Ширк в намерении, желании и стремлении.

Доводом здесь являются слова Аллаха: «Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они - те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния».(Худ:15-16).

Сказал ибн Къаййим, рахимахуЛлах: «Что касается ширка в желаниях и намерениях, то это море без берегов. И только малая часть спасена от этого. Тот, кто хочет сделать что-либо не ради Аллаха или намерился без того, чтобы приблизиться с этим к Аллаху, или же ищет награды не от Аллаха – уже совершил ширк в намерении и цели».

И становится ширк в намерении большим ширком, когда человек делает все свои дела, желая чего-либо помимо лика Аллаха, а что касается того, кого поразила легкая показуха, то это является малым ширком. Эта форма многобожия является скрытной, но очень опасной.

Таким образом, сюда относятся люди, которые совершают праведные дела только ради мирских благ или ради показухи и тщеславия, подобно лицемерам, не стремясь при этом угодить Аллаху.

3.Ширк в подчинении (повиновении, послушании).

Это подчинение ученым и монахам в ослушании Аллаху Всевышнему, как сказал Аллах: «Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям. А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме Которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» (Покаяние:31).

И разъясняет этот аят хадис, который передал ат-Тирмизи и другие от ‘Ади бин Хатима: «Я услышал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, читающим этот аят: «Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов» и сказал ему: «поистине мы не поклонялись им» на что он сказал: «а разве они не запрещали то, что разрешил Аллах, и вы считали это запретным, и разве они не разрешали то, что запретил Аллах, и вы считали это разрешенным?» я ответил: «да» на что он сказал: «это и есть поклонение им»». Этот хадис передал ат-Тирмизи, назвав его хорошим, а также ат-Табарани в сборнике «аль-Муджам аль-Кабир». Иснад этого хадиса слабый, хотя ибн Джарир говорит, что у него хороший иснад, но он известен среди толкователей Корана и они не отбрасывают его. А Аллаху ведомо лучше.

Смысл в том, что имеется в виду повиновение богословам и служителям, когда они призывают к ослушанию Аллаха, то есть изменяют Его закон, а не обращение к ним с мольбой. Когда дозволяют то, что запретил Аллах, и запрещают то, что Он разрешил.

Сказал шейхуль-Ислям ибн Теймия, рахимахуЛлах: «И те, которые берут себе ученых и монахов господами, подчиняясь им в разрешении того, что запретил Аллах и в запрещении того, что разрешил Аллах, бывают двух видов:

Первый: если они знают, что учёные и монахи заменяют религию Аллаха, и следуют им в том, что они заменили, и убеждены в дозволенности того, что запретил Аллах и в запрещённости того, что разрешил Аллах, следуя за своими предводителями и при этом, зная, что они противоречат религии посланников, то это куфр. Сделал Аллах и Его посланник это ширком, даже если они не молятся и не делают суджуд своим предводителям, и тот, кто осознанно следует кому-либо в том, что противоречит религии, будет мушриком.

Второй: если они несут в себе убеждения о запрете того, что запретил Аллах и дозволенности того, что разрешил Аллах, но следуют в ослушании Аллаха, как делают это мусульмане, ослушаясь Аллаха, и неся в себе убеждение что совершаемое ими является ослушанием, то их положение – положение грешников.

Таким образом, сюда относятся те, кто повинуется творениям, когда они дозволяют запрещенное Аллахом или же запрещают дозволенное Им, и полагает, что они имеют право объявлять дозволенным или запрещенным, что им угодно, и что люди могут повиноваться им в этих вопросах, и при этом знает, что это противоречит исламской религии, противоречит законам Аллаха.

Ширк в любви.

Сказал Аллах:«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее».(Корова: 165).

Многобожник из-за своего невежества в отношении к его Господу любит своих идолов и т.п., которых он взял себе божествами, как любит Аллаха или даже больше. А когда оскверняешь его божества – он гневается сильнее, чем гневался бы за Аллаха. И его не радуют рассказы об Аллахе, как радуют его рассказы о его божествах.

