Кончина Митрополита и кавалера.
1869-й год стал последним годом в жизни Высокопреосвященного Митрополита Иосифа (Семашко).
Еще в 1856 году при возвращении из первопрестольного града Москва Владыка простудился и получил сильный ревматизм. С того времени болезнь не оставляла его, и, по свидетельству современников, Архипастырь несколько потерял свою легкость в движениях, "порою в нем чувствовалась какая-то медленность и усталость".
В субботу, 21 ноября (4 декабря) 1869 года Митрополиту Иосифу (Семашко) в светлый День Введения во храм Пресвятой Богородицы стало несколько легче, и он причастился Святых Христовых Таин.
Однако в следующую ночь состояние его здоровья снова резко ухудшилось, но к утру вновь улучшилось, отчего Владыка еще раз пожелал причаститься Святых Таин. После принятия Святыни Митрополит Иосиф (Семашко) находился в спокойном состоянии духа.
В 12 часов дня, в воскресный день 22 ноября (5 декабря) 1869 года Владыка просил позвать к себе своего викария, но до его прихода в первом часу дня тихо скончался.
Погребение праха Митрополита Иосифа (Семашко) состоялось 29 ноября (11 декабря) 1869 года в Пещерной церкви Виленских мучеников, в заранее приготовленном им самим в 1849 году склепе.
Портрет Архипастыря.
Необходимо сказать о необыкновенных личных качествах преобразователя западно-русского края.
По своему уму, энергии и глубокому пониманию судеб русского народа Митрополит Иосиф (Семашко) занимал выдающееся место среди своих знаменитых современников.
"Величие духа Иосифа и его способность влиять на общественность", по словам профессора Михаила Осиповича Кояловича (1828-1891), сохранились и среди разных общественных невзгод и среди тяжелых личных его недугов до последнего дня его жизни.
Господствующее настроение духа Митрополита Иосифа (Семашко) всегда было самоуглубленное и молчаливое, по замечанию близко знавшего его Иосифа, Епископа Колозенского.
В обществе Владыка всегда держался с достоинством.
Его беседа отличалась простодушием и спокойствием, но так, что умное его казалось простым, а простое умным. Он не унижал никогда собеседника, а если для самого что-то было непонятно, то он не стыдился сказать: "вопрос нов для меня, подумаю". Владыка умел соединять светскую любезность с достоинством своего чина.
Чтение книг было всегда наиболее любимым занятием Митрополита Иосифа (Семашко). Он не жалел средств для приобретения в свою библиотеку выдающихся сочинений по богословию, истории, естественным наукам, а также лучших периодических изданий не только на русском, но и на иностранных языках. Большинство его книг частично при жизни, а остальные после кончины, были переданы им в Литовскую семинарию.
Из его личных записок видно, что Владыка иногда в свободное время занимался землеведением, статистикой, географией. Часто в звездные ночи, сидя в Тринопольском саду, любил он надолго устремлять свой пытливый взор в необъятные небесные пространства, поражавшие его своей неизмеримостью. Большое наслаждение доставляли Высокопреосвященному, обладавшему эстетическим вкусом, художественные произведения, особенно живопись. Больше всего ему нравились картины библейского и церковно-исторического изображения.
Владыка увековечил память всех своих сподвижников в деле воссоединения униатов, приказав нарисовать их портреты масляными красками.
Митрополит Иосиф (Семашко) являлся большим знатоком и любителем церковного пения, и у него был превосходный певческий хор из учеников семинарии и духовного училища.
Самым полезным и освежающим после умственной работы занятием служил для Митрополита физический труд, которому он с увлечением предавался, переезжая на лето из шумного города в любимый им Тринополь.
Державшийся в городе установленного этикета, Митрополит Иосиф (Семашко) исключительно любил природу и простой сельский образ жизни. По словам самого Владыки, физический труд на свежем воздухе в Тринополе способствовал тому, что до 60 лет он не был подвержен никаким болезням.
Таким образом, перед нами предстал величественный образ замечательного русского Архипастыря, жизнь и деятельность которого составили целую эпоху в истории западно-русского края.
По прошествии 25 лет по кончине владыки Иосифа не оскудевала память о нем благодарной России о чем можно прочесть в приводимом здесь отрывке из газеты «Виленский Вестник» 1894 года издания.
