكُمَا
Он сказал: «Ваша молитва принята». (10:89)
Просить у Аллаха о большом и малом. В этом вопросе большинство людей проявляет небрежность. Иной раз можно сказать, что они обращаются к Аллаху лишь тогда, когда с ними случаются великие бедствия. А в другое время они не просят у него ничего потому, что думают, что не стоит просить у Аллаха о мелочах.
Это неверно, т.к. мусульманину подобает просит у своего Господа о большом и малом. Ведь если Аллах не облегчит даже потребление пищи, человек не сможет есть, а если Аллах не облегчит ему одевать обувь, тот не сможет её одевать.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Просите у Аллаха все, даже застёжку для сандалии. Ведь поистине, если Аллах не даст её, человек не сможет одевать обувь[91]».
Слова: «даже застёжку для сандалии» - указывают на то, что тем более, стоит просить у Аллаха более крупные вещи.
Времена, места, ситуации и положения,
в которых принимается мольба[92]
Есть времена, места, ситуации и положения, в которых мольба принимается. Например:
В ночь предопределения (ляйлят аль-Кадр).
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
(Однажды) я спросила: «О посланник Аллаха, скажи, если я узнаю (о наступлении) ночи Предопределения, что мне следует говорить?» Он сказал: «Говори:
اللَّهُمَّ إِنَّكَ عَفُوٌّ تُحِبُّ العفْوَ فاعْفُ عنِّي
"О Аллах, поистине, Ты - Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня!"» (Аллахумма, инна-кя 'Афуввун тухыббу-ль-'афва, фа-'фу 'анни![93]) (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис».)
Посреди ночи и в предрассветное время:
Всевышний Аллах, описывая верующих, сказал:
وَبِالْأَسْحَارِ هُمْ يَسْتَغْفِرُونَ
А перед рассветом они молят о прощении. (51:18)
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?[94]”»
По окончанию обязательных молитв:
Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили: «На какую мольбу (есть больше всего надежды) получить ответ?» Он сказал: «(На ту, с которой к Аллаху обращаются) посреди ночи, а (также) после предписанных молитв». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».[95])
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) дал наставление Муазу говорить после каждой обязательной молитвы:
اللَّهُم أَعِنِّي على ذِكْرِكَ وَشُكْرِكَ ، وحُسنِ عِبَادتِك
"О Аллах, помоги мне поминать Тебя, и благодарить Тебя, и должным образом поклоняться Тебе"[96]».
Есть разногласия по поводу того, следует ли произносить эту мольбу во время молитвы или после неё?
Ибн аль-Кайим сказал: «В конце молитвы может означать до приветствия и после него. наш шейх (ибн Таймия) считал, что скорее всего это до приветствия. Я переспросил у него об этом, и он ответил: «В конце или сзади (دُبُرِ) каждой молитвы. Можно сказать сзади животного, а зад является частью животного[97]».
Шейх Мухаммад ибн Усаймин сказал: «Зад это конец чего-то, это может быть частью его или вещью после него».
Он предпочёл мнение, что сзади каждой молитвы, т.е. до приветствия в ней.
Он также сказал: «Любые мольбы в конце молитвы - это до приветствия, а любые поминания Аллаха в конце молитвы – это после приветствия. Как, например, в слове Всевышнего Аллаха:
فَإِذَا قَضَيْتُمُ الصَّلَاةَ فَاذْكُرُوا اللَّهَ قِيَامًا وَقُعُودًا وَعَلَى جُنُوبِكُمْ
Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках. (4:103)
Между азаном и каматом:
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Мольба, (с которой обращаются) к Аллаху между азаном и икамой, не отвергается. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис[98]».)
Во время призыва на обязательную молитву:
Передают со слов Сахля бин Са'да, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Две (мольбы) не отвергаются (или: ... отвергаются редко): мольба(, с которой к Аллаху обращаются) во время призыва к молитве, и мольба(, с которой к Аллаху обращаются) во время битвы, когда (противники) сходятся друг с другом. (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)
Во время столкновения рядов противников в бою, исходя из вышеприведённого хадиса.
во время ниспослания дождя:
Сообщают со слов Сахля ибн Сада (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Две мольбы не отвергаются: мольба во время призыва и мольба под дождём[99]».
Час в ночи:
Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, есть ночью такой период, когда Аллах Всевышний обязательно дарует человеку, исповедующему ислам и обращающемуся к Нему с мольбой о каком-нибудь из благ мира этого или мира иного, (то, о чём он просит Его в это время,) и это (бывает) каждую ночь». (Муслим[100]).
