Как отличать самые великие грехи(не куфр) от самых меньших по степени видов куфра?
1) Сказал Автор"Тахзибу ль Фурукъи ва ль Къаваид Ас Суннийя фи ль Асрар аль Фикхия":
(Муфтий маликитов своего времени в Почтенной Мекке, умер в 1367 г.х.):
"Правило о разнице между ослушанием, которое является куфром и ослушанием, которое не является куфром.
Правило двести сорок третье: Разница между ослушанием, которое является куфром и определение того, что не является куфром.
Нужда в разъяснении разницы между ними строится на основе, которая заключается в путании неверия с большими грехами, учитывая то, что утвердил автор, а это - что неверие и грех оба являются ослушанием, будь это большой грех или малый.
Первое положение: То, что оба эти действия содержат попирание Господства Аллаха в какой то мере.
Второе: В том, что оба они содержат какой то вред. А именно то, что и неверие, и ослушание являются запрещёнными, а запрещённые вещи приводят ко вреду точно также, как приказы приводят к пользам, однако высшая степень вреда – куфр, меньшая же из них – малые грехи, поэтому посередине стоят большие грехи, и за самой высшей степенью больших грехов следует самая малая степень куфра, а за самой меньшей степенью больших грехов следует самая высшая степень малых грехов, таким образом – больше всего на куфр похожи большие грехи.
"[الْفَرْقُ بَيْنَ قَاعِدَةِ الْمَعْصِيَةِ الَّتِي هِيَ كُفْرٌ وَقَاعِدَةِ مَا لَيْسَ بِكُفْرٍ]
(الْفَرْقُ الثَّالِثُ وَالْأَرْبَعُونَ وَالْمِائَتَانِ بَيْنَ قَاعِدَةِ الْمَعْصِيَةِ الَّتِي هِيَ كُفْرٌ وَقَاعِدَةِ مَا لَيْسَ بِكُفْرٍ) :
الِاحْتِيَاجُ لِلْفَرْقِ بَيْنَهُمَا مَبْنِيٌّ عَلَى مَا لِلْأَصْلِ مِنْ الْتِبَاسِ الْكُفْرِ بِالْكَبَائِرِ نَظَرًا لِمَا ادَّعَاهُ مِنْ أَنَّ الْكُفْرَ يُشَارِكُ مُطْلَقَ الْمَعْصِيَةِ كَبِيرَةً كَانَتْ أَوْ صَغِيرَةً فِي أَمْرَيْنِ.
(الْأَمْرِ الْأَوَّلِ) فِي مُطْلَقِ انْتِهَاكِ حُرْمَةِ الرُّبُوبِيَّةِ. (الْأَمْرِ الثَّانِي) فِي مُطْلَقِ الْمَفْسَدَةِ، وَذَلِكَ أَنَّ كُلًّا مِنْ الْكُفْرِ وَالْمَعْصِيَةِ مَنْهِيٌّ عَنْهُ وَالنَّوَاهِي تَعْتَمِدُ الْمَفَاسِدَ كَمَا أَنَّ الْأَوَامِرَ تَعْتَمِدُ الْمَصَالِحَ، وَلَكِنَّ أَعْلَى رُتَبِ الْمَفَاسِدِ الْكُفْرُ، وَأَدْنَاهَا الصَّغَائِرُ وَالْمُتَوَسِّطُ بَيْنَ الرُّتْبَتَيْنِ الْكَبَائِرُ فَأَعْلَى رُتَبِ الْكَبَائِرِ يَلِيهَا أَدْنَى رُتَبِ الْكُفْرِ، وَأَدْنَى رُتَبِ الْكَبَائِرِ يَلِيهَا أَعْلَى رُتَبِ الصَّغَائِرِ وَحِينَئِذٍ فَأَكْثَرُ الْتِبَاسِ الْكُفْرِ إنَّمَا هُوَ بِالْكَبَائِرِ.