Сказал Аллах: «Когда поминают одного лишь Аллаха, содрогаются от отвращения сердца тех, которые не веруют в Последнюю жизнь. А когда поминают о тех, кто помимо Него, они радуются». (Толпы: 45).

Ибн Аль-Кайим, рахимахуЛлаh, сказал: «Здесь четыре вида любви. Нужно различать их. В заблуждении тот, кто не различает их:

- Любовь к Аллаху. Этого не достаточно, чтобы защититься от наказания Аллаха или добиться успеха из-за его награды. Потому что и мушрики, и иудеи тоже любят Аллаха.

- Любовь к тому, что любит Аллах. Это то, что вводит в Ислам, выводит из неверия. Самые любимые люди для Аллаха те, кто имеет эту любовь.

- Любовь ради Аллаха и в Нем. Это обязанность для тех, кто любит. И нет прямоты, кроме как любить ради Аллаха и в Нем.

- Любовь еще к чему-либо вместе с Аллахом. Это мушриканская любовь. Сюда относяться все те, кто любит вместе с Аллахом, не Аллаха, не ради Него и не в Нем. Они взяли себе равных помимо Аллаха. И это любовь мушриков».

Все эти четыре вида большого ширка запрещены в Исламе. Потому что оно в поклонении. А разделение поклонения не Аллаху – ширк. Как сказал Всевышний: «У того, кто взывает наряду с Аллахом другим божествам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, кафиры не преуспеют». (Верующие: 117). Назвал Аллах их кафирами из-за того, что они взывали к другим вместе с Ним.

К другим видам большого ширка относятся также:

- жертвоприношение не Аллаху.Так как жертвоприношение Аллаху – одно из величайших приближений к Нему. Сказал Аллах: «Помолись твоему Господу и заколи (жертвоприношение)».(Каусар: 2), а также: «Скажи: «Воистину, моя молитва и мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров». (Скот: 162).

Тот, кто сделает жертвоприношение для аулия, идолов или джиннов, как это делает большинство людей в большинстве стран, уже вышел из Ислама, впал в невереие и заблуждение из-за того, что разделил свое поклонение кому-то, помимо Аллаха.

Тарик ибн Шихаб рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Из-за одной мухи один человек вошёл в Рай, а другой — в Огонь». Люди спросили: «Как это, о посланник Аллаха?!» Он ответил: «Как-то два человека проездом попали в племя язычников, мимо идола которого никому не разрешали пройти, пока он не принесёт ему что-нибудь в жертву. Идолопоклонники сказали одному из путников: “Принеси что-нибудь в жертву!” Он ответил: “Но у меня нет ничего, что я мог бы пожерт- вовать”. Они сказали: “Ну тогда принеси в жертву хотя бы муху!” Когда он пожертвовал идолу муху, ему было позволено продолжить путь, а затем он попал в Огонь. Затем идо- лопоклонники сказали другому путнику: “Принеси что-нибудь в жертву!” На это он ответил: “Кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик, я никому и ничему не делаю жертвоприношений!” Ему отрубили голову, и он попал в Рай». Этот хадис передал Ахмад. (Ахмад в книге «аз-Зухд», стр. 15, от Тарика ибн Шихабот Салмана аль-Фариси; достоверный хадис).

Принесший в жертву муху вошёл в Огонь, и не играло роли то, что именно было принесено в жертву, а рассматривалось его вероубеждение, намерение сердца, отсутствие оберегания от ширка, но не рассматривается количество пожертвованного.

-обет не Аллаху. Обет –это поклонение из слов Всевышнего Аллаха: «Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается»(Человек: 7). А также: «Что бы вы ни потратили, какой бы обет вы ни дали, Аллах знает об этом» (Корова: 270).

