Имамы Ваки Ибн аль-Джаррах (129-197 г.х.), Суфьян ас-Саури (97-161 г.х.), Мис’ар (ум. 153 г.х.), Исмаил Ибн Аби Халид (ум. 140 г.х.)
Имамы Ваки Ибн аль-Джаррах (129-197 г.х.), Суфьян ас-Саури (97-161 г.х.), Мис’ар (ум. 153 г.х.), Исмаил Ибн Аби Халид (ум. 140 г.х.)
Сказал Яхья Ибн Маин:
شهدت زكرياء بن عدي يسأل، وكيف؟ فقال: يا أبا سفيان إن هذه الأحاديث يعني مثل الكرسي موضع القدمين، ونحو هذا. فقال وكيع: أدركنا إسماعيل بن أبي خالد، وسفيان ومسعر يحدثون بهذه الأحاديث ولا يفسرون شيئًا
"Я видел, как Закария Ибн Ади спросил Ваки Ибн аль Джарраха, сказав ему: "О Абу Суфьян, что ты скажешь насчет хадиса "Аль-Курси - место Двух Стоп", и тому подобных хадисов - как это?"
И аль-Ваки ответил: "Исмаил Ибн Аби Халид, и Суфьян ас-Саури, и Мис'ар, рассказывали эти хадисы, и не делали им какие то толкования"
Передал имам ад Даракутни в "Ас-Сыфат", 58
Имам Абу Убейд аль-Косим Ибн Салям (ум. 224 г.х.)
Спросили великого имама из имамов саляф, Абу Убейда аль-Косима Ибн Саляма (ум. 224 г.х.), про этот хадис и ему подобые, и он сказал:
هَذِهِ الْأَحَادِيثُ صِحَاحٌ، حَمَلَهَا أَصْحَابُ الْحَدِيثِ وَالْفُقَهَاءُ بَعْضُهُمْ عَنْ بَعْضٍ، وهِيَ عِنْدَنَا حَقٌّ لَا نَشُكُّ فِيهَا، وَلَكِنْ إِذَا قِيلَ كَيْفَ وَضَعَ قَدَمَهُ وَكَيْفَ ضَحِكَ؟ قُلْنَا لَا يُفَسَّرُ هَذَا وَلَا سَمِعْنَا أَحَدًا يُفَسِّرُهُ
"Это достоверные хадисы, взяли их мухаддисы и факихи один от другого, и они у нас - истина, в которой мы не сомневаемся. Однако если кто то скажет: "Каким именно образом Аллах поставит свою Ногу, или как Аллах смеется - мы не истолковываем это, и не слышали чтобы хоть кто то истолковывал это"
Источник: "Ас-Сыфат" ад-Даракутни, 57 с достоверным иснадом
Сказал хафиз аз Захаби, обьясняя слово Абу Убейда: «И не делается тафсир..»:
وما تعرّض لأخبار الصفات بتفسير بل عنده أن لا تفسير لذلك غير موضع الخطاب العربي
«И Абу Убейд в своих книгах не занимался толкованием сообщений о Сыфатах – однако они у него не имеют толкования никакого, кроме того, на что внешне указывает арабская речь»
Источник: «Аль Улюв», 173
Имам Ахмад Ибн Ханбаль (164- 241 г.х.)
Сказал имам Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль, сын имама Ахмада Ибн Ханбаля:
عبدالله بن أحمد بن حنبل قال: ُسئل أبي عما روي في الكرسي وجلوس الرب عليه جلا ثناؤه؟ رأيتُ أبي رضي الله عنه يصحح هذه الأحاديث؛ أحاديث الرؤية، ويذهب إليها، وجمعها في كتاب وحدثنا بها رضي الله عنه
«Был спрошен мой отец о том, что передано касательно Престола, и сидения Господа на нем, Свят Он и Велик. И я увидел, как мой отец называет достоверными эти хадисы, и также хадисы о Видении Аллаха, и высказывается в соответствии с их смыслом, и собирает их в книге, и рассказывает нам их, да будет доволен им Аллах»
Затем сразу после этого процитировал, как его отец передал данный асар Ибн Аббаса
Источник: «Ас-Сунна», 1/302
Имам Усман Ибн Саид ад-Дарими (200-255 г.х.)
Сказал имам Усман Ибн Саид ад-Дарими, приведя асар Ибн Аббаса:
رَوَيْنَا أَيُّهَا الْمَرِيسِيُّ عَنِ الثِّقَاتِ الْأَئِمَّةِ الْمَشْهُورِينَ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ1 رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا فِي تَفْسِيرِ الْقَدَمِ خِلَافَ مَا ادَّعَيْتَ من تأويلك هَذَا2 فَهَذَا الَّذِي عَرَفْنَاهُ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ صَحِيحًا مَشْهُورًا
«Что касается того, о Мариси, как ты истолковал «Стопы» Аллаха (что это на самом деле какая то группа людей – прим.), то мы передали от достоверных известных имамов, от Ибн Аббаса в толковании Стопы противоречащее заявленному тобой толкованию! Это то, что мы знаем от Ибн Аббаса – известное, и достоверное..» затем передал этот асар
Источник: «Ар Родд аля аль Мариси аль Джахми», стр. 396
Имам Абу Зур'а ар-Рази (ум. 264 г.х.)
Спросили великого имама Абу Зур'а ар-Рази про этот асар, и он сказал:
صحيح ولا نفسر نقول كما جاء كما هو الحديث
"Это достоверный хадис, и мы не истолковываем его, однако лишь говорим так как пришло в хадисе"
Источник: "Ат Таухид" Ибн Мандах, 994
Имам Харб Ибн Исмаиль аль Кирмани (ум. 280 г.х.)
