Ясное разграничение вопросов
(Ма'люматун мина Ддийни би Ддарура), за которые противоречащему делается такфир сразу.
1) Сказал Ибн аль Вазир:
"Знай, что основа куфра – намеренное считание ложью чего либо известного(что это из книги Аллаха) из Книги Аллаха Всевышнего, или считание ложью кого либо из Его посланников, мир им, или же чего либо из того, с чем они пришли, в том случае, если знание этого (того, что человек посчитал ложью) является неизбежным(ма'люмун би ддарурати мина ддийн) и тот, от кого исходит это, тот кафир, если является мукалляфом, делает это с намерением на действие, не является принуждённым или не в своём уме, и точно также нет разногласия в куфре того, кто отрицает эти неизбежные в знании для всех людей вещи, прикрываясь названием "Таъвиль" относительно того, что невозможно истолковать, как например это делают безбожники, когда истолковывают все прекрасные имена Аллаха, более того, весь Коран и все законы шариата и воскрешение, Судный День, Рай и Ад, однако проблема возникает лишь относительно такфира того, кто выполняет пять столпов Ислама, на которые пришёл насс(прямой текст), что кто выполнил их – тот обладатель Ислама, в том случае, если он противоречит вещам, знание которых неизбежно для некоторых или же для большинства людей, однако не является известным ему и он истолковал неправильно, и мы поняли из обстоятельств, которые указывают на его положение, что он не желает отрицать что либо, или же если мы не можем понять его положение до конца(ильтибас), а он в то же время выявляет религиозность и веру во всех пророков, Писания Господа, [28]наряду с тем, что он ошибся отвратительной ошибкой в вероубеждении и противоречит яснейшим доказательствам разума и шариата, однако он не достиг степени зиндыков(скрывающих куфр), и эта категория – как например чистые муджбира (секта, утверждающая, что все люди принуждены к своим делам и нет у них выбора), которых ученые тахкыка знают, как джахмитов(в вопросе кадара), точно также муджассима(придающие Аллаху тело)- мушаббиха(уподобляющие Аллаха творениям), относительно сущности Аллаха в тех вещах, где есть единогласие, что это уподобление, однако помимо тех вещей, в которых есть принижение или недостаток(без приписывания недостатков Аллаху)"…
Конец цитаты.
(Ийсару ль Хаккы аля ль Халькъ, 378 стр.)
Таким образом ты увидел, что Ибн аль Вазир не включил в вопросы "Ма'люм мина Ддийни би Ддарура", за которые делается такфир любому противоречащему – те вопросы, которые известны большинству людей, а лишь те, знание которых неизбежно для всех абсолютно, и не возможен в них таъвиль, кроме как издеваясь (как приводили примеры этого ученые, когда некоторые зиндыки сказали, что названия шариатских обязанностей в Коране и Сунне – лишь имена людей, которых нужно любить, а названия запрещённых вещей – лишь имена людей, к которым нужно объявлять непричастность).
2) А также сказал автор "Тахзиб аль Фурукъ" (4 том, 299 стр.):
َمَعْنَى عِلْمِهِ مِنْ الدِّينِ بِالضَّرُورَةِ أَنْ يُشْتَهَرَ فِي الدِّينِ حَتَّى يَصِيرَ ضَرُورِيًّا فَجَحْدُ الْمَسَائِلِ الْمُجْمَعِ عَلَيْهَا إجْمَاعًا لَا يَعْلَمُهُ إلَّا خَوَاصُّ الْفُقَهَاءِ بِحَيْثُ يَخْفَى الْإِجْمَاعُ فِيهَا لَيْسَ كُفْرًا، قَالَ: بَلْ قَدْ جَحَدَ أَصْلَ الْإِجْمَاعِ جَمَاعَةٌ كَبِيرَةٌ مِنْ الرَّوَافِضِ وَالْخَوَارِجِ كَالنَّظَّامِ، وَلَمْ أَرَ أَحَدًا قَالَ بِكُفْرِهِمْ مِنْ حَيْثُ إنَّهُمْ جَحَدُوا أَصْلَ الْإِجْمَاعِ.وسبب ذلك أنهم بذلوا جهدهم في أدلته فما ظفروا بها كما ظفر بها الجمهور فكان ذلك عذرا في حقهم كما أن متجدد الإسلام إذا قدم من أرض الكفر وجحد في مبادئ أمره معنى شعائر الإسلام المعلومة لنا من الدين بالضرورة لا نكفره لعذره بعدم الاطلاع وإن كنا نكفر بذلك الجحد غيره فعلم من هذا أنا لا نكفر بالمجمع عليه من حيث هو مجمع عليه حتى يقال كيف تكفرون جاحد المسائل المجمع عليها ولا تكفرون جاحد أصل الإجماعوكيف يكون الفرع أقوى من الأصل بل نكفر به من حيث الشهرة المحصلة للضرورة
"Смысл "Ма'люм мина ддийни би Ддарура" – это что эти вопросы стали известными в религии таким образом, что становится знание этого неизбежным, а отрицание вопросов, на которых Иджма и не знают этих единогласий, кроме как Факихи, таким образом, что скрывается это иджма от некоторых людей – не является куфром.
