Сущность Такфира и его место в шариате.

После того, как мы разобрали понятие "Куфр", ответвляется от этого понятие "Такфир", а это – причисление человека к куфру.

1) Сказал Шейхуль Ислам Ибн Теймия:

"Такфир – из раздела угроз шариата, поэтому, даже если само слово является отрицанием того, что сказал посланник, мир ему и благословение Аллаха, однако бывает, что человек недавно вошёл в Ислам, или вырос в отдалённой местности, подобный человек не становится кафиром за отрицание того, что отрицал, пока не будет установлена над ним худжа, а также может быть, что этот человек не услышал эти тексты, или же услышал их, однако не считает их достоверными, или же считает, что им противоречит другой текст, и поэтому был вынужден истолковать их, даже если он и ошибся."

(Маджмуа ль Фатауа, 3 том, 283 стр.)

Когда ты понял, что такфир из раздела угроз шариата, то облегчится понимание личного такфира, таким образом, что порой будет говориться: "Сказавший это слово – кафир вобщем, однако не говорится на определенную личность, что он кафир, пока не будут устранены препятствия и состоятся условия", как и в остальных угрозах.

2) Поэтому говорит Ибн Теймия:

"Поистине, обязательно действовать согласно хадисам, содержащим в себе угрозу, будучи убеждённым, что совершивший это действие попадает под угрозу, однако его попадание под эту угрозу зависит от условий, также у этого есть препятствия.

И это правило(условия и препятствия) проясняется посредством примеров:

Из них то, что пришло достоверно от пророка, мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: "Аллах проклял поедающего риба(ростовщичество), а также того, кто уполномочил его на это, также свидетелей этого и записывающего это." (Муслим, 1598)

Также пришло достоверно с нескольких путей, что он сказал тому, кто продал два са' за один са' из рук в руки: "Уввах, это и есть риба". (Аль Бухари, 2312, Муслим, 1594)

А также он сказал: "Пшеница за пшеницу – риба, кроме как это будет равно этому". (Аль Бухари, 2134, Муслим, 1586)

И эти хадисы обязывают, что оба вида риба, а это ростовщичество отсрочки и ростовщичество разницы входят в хадис(о проклятии).

والتأويل السائغ والإعذار به له اعتبار في مسألة التكفير، بل في الوعيد عموماً ولذا يقول ابن تيمية: " إن الأحاديث المتضمنه للوعيد يجب العمل بها في مقتضاها، باعتقاد أن فاعل ذلك الفعل متوعد بذلك الوعيد، لكن لحوق الوعيد له متوقف على شروط، وله موانع.

وهذه القاعدة تظهر بأمثلة، منها أنه قد صح عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه قال: " لعن الله آكل الربا وموكله وشاهديه وكاتبه (1) " وصح عنه من غير وجه أنه قال لمن باع صاعين بصاع يداً بيد: " أوه عين الربا. (2) " كما قال: " البر بالبر

__________________________________________________ ص (76)

ربا، إلا هاء وهاء. (3) " الحديث، وهذا يوجب دخول نوعي الربا: ربا الفضل وربا النسيئة في الحديث.

Затем, те, до которых дошли слова пророка, мир ему и благословение: "Поистине, риба заключается лишь в отсрочке", и они дозволили продажу двух са' за один из рук в руки, как ибн Аббас, да будет доволен им Аллах и его ученики, которые являются лучшими из этой Уммы, в своём знании и своих делах, не дозволено никому из мусульман думать о ком либо из них личностно, или же о тех, кто последовал за ними, в то время как ему дозволен таклид, что их касается проклятие поедающего риба, потому что они сделали это, будучи истолковавшими впринципе приемлемым видом толкования.

(Маджмуа ль Фатауа, 20 том, 263, и Шейхуль Ислам привёл очень много разных других примеров)

3) Сказал Шейхуль Ислам Ибн Теймия:

"А что касается молитвы за тем, кто впадает в неверие по причине своего новшества из приверженцев страстей, то в данном вопросе разногласят ученые относительно самой молитвы Джума позади этого нововведенца.

Те из них, кто сказал, что он становится кафиром, приказывают возместить молитву, потому что это молитва позади кафира, однако этот вопрос связан с такфиром приверженцев страстей, и люди сильно противоречат в этом вопросе. И передаётся от Малика в этом вопросе два мнения, также от Шафии в нём два мнения. Также от Имама Ахмада в нём два мнения, также мутакаллимы упомянули от Аш'арий в нём два мнения. И большая часть мазхабов Имамов содержит подробный разбор в этом вопросе.