И кто дал обет аулия и им подобным, тот вышел из Ислама, потому что нельзя давать обет кому-либо помимо Аллаха, и направление обета не Аллаху противоречит тому, с чем послал Аллах Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и то, что делают поклоняющиеся могилам, давая обет тем, кого они считают способными принести вред или пользу, является большим ширком выводящим из Ислама. А кто говорит, что это малый ширк, тот говорит о том, в чем у него нет знания!

Также есть ширк в страхе, ширк в прощении о помощи, прощении о спасении и тд. Кто разделит это не Аллаху – совершит большой ширк. Аллах – тот, у которого нужно просить о помощи и спасении, на Него нужно уповать, и нет силы и мощи кроме как у Аллаха.

Второй вид ширка - малый ширк:

Малый ширк- не выводит из исламской религии, не вводит в вечный огонь. Но нужно остерегаться его. К нему относятся все деяния, которые могут привести к великому многобожию, а также те поступки, которые в священных текстах названы многобожием, хотя они не достигают степени великого многобожия. Это могут быть как поступки, так и слова. Судьба того, кто совершает малое многобожие, зависит от воли Аллаха, как и судьба того, кто совершает тяжкие грехи.

Некоторые виды малого ширка:

- Клятва не Аллахом, если клянущийся не собирался возвеличить посредством клятвы того, кем поклялся, иначе это уже будет большой ширк.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто поклялся не Аллахом, тот совершил куфр или ширк» хадис от ибн ‘Умара, передали его Ахмад, абу Дауд, ат-Тирмизи, удостоверил его аль-Хаким сказав: «подходит под условия Бухари и Муслима» и промолчал о нём аз-Захаби.

- Выражения «так пожелали Аллах и ты», «если бы не Аллах и такой-то»,«если бы не собака, то к нам пробрались бы воры» и т.п.

Абу Дауд в «ас-Сунане» передал хадис о том, что Пророк,ﷺ , сказал: «Не говорите: «Так пожелали Аллах и такой-то», а говорите: «Так пожелал Аллах, а затем так пожелал такой-то».

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах ) говорил: "Поистине, кто-то из вас придает Аллаху равных даже с помощью собаки, говоря: "Если бы не она, то обворовали бы нас ночью". (См. Ибн абу ад-Дунья в "ас-Самт"360.)

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах ) также говорил:

"Придание Аллаху равных является многобожием, которое незаметнее муравья, ползущего по черному камню во мраке ночи. Пример этому, слова: "Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью!" Или же слова человека: " Если пожелает Аллах и ты". Или слова:"Если пожелает Аллах и такой-то". Не приписывай к этому кого-то! Во всех этих выражениях есть многобожие!"

(Ибн Абу Хатим в "ат-Тафсир" 229. Шейх Сулейман ибн 'абдуЛлах нащвал иснад хорошим).

- Легкая (незначительная) показуха.Как сказал Аллах: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом».(Пещера: 110).

Об этом свидетельствует хадис, переданный имамом Ахмадом и другими знатоками, о том, что Пророк, ﷺ , сказал: «Более всего я опасаюсь того, что вы станете совершать малое многобожие». Люди спросили: «А что такое малое многобожие, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Показуха. В День воскресения, когда Всевышний Аллах воздаст людям за их деяния, Он скажет: «Ступайте к тем, перед кем вы показывали себя в мирской жизни, и посмотрите, найдете ли вы у них хоть какое-нибудь вознаграждение».

Если малый ширк был страшен даже для сподвижников, которые были с пророком,ﷺ , и застали ниспослание откровений, то он тем более должен быть страшен остальным людям, у которых маленькие знания и слабый иман.

И не спасётся мусульманин от ширка, иначе как будучи искренним с Аллахом и полностью следуя за пророком, ﷺ.