3) Также в словах самого Аль Къаррафий, когда он говорит:
"Не считается, что отрицающий то, в чём есть единогласие становится кафиром абсолютно, однако является необходимым, чтобы то, в чём состоялось единогласие – было распространённым в религии, таким образом, чтобы знание об этом стало неизбежным, ведь сколько есть вопросов, в которых есть единогласие, но о нём не знают, кроме как ученые фикха, поэтому отрицание этих вопросов, единогласие в которых может скрыться – не является куфром".
Конец цитаты.
(Аль Фурукъ, 4 том, 117 стр., также смотри "Аль И'тисом" Аш Шатыбий)
Вопрос Второй:
"Каким образом они используют это правило в отношении определённого человека? Есть ли у ученых другой подход к этому вопросу, учитывая положение человека, а не сам вопрос?"
1) Сказал Автор "Тахзиб аль Фурукъ" (4 том, 299 стр.):
َمَعْنَى عِلْمِهِ مِنْ الدِّينِ بِالضَّرُورَةِ أَنْ يُشْتَهَرَ فِي الدِّينِ حَتَّى يَصِيرَ ضَرُورِيًّا فَجَحْدُ الْمَسَائِلِ الْمُجْمَعِ عَلَيْهَا إجْمَاعًا لَا يَعْلَمُهُ إلَّا خَوَاصُّ الْفُقَهَاءِ بِحَيْثُ يَخْفَى الْإِجْمَاعُ فِيهَا لَيْسَ كُفْرًا، قَالَ: بَلْ قَدْ جَحَدَ أَصْلَ الْإِجْمَاعِ جَمَاعَةٌ كَبِيرَةٌ مِنْ الرَّوَافِضِ وَالْخَوَارِجِ كَالنَّظَّامِ، وَلَمْ أَرَ أَحَدًا قَالَ بِكُفْرِهِمْ مِنْ حَيْثُ إنَّهُمْ جَحَدُوا أَصْلَ الْإِجْمَاعِ.وسبب ذلك أنهم بذلوا جهدهم في أدلته فما ظفروا بها كما ظفر بها الجمهور فكان ذلك عذرا في حقهم كما أن متجدد الإسلام إذا قدم من أرض الكفر وجحد في مبادئ أمره معنى شعائر الإسلام المعلومة لنا من الدين بالضرورة لا نكفره لعذره بعدم الاطلاع وإن كنا نكفر بذلك الجحد غيره فعلم من هذا أنا لا نكفر بالمجمع عليه من حيث هو مجمع عليه حتى يقال كيف تكفرون جاحد المسائل المجمع عليها ولا تكفرون جاحد أصل الإجماعوكيف يكون الفرع أقوى من الأصل بل نكفر به من حيث الشهرة المحصلة للضرورة
"Смысл "Ма'люм мина ддийни би Ддарура" – это что эти вопросы стали известными в религии таким образом, что становится знание этого неизбежным, а отрицание вопросов, на которых Иджма и не знают этих единогласий, кроме как Факихи, таким образом, чтоскрывается это иджма от некоторых людей – не является куфром. И затем сказал: "Более того, отрицала аргументацию "Иджма"(единогласием) большая группа из рафидитов и хаваридж, как Наззам, и я не видел никого, кто вынес им такфир с той стороны, что они отрицали основу единогласия.
