Скверна на молитве и трапезе
На молитве неочистясь не будь[92]. Молитва и крестное знамение – священнодействие, и к нему нельзя приступать осквернённым, не омывшись, в нечистой одежде[93] (то же касается и трапезы). Отсюда основное назначение подручника – не сквернить рук прикосновением к земле при земном поклоне[94]. Священнику запрещалось служение в нечистом и усцяном платье[95]. Об очищении от бытовой и половой скверны перед приходом в храм мы уже говорили, но существует специфическая «молитвенная» скверна, которая особо характеризует беспоповские общины.
Беспоповские общины в современное время обычно полузакрыты: иноверцы в церковь не допускаются (висит объявление). Христиане других согласов стоят с немолящимися[96]. Молиться (кланяться и креститься)[97] им нельзя, разрешено лишь сложить руки при персех и про себя читать Исусову молитву (в поповских общинах все несколько по-другому, кое-где разрешено молиться в притворе). Таким образом блюдут себя от скверны молитвенного общения с иноверцем.
Традиционно частое омытие рук на молитве. Моются руки, если человек прикоснулся к чему-то нечистому – обычно к тому, что ниже пояса. Руки омываются, если человек прикоснулся к деньгам[98]. Поэтому в федосеевском храме на Преображенской заставе в Москве сравнительно недавно можно было наблюдать, как сборщики пожертвований после сбора мыли руки (информант Н. Г. Денисов). Купив свечу в лавке, члены поморской общины несут ее от лавки в церковь в бумажке (за свечу – святыню – берутся непосредственно после расплаты деньгами). Традиционно беспоповцы следят, чтобы нечистая часть подручника не прикасалась к чистой (поэтому подручники не кладутся стопкой).
Немного о беспоповской трапезе. На праздничной трапезе замирщенные и христиане других согласов сидят за отдельным столом, с отдельной нечистой посудой. Все привезенные и пожертвованные ими продукты перекладываются (или переливаются) в чистую посуду и «отмаливаются». С иноверцами же трапеза вообще не допускается. В путешествие беспоповцы возят с собой свои иконы и свою посуду (Красный устав, гл. 37).
Беспоповские особенности понимания скверны
Беспоповское представление о пришествии духовного Антихриста наложило печать на их воззрения на скверну. Мир оскверняет. Любой, вышедший в мир – оскверняется, замирщается. Речь идет даже не о запрещённом общении – замирщает все (езда на транспорте, хождение по улице и проч.)[99]. Поэтому пришедших из мира надо принимать в молитвенное общение заново, очищая их скверну. Отсюда «начал для замирщенных» в федосеевских моленных (Красный устав, гл. 47)[100]. Он предваряет общий начал. Не замирщенными остаются только живущие при церкви.
Беспоповцы строго соблюдают правила охранения себя от скверны при трапезе и на молитве, поэтому эти правила стали специфическим признаком беспоповства. Оппозиционность и замкнутость старообрядческой культуры привела к акцентуализации и иногда к гипертрофизации отдельных отличительных и характерных культурных черт, их обособлению и изъятию из контекста. В беспоповстве в крайних видах это приводило к появлению «личных» подручников и личной посуды, к которым не прикасался даже никто из единоверцев. Конечно, ничего подобного в средневековье на Руси не было. Но неверно считать (как это делают некоторые из современных «младостароверов»), что в поповских старообрядческих этносах понятие о погани появилось под влиянием беспоповцев. Исторически доказуемо, что это живая средневековая аутентичная традиция, сознательно сохраненнаяпоповцами и являющаяся одним из немаловажных компонентов традиционного мировоззрения и, соответственно, религиозного воспитания молодежи на настоящий день.
Теперь произведем перечень основных письменных источников, касающихся вопросов скверны. Во-первых, это молитвенные последования. Перечислим молитвы от скверны, которые имеются в старопечатных книгах.
В Большом Потребнике
1) Храмовый цикл
а) Чин на отверзение церкви, от еретик оскверншейся*[101]
б) Молитва на отверзение церкви от языкоскверншейся*
в) Молитва во отверзение церкви в ней же случится некоему животнуумрети
г) Молитва о еже аще случится животному некоему родити в церкви
д) Молитва во отверзение церкви, в нейже случится умрети человеку нужною[102] смертию
е) Чин на очищение церкви, егдапес вскочит в церковь, или от неверных внидет кто, или от пияных проказ, или от младенца скверна
2) Родильный цикл
а) Молитва храму, в немже младенец родится
б) Молитва жене по рождении* и женам, прилучившимся на рождении том
в) Молитва бабе, приемшей младенца
г) Молитвы матери со младенцем в 40-й день*
д) Молитва жене, егдаизвержет младенца[103]*
3) Молитва от скверны (общая)[104]
4) Домовый цикл
а) Молитва храмине в ней же сука ощенится
б) Молитва над кладезем оскверншимся[105]
в) Молитва над сосудом оскверншимся*[106]
5) Пищевой цикл
а) Молитва брашну и питию впадшему скверну*
б) Молитва о еже в брашнех соблазнившихся (поганским нуждам впадша – т.е. вкушавшим пищу иноверных)[107]
в) Молитва о еже скверно ядших*[108]
В Большом Каноннике 1651 г.
Правило искусившемуся во сне или молитвы искусные[109]