В действительности же положение обстоит следующим образом:

Слово может быть куфром, и может быть сказано вобщем слово о такфире его обладателя, и сказано: "Кто сказал так то, тот кафир", однако на определённого человека, который сказал его, не выносится хукм о его неверии, пока не будет установлена над ним худжа, оставляя которую он станет кафиром. И это подобно тому, как пришло в текстах угроз, ведь Алалх Всевышний сказал: "Поистине, те, которые поедают имущество сироты несправедливо, лишь наполняют свои животы огнём, и зайдут в Ад". Эти и подобные им тексты угроз – истина, однако об определённом человеке не свидетельствуется, что его коснётся эта угроза, поэтому не свидетельствуется Огнём об определенном человеке из Ахли Кыбла, потому что может быть, что угроза не коснётся его, по причине того, что будет отсутствовать условие этого, или будет утверждено препятствие, ведь может быть так, что этот запрет не дошёл до него, а может быть, что он покается от этого, а может быть так, что у него будет множество благих дел, которые сотрут наказание за это запрещённое дело, а может быть, что он будет испытан бедами, которые искупят его, а может быть, что заступится за него заступник.

وَأَمَّا الصَّلَاةُ خَلْفَ مَنْ يَكْفُرُ بِبِدْعَتِهِ مِنْ أَهْلِ الْأَهْوَاءِ فَهُنَاكَ قَدْ تَنَازَعُوا فِي نَفْسِ صَلَاةِ الْجُمُعَةِ خَلْفَهُ. وَمَنْ قَالَ إنَّهُ يَكْفُرُ أُمِرَ بِالْإِعَادَةِ لِأَنَّهَا صَلَاةٌ خَلْفَ كَافِرٍ لَكِنَّ هَذِهِ الْمَسْأَلَةَ مُتَعَلِّقَةٌ بِتَكْفِيرِ أَهْلِ الْأَهْوَاءِ وَالنَّاسُ مُضْطَرِبُونَ فِي هَذِهِ الْمَسْأَلَةِ. وَقَدْ حُكِيَ عَنْ مَالِكٍ فِيهَا رِوَايَتَانِ وَعَنْ الشَّافِعِيِّ فِيهَا قَوْلَانِ. وَعَنْ الْإِمَامِ أَحْمَد أَيْضًا فِيهَا رِوَايَتَانِ وَكَذَلِكَ أَهْلُ الْكَلَامِ فَذَكَرُوا لِلْأَشْعَرِيِّ فِيهَا قَوْلَيْنِ. وَغَالِبُ مَذَاهِبِ الْأَئِمَّةِ فِيهَا تَفْصِيلٌ. وَحَقِيقَةُ الْأَمْرِ فِي ذَلِكَ: أَنَّ الْقَوْلَ قَدْ يَكُونُ كُفْرًا فَيُطْلَقُ الْقَوْلُ بِتَكْفِيرِ صَاحِبِهِ وَيُقَالُ مَنْ قَالَ كَذَا فَهُوَ كَافِرٌ لَكِنَّ الشَّخْصَ الْمُعَيَّنَ الَّذِي قَالَهُ لَا يُحْكَمُ بِكُفْرِهِ حَتَّى تَقُومَ عَلَيْهِ الْحُجَّةُ الَّتِي يَكْفُرُ تَارِكُهَا. وَهَذَا كَمَا فِي نُصُوصِ الْوَعِيدِ فَإِنَّ اللَّهَ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى يَقُولُ: {إنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَى ظُلْمًا إنَّمَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَارًا وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا} فَهَذَا وَنَحْوُهُ مِنْ نُصُوصِ الْوَعِيدِ حَقٌّ لَكِنَّ الشَّخْصَ الْمُعَيَّنَ لَا يُشْهَدُ عَلَيْهِ بِالْوَعِيدِ فَلَا يُشْهَدُ لِمُعَيَّنِ مِنْ أَهْلِ الْقِبْلَةِ بِالنَّارِ لِجَوَازِ أَنْ لَا يَلْحَقَهُ الْوَعِيدُ لِفَوَاتِ شَرْطٍ أَوْ ثُبُوتِ مَانِعٍ فَقَدْ لَا يَكُونُ التَّحْرِيمُ بَلَغَهُ وَقَدْ يَتُوبُ مِنْ فِعْلِ الْمُحَرَّمِ وَقَدْ تَكُونُ لَهُ حَسَنَاتٌ عَظِيمَةٌ تَمْحُو عُقُوبَةَ ذَلِكَ الْمُحَرَّمِ وَقَدْ يُبْتَلَى بِمَصَائِبَ تُكَفِّرُ عَنْهُ وَقَدْ يَشْفَعُ فِيهِ شَفِيعٌ مُطَاعٌ.