И причина этого в том, что они потратили свои силы в поисках доказательств, и в итоге получили доказательства, точно так же, как джумхур(большинство ученых) получили доказательства, и таким образом это стало оправданием для них, подобно тому, как недавно принявшему Ислам, пришедшему с земли куфра и отрицающему в начале своего Ислама некоторые известные обряды Ислама, которые мы не можем не знать – мы не делаем такфир по причине его оправдания, а это то, что он не знал(не видел доказательств), несмотря на то, что мы выносим такфир за отрицание этих вещей другому человеку, и таким образом становится понятно, что мы не делаем такфир за вещи, на которых иджма(единогласие) просто из-за того, что на них иджма, чтобы нам могли сказать: "Как вы можете делать такфир тому, кто отрицает вопросы, на которых единогласие, если не делаете такфир тому, кто отрицает основу единогласия"
И как тогда может быть ответвление (то есть вопросы, в которых состоялось единогласие, за отрицание которых вы делаете такфир) сильнее, чем сама основа(отрицание иджма), напротив, мы делаем такфир за эти вопросы с той стороны, что они распространились таким образом, что их знание - неизбежно."
Конец цитаты.
2) И сказал Шейхуль Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах, в "Шарх аль Умда", когда говорил о куфре оставившего молитву:
"В действительности: Каждое отвержение какого либо сообщения от Аллаха или же отвержение Его приказа – куфр, будь он явным или скрытым, однако порой прощаются те вопросы, пути к постижению которых сложны, и это является лёгким в вопросах ответвлений, в отличие от того, что стало явным, и является из основ религии, будь то сообщения или приказы", он имел ввиду под этим: эти положения не прощаются.
Конец цитаты.
(Ад Дурар, 10 том, 388 стр.)
3) И сказал Ан Нававий:
ويقرر النووي أن هذه الأحكام ثابتة بالإجماع المعلوم عند العامة فيقول:-
" فأما اليوم وقد شاع دين الإسلام، واستفاض في المسلمين علم وجوب الزكاة حتى عرفها الخاص والعام، واشترك فيه العالم والجاهل، فلا يعذر أحد
صـ244
بتأويل يتأوله في إنكارها، وكذلك الأمر في كل من أنكر شيئاً مما أجمعت الأمة عليه من أمور الدين إذا كان علمه منتشراً كالصلوات الخمس، وصوم شهر رمضان، والاغتسال من الجنابة وتحريم الزنا والخمر ونكاح ذوات المحارمفأما ما كان الإجماع فيه معلوماً عن طريق علم الخاصة كتحريم نكاح المرأة على عمتها وخالتها، وأن القاتل عمداً لا يرث، وأن للجدة السدس وما أشبه ذلك من الأحكام، فإن من أنكرها لا يكفر، بل يعذر فيها لعدم استفاضة علمها في العامة. (1) "
"А что касается сегодняшних дней, то религия Ислам распространилась, и среди мусульман стало общеизвестным знание об обязательности Закята, таким образом, что знают это простолюдины и ученые, и это знание общее между знающим и невеждой, поэтому не оправдывается в этом никто по толкованию, если истолковал её обязательность, и точно такое же положение любого, кто отрицает что либо из того, на чём объединилась Умма из положений религии, если знание об этом является распространённым, как пять молитв, пост в месяц Рамадан, купание от осквернения и запрещение прелюбодеяния и вина, а также женитьба на махрамах. А что касается таких вещей, где единогласие Уммы известно лишь для требующих знание, как жениться на женщине, будучи женатым на её тёте со стороны матери или отца, или что намеренно убивающий ради наследства не наследует, или что бабушка получает шестую часть наследства и подобное этому из ахкамов, то поистине, не становится кафиром тот, кто отрицает их, напротив, оправдывается в этом по причине нераспространённости знания об этом среди простолюдинов.
Конец цитаты.
(Шарх Сахих Муслим ли Ннававий, 1 том, 205 стр.)