Также он сказал:
"И когда ты узнал это, то путь, который даст тебе разделение, с помощью которого будет отличима самая великая степень больших грехов от самой низкой степени куфра – это чтобы человек выучил много фетв ранних ученых, за которыми следует следовать в этом, и затем смотрел на то, что произошло из "навазиль"(современных вопросов): является ли это из того раздела, о котором давали фетву(те ученые), что это куфр?[18] Или же это из раздела того, о чем они давали фетву, что это не куфр, и после того, как хорошенько изучил эти вопросы и должным обрзом поразмышлял над ними – причислит этот вопрос к этому или тому, если же он затруднился в этом положении, или же появилась у него запутанность между двумя разными основами, или же он не был из числа тех людей, которые могут смотреть эти положения, по причине своего упущения – то обязательно ему остановиться, и не давать фетву ни о чем, именно это и есть правило для этого раздела.
Конец цитаты.
(4 том, 182 стр.)
وَحَيْثُ عَلِمْتَ ذَلِكَ فَالطَّرِيقُ الْمُحَصِّلُ لِلْحَدِّ الَّذِي يَمْتَازُ بِهِ أَعْلَى رُتَبِ الْكَبَائِرِ مِنْ أَدْنَى رُتَبِ الْكُفْرِ هُوَ أَنْ يُكْثِرَ مِنْ حِفْظِ فَتَاوَى الْمُتَقَدِّمِينَ الْمُقْتَدَى بِهِمْ مِنْ الْعُلَمَاءِ فِي ذَلِكَ وَيَنْظُرَ مَا وَقَعَ لَهُ مِنْ النَّوَازِلِ هَلْ هُوَ مِنْ جِنْسِ مَا أَفْتَوْا فِيهِ بِالْكُفْرِ أَوْ مِنْ جِنْسِ مَا أَفْتَوْا فِيهِ بِعَدَمِ الْكُفْرِ فَيُلْحِقَهُ بَعْدَ إمْعَانِ النَّظَرِ وَجَوْدَةِ الْفِكْرِ بِمَا هُوَ مِنْ جِنْسِهِ فَإِنْ أَشْكَلَ عَلَيْهِ الْأَمْرُ أَوْ وَقَعَتْ الْمُشَابَهَةُ بَيْنَ أَصْلَيْنِ مُخْتَلِفَيْنِ أَوْ لَمْ تَكُنْ لَهُ أَهْلِيَّةُ النَّظَرِ فِي ذَلِكَ لِقُصُورِهِ وَجَبَ عَلَيْهِ التَّوَقُّفُ، وَلَا يُفْتِي بِشَيْءٍ فَهَذَا هُوَ الضَّابِطُ لِهَذَا الْبَابِ.
2) Сказал Шейхуль Ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах в "Маджмуа ль Фатава":
"Правильнее будет сказать полностью обратное тому, что вы сказали, ведь поистине, куфр (неверие) и фискъ(нечестие) – шариатские ахкамы, и не являются из ахкамов, которые постигаются разумом. [19]
3) И сказал в "Минхаджу Ссуннати Ннабавийя":
""Так что кафир, это тот – кого Аллах и Его посланник назвал кафиром, и фасик – тот, кого Аллах и Его посланник назвал фасиком.
Точно также муъмин и муслим – тот, кого Аллах и Его посланник назвал муъмином и муслимом…
Конец цитаты.
Затем привёл другие примеры чисто шариатских положений (как вражда и любовь), и сказал:
"А что касается тех положений, которые утверждаются разумом – то это наподобие естесственных вещей, как например то, что от этой болезни помогает такое то лекарство, поистине, подобное этому познаётся опытом, аналогией и следованием(таклидом) за врачами, которые узнали это посредством аналогии или опыта. Точно также вопросы математики или инженерии и подобное этому, это – из того, что познаётся разумом. И точно также такие вопросы как "Джаухару ль Фард", одинаковость тел или разница между ними, или дозволенность того, что "А'рад" будут оставаться постоянно или невозможность этого – всё это познаётся разумом.