Сказал имам Харб аль-Кирмани в своем матне по акыде на который передал иджма имамов:
والكرسي موضع قدميه
"И аль-Курси - место для двух Стоп Всевышнего"
Источник: "Масаиль Харб аль Кирмани", 3/973
Имам Масляма Ибн аль-Касим аль-Куртуби аль-Малики (ум 353 г.х.):
Сказал имам Абу аль-Касим Масляма Ибн аль-Касим аль-Куртуби аль-Малики, один из ранних маликитских имамов и мухаддисов:
والله بذاته على عرشه مستو بائن من خلقه بذاته غير بائن بالعلم فالاستواء معروف والسؤال عن كيفية الاستواء بدعة والكرسي موضع القدمين وكذلك قال ابن عباس وأهل السنة من العلماء والعرش والكرسي موضع الذات ولهما حد الله أعلم بحدهما ولهما حملة من الملائكة يحملونها بمشيئته وقدرته وإرادته
"Аллах своей Сущностью утвердился на Троне, отделена его Сущность от его творений - в то время как Его знание с ними
Поэтому, аль-Истива - оно известно, а вот спрашивать о подробностях и образе этого - нововведение.
А аль-Курси - место двух Стоп, так сказал Ибн Аббас и ученые ахли Сунна
А Трон и аль-Курси - это место Сущности Всевышнего. Они имеют границу, о которой лучше знает Аллах. И их держат ангелы, по желанию и с помощью могущества Аллаха"
Источник: "Опровержение нововведенцам и разьяснение основ Сунны", стр. 33
В другом месте этой книги имам сказал, что на этом застал своих шейхов - ранних имамов маликитов
Имам аль-Кассаб аль-Караджи (ум. 360 г.х.)
Сказал имам Аль-Кассаб аль-Караджи, опровергая тех, кто толкует Престол как «знание»:وكيف يكون العلم موضع قدميه، وهل يقرون هم بالقدمين
«Сказал Ибн Аббас: «Престол – место Двух Его Стоп. Так как же будет знание местом для двух Его Стоп? И признаете ли вы вообще Две Его Стопы?»
Источник: «Ан Нукат фи тауиль аль Куран», 1/182
Имам Ибн Аби Заманин аль-Малики (324-395 г.х.)
Сказал имам Ибн Аби Заманин аль-Малики, один из известных маликитских имамов:
وَمِنْ قَوْلِ أَهْلِ اَلسُّنَّةِ: أَنَّ اَلْكُرْسِيَّ بَيْنَ يَدَيْ اَلْعَرْشِ وَأَنَّهُ مَوْضِعُ اَلْقَدَمَيْنِ
"И к слову приверженцев Сунны относится то, что Престол - перед Троном, и что он - место двух Стоп"
Затем передал асар Ибн Аббаса
Источник: "Усуль ас-Сунна", стр. 86
Заключение
И это – величайшие имамы Сунны и хадиса из саляфов, и их немного более поздних последователей, и их ясные высказывания об утверждении данного толкования, и мы передали лишь их прямые слова, и опустили упоминание десятков имамов тафсира, как Абдур Раззак, Ибн аль-Мунзир, Ибн Аби Хатим или авторов книг по акыде, как Ибн Хузейма, Ибн Батта, Ибн Аби Шейба, аль-Аджурри, аль-Лялякаи, и огромное количество других, кто не комментировали прямо этот асар, но приводили его – толкуя им книгу Аллаха, утверждая им Качества Аллаха и опровергая джахмитов, отрицавших Сыфаты Аллаха.
Все они жили, когда шейх уль Ислама Ибн Теймии и Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба не было еще и в проекте – и кто порицает например Ибн Теймию за утверждение этого Качества, и толкования – как сделал например зиндык аль-Хисани, автор «Кифаятуль ахйар», заявив, что «из заблуждений Ибн Теймии – то что он сказал в своих фетвах, что аль-Курси – место Двух Стоп Аллаха» - то пусть будет честным, и порицает не Ибн Теймию – а Ибн Аббаса, Абу Мусу аль-Ашари, Муджахида, и имамов саляфов и суннитов, которые были единогласны на этом толковании
И в заключение – хвала Аллаху, Господу Миров
[1] Передали это от Абу Мусы с приемлемым иснадом, который удостоверил аль Альбани – Абдуллах Ибн Ахмад, Абу аш Шейх, и многие другие авторы книг по убеждениям и тафсиру
Имамы Ваки Ибн аль-Джаррах (129-197 г.х.), Суфьян ас-Саури (97-161 г.х.), Мис’ар (ум. 153 г.х.), Исмаил Ибн Аби Халид (ум. 140 г.х.)
Сказал Яхья Ибн Маин:
شهدت زكرياء بن عدي يسأل، وكيف؟ فقال: يا أبا سفيان إن هذه الأحاديث يعني مثل الكرسي موضع القدمين، ونحو هذا. فقال وكيع: أدركنا إسماعيل بن أبي خالد، وسفيان ومسعر يحدثون بهذه الأحاديث ولا يفسرون شيئًا
"Я видел, как Закария Ибн Ади спросил Ваки Ибн аль Джарраха, сказав ему: "О Абу Суфьян, что ты скажешь насчет хадиса "Аль-Курси - место Двух Стоп", и тому подобных хадисов - как это?"
И аль-Ваки ответил: "Исмаил Ибн Аби Халид, и Суфьян ас-Саури, и Мис'ар, рассказывали эти хадисы, и не делали им какие то толкования"
Передал имам ад Даракутни в "Ас-Сыфат", 58