Час в пятницу:
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, упомянул о (достоинстве) пятницы, сказав:
«Есть в (пятницу такой) период, когда Аллах обязательно дарует (Своему) рабу, исповедующему Ислам и неизменно обращающемуся с мольбами к Аллаху, то, о чём он попросит (Его в это время)»— после чего сделал рукой знак(, желая) указать на непродолжительность этого периода времени.(Аль-Бухари; Муслим)
Учёные разошлись во мнениях по поводу определения этого времени. Некоторые считают, что оно наступает, когда входит в мечеть имам, другие считают, что оно наступает после предвечерней молитвы. Это мнение предпочёл имам ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах)[101].
во время питья воды Зам-зам. Сообщают со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вода Зам-зам для того, для чего она пьётся[102]».
во время земного поклона:
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона, так почаще же обращайтесь к Нему с мольбами (в такие моменты). (Муслим[103])
Мольба в день Арафата:
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наилучшая мольба – мольба в день Арафата[104]».
Мольба после завершения омовения:
Передают со слов Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Перед любым из вас, кто совершит омовение должным образом, а потом скажет:
أَشْهدُ أَنْ لا إِله إِلاَّ اللَّه وحْدَه لا شَريكَ لهُ، وأَشْهدُ أَنَّ مُحمَّدًا عبْدُهُ وَرسُولُه
«Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник» (Ашхаду алля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху ва ашхаду анна Мухаммадан 'абду-ху ва расулю-ху), - обязательно откроются восемь врат Рая, и войдёт он, через какие пожелает. (Муслим)
В той версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал:
اللَّهُمَّ اجْعلْني من التَّوَّابِينَ واجْعلْني مِنَ المُتَطَهِّرِينَ
О Аллах, сделай меня (одним) из кающихся и сделай меня (одним) из очищающихся. (Аллахумма-дж'аль-ни мин ат-таввабина ва-дж'аль-ни мин аль-мутатаххирина.[105])
14. Во время внимательного чтения суры «Фатиха»:
Сообщают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний Аллах говорит: «Я разделил молитву раба моего на две части: половину ему и половину мне. Если же раб сказал: «Хвала Аллаха Господу миров», говорит Аллах: «Раб мой похвалил меня». Если же раб говорит: «Милостивому и Милосердному», то говорит Аллах: «Раб мой воздал мне должные почести». Если же раб произнёс:«Царю в День Суда», Говорит Аллах: «Раб мой восславил меня». Когда же раб говорит: «Тебе мы только поклоняемся и у Тебя только просим помощи», тогда говорит Аллах: «Это то, что между мной и моим рабом, и рабу моему то, что он попросил». Когда же раб произносит: «Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал,
не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших» Говорит Аллах: «Это моему рабу, а рабу моему то, что попросил»[106].
После поднятия головы с земного поклона и слов: «Господь наш, хвала Тебе, хвала многая, благая и благословенная! /Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамду хамдан касиран, таййибан, мубаракaн фи-хи!/».
Сообщается, что Рифа‘а бин Рафи‘ аз-Зураки, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды мы совершали молитву(, находясь) позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует .
Поднимая голову после поясного поклона, он говорил: “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу”, а один человек, находившийся позади него, сказал: “Господь наш, хвала
Тебе, хвала многая, благая и благословенная! /Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамду хамдан касиран, таййибан, мубаракaн фи-хи!/” Закончив молиться, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) спросил: “Кто сказал это?” (Тот человек) ответил: “Я”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) сказал: “Я видел более тридцати ангелов, каждый из которых старался записать эти слова первым[107]”».
При слове «Амин» в молитве:
Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если имам произнёс «Амин», то вы тоже произнесите его, если кто-либо из вас произнесёт «Амин» одновременно с ангелами, то простятся ему прежние грехи[108]».(Бухари и Муслим).
15. После благословения пророку в последнем ташаххуде молитвы:
Передают от ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Однажды я молился вместе с пророком (да благословит его Аллах и приветствует), с Абу Бакром и Умаром. Когда я сидел (на ташаххуде), я восхвалил Аллаха, затем совершил мольбу за пророка, а потом совершил мольбу за себя. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Проси, ибо дастся тебе, проси, ибо дастся тебе[109]».
18. В месяц Рамадан:
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда наступает Рамадан, открываются врата милости, закрываются врата ада, а шайтанов заковывают в цепи[110]».
Он также сказал: «В Рамадан принимается мольба каждого мусульманина[111]».
Во время собрания мусульман для поминания Аллаха:
Сообщают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине у Аллаха есть ангелы, которые ходят по дорогам и ищут поминающих Аллаха людей».
В другой версии хадиса Всевышний Аллах говорит: «Я призываю вас в свидетели, что я простил им[112]».
20. Во время крика петуха: в хадисе говорится: «Если вы услышали крик петуха, то просите у Аллаха Его милости, т.к. петух увидел ангела».
21. В моменты порыва сердца и усиления искренности: как это случилось с людьми пещеры[113].
22. В моменты смягчения сердца: как об этом говорится в хадисе: «Используйте момент смягчения (сердца) для мольбы, ведь это милость».