Раз это обстоит таким образом, то:
Положение человека, то что он является кафиром, или справедливым или фасиком – это из шариатскихвопросов, не из вопросов разума, и как может быть тот, кто противоречит тому, с чем пришёл посланник – не кафиром, а тот, кто противоречит тому, что утверждает не посланник, что это познаётся разумом – может быть кафиром?! И разве становится кто либо кафиром из за ошибки в вопросах математики или медицины, или тонкостей науки "Калям"?
Конец цитаты.
Сказал Шейхуль Ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах:
إذا ادعى شخص في مقدمة أنها فطرية، فإما أن يعتقد كذبه أو يعتقد صدقه، فإن اعتقد أنه كاذب، عومل بما يعامل به مثله من الكذابين الجاحدين، على ما وردت به الشريعة، كما قال تعالى: {وَجَحَدُوا بِهَا وَاسْتَيْقَنَتْهَا أَنفُسُهُمْ ظُلْمًا وَعُلُوًّا} [النمل: 14] .
وعامة الكفار من هذا النوع، وإن اعتقد أنه صادق فيما يخبر به عن نفسه، ولكنه مخطئ، لاشتباه معنى عليه بمعنى آخر، [أ] واشتباه لفظ بلفظ، أو غير ذلك، أو لخلل وقع في إدراك حسِّه وعقله، أو لنوع هوى خالط اعتقاده، فهذا طريقه أن يبين له ما يزيل الاشتباه، حتى يتميز له أن الذي اضطر إليه من العلم ليس هو الذي نوزع فيه، بل هو غيره أو يصلح إدراكه بإزالة الهوى، [أ] والاعتقاد الفاسد، الذي جعله يظن ما ليس بضروري ضروريًّا، كما قال تعالى: {وَنُقَلِّبُ أَفْئِدَتَهُمْ وَأَبْصَارَهُمْ كَمَا لَمْ يُؤْمِنُوا بِهِ أَوَّلَ مَرَّةٍ وَنَذَرُهُمْ فِي طُغْيَانِهِمْ يَعْمَهُونَ (110) } [الأنعام: 110] وقال تعالى: {فَلَمَّا زَاغُوا أَزَاغَ اللَّهُ قُلُوبَهُمْ} [الصف: 5] وقال تعالى: {وَقَوْلِهِمْ قُلُوبُنَا غُلْفٌ بَلْ طَبَعَ اللَّهُ عَلَيْهَا بِكُفْرِهِمْ فَلَا يُؤْمِنُونَ إِلَّا قَلِيلًا (155) } [النساء: 155] وقال تعالى:
وَلَقَدْ ذَرَأْنَا لِجَهَنَّمَ كَثِيرًا مِّنَ الْجِنِّ وَالإِنسِ لَهُمْ قُلُوبٌ لَّا يَفْقَهُونَ بِهَا وَلَهُمْ أَعْيُنٌ لَّا يُبْصِرُونَ بِهَا وَلَهُمْ آذَانٌ لَّا يَسْمَعُونَ بِهَا أُولَئِكَ كَالأَنْعَامِ بَلْ هُمْ أَضَلُّ أُولَئِكَ هُمُ الْغَافِلُونَ (179) } [الأعراف: 179] وقال تعالى: {أَفَلَا يَتَدَبَّرُونَ الْقُرْآنَ أَمْ عَلَى قُلُوبٍ أَقْفَالُهَا (24) } [محمد: 24] وقال تعالى: {إِذَا خَرَجُوا مِنْ عِندِكَ قَالُوا لِلَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ مَاذَا قَالَ آنِفًا أُولَئِكَ الَّذِينَ طَبَعَ اللَّهُ عَلَى قُلُوبِهِمْ وَاتَّبَعُوا أَهْوَاءَهُمْ } [محمد: 16] وقال تعالى: {قُلْ هُوَ لِلَّذِينَ آمَنُوا هُدًى وَشِفَاءٌ وَالَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ فِي آذَانِهِمْ وَقْرٌ وَهُوَ عَلَيْهِمْ عَمًى} [فصلت: 44] فالمقصود أن هذا النوع من السفسطة، فإن دعوى العلم الضروري فيما ليس كذلك، بمنزلة إنكار الضروري، فيما هو ضروري، فصاحب هذا إمَّا متعمد للكذب، وإمَّا مخطئ، والخطأ في أسباب العلم: إمَّا لفوات شرط العلم، من فساد قوى الإدراك وضعفها، أو عدم التصور التام لطرفي القضية، التي يحصل العلم بالتصديق عند
"Когда кто либо утверждает какую то основу, что она познаётся фитрой, то либо он сам считает себя лживым, либо считает себя правдивым, и в том случае, если он сам считает себя лживым, то относиться к нему следует так, как относятся к ему подобным из лжецов и спорщиков, таким образом, как пришло в шариате, как сказал Всевышний:
"Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости." (Сура Ан Намль, 14)
И основная масса неверных из этого вида. Если же он убеждён в своей правдивости относительно того, что говорит о себе, однако он ошибся, по причине того, что один смысл спутал с другим, и одно выражение спутал с другим выражением, или по другой причине, или потому что у него недостаточность в чувствах и в разуме, или же по причине страсти, которая смешалась с его убеждением, то с таким человеком путь заключается в том, ему разъясняется то, что устранит от него запутанность, пока ему не разъяснится, что то, к чему он был вынужден склониться из знания – не является тем, о чём идёт спор, однако это другой вопрос, либо будет исправлен его разум устранением страсти и неверного убеждения, которое заставило его считать то, что не является явно познающимся разумом – что оно является таковым, как сказал Всевышний:
"Мы отворачиваем их сердца и умы, поскольку они не уверовали в него в первый раз, и оставляем их скитаться вслепую в собственном беззаконии."
(Сура Аль Ан'ам, 110)
И сказал Всевышний:
"Когда же ониуклонились, Аллахсовратилихсердца." (Сура Ас Софф, 5)
И сказал Всевышний:
"Они говорили: «Нашисердцапокрытызавесой (илипереполненызнаниями)». Онет, этоАллахзапечаталихсердцазаихневерие, ипоэтомуихвераничтожна" (Сура Ан Нисаъ, 155)
И сказал Всевышний: "МысотворилидляГееннымногоджинновилюдей. Унихестьсердца, которыенеразумеют, иглаза, которыеневидят, иуши, которыенеслышат. Ониподобныскотине, ноявляютсяещеболеезаблудшими. Именноониявляютсябеспечныминевеждами." (Сура аль А'раф, 179)
И сказал Всевышний: "Неужели они не размышляют над Кораном, или же на их сердцах стоят замки?" (Сура Мухаммад, 24)
И сказал: "Когдаонивышлиоттебя, тосказалитем, которымбылодарованознание: «Чтоонсказалтолькочто?» Это - те, сердцакоторыхАллахзапечаталикоторыепотакаютсвоимжеланиям." (Сура Мухаммад, 16)
И сказал Всевышний: "Скажи: «Онявляетсявернымруководствомиисцелениемдлятех, которыеуверовали. Аушиневерующихпораженыглухотой, ионислепыкнему. Это - те, ккоторымвзываютиздалека».(Сура Фуссылят, 44)
Цель в данном месте – разъяснить, что это всего лишь болтовня, ведь поистине, утверждение какого либо вида знания познающимся разумом, когда это не является таковым, то же самое, что отрицать вещь, которая действительно познаётся разумом, и обладатель такого слова либо лжёт намеренно, либо ошибающийся, а причина ошибки в средствах знания: Либо потому, что его миновало условие знания, как например, если он обладает испорченой способностью постигать вещи, или же по причине неправильного представления обеих сторон вопроса, посредством представления которых состоится знание, либо по причине препятствия из страстей, которое сбивает с пути Аллаха, и когда дело обстоит таким образом, то не случится постижение истины, кроме как при наличии условий и отсутствии препятствий, а иначе же порой могут отвергаться неизбежные для знания вещи, или же может утверждаться неизбежным знанием то, что им не является."