وَهَكَذَا الْأَقْوَالُ الَّتِي يَكْفُرُ قَائِلُهَا قَدْ يَكُونُ الرَّجُلُ لَمْ تَبْلُغْهُ النُّصُوصُ الْمُوجِبَةُ لِمَعْرِفَةِ الْحَقِّ وَقَدْ تَكُونُ عِنْدَهُ وَلَمْ تَثْبُتْ عِنْدَهُ أَوْ لَمْ يَتَمَكَّنْ مِنْ فَهْمِهَا وَقَدْ يَكُونُ قَدْ عَرَضَتْ لَهُ شُبُهَاتٌ يَعْذُرُهُ اللَّهُ بِهَا فَمَنْ كَانَ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ مُجْتَهِدًا فِي طَلَبِ الْحَقِّ وَأَخْطَأَ فَإِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ لَهُ خَطَأَهُ كَائِنًا مَا كَانَ سَوَاءٌ كَانَ فِي الْمَسَائِلِ النَّظَرِيَّةِ أَوْ الْعَمَلِيَّةِ هَذَا الَّذِي عَلَيْهِ أَصْحَابُ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. وَجَمَاهِيرُ أَئِمَّةِ الْإِسْلَامِ وَمَا قَسَّمُوا الْمَسَائِلَ إلَى مَسَائِلِ أُصُولٍ يَكْفُرُ بِإِنْكَارِهَا وَمَسَائِلِ فُرُوعٍ لَا يَكْفُرُ بِإِنْكَارِهَا.

И точно также высказывания, сказавший которые становится кафиром.

Может быть, что до человека не дошли тексты, посредством которых он узнает истину, а может быть, что они дошли до него, но он не считает их достоверными, или же он не может понять их, а может быть, что у него возникли сомнения, которыми Аллах оправдает его, и кто из верующих прилагал усилия в стремлении к истине и ошибся, то поистине, Аллах простит ему его ошибку, кем бы он ни был, и нет разницы, будь это в теоретических или практических вопросах. Это то, на чём сподвижники пророка, мир ему и благословение Аллаха, а также большинство имамов Ислама, и они не разделяли вопросы на вопросы "Усуль", отрицающий которые становится кафиром и вопросы "Фуру", отрицающий которые не становится кафиром.

فأما التفريق بين نوع وتسميته مسائل الأصول وبين نوع آخر وتسميته مسائل الفروع فهذا الفرق ليس له اصل لا عن الصحابة ولا عن التابعين لهم باحسان ولا أئمة الاسلام وانما هو مأخوذ عن المعتزلة وأمثالهم من أهل البدع وعنهم تلقاه من ذكره من الفقهاء فى كتبهم وهو تفريق متناقض فانه يقال لمن فرق بين النوعين ما حد مسائل الأصول التى يكفر المخطىء فيها وما الفاصل بينها وبين مسائل الفروع فان قال مسائل الأصول هى مسائل الاعتقاد ومسائل الفروع هى مسائل العمل قيل له فتنازع الناس فى محمد هل رأى ربه أم لا وفى أن عثمان افضل من على أم على افضل وفى كثير من معانى القرآن وتصحيح بعض الأحاديث هى من المسائل الاعتقادية العلمية ولا كفر فيها بالاتفاق. انتهى كلامه

"А что касается разделения между одним видом (новшеств и куфра) и называния его "Вопросы основ" а также между другим видом, называя его "Вопросы ответвлений", то это разделение не имеет основы ни от сподвижников, ни от последовавших за ними во благе, ни от имамов Ислама, однако оно лишь взято от му'тазилитов и подобных им из нововведенцев, и именно от них взяли это разделение те из ученых Фикха, которые начали упоминать его в своих книгах, в то время как это разделение – противоречивое, потому что будет сказано тому, кто разделил между двумя видами: "Какова граница, разделяющая между вопросами "Основ" в которых становится ошибшийся кафиром? И каково разделение между ними и между вопросами ответвлений(которые вы так назвали)?" И если он скажет: "Вопросы "Основ" это вопросы убеждения, а вопросы "Ответвлений" это вопросы дел, то будет сказано ему: "А ведь люди разногласят относительно Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, видел ли он своего Господа или же нет, а также в том, кто лучше, Усман или Али, или же Али лучше? А также во многих из смыслов Корана и достоверности многих хадисов, всё это из вопросов убеждения, связанных со знанием, и нет такфира за эти вещи по единогласию.