4) Также сказал Ан Навауий в другой книге:
"Ар Рафи'ий высказал (атлакъа) общий такфир того, кто отрицает вопрос, в котором есть единогласие, однако это не так, как он обобщил (сделал итлак), однако становится кафиром именно тот, кто отрицает вопрос, в котором единогласие и есть в нём Насс(прямой текст, не приемлющий больше одного смысла) и это в то же время является из явных положений Ислама, знание которых распространяется на ученых и простолюдинов, как молитва, закят или хадж, или запрещённость вина или прелюбодеяния и подобного этому, такой человек кафир, а кто отрицает вопрос, в котором есть единогласие, но не знают его, кроме как ученые, как то, что внучка от сына заслуживает шестую часть наследства вместе с родной дочерью, или что запрещёна женитьба на женщине, у которой Идда, или же если объединились ученые какой либо эпохи на хукме вопроса, которого раньше не было, то такой человек не кафир"
Конец цитаты.
(Роудату Ттолибин, 2 том, 146 стр.)
5) Сказал Аль Къаррафий:
"Не считается, что отрицающий то, в чём есть единогласие становится кафиром абсолютно, однако является необходимым, чтобы то, в чём состоялось единогласие – было распространённым в религии, таким образом, чтобы знание об этом стало неизбежным, ведь сколько есть вопросов, в которых есть единогласие, которого не знают, кроме как ученые фикха, поэтому отрицание этих вопросов, единогласие в которых может скрыться – не является куфром".
Конец цитаты.
(Аль Фурукъ, 4 том, 117 стр., также смотри "Аль И'тисом" Аш Шатыбий)
Некоторые примеры работы ученых с правилом
"Отрицание Ма'люм мина Ддийни би Ддарура":
Сказал Автор "Науакыдуль Иман аль Къаулийя ва ль Амалийя":
"Когда разъяснился смысл отрицания хукма "Ма'люм мина ддийни би Ддарура", то мы укажем на то, что отрицание имеет разные виды и примеры, порой это отрицание может быть явным и прямым, как если человек скажет об отсутствии обязательности молитвы или закята, или же скажет о дозволенности ростовщичества, или вина, или скажет о запрещённости того, что является дозволенным по единогласию, как хлеб, вода и подобные им вещи, а может быть, что его отрицание будет со стороны испорченого "Таъуиля"(толкования), которое недопустимо со стороны арабского языка, как например толкование Батынитов, которые сказали, что "Фарзы", это имена людей, к которым нужно было относиться дружелюбно, а "Харамы" это имена людей, к которым нужно было объявить непричастность, ученые объединились на неверии того, кто сказал это слово, точно также то, что утверждают некоторые безбожники из суфиев, что достигший степени "Якын" не обязан ничего делать из шариатских положений.
(См. Маджмуа ль Фатауа, 5/82, 10/434, 149 – 237, а также "Аль Убудийя" Ибн Теймийи, стр. 65, а также "Адуаъу ль Байян" Аш Шанкытый, 3 том, 207 стр.)
Отсюда ты понимаешь, что это не ограничено лишь словесным отрицанием и заявлением об отрицании ложью.
وقال الشوكاني: - " قد تقرر في القواعد الإسلامية أن منكر القطعي وجاحده، والعامل على خلافه تمرداً، أو عناداً، أو استحلالاً، أو استخفافاً كافر بالله، وبالشريعة المطهرة التي اختارها الله لعباده. (2)
Сказал Аш Шауканий:
"Устоялось среди правил Ислама, что отрицающий категоричное положение и отвергающий его, а также тот, кто действует вразрез этому категоричному положению,возмущаясь им, или упорствуя, или считая его дозволенным, или небрежно относясь к нему – тот кафир в Аллаха и пречистый шариат, который Аллах выбрал для своих рабов"
Конец цитаты.
(Ад Дауаъу ль 'Аджиль фи Даф'и ль 'Адувви Ссоиль, стр. 34)
Третий Вопрос:
Слова ученых об учитывании положения самого отрицающего, а не просто саму ясность или неясность вопроса:
1) Сказал Аба Бутейн, да помилует его Аллах:
والعلماء يذكرون: أن من أنكر وجوب عبادة من العبادات الخمس، أو قال في واحدة منها (3): إنها سنة لا واجبة, أو جحد حل الخبز ونحوه, أو جحد تحريم الخمر أو نحوه، أو شك في ذلك ومثله لا يجهله: كفر, وإن كان مثله يجهله: عرف ذلك, فإن أصر بعد التعريف كفر وقتل , ولم يقولوا: فإذا تبين له الحق وعاند: كفر.