Конец цитаты.
(Баяну Тальбис Аль Джахмия, 1 том, 56 стр.)
Вопросы Третьего Раздела:
1) Наличие разницы в том, как разделяют между Куфром и большими грехами нововведенцы и между тем, как разделяют их ученые тахкыка.
2) Она заключается в том, что нововведенцы цепляются за слова своих ранних имамов, а Ахлю Сунна говорят "Кафир это тот, кого Аллах и Его посланник назвали кафиром", ограничиваясь этим.
3) Ясное различение между вопросами, которые познаются разумом и вопросами, которые не познаются разумом.
4) Отвергание мнения о том, что такфир человека цепляется за познаваемость вопроса разумом.
5) Утверждение того, что такфир закреплён лишь за отвержение чего либо из шариата после прихода посланника.
Четвёртый Раздел:
Разница между "Куфром и ширком"
1) Сказал Абу Хиляль Аль Аскарий в "«Аль Фурукъ аль Люгавия» (1 том, 230 стр.):
"Разница между Куфром и Ширком":
«В том, что у неверия есть разные виды, согласно тому, что мы упоминали, и каждый вид из них противоречит какому то из видов Имана, потому что раб если совершил какую то часть неверия, то потерял часть из Имана, однако ширк – цельная вещь, а это взятие божества наряду с Аллахом, и образование слова от него(мушрик) бывает на основании этого смысла, затем использование этого слова увеличилось, и стало говориться на каждый куфр – ширк, возвеличивая его степень и важность, и основа слова куфр, это неблагодарность за оказанную милость, а его противоположность это благодарность, и противоположность неверия в Аллаха это вера в Аллаха, и потерявшего иман называют кафиром по причине того, что он не оберегает права Аллаха, и не оберегает то, что обязан соблюдать из благодарности за Его милость, и поэтому он в положении кафиров в эту милость, а противоположность ширка по сути это ихляс, затем когда стали использовать слово ширк на каждый куфр, стал его противоположностью – иман, и не дозволено употреблять название куфра кроме как на того, кто в положении отрицающего милость Аллаха, а это уже по причине величины его ослушания, и это шариатское имя, точно также, как и Иман – шариатское имя.»
Конец цитаты.
الْفرق بَين الْكفْر والشرك
أَن الْكفْر خِصَال كَثِيرَة على مَا ذكرنَا وكل خصْلَة مِنْهَا تضَاد خصْلَة من الْإِيمَان لِأَن العَبْد إِذا فعل خصْلَة من الْكفْر فقد ضيع خصْلَة من الْإِيمَان والشرك خصْلَة وَاحِدَة وَهُوَ ايجاد آلِهَة مَعَ الله أَو دون الله واشتقاقه ينبىء عَن هَذَا الْمَعْنى ثمَّ كثر حَتَّى قيل لكل كفر شرك على وَجه التَّعْظِيم لَهُ وَالْمُبَالغَة فِي صفته وَأَصله كفر النِّعْمَة لتضييعة حُقُوق الله وَمَا يجب عَلَيْهِ من شكر نعْمَة فَهُوَ بِمَنْزِلَة الْكَافِر لَهَا ونقيض الشّرك فِي الْحَقِيقَة الْإِخْلَاص ثمَّ لم اسْتعْمل فِي كل كفر صَار نقيضة الْإِيمَان وَلَا يجوز أَن يُطلق اسْم الْكفْر إِلَّا لمن كَانَ بِمَنْزِلَة الجاحد لنعم الله وَذَلِكَ لعظم مَا مَعَه من الْمعْصِيَة وَهُوَ اسْم شَرْعِي كَمَا أَن الايمان اسْم شَرْعِي
قالالشيخعليالخضيرفيالوسيط"
ويظهرالخلاففيالمسائلالتالية: أـفيعددالأنواعفمنيفرقعندهمثلا: الشركأربعةأنواع،والكفرأربعةأنواع . ومنلايفرقعندهالشركوالكفرثمانيةأنواع .
