Ахмад ибн Исхак Аш’ари Куми.
Один из особо приближенных и доверенных лиц его светлости, представитель от жителей города Кума. Он - человек, который собирал у жителей своего города имеющиеся у них вопросы и отвозил к имаму Аскари для получения на них ответа. Ахмад ибн Исхак был современником таких имамов, как их светлости Джавад и Хади (да будет мир с ними!), а также пересказчиком хадисов этих двух великих людей.
Как-то во времена «малого сокрытия», Ахмад ибн Исхак пишет письмо Хусейну ибн Руху, третьему наместнику двенадцатого имама, и просит у него разрешения совершать паломничество в Мекканский храм. Тот (Хусейн ибн Рух) дает разрешение, а также высылает Ахмаду кусок материи. Ахмад ибн Исхак говорит, что меня оповестили о моей смерти. По возращению из хаджа, он покинул этот мир в местечке «Халван».
О смерти Ахмада ибн Исхака Са’д ибн Абдулла рассказывал: «В 18 км от Халвана у Ахмада началась лихорадка. Он сильно заболел, и надежд на его выздоровление не было. Прибыв в Халван, мы остановились в одном из постоялых дворов. Тогда Ахмад попросил нас в ту ночь оставить его одного. Все разошлись по своим местам. К утру я призадумался и, открыв глаза, увидел перед собой Кафура, слугу господина своего имама Аскари, который говорит:
- Да воздаст Аллах благо, милость и вознаграждение лучшее, и да восполнит ваше горе! Затем он сказал: - Ваш спутник Ахмад уже омыт и завернут в саван. Поднимитесь и захороните его. Поистине из-за своей близости к Всевышнему, он был более почитаем Вашим повелителем (имамом Аскари) из всех вас, - сказал Кафур и скрылся из виду».
Абу Хашим Давуд ибн аль Касим аль Джа’фари.
Потомок Джа’фара Тайара, багдадец знатного происхождения. Обладал хорошим расположением святых имамов, жил во времена имамов Джавада, Хади, Аскари (да будет мир с ними!), а в период «малого сокрытия» - доверенное и избранное лицо его светлости имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!).
Абу Хашим был одним из наиболее приближенных соратников к непорочным имамам и их ярым приверженцем. Пересказчик многочисленных преданий от этих имамов. Автор книги хадисов, используемой великими учеными шиитами в качестве первоисточника.
Абу Хашим - человек свободный, благородный и доблестный. В то время, когда правителю Багдада Мухаммаду ибн Абдулле ибн Тахиру была преподнесена голова Яхъи ибн Умара Зейди[727], некоторые приветствовали и поздравляли его с одержанной победой. Но тут выступил Абу Хашим, подошел к Ибн Тахиру и обратился к нему со с следующими словами:
- Эмир! Я пришел, чтобы поздравить тебя с тем, что если бы Посланник Аллаха был бы жив, то он бы оплакивал Яхъю.
В ответ на это правитель Багдада промолчал.
Абдулла ибн Джа’фар Хумейри.
Также один из представителей священного города Кума, один из самых преданных сторонников имама Аскари. Он написал очень много книг, в том числе и книгу «Кубр аль Аснад», которая на протяжении веков привлекала и привлекает к себе внимание великих ученых и факихов шиитского мира.
Приблизительно в 290 году лунной хиджры Абдулла ибн Джа’фар едет в Куфу, где он обучает хадисам народ.
Абу Амр Усман ибн Са’ид Амри.
Первый наместник имама Каима (да будет мир с ним!) в период его «малого сокрытия».
Он является одним из самых почитаемых и уполномоченных лиц имама. Самый выдающийся из сподвижников и представителей десятого, одиннадцатого и двенадцатого имамов. С одиннадцатилетнего возраста его воспитанием занимается имам Хади. Абу Амр посредник между имамами Хади, Аскари, Махди (да будет мир с ними!) и мусульманской общиной. Также в истории говорится о том, что он был способен творить чудеса.