23. При произношении мольбы:
لَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنْتُ مِنَ الظَّالِمِينَ
«Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!» (21:87)
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мольбой обитателя рыбы (Йунуса), когда он был в животе у рыбы было:
لَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنْتُ مِنَ الظَّالِمِينَ
«Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!». И если какой-нибудь мусульманин попросит у Аллаха посредством этой мольбы, Аллах обязательно ответит ему![114]»
Обитатель рыбы – это пророк Аллаха Йунус (мир ему).
Всевышний Аллах сказал:
وَذَا النُّونِ إِذْ ذَهَبَ مُغَاضِبًا فَظَنَّ أَنْ لَنْ نَقْدِرَ عَلَيْهِ فَنَادَى فِي الظُّلُمَاتِ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنْتُ مِنَ الظَّالِمِينَ فَاسْتَجَبْنَا لَهُ وَنَجَّيْنَاهُ مِنَ الْغَمِّ وَكَذَلِكَ نُنْجِي الْمُؤْمِنِينَ
Помяни также человека в рыбе (Иону), который ушел в гневе и подумал, что Мы не справимся с ним. Он воззвал из мрака: «Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!» Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих. (21:87-88)
Аль Хаким сообщил, что Пророк ,да благословит его Аллах и приветствует, сказал : '' Не сообщить ли мне вам о том , что , если какое-либо несчастье или бедствие коснется человека и он прочтет (в это время мольбу), избавит его от горя . Это мольба Зуль-Нуна : «Нет божества, кроме Тебя! Хвала Тебе! Поистине, неправедным я был»
الظَّـلِمِينَ لاَّ إِلَـهَ إِلاَّ أَنتَ سُبْحَـنَكَ إِنِّى كُنتُ مِنَ
Ля иляха илля антя , субханака , инни кунту миназ-залимин)[115]'' (Сахих аль Джами' , 2605 )
Ибн Кас'ир в своём тафсире рассказывает нам о ду'а пророка Йунуса, когда тот был проглочен рыбой.
الظَّـلِمِينَ لاَّ إِلَـهَ إِلاَّ أَنتَ سُبْحَـنَكَ إِنِّى كُنتُ مِنَ
Ляа илаха илла Анта, Субханака иннии кунту мин аз - з'алимин
Нет Бога, кроме Тебя, хвала Тебе! Поистине, я был неправедным.
Итак, читаем о самом ду'а :
أَن الظَّـلِمِينَ لاَّ إِلَـهَ إِلاَّ أَنتَ سُبْحَـنَكَ إِنِّى كُنتُ مِنَ
(Но он молил сквозь глубины мрака (произнося): "Нет Бога, кроме Тебя, хвала Тебе! Воистину, я был неправедным".)
Ибн Мас`уд сказал в отношении "глубин мрака": "Темнота внутренностей рыбы, темнота моря и темнота ночи". Это же передали от Ибн `Абаса, `Амра бин Маймуна,
Са`ида бин Джубейра, Мухаммада бин Ка`ба, Ад-Дахака, Аль-Хасана и К'атадаха. Салим бин Абу Аль-Джа`д сказал: "Темнота рыбы в животе другой рыбы во мраке моря". Ибн Мас`уд, Ибн `Абас и другие сказали: "Это было оттого, что рыба проносила его через море, рассекая его, пока не достигла морского дна. Йунус слышал, как рифы на дне моря произносили прославление Аллаху, в этот момент он сказал:
الظَّـلِمِينَ لاَّ إِلَـهَ إِلاَّ أَنتَ سُبْحَـنَكَ إِنِّى كُنتُ مِنَ
(Нет Бога, кроме Тебя, хвала Тебе! Воистину, я был неправедным)"`Ауф Аль-А`раби сказал: "Когда Йунус оказался в животе рыбы, он думал, что умер. Затем он подвигал ногами. Когда он пошевелил ногами, он сделал простирание там, где находился, затем возвал: "O Господь, я занял место поклонения Тебе, до которого не добирался ни один человек"".
فَاسْتَجَبْنَا لَهُ وَنَجَّيْنَـهُ مِنَ الْغَمِّ
(Таким образом, "Мы ответили на его зов и освободили его от бедствия") означает "Мы вынесли его из живота рыбы и из той темноты".
وَكَذلِكَ نُنجِـى الْمُؤْمِنِينَ
(И таким образом Мы поистине спасаем верующих.)означает когда они в затруднении, и они взывают к Нам и приносят Нам покаяние, особенно если они взывают к Нам с этими словами во время бедствия. Лидер Пророков побуждал нас призывать к Аллаху с этими словами. Имам Ахмад записал, что Са`д бин Аби Уак'к'ас, ради- аллаху 'анху, рассказал: "Я проходил мимо `Ус'мана бин `Аффана, pади- аллаху 'анху, в Мечети и