2) Сказал Шейх Али Аль Худейр в книге "Аль Васит":
"Разница между куфром и ширком проявляется в следующих вопросах:
Первый:
В количестве видов, то есть по мнению тех, кто разделяет между куфром и ширком, есть четыре вида ширка, а также четыре вида куфра. А для тех, кто не разделяет, они считают, что видов ширка восемь, и видов куфра также восемь.
بـفيالتلازم : فمنلايفرقليسعندهفيهذاالبابتلازم،ومنيفرقيقولأحيانايلزممنالشركالكفروهكذا .
Второй вопрос:
Проявляется разница в "Талязуме"(То есть в том, вытекает ли одно из другого), и те ученые, которые считают, что нет разницы, не утверждают, что одно обязывает другое или вытекает из него(так как это у них одно и то же), а те, которые разделяют, говорят, что иногда ширк обязывает куфр(из ширка вытекает куфр), и так далее.
جـمنمزقالمصحفمثلاأوسباللهورسولهفالأصلفيتسميتهأنهكافركماقالتعالى ( لاتعتذرواقدكفرتمبعدإيمانكم ) ولايسمىمشركابالمطابقة،أماباللازمأوالمآلفقديسمى .
Третий вопрос:
Кто порвал Коран, к примеру, или поругал Аллаха и Его посланника, то в основе он называется кафиром, как пришло в словах Всевышнего: "Не оправдывайтесь, вы стали неверными после своей веры"и не называется такой человек мушриком в том смысле, что он именно сделал ширк, однако его можно назвать мушриком с той стороны, что из его действия вытекает ширк, или что он станет мушриком после того, как стал кафиром.
(Примечание: Например если сказать, что отказавшийся поклоняться Аллаху не может, кроме как поклоняться шайтану, а поклонение шайтану – ширк, и подобные этому логические выводы, являющиеся правильными, однако само по себе действие не является ширком со стороны шариатской сути)
دـويظهرالفرقأيضافيالأسبابوالموانعللشركوالكفرفهناكبعضالفروقبينهماممايدلعلىأنالشركغيرالكفر .
Четвёртый:
Также разница проявляется в причинах и препятствиях ширка и куфра, есть некоторые разницы между ними, которые указывают на то, что ширк это не сам куфр.
هــفيالأضدادفالشركضدهالإسلام،والكفرضدهالإيمان.
Пятая разница:
В противоположностях: Ведь противоположность ширка – Ислам, а противоположность куфра – Иман.
وـفيالنيابةفمثلا : فالرجلالذيانتسبإلىغيرأبيهومنأتىامرأةفيدبرهايقالفيهمافقدكفرولاينوبعنذلكأنيقالفقدأشركإلابتأويلأوبلازمأومآل .
Шестой вопрос:
В том, может ли одно название заменить другое: "Например, человек, который приписывает себя не к своему отцу или тот, кто совокупился со своей женщиной в задний проход, говорится о них обоих, что он совершил неверие, однако не получается использовать вместо этого название ширк, сказав: "Он совершил многобожие", разве что если придать этому слову дополнительное толкование, или же сказать, что из этого вытекает многобожие, или же, что он станет многобожником в дальнейшем.