Мученическая гибель
Аббасидские правители, а также их чиновники знали о том, что имамов из рода пророческого должно быть 12 человек. И то, что последний из них скроется с людских глаз, а после своего появления он ликвидирует деспотов, распустит и аннулирует господствующее правительство, справедливостью наполнит мир. Это обстоятельство вселяло в души халифов чувство тревоги и беспокойства. Со временем тревога эта усиливалась, а во времена имама Хади и Аскари, достигла своего апогея. Поэтому аббасидский режим, строго держал имама Аскари под контролем и слежкой. Халифы категорически были против существования наследника у имама Аскари. Различными путями, они осуществляли надзор над всеми делами его светлости и заведовали ими. Были даже случаи заключения имама Аскари в темницу.
Наконец, учитывая сложившуюся обстановку - расположение народа по отношению к имаму, растущее с каждым днем все больше и больше, и то, что слежка и наблюдение дают обратный результат - Му’тамад, будучи не в состоянии вынести все это, замышляет коварный план убийства его светлости. Тайно, он приводит в исполнение свой замысел, дав смертоносный яд имаму Аскари. Имам мученически пал 8-го рабиуль аввала 260 года по мусульманскому летоисчислению.
Му’тамада очень пугало то влияние, которое имам оказывал на общество того времени. В особенности, он страшился поднятия мятежа последователей его светлости и Алавидов, когда они узнают о совершенном им преступлении. Исходя из этого, Му’тамад всячески старался скрыть свое злодеяние.
Ибн Сабба Малики в своей книге «Фусул аль Мухимма» пишет со ссылкой на одного из аббасидских подданных Абдуллы ибн Хакана, следующее:
«...В момент смерти Абу Мухаммада Хасана ибн Али, Му’тамад, пребывал в особом состоянии, которое нас несколько поразило. Мы никогда даже и не думали, что он (будучи всевластным государем) будет таким жалким. Когда Абу Мухаммад заболел, то к нему были направлены пять человек особо близких халифу. Все они являлись дворцовыми факихами. Му’тамад велел им оставаться в доме имама и сообщать ему обо всем происходящем там. Кроме этого, он приставил к умирающему имаму, своих слуг. По его приказу Кази ибн Мухтару следовало избрать десять доверенных лиц и послать в дом его светлости, дабы они утром и вечером следили за здоровьем имама.
По прошествии двух или трех суток Му’тамада оповестили об ухудшении состояния имама и то, что нет надежд на его выздоровление. Тогда халиф распорядился продолжать охранять дом имама. Дом находился под строгим контролем до тех пор, пока имам не умер.
С известием о гибели его светлости в городе Самарра начался ажиотаж: отовсюду были слышны плач и вопли, закрылись базары и магазины. Бани Хашим, правительственные служащие, военачальники, городской судья, поэты, очевидцы и многие другие присутствовали на похоронной процессии. В тот день, город напоминал день Страшного Суда.
Перед захоронением тела Му’тамад посылает своего брата Ису ибн Мутаваккила, чтобы тот прочел намаз, совершаемый над покойником. Когда умершего имама поместили на землю, Иса приблизился к нему и, открыв лицо его светлости, обратился к присутствующим Алавидам, Аббасидам, судьям, писателям и очевидцам со следующими словами: «Это - Абу Мухаммад Аскари. Он ушел из жизни своей смертью, и такие-то слуги халифа были свидетелями сего!»
После этих слов, он накрыл имама, совершил намаз и велел похоронить его светлость. Абу Мухаммад Хасан ибн Али (да будет мир с ним!) покинул этот бренный мир в Самарре, в пятницу 8-го рабиуль аввала 260 года лунной хиджры. Его светлость был погребен в той же комнате, где был захоронен и его отец имам Хади (да будет мир с ним!). Комната находилась в их доме.
Из вышесказанного становится очевидным, каково было положение имама Аскари (да будет мир с ним!), и понятна причина беспокойства высших властей. Помимо этого халиф страшился разоблачения тайного отравления и убийства имама Аскари и, тем самым, с помощью ранее выработанного плана и обработки общественного мнения всячески пытался представить гибель имама, произошедшей не в силу внешних факторов.
Да, угнетатели считали имамов опасными для своего абсолютного господства. Для угасания света истинных предводителей, до тех пор, пока это было возможно, они держали имамов вдалеке от мусульманской общины, а затем предавали их смерти.
После кончины его светлости, Му’тамад разделил имущество имама между его матерью и братом Джа’фаром. Этим, он хотел дать понять всем, что у имама Аскари (да будет мир с ним!) не было наследника-сына, дабы шииты пришли в отчаяние в ожидании другого имама.