"Ученые упоминают в своих книгах, что каждый, кто отрицает обязательность одного из пяти столпов Ислама, или же сказал хотя бы про одну из них, что он является не обязательным, а является сунной(желательным), или же отрицает дозволенность хлеба и подобное этому, или отрицает запрещённость спиртных напитков, или сомневается в этом и подобное этому, если он из тех, кто не мог не знать об этих вещах, то становится кафиром, а если был из тех, кто мог не знать, то ему объясняют, и если он остаётся на своём после объяснения, то становится кафиром и убивается, и не сказали они : Если прояснилась ему истина и он стал упорствовать.
Конец цитаты.
Как видно из текста, Шейх Аба Бутейн упомянул "Явные вопросы", но сделал упор на положение человека, и это один из методов в этом вопросе, более лёгкий и более точный.
2) Сказал Мансур аль Бухутий в "Кашшаф аль Кына'"(Шарх аль Икъна):
Если же он отрицает (То есть мусульманин, свободный и мукалляф) её обязательность(То есть, закята), по невежеству, если подобный ему может не знать, как новообращённый или живущий в отдалённой местности, таким образом, что скрылась от него обязательность закята – его обучают этому(то есть, её обязательности), чтобы он вернулся от своей ошибки, и не выносится хукм о его куфре, потому что он оправдан.
Конец цитаты.
(فَإِنْ جَحَدَ) الْمُسْلِمُ الْحُرُّ الْمُكَلَّفُ (وُجُوبَهَا) أَيْ الزَّكَاةِ (جَهْلًا بِهِ - وَمِثْلُهُ يَجْهَلُهُ - كَقَرِيبِ عَهْدٍ بِإِسْلَامٍ، أَوْ نُشُوئِهِ بِبَادِيَةٍ بَعِيدَةٍ) بِحَيْثُ (يَخْفَى عَلَيْهِ) وُجُوبُ الزَّكَاةِ (عُرِّفَ ذَلِكَ) أَيْ وُجُوبَهَا، لِيَرْجِعَ عَنْ الْخَطَأِ وَلَمْ يُحْكَمْ بِكُفْرِهِ لِأَنَّهُ مَعْذُورٌ
3) Также он сказал:
وقال البهوتي: - " من استحل الحشيشة المسكرة كفر بلا نزاع، وإن جحد وجوب العبادات الخمس المذكورة في حديث " بني الإسلام على خمس " (1) أو جحد شيئاً منها، ومنها الطهارة من الحدثين كفر، أو جحد حل الخبز واللحم والماء، أو أحل الزنا ونحوه كشهادة الزور واللواط، أو أحل ترك الصلاة، أو جحد شيئاً من المحرمات الظاهرة المجمع على تحريمها كلحم الخنزير والخمر وأشباه ذلك، أو شك فيه ومثله لا يجهله كفر؛ لأنه مكذب لله ولرسوله وسائر الأمة. (2) "
"Кто посчитал дозволенным опьяняющий гашиш – становится кафиром без разногласия, а если же отрицает обязательность пяти поклонений, которые пришли в хадисе: "Ислам строится на пяти вещах", или же отрицает что либо из них, также из этого – очищение от большого и малого осквернения, или отрицает дозволенность хлеба, мяса или воды, или дозволяет прелюбодеяние и подобное этому, как например дозволяет лжесвидетельство или гомосексуализм, или дозволяет оставление молитвы, или отрицает что либо из явных запрещённых вещей, на запрещённости которых есть единогласие, как мясо свиньи, вино и подобное этому, или сомневается в этом, в том случае, если такой как он не может не знать этого – становится кафиром, потому что он считает ложью Аллаха и Его посланника, а также всю Умму.
Конец цитаты.
(Кашшафу ль Къына, 6 том, 139-140 стр.)
4)В другой книге Мансур аль Бухутий объясняет причину, по которой становится кафиром тот, кто отрицает хукм "Ма'люм мина Ддийни би Ддарура", говоря:
"По причине того, что он упорствует перед Исламом, и отказывается принять ахкамы, не принимает Книгу Аллаха и Сунну посланника Аллаха, мир ему и благословение и единогласие Уммы"
Конец цитаты.