زـولاشكأنهباعتباراللغةالعربيةفبينهمافرقوهذابإجماعأهلاللغة،ولوفتشتفيأيكتابفيمعانياللغةلوجدتأنهيفرق .
И нет сомнения в том, что со стороны арабского языка между ними есть разница, это по единогласию языковедов, и если ты начнёшь искать в любой книге о смыслах языка, то найдёшь, что в этих книгах приходит разница.
حـوحتىفيآياتالقرآنفإنكتجدأنهيحصلالعطفبينالشركوالكفر،والأصلفيالعطفأنهللمغايرةقالتعالى ( لميكنالذينكفروامنأهلالكتابوالمشركينمنفكين ) .
То же самое в Коране, ты увидишь, что куфр упоминается следом за ширком, а ведь основа в том, что если две вещи упоминаются одна за другой, то это указывает на разницу между ними. Как в словах Аллаха: "Неверующие из людей Писания и многобожники не переставали.." (Сура аль Беййина)
طـوكذاعلماءالفروقالذينيهتمونبشرحالفرقبينكذاوكذاأيضايفرقون .
Также ученые науки "Фурукъ"(разницы между некоторыми близкими значениями), также различают между ними.
مسألة : تعريفالكفر : الكفرلغةمأخوذمنالستروالتغطيةولذاسميالزراعكفارالأنهميسترونالحبإذازرعوهويغطوه،قالتعالى ( يعجبالكفارنباته) أيالزراع.
Вопрос:
Определение слова "Куфр": Куфр это в языке взято от смысла "Покрытие", поэтому крестьяне называются "Куффар", потому что они покрывают зёрна и засыпают их, когда сеют, сказал Всевышний: "Нравятся куффарам(крестьянам) его растения"
وأماشرعاً : فالكفرضدالإيمانوهذاتعريفهبالضد،وأماتعريفهبالحدوالحقيقةفهواسمجنسيقععلىأقوالوأفعالواعتقاداتتضادالإيمانوهذاتعريفأهلالسنةوالجماعة .
Что же касается смысла в шариате: То куфр это противоположность веры(Имана), и это определение с помощью противоположности, а что касается определения посредством границы и сущности, то это: "Название вида, которое употребляется на слова, дела и убеждения, противоречащие вере", это определение Ахлю Сунна ва ль Джамаа.[20]
قال ابن عبد البر في بيان الكفر هو العناد والإنكار قال ( من جهل بعض الصفات وآمن بسائرها لم يكن بجهل البعض كافرا ، لأن الكفر من عاند لا من جهل ، وهذا قول المتقدمين
Сказал Имам Абу Умар ибн Абдиль Барр в разъяснении того, что куфр это упорство и отрицание:
"Кто не знает некоторые качества Аллаха и уверовал в остальные, тот не будет по причине незнания некоторых качеств кафиром, потому что кафир это тот, кто упорствует, а не тот, кто не знает, и это - мнение ранних ученых"
(Тайсир аль Азиз аль Хамид)
وقال في الدرر 1 / 180 في تعريف الكفر : الحادية عشر، ويقولون : الأصول التي يكفر مخالفها، هي : التي تعلم بالعقل، وما لا فهي الشرعيات ؛ وهذا تناقض ؛ فإن الكفر : إنكار السمعيات، ولا يعرف إلا بها .
3) И сказал Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб, как пришло в "Ад Дурару Ссания", 1 том, 180 стр.[21]:
"Одиннадцатый вопрос, они говорят: "Основы, противоречащий которым становится кафиром, это те основы, которые познаются разумом, а то что помимо них, то это – шариатские постановления(не основы)", и это является противоречием, потому что куфр это отрицание "Сам'ийят"(то что пришло через шариат), и куфр не познаётся, кроме как через шариатские тексты.
وقال في الرسائل الشخصية ، الرسالة ( 35 في مجموع المؤلفات له ص 240 ) قال : فإن الكفر كما قال ابن القيم في نونيته :
فالكفر ليس