О жизни и кончине Митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко).
Митрополит Литовский и Виленский Иосиф (Семашко) появился на свет Божий в славный День Рождества Христова 25 декабря 1797 года (7 января 1798 года), во второй год незабываемого Царствования Государя Мученика Павла I Петровича (1754-1801), в селе Павловка, Липовецкого уезда, Киевской губернии.
Родители будущего Владыки происходили из духовного сословия униатского вероисповедания, но не чуждались Православия, так что отец будущего Андреевского кавалера посылал своего сына в воскресные и праздничные дни в местную православную церковь.
С детских лет в родительском доме Иосиф приучался к трудолюбию, выполняя многие хозяйственные и полевые работы, а потому трудолюбие осталось главной добродетелью на всю его жизнь.
Начало просвещения.
Первоначальное образование Иосиф получил в доме своего отца.
Уже в эти годы превосходил он успехами своих братьев и сверстников, обучавшихся вместе с ним. С ранних лет проявилась в нем большая любовь к чтению книг, мало занимали его детские забавы, им предпочитал Иосиф прогулки в лес, в поле. Любовь к природе, народной музыке и поэзии с детства отличала его от сверстников.
На 12-м году от рождения, в сентябре 1809 года Иосиф поступил в Немировскую школу, которая по характеру всего учебного процесса являлась исключительно польским учебным заведением, поскольку все преподавание велось исключительно на польском языке.
По своим способностям и умственному развитию Иосиф оказался в числе лучших учеников школы. В 1816 году окончил он Немировскую школу первым учеником, и в том же году послан был своим отцом для продолжения образования в Главную духовную семинарию при Виленском университете.
Магистр богословия.
Редкое трудолюбие и усидчивость, отличавшие Иосифа во все годы обучения в Главной семинарии, поражали даже его учителей.
Шестого (19) июля 1820 года Иосиф окончил Главную семинарию со степенью магистра богословия.
Несмотря на воспитание учеников семинарии в духе польского патриотизма, Иосиф, как русский по происхождению, остался верен своей родине, в нем никогда не угасала искра любви к Российской Империи.
Принятие священства.
По окончании семинарии Иосиф прибыл в г. Луцк, где по предложению Луцкого униатского «епископа» принял чин священства без вступления в супружество.
Это предложение вполне отвечало склонности Иосифа к жизни уединенной, к отчуждению от мира.
Шестого (19) октября 1820 года Иосиф посвящен был в иподиакона, 26 декабря (8 января) рукоположен был в диакона, а через год – 28 декабря (9 января) 1821 года – в иерея.
С 1820 по 1822 годы иерей Иосиф исполнял должность заседателя Луцкой консистории, а также наставника местной ставленнической семинарии.
Пребывание Иосифа в должности заседателя Луцкой консистории раскрыло перед ним истинную картину притеснения униатов со стороны латинян, а также проявления недоброжелательства к ним со стороны местных православных.
Тяжело было видеть Иосифу такое забитое положение своих единоверцев.
Прибытие в Санкт-Петербург.
Седьмого (20) января 1822 года иерей Иосиф возведен был в чин протопресвитера, а 20 июня (3 июля) того же года назначен был заседателем в униатском департаменте Римско-католической коллегии в Санкт-Петербурге, где в то время сосредоточено было высшее управление всей униатской Церкви.
Столица Российской Империи поразила иерея Иосифа величественным видом православных церквей и торжественностью богослужений в них.
В период пребывания Иосифа в Царствующем граде в его душе произошел коренной перелом в пользу Православия, здесь впервые у него появилось желание оставить унию и воссоединиться с Православной Церковью.
В Санкт-Петербурге ставший протопресвитером Иосиф очень много читал. В первый же год им было прочитано свыше 400 книг из библиотеки Глазунова. Чтение привело его к полному убеждению в истине Православия и в отступлении латинян от чистоты веры Апостольской. К тому времени родился убежденный сторонник Православия, который не мог уже более служить интересам латинства и Польши, а потому Иосиф твердо решил выйти из неопределенного положения и лично принять Православие, а вслед за тем поступить в число иноков Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, несмотря на то, что в будущем ему предстояла блестящая перспектива быть униатским «епископом».
Сторонник Православия.
Искренность убеждений Иосифа в превосходстве Православия наглядно отразилась в его "Сочинении о Православии Восточной Церкви".
Несмотря на то, что в душе его происходил такой переворот, исполнял он по прежнему с присущим старанием и добросовестностью возложенное на него поручение в Греко-униатской коллегии.
В решении всех вопросов Иосиф имел всегда свое твердое мнение, которое мог отстоять с полным достоинством и знанием дела. Протопресвитер Иосиф выступал истинным защитником представителей греко-униатского исповедания, а постоянная борьба с латинянами, притеснившими униатов, еще более укрепила в нем твердый от природы характер, и, со временем, доставила ему большую опытность, приучив к осторожности и осмотрительности. Будущий Владыка и кавалер почувствовал в себе силу вступить в открытую борьбу с римо-католиками за права попираемой и угнетаемой униатской «церкви». Возможность борьбы вскоре представилась протопресвитеру Иосифу.
Правительство Российской Империи обратило внимание на бедственное и угнетенное положение униатского духовенства и всего униатского населения.
Протопресвитеру Иосифу предложено было письменно изложить положение униатской «церкви» для представления Императору. С воодушевлением взялся будущий Владыка за порученное дело и в одну ночь с необычайной сообразительностью, находчивостью и практичностью составил знаменитую записку, в которой не только с глубоким знанием изложил положение униатской «церкви», но и наметил меры, с помощью которых униаты могли бы быть, по его мнению, возвращены в лоно Православной Церкви.
Эта записка получила высокую оценку Правительства и Государя Императора Николая I Павловича (1796-1855), а потому протопресвитеру Иосифу Высочайше поручено было составить подробный план для постепенного приведения в исполнение указанных в его записке мер.
Через два с половиной месяца 17 (30) января 1828 года возложенное на него поручение было им в точности исполнено. На основании разработанного плана, подписанного членами коллегии, 22 апреля (5 мая) 1828 года издан был правительственный Указ, который лег в основу всех последующих действий правительства в отношении униатского населения.
В дальнейшем все намечаемые мероприятия по униатскому вопросу приводились в исполнение только после письменного представления по данному вопросу мнения протопресвитера Иосифа.
В первую очередь обращено было внимание на улучшение образования униатского духовенства. В 1829 году учреждена была для униатов 2-я семинария (Литовская) в местечке Жировицах.
Вместе с тем, своими преобразовательными действиями протопресвитер Иосиф Семашко уже тогда нажил себе много врагов, особенно среди латинян, которые питали надежду со временем ополячить и окатоличить униатское население. А потому для выполнения намеченных Русским правительством мероприятий протопресвитеру Иосифу необходимо было непосредственно участвовать в жизни униатского населения.