Поминовение Митрополита Иосифа (Семашко).
Двадцать второго ноября (5 декабря) 1894 года во всех православных храмах города Вильно была совершена заупокойная всенощная.
В большом храме Свято-Духова монастыря, месте вечного покоя незабвенного иерарха, всенощное бдение с парастасом совершал нарочито прибывший для того из Гродны викарий Литовской епархии, преосвященный Иосиф, Епископ Брестский, в сослужении ректора семинарии, Архимандрита Иннокентия, городского и монашествующего духовенства, при стройном пении хора воспитанников Литовской Духовной семинарии.
За панихидою пелись ирмосы канона Великой Субботы, «Волною морскою», причем «Со Святыми упокой» и «Вечная память» исполнены были духовенством, хорами семинарским и послушников монастыря и всеми воспитанниками Виленского Духовного мужского училища и Литовской Духовной семинарии.
Стихи заупокойного канона читал сам Преосвященный Иннокентий, возгласивший в заключение всенощной о Святого Престола «Вечную память» Митрополиту Иосифу (Семашко).
На следующий день в том же храме совершена была Божественная Литургия и, по окончании ее, панихида о Владыке.
После запричастного стиха протоиерей Иоанн Шверубович сказал слово, посвященное воспоминаниям о той великой заслуге, какую почивающий в пещерной церкви этого храма Митрополит Иосиф (Семашко) оказал Русской Православной Церкви воссоединением полутора миллиона униатов, причем проповедник обратился к воспитанникам Литовской духовной семинарии, как будущим пастырям в Северо-Западном крае, прося их поучаться у подножия могилы великого иерарха Литовского тому великому служению на пользу Православной Церкви и русской народности, какому следовал он сам и других учил следовать его примеру.
Труды Владыки:
1. «Семь слов синодального члена Иосифа, Архиепископа Литовского и Виленского, говоренные при важнейших случаях служения», Вильна, 1848; Санкт-Петербург, 1889.
2. «Виленский православный некрополь». Вильна, 1892. Исторический вестник, 1893, май, С. 536–537.
3. Слова и приветствия. Санкт-Петербург, 1860.
Записки. Т. 1–3. Санкт-Петербург, 1883.
Литература о Митрополите Иосифе (Семашко) разнообразна:
1. М. И. Коялович. «Иосиф Митрополит Литовский» («Христианское Чтение», 1868–1869);
2. Иванов. «Высокопреосвященный Иосиф Семашко» (1889);
3. «Записки Иосифа, Митрополита Литовского» (Санкт-Петербург, 1883);
4. Н. Кедров. «Литовский Митрополит Иосиф Семашко» («Православное обозрение», 1887);
5. Н. Извеков. «Высокопреосвященный Иосиф, Митрополит Литовский и Виленский» (Вильна, 1889);
6. М. Я. Морошкин. «Воссоединение унии» («Вестник Европы», 1872);
7. Граф Д. А. Толстой. «Иосиф, Митрополит Литовский» (Санкт-Петербург, 1869);
8. П. О. Бобровский. «Русская греко-униатская Церковь в Царствование Императора Александра I» (Санкт-Петербург, 1880);
9. М. И. Коялович. «О записках Митрополита Иосифа» (Санкт-Петербург, 1884);
10. Г. Я. Киприянович. «Жизнь Иосифа Семашко, Митрополита Литовского и Виленского, воссоединение западнорусских униатов в 1839 г.» (Вильна, 1897; 2-е изд., заключающее в себе «Новооткрытые записки» Иосифа Семашко); его же «Высокопреосвященный Иосиф Семашко, Митрополит Литовский и Виленский» (Вильна, 1894); его же «Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени» (Вильна, 1899 , 2-е изд.); его же «Письма Архиепископа Литовского Иосифа Семашко к Епископу Брестскому Михаилу Голубовичу» (Вильна, 1898);
11. П. Жукович. «Иосиф Семашко» (в «Русском биографическом словаре» (Санкт-Петербург, 1897).
Подготовил Александр Рожинцев.
4 декабря 2017 года.
Святой град Владикавказ.
http://otechestvoua.org/main/20091/705.htm
http://monarchija.borda.ru/?1-4-30-00000403-000-0-0-1196870762