(Шарх Мунтаха аль Ирадат, 3 том, 386 стр.)
ويعلل البهوتي - في كتاب آخر - السبب في كفر منكر حكم معلوم من الدين بالضرورة، فيقول:- " لمعاندته للإسلام، وامتناعه من قبول الأحكام، غير قابل لكتاب الله وسنة رسول الله صلى الله عليه وسلم وإجماع الأمة. (3) "
شرح منتهى الإرادات 3/ 386، 387.
5) Сказал Имам Ибн аль Вазир:
"Знай, что основа куфра – намеренное считание ложью чего либо известного(что это из книги Аллаха) из Книги Аллаха Всевышнего, или считание ложью кого либо из Его посланников, мир им, или же чего либо из того, с чем они пришли, в том случае, если знание этого (того, что человек посчитал ложью) является неизбежным(ма'люмун би ддарурати мина ддийн) и тот, от кого исходит это, тот кафир, если является мукалляфом, делает это с намерением на действие, не является принуждённым или не в своём уме, и точно также нет разногласия в куфре того, кто отрицает эти неизбежные в знании для всех людей вещи, прикрываясь названием "Таъвиль" относительно того, что невозможно истолковать, как например это делают безбожники, когда истолковывают все прекрасные имена Аллаха, более того, весь Коран и все законы шариата и воскрешение, Судный День, Рай и Ад, однако проблема возникает лишь относительно такфира того, кто выполняет пять столпов Ислама, на которые пришёл насс(прямой текст), что кто выполнил их – тот обладатель Ислама, в том случае, если он противоречит вещам, знание которых неизбежно для некоторых или же для большинства людей, однако не является известным ему и он истолковал неправильно, и мы поняли из обстоятельств, которые указывают на его положение, что он не желает отрицать что либо, или же если мы не можем понять его положение до конца(ильтибас), а он в то же время выявляет религиозность и веру во всех пророков, Писания Господа, [29]наряду с тем, что он ошибся отвратительной ошибкой в вероубеждении и противоречит яснейшим доказательствам разума и шариата, однако он не достиг степени зиндыков(скрывающих куфр), и эта категория – как например чистые муджбира (секта, утверждающая, что все люди принуждены к своим делам и нет у них выбора), которых ученые тахкыка знают, как джахмитов(в вопросе кадара), точно также муджассима(придающие Аллаху тело)- мушаббиха(уподобляющие Аллаха творениям), относительно сущности Аллаха в тех вещах, где есть единогласие, что это уподобление, однако помимо тех вещей, в которых есть принижение или недостаток(без приписывания недостатков Аллаху)"…
Конец цитаты.
(Ийсару ль Хаккы аля ль Халькъ, 378 стр.)
6) Сказал Ибн Къудама в "Аль Мугъни" (9 том, 12 стр.):
وَكَذَلِكَ كُلُّ جَاهِلٍ بِشَيْءٍ يُمْكِنُ أَنْ يَجْهَلَهُ، لَا يُحْكَمُ بِكُفْرِهِ حَتَّى يُعَرَّفَ ذَلِكَ، وَتَزُولَ عَنْهُ الشُّبْهَةُ، وَيَسْتَحِلَّهُ بَعْدَ ذَلِكَ.
"Точно также любой не знающий какую либо вещь, если возможно, что он не знал её – не выносится хукм о его куфре, пока его не научат этому, и устранят его сомнение, и он станет считать её дозволенной после этого. Конец цитаты.
7) Сказал Шейхуль Ислям в "Маджмуа ль Фатауа"(19 том, 240 стр.):
Также из них есть те, кто сказал:
"Вопросы "Усуль"(Основы) – это вопросы, на которые есть категоричное доказательство, а вопросы ответвлений – вопросы, а которые нет категоричного доказательства.