После упоминания ширка поклоняющихся солнцу, луне и огню, сказал ибн Къаййим, рахимахуЛлах: "А что касается ширка в поклонении (здесь и далее подразумевается показуха), он легче, чем этот ширк, потому что он исходит от того, кто убеждѐн что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, и что никто не способен принести вред или пользу кроме Него, и что ни кто не разрешает и не запрещает кроме Него, и что нет другого божества и нет равного Ему, но не выделяет Аллаха в своѐм отношении к нему и служении ему, а совершает дела иногда для своей души, иногда стремясь к мирской жизни, иногда стремясь к авторитету, высокому положению и влиянию среди творений, и часть его дел для Аллаха, и часть его дел для души, наслаждения и страстей, и часть его дел для шайтана, и часть его дел для творений. Это положение большинства людей."

Скрытый ширк ( некоторые ученые не разделяют ширк на этот вид, а относят этот вид ширка к малому ширку):

Это то, о чем Посланник Аллаха, ﷺ сказал, что скрытый ширк не заметен и подобен черному муравью, который передвигается по черной скале во тьме ночи, и защитой от него являются слова: "Аллахумма, инни а'узу би-кя ан ушрикя би-кя ва ана а'ляму, ва астагфиру-кя ли-ма ля а'ляму!"

«О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от того, чтобы наряду с Тобой поклоняться и другим, зная об этом, и прошу у Тебя прощения за грех, который я не знаю!»

Ширк в поклонении делает тщетными дела. Аллах повелел уже:«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы».(Сура аль-Беййина: 5)

Тот, кто не искренен с Аллахом в поклонении, тот не сделал то, что ему приказано, а от того, кто придет с чем-то другим помимо того, что ему приказано, не будет принято. Говорит Аллах: «я не нуждаюсь в сотоварищах, и тот, кто совершит дело, придав мне кого-либо в сотоварищи, то его дело, для того, кого он придал мне в сотоварищи, и я не причастен к нему». (хадис передали Муслим и ибн Маджа.)

Сказал Всевышний: «Скажи: «Воистину, я - такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог - Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом»» (Сура аль-Кахф 110.)

В смысле: так как Он Бог Единый и нет никого равного Ему, то и всё поклонение должно принадлежать лишь Ему, и как Его нужно уединять в божественности, так нужно уединять и в служении, и в праведных делах должна отсутствовать показуха, на которую пришло порицание в сунне.

И просил в ду’а ‘Умар бин аль-Хаттаб, радыяЛлаху ‘анху: «о Аллах, сделай все мои дела праведными, и сделай так, чтобы они были искренне ради Твоего Лика, и не делай ни чего из них не для кого другого» (Аллахумма дж’аль ‘амали кулляху салихан, уа дж’альху лиуаджхикя халисан, уа ля тадж’аль лиахадин фихи шейа – передал его Ахмад от аль-Хасана, но аль-Хасан не слышал ‘Умара.)

У дел не ради Аллаха есть два положения :

Первый вид:полная показуха, когда совершающий её не хочет своими делами ни чего кроме мирской жизни или показухи перед творениями, как мунафики (лицемеры)о которых сказал Аллах: «Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного». (Ан Ниса:142).Нет сомнения в том, что такие деяния тщетны и совершающий их заслуживает наказания Аллаха.

Второй вид: когда какое либо дело совершается ради Аллаха, и заодно ради показухи, то тут два варианта:

1) Когда изначально в нем была показуха. Такое дело тщетно и оно не принимается, а довод на это хадис, который передал Муслим в своём «сахихе» от абу Хурайры, радыяЛлаху ‘анху: сказал посланник Аллаха, ﷺ : «сказал Аллах Всевышний: «я не нуждаюсь в сотоварищах, и кто совершит что-либо из дел приравняв мне в нём сотоварища, я оставлю его и его ширк»»

2) Когда показуха попала в дело в его процессе (случившаяся показуха).