Халиф дал тайное поручение своим подручным, чтобы те пустились на розыски наследника имама, а если найдут его светлость, то пусть схватят его. Они подвергли очень сильному давлению родственников умершего, но, однако так и не обнаружили двенадцатого имама Каима. Аллах расстроил козни врагов и спас его светлость.
Несмотря на то, что в целях безопасности от зла угнетателей, имам не должен был открыто появляться на людях и по велению Божьему скрылся, особо преданные последователи имамов Аскари и Каима (да будет мир с ними!) неоднократно видели его в детстве и были твердо убеждены в его существование.
Во время смерти имама Аскари, имам Каим появился во дворе своего отца и, отстранив Джа’фара, который намеревался прочесть намаз над имамом Аскари, сам совершил обряд.
В период «малого сокрытия» шииты поддерживали связь с его светлостью посредством его наместников. С помощью них же они получали ответы на имеющиеся вопросы. В истории записаны случаи чудотворений, которые были совершены руками представителей имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!), что с каждым днем способствовало укреплению веры и убежденности приверженцев его светлости.
Изречения имама Аскари
1. Не будь расточителен, а будь умерен.
2. На улице некий прохожий увидел кучу задорных ребятишек. Тут он заметил, что все дети играют кроме одного, горько плачущего маленького имама Аскари. Прохожий подумал, что плач его светлости вызван тем, что он не имеет игрушек, таких как у других сверстников. Он подошел поближе к малышу и сказал:
- Хотите, я куплю игрушку для Вас?
- О, неразумный! Не для забавы были сотворены мы! - прозвучало в ответ. Тогда мужчина спросил:
- Так чего же ради?
- Для знаний и богослужения! - ответил имам.
- Кто научил тебя этому? - не унимался тот.
- Всемогущий и Великий Аллах (который говорит в Коране): «Неужели думаете вы, что сотворили Мы вас, забавляясь, и вы не вернетесь к Нам?»
3. Не упорствуй и не спорь, ибо это ведет к позору, а также не шути, чтобы это не придало другим по отношению к тебе смелости.
4. Скромность - это когда приветствуешь всех встречных и, входя в общество, садишься без почета.
5. Вкладывайте мудрость и знание в сердца людей тогда, когда они бодры и жизнерадостны. В противном же случае, не делайте этого.
6. Проявление радости при опечаленном человеке – знак невоспитанности.
7. Смиренность - милость (Божья), которая не поддается зависти.
8. Ты украшаешь своего брата-мусульманина, наставляя его негласно. Но если ты делаешь это прилюдно, то лишь оскорбляешь его.
9. Для собственного перевоспитания, достаточно не желать ближнему своему того, чего ты не желаешь себе.
10. Благо лица заключается в его наружной красоте, а благо разума в его внутренней красоте.
11. Путь к Аллаху - путь, преодолеваемый способом бодрствования по ночам (т.е. богослужения в ночное время, когда все погружены в сон).
12. Пороки заперты в доме, ключ к которому – ложь.
13. Щедрости есть предел, и если она превзойдет свою меру – это расточительство.
14. Осторожности тоже есть предел, и если она превзойдет свою меру – это ни что иное, как страх.
Имам Махди(да ускорит Аллах его пришествие!)
Перевод: Эльчина Гасанова, Саиды Муравской, Алмата Абсаликова
Краткая биография
Говоря о настоящем имени имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!), нужно заметить, что святые имамы удерживали своих приверженцев от произношения настоящего имени двенадцатого имама. Они говорили, что его зовут так же, как и Пророка и он имеет одинаковую с ним конью*[728], и этот запрет будет действителен до тех пор, пока он не явится людям (после великого сокрытия) [729]. Наиболее из известных его эпитетов: «Махди», «Каим», «Худжат», «Бакиятуллах».
Его отцом был одиннадцатый имам – его светлость имам Хасан Аскари (да будет мир с ним!), а матерью – госпожа Нарджис (да будет мир с ней!), внучка византийского императора.
Родился имам Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) в пятницу 15 ша’бана, в 255 году лунной хиджры в городе Самарра в Ираке. Учитывая, что сейчас 1423 год лунной хиджры, его светлости Махди уже 1168 лет и жизнь его будет продолжаться до времени, назначенного Аллахом. И однажды по велению Его он явится и наполнит мир справедливостью и правосудием.