Сказала та группа(саляфиты): "Это разделение – также является ошибкой, ведь на многие из вопросов, в которых требуется действие – есть категоричные доказательства, для тех, кто знает их, и среди них есть категоричные по единогласию, как запрещённость запрещённых вещей и обязательность известных обязательных вещей, затем, также, если бы человек отрицал эти положения по своему невежеству или ошибочному толкованию, то ему не выносится такфир, пока не будет установлена над ним худжа, как было с группой, которая посчитала дозволенным распитие вина во время правления Умара, да будет доволен им Аллах, из них – Къудама ибн Маз'ун, и они посчитали, что вино для них – дозволено, но не сделали сподвижники им такфир, пока не разъяснили им их ошибку, а затем они покаялись и отказались от этого. Точно также во время посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, группа людей ела (в Рамадане) после того, как наступит рассвет, пока не разъяснится им белая нить от чёрной, и пророк, мир ему и благословение, не посчитал их грешниками, не говоря уже об их такфире, хотя их ошибка – из раздела категоричных вопросов.
Точно также Усама ибн Зейд, когда убил мусульманина, его ошибка была из категоричных вопросов, точно также те, которые встретили пастуха с овцами и он сказал им: "Поистине, я – муслим", а они убили его и забрали его имущество – их ошибка была категоричной.
Точно также Халид ибн аль Валид, убивал Бани Джузейма и забрал их имущество, будучи ошибшимся в категоричном вопросе.
Точно также те, которые взяли тайаммум до подмышек, и Аммар, который стал валяться в земле (чтобы очиститься от полового осквернения), подобно тому, как валяется животное, более того, также те, которые попали в половое осквернение, и они не совершили тайаммум и не совершили молитву – все они ошиблись категоричной ошибкой.
И в наше время если какой то народ войдёт в Ислам на далёких землях, и не будет знать об обязательности Хаджа или не будет знать о запрещённости вина – не будет исполняться относительно них наказание, точно также, если они выросли в месте, где распространено невежество(или в месте, которое неизвестно).
И во время Умара одна женщина совершила прелюбодеяние, когда же она призналась в нём, Усман сказал: "Поистине, она говорит об этом также легко, как тот, кто не знает, что это запрещено". Когда же узнали сподвижники, что она не знала о запрещённости, то они не наказали её, а ведь считание прелюбодеяния дозволенным – категоричная ошибка. И человек, который поклялся насчёт чего то, считая, что это так, как он думает, а в действительности это не так, как он думает – ошибся категорично, однако нет на нём греха по единогласию и также он не должен искупать свою клятву по мнению большинства ученых.
Также кто считает, что фаджр ещё не прошёл и продолжает есть – ошибся категорично, если ему разъяснилось, что он ел после фаджра, однако нет греха на нём, а относительно восполнения этого поста – разногласие среди ученых, точно также, кто посчитал, что солнце уже село(во время поста и поел), а оказалось, что нет. И подобных этому вопросов много.
А слова Всевышнего Аллаха в Коране: "Господь наш, не взыщи с нас, если мы забыли или ошиблись" (Сура аль Бакъара) и то, что Всевышний Аллах сказал: "Я уже сделал это" – Он не различил в этом между категоричной ошибкой в категоричном вопросе или не категоричном.
А не категоричный вопрос(зонний) – это тот, где не утверждается, что это ошибка, разве что если человек ошибся категорически, и они(саляфиты) сказали:
"Кто сказал, что ошибшийся в категоричном или не категоричном вопросе берёт грех – тот противоречит Книге, Сунне и единогласию ранних ученых".
Также они сказали: "Точно также то, что вопрос является категоричным или не является таковым – это не самостоятельное понятие, а зависит от состояния тех, кто несёт убеждение, и не является это само по себе описанием для самого слова, ведь поистине, человек порой может категорично утверждать о вещах, которые он знает неизбежным знанием, или же по причине передачи, правдивость которой он знает, однако другой может не знать этого, ни категоричным знанием, ни предположительным.
И бывает так, что человек обладает сильным умом, быстро соображает и по причине этого узнаёт истину и категорически утверждает её, однако другой человек не может этого даже понять(представить), и не объял этот вопрос ни знанием, ни предположением. Исходя из этого, категоричность или некатегоричность бывают отсносительно того, чего достиг человек из доказательств, и в соответствии с его силой в аргументации, а люди разнятся в этом и в том, поэтому то, что тот или иной вопрос категоричен или не категоричнен – не является обязательным свойством для какого то мнения, относительно которого возникло разногласие, чтобы было сказано: "Каждый, кто противоречит этому мнению – тот противоречит категоричному знанию", однако это является свойством положения того, кто изучает и аргументирует, несёт убеждение, и в этом люди разнятся, таким образом становится понятно,