В то же время обязательность молитвы и закята, а также поста и хаджа, а также запрещённость мерзостей и хамра(вина) являются вопросами(амалийя), связанными с делами, и в то же время отрицающий их становится кафиром по единогласию. Если же он(спрашиваемый о своём этом правиле) скажет: "Основы – это категоричные вопросы, то будет сказано: "Нет, ведь многие из вопросов, связанных с делами, являются категоричными, в то время как многие из вопросов знания не являются категоричными, также то, что та или иная вещь является категоричной или же предположительной – это относительное понятие, ведь может быть какой то вопрос для человека категоричным, по причине того, что для него прояснился категоричный далиль на этот вопрос, как тот, кто слышал какой то текст лично от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и убеждён в том, что смысл этих слов – такой то. Однако для другого человека это может не быть даже предположительным, не говоря уже о том, чтобы это было категоричным, потому что до него не дошёл текст, или потому, что он не считает его достоверным, или же от того, что он не может понять, на что указывает текст. И пришло в "Сахихах", от пророка, мир ему и благословение Аллаха, хадис о человеке, который сказал своей семье: "Когда я умру, то сожгите меня, затем развейте меня по морю, ведь клянусь Аллахом, если Аллах сможет наказать меня, то накажет меня наказанием, которым не наказывал никого из людей"И приказал Аллах суше вернуть всё, что она взяла из этого человека, а также морю собрать всё, что оно взяло от него, и сказал: "Что заставило тебя сделать то, что ты сделал?" И он ответил: "Страх перед Тобой, о Господь", и Аллах простил ему."

И этот человек засомневался в могуществе Аллаха, а также в воскрешении, более того, подумал, что его не вернут, и что Аллах не способен будет вернуть его, если он сделает подобное, однако Аллах простил ему. И эти вопросы разъяснены подробным образом в других местах."

(Маджмуа ль Фатава, 23 том, 346 стр.)

وُجُوبُ الصَّلَاةِ وَالزَّكَاةِ وَالصِّيَامِ وَالْحَجِّ وَتَحْرِيمِ الْفَوَاحِشِ وَالْخَمْرِ هِيَ مَسَائِلُ عَمَلِيَّةٌ وَالْمُنْكِرُ لَهَا يَكْفُرُ بِالِاتِّفَاقِ. وَإِنْ قَالَ الْأُصُولُ: هِيَ الْمَسَائِلُ الْقَطْعِيَّةُ قِيل لَا: كَثِيرٌ مِنْ مَسَائِلِ الْعَمَلِ قَطْعِيَّةٌ وَكَثِيرٌ مِنْ مَسَائِلِ الْعِلْمِ لَيْسَتْ قَطْعِيَّةً وَكَوْنُ الْمَسْأَلَةِ قَطْعِيَّةً أَوْ ظَنِّيَّةً هُوَ مِنْ الْأُمُورِ الْإِضَافِيَّةِ وَقَدْ تَكُونُ الْمَسْأَلَةُ عِنْدَ رَجُلٍ قَطْعِيَّةً لِظُهُورِ الدَّلِيلِ الْقَاطِعِ لَهُ كَمَنْ سَمِعَ النَّصَّ مِنْ الرَّسُولِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَتَيَقَّنَ مُرَادَهُ مِنْهُ. وَعِنْدَ رَجُلٍ لَا تَكُونُ ظَنِّيَّةً فَضْلًا عَنْ أَنْ تَكُونَ قَطْعِيَّةً لِعَدَمِ بُلُوغِ النَّصِّ إيَّاهُ أَوْ لِعَدَمِ ثُبُوتِهِ عِنْدَهُ أَوْ لِعَدَمِ تَمَكُّنِهِ مِنْ الْعِلْمِ بِدَلَالَتِهِ. وَقَدْ ثَبَتَ فِي الصِّحَاحِ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حَدِيثُ الَّذِي قَالَ لِأَهْلِهِ: " {إذَا أَنَا مُتّ فَأَحْرِقُونِي ثُمَّ اسْحَقُونِي ثُمَّ ذروني فِي الْيَمِّ فَوَاَللَّهِ لَئِنْ قَدَرَ اللَّهُ عَلَيَّ لَيُعَذِّبُنِي اللَّهُ عَذَابًا مَا عَذَّبَهُ أَحَدًا مِنْ الْعَالَمِينَ. فَأَمَرَ اللَّهُ الْبَرَّ بِرَدِّ مَا أَخَذَ مِنْهُ وَالْبَحْرَ بِرَدِّ مَا أَخَذَ مِنْهُ وَقَالَ: مَا حَمَلَك عَلَى مَا صَنَعْت؟ قَالَ خَشْيَتَك يَا رَبِّ فَغَفَرَ اللَّهُ لَهُ} فَهَذَا شَكَّ فِي قُدْرَةِ اللَّهِ. وَفِي الْمَعَادِ بَلْ ظَنَّ أَنَّهُ لَا يَعُودُ وَأَنَّهُ لَا يَقْدِرُ اللَّهُ عَلَيْهِ إذَا فَعَلَ ذَلِكَ وَغَفَرَ اللَّهُ لَهُ. وَهَذِهِ الْمَسَائِلُ مَبْسُوطَةٌ فِي غَيْرِ هَذَا الْمَوْضِعِ.