И здесь есть разногласия, относительно того принимается такое дело или нет. Некоторые учѐные посчитали, что всѐ дело уничтожается (Ибн аль Къайим), а некоторые сказали, что такой человек получит награду за то, в чѐм была искренность и против него будет то, в чѐм была показуха. А кто борется с показухой и отталкивает еѐ, то такому будет доля из его дела, исходя из слов Аллаха: «Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай» (ан Назият:40-41).

Сказал ибн Къайим, рахимахуЛлах, в «И’лямул-муакъа’ин»: «это подобно тому, кто делает намаз за деньги (тот кто работает имамом за деньги), и если ему не дадут деньги, он всѐ равно будет делать намаз, но он делает намаз ради Аллаха и ради денег, или же как тот, кто совершает хадж чтобы выполнить фард, но и чтобы за него говорили «хаджи» и от такого не принимаются дела»

А ибн Раджаб, рахимахуЛлах, сказал: «по причине этого уменьшается награда за джихад, но не уничтожается полностью»

И также он, рахимахуЛлах, сказал: «мы упомянули хадисы указывающие на то что тот, кто хотел своим джихадом получить кусок из дунйа не получит награды, это тогда, когда он не хотел своим джихадом ни чего кроме дунйа»

Поэтому здесь есть разница между тем, кто делает джихад ради показухи и чтобы получить награду от Аллаха и между тем, кто делает джихад ради трофеев и награды от Аллаха.

И пришёл хадис от абу Умамы у ан-Насаи с хорошим иснадом: «пришёл один человек к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: «о посланник Аллаха, что ты скажешь о человеке, который сражается ради награды от Аллаха и ради славы?» ответил пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «нет ему ничего» и повторял тот мужчина вопрос трижды и отвечал ему посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «нет ему ничего», потом добавил: «Поистине, Аллах не принимает из дел ничего, кроме того, что совершается искренне ради Него, желая при этом только Его Лика»»

Аллах ширк не прощает даже по незнанию, будь то большой или малый. Поэтому нужно просить прощения, каятся, если вдруг был совершен ширк, и не возвращаться больше к этому никогда.

«Этот Коран дан мне в откровение для того чтобы я предостерёг посредством его вас и тех, до кого он дойдёт», (сура «Скот», 6:19). Над всяким, до кого дошёл Коран, установлен довод, и ему нет оправдания.

Сказал Всевышний: «...и нет для неправедных помощников»,(сура «Трапеза», 5:72), т.е. для мушриков (многобожников), ибо ширк есть несправедливость, и несправедливость величайшая, и нет для мушриков помощников. Нет ни одного, кто мог бы вывести их из Огня, или заступится за них перед Аллахом, подобно как заступаются за совершавших большие грехи и посредством заступничества выводятся они из Огня. Мущрики – те кому нет пользы от заступничества заступающихся, «...и нет для неправедных», т.е.для мушриков нет «любящего родственника, ни заступника, которому подчиняются».(сура «Прощающий, 40:18), заступничество за них не будет принято, и прибегаем к Аллаху от этого.

Ширк более общее понятие чем неверие. Всякий мушрик – неверующий, но не всякий неверующий – мушрик. Мушрик поклоняется и Аллаху, и не Аллаху. Относительно же неверующего, то он отрицает существование Аллаха, Преславен Он и Возвышен, и не знает об Аллахе, Преславен Он и Возвышен, и не знает ничего о религии – это отрицающий неверующий. Мушрик же имеет знание и убеждение, но однако поклоняется и Аллаху, и не Аллаху, и это есть и мушрик, и неверующий. Всякий мушрик – неверующий, но не всякий неверующий – мушрик, ибо неверующий – это и отрицающий еретик.

Примеры, относящиеся к первому пункту куфра:делать дуа мертвым, взывать к ним, бояться их и уповать на них, давать им обеты, приносить жертвоприношения, делать рукъу, суджуд, таваф кому то помимо Аллаха и тд.


Наши рекомендации