4) И сказал Шейхуль Ислам ибн Теймия:

"Тахкык(Уточнение и детальный разбор) в этом вопросе – следующее:"Порой слово может быть само по себе куфром(неверием), как некоторые слова джахмитов, которые говорят: "Поистине, Аллах не будет разговаривать в Судный День(и после)", однако от некоторых людей может скрыться факт того, что это неверие, и поэтому делается такфир сказавшего это в общем(итлак), как говорили саляфы: "Кто сказал, что Коран сотворён, тот кафир, и кто сказал, что Аллаха не будут видеть в Последней жизни, тот кафир", однако не становится кафиром определенный человек, пока не будет установлена над ним Худжа(довод), как это предшествовало относительно того, кто отрицает обязательность молитвы, закята или посчитал дозволенным Хамр. Ведь поистине, явность этих ахкамов(молитва, закят и запрещённость хамра) более велика, чем явность этих(вопросов убеждения), и поэтому, если истолковавший и ошибшийся человек в тех вещах(молитва, закят и запрещённость хамра) не становится кафиром, кроме как после разъяснения ему и требования покаяния, как это сделали сподвижники относительно группы, которая посчитала дозволенной хамр(вино), то другие вещи ещё более достойны этого(чтобы не делать им такфир, кроме как после разъяснения и требования покаяния), и согласно этому приводится достоверный хадис, относительно того, кто сказал: "Когда я умру, то сожгите меня, затем развейте меня по морю, ведь клянусь Аллахом, если Аллах сможет наказать меня, то накажет меня наказанием, которым не наказывал никого из людей". И Аллах простил этому человеку, несмотря на то, что у него произошло сомнение в могуществе Аллаха и в том, что Аллах сможет собрать его, если они сожгут его, и эти вопросы разъяснены подробным образом в других местах."

(Маджмуаль Фатава, 7 том, 601 стр.)

وَالتَّحْقِيقُ فِي هَذَا: أَنَّ الْقَوْلَ قَدْ يَكُونُ كُفْرًا كَمَقَالَاتِ الْجَهْمِيَّة الَّذِينَ قَالُوا: إنَّ اللَّهَ لَا يَتَكَلَّمُ وَلَا يَرَى فِي الْآخِرَةِ؛ وَلَكِنْ قَدْ يَخْفَى عَلَى بَعْضِ النَّاسِ أَنَّهُ كُفْرٌ فَيُطْلِقُ الْقَوْلَ بِتَكْفِيرِ الْقَائِلِ؛ كَمَا قَالَ السَّلَفُ مَنْ قَالَ: الْقُرْآنُ مَخْلُوقٌ فَهُوَ كَافِرٌ وَمَنْ قَالَ: إنَّ اللَّهَ لَا يُرَى فِي الْآخِرَةِ فَهُوَ كَافِرٌ وَلَا يَكْفُرُ الشَّخْصُ الْمُعَيَّنُ حَتَّى تَقُومَ عَلَيْهِ الْحُجَّةُ كَمَا تَقَدَّمَ كَمَنْ جَحَدَ وُجُوبَ الصَّلَاةِ. وَالزَّكَاةَ وَاسْتَحَلَّ الْخَمْرَ؛ وَالزِّنَا وَتَأَوَّلَ. فَإِنَّ ظُهُورَ تِلْكَ الْأَحْكَامِ بَيْنَ الْمُسْلِمِينَ أَعْظَمُ مِنْ ظُهُورِ هَذِهِ فَإِذَا كَانَ الْمُتَأَوِّلُ الْمُخْطِئُ فِي تِلْكَ لَا يُحْكَمُ بِكُفْرِهِ إلَّا بَعْدَ الْبَيَانِ لَهُ وَاسْتِتَابَتِهِ - كَمَا فَعَلَ الصَّحَابَةُ فِي الطَّائِفَةِ الَّذِينَ اسْتَحَلُّوا الْخَمْرَ - فَفِي غَيْرِ ذَلِكَ أَوْلَى وَأَحْرَى وَعَلَى هَذَا يُخَرَّجُ الْحَدِيثُ الصَّحِيحُ. {فِي الَّذِي قَالَ: إذَا أَنَا مت فَأَحْرِقُونِي ثُمَّ اسْحَقُونِي فِي الْيَمِّ فَوَاَللَّهِ لَئِنْ قَدَرَ اللَّهُ عَلَيَّ لَيُعَذِّبَنِي عَذَابًا مَا عَذَّبَهُ أَحَدًا مِنْ الْعَالَمِينَ} وَقَدْ غَفَرَ اللَّهُ لِهَذَا مَعَ مَا حَصَلَ لَهُ مِنْ الشَّكِّ فِي قُدْرَةِ اللَّهِ وَإِعَادَتِهِ إذَا حَرَقُوهُ وَهَذِهِ الْمَسَائِلُ مَبْسُوطَةٌ فِي غَيْرِ هَذَا الْمَوْضِعِ.((الفتاوى 7 ج 601)

5) Сказали АбдуЛлах и Ибрахим, сыновья шейха АбдульЛятыфа, а также Ибн Сахман:

مسألة تكفير المعين مسألة معروفة إذا قال قولا يكون القول به كفرا فيقال من قال بهذا القول فهو كافر لكن الشخص المعين إذا قال ذلك لا يحكم بكفره حتى تقام عليه الحجة التي يكفر تاركها وهذا في المسائل الخفية التي قد يخفى دليلها على بعض الناس كما في مسائل القدر والإرجاء ونحو ذلك مما قاله أهل الأهواء فإن بعض أقوالهم تتضمن أمورا كفرية من رد الكتاب والسنة المتواترة فيكون القول المتضمن لرد بعض النصوص كفرا ولا يحكم على قائله بالكفر لاحتمال وجود مانع كالجهل وعدم العلم بنقض النص أو بدلالته فإن الشرائع لا تلزم إلا بعد بلوغها ذكر ذلك شيخ الإسلام ابن تيمية في كثير من كتبه ) الدرر 10/ 433،432

«Вопрос такфира определённой личности – известный вопрос, когда кто либо сказал слово, произнесение которого является куфром, то говорится: «Кто сказал это слово, тот кафир», однако определенный человек, если сказала это, не выносится хукм о его куфре, пока не будет установлена над ним худжа, за оставление которой он станет кафиром, и это в скрытых вопросах, доказательство которых скрывается для некоторых людей, как это обстоит в вопросах къадара и ирджа(убеждения мурджиитов), и подобное этому из того, что сказали люди страстей(нововведенцы), ведь поистине, некоторые их высказывания содержат в себе куфровские положения, как отвергание Книги и Сунны, достоверность которых известна с убежденностью, и таким образом это слово, содержащее отвергание некоторых текстов бывает куфром, однако не выносится на говорящего это хукм куфра,по причине вероятности, что в нём есть препятствие, мешающее этому, как невежество и отсутствие знания о том, что он противоречит тексту или же его указанию, ведь поистине, шариатские постановления не вменяются в обязанность, кроме как после того, как дойдут до человека, упомянул это Шейхуль ислам Ибн Теймия во многих своих книгах.»

(Ад Дурару Ссанийя, 10 том, 432)

Конец цитаты.

6) И сказалИмам ибн аль Вазир альКъасимий, (Имам Ахлю Су<

Наши рекомендации