Письмо имама Аскари к одному из крупнейших шиитских ученых города Кума
Образцом переписки имама Аскари со своими сподвижниками, является письмо его светлости, написанное Али ибн Хусейну ибн Бабавайху Куми, одному из крупнейших шиитских ученых, которое будет изложено ниже:
«Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Властелину миров. Благой исход предстоит богобоязненным, рай – монотеистам, геенна – неверным, вражда - удел угнетателей.
Нет божества, кроме Аллаха - самого прекрасного Создателя. Да ниспошлет Аллах наилучшему созданию своему - Мухаммаду и его семейству благословение и милость Свою!
После воздания хвалы Всевышнему, хвалю тебя, о благочестивый муж, доверенное лицо наше и факих последователей наших - Абу аль Хасан Али ибн Хусейн Куми! Да поможет тебе Аллах в том, в чем есть его довольство и да одарит тебя достойными наследниками. Наставляю тебя к праведности пред Аллахом, совершению молитвы и уплате закята[722] (поскольку Богом не принимается молитва всякого, кто не уплачивает закят). Взываю - прощай людям ошибки их и сдерживай гнев свой, поддерживай отношения с родственниками своими и помогай им. Делай добро своим братьям и в беде, и в радости, проявляй усердие в устранении нужд их. Проявляй великодушие по отношению к невежеству и неразумию людей. В религии будь проницателен, в делах устойчив, о Коране - сведущ, будь человеком, обладающим высшим нравом. Призывай (мусульман) к благому и воздерживай от недозволенного. Как говорит Аллах: «Нет добра во многих из тайных бесед, разве, кто приказывает милостыню, или доброе дело, или примирение между людьми»[723].
Воздержись от пороков и неблагопристойных дел. Совершай намаз ночной, ибо, поистине, Пророк, наказывая имаму Али, сказал: «О, Али! Выстаивай ночную молитву! Выстаивай ночную молитву! Выстаивай ночную молитву! И тот, кто не придает ночному намазу значения - не из нас (т.е. он не следует нашему пути)».
Так следуй же моему наказанию, и вели последователям моим следовать тому, чему наставил я тебя. Будь смиренен, терпелив, ожидай пришествия (Спасителя Махди), ибо Пророк изволил сказать: «Наилучшее деяние моей уммы – ожидание пришествия (12-го имама)».
Пребывать в печали будут последователи мои, до тех пор, пока не появится мой сын имам Каим. О ком возвестил Пророк, что наполнит он землю справедливостью, подобно тому, как была до этого наполнена она гнетом[724].
О, благочестивый, доверенный человек нам, Абал Хасан! Прояви терпение и призови к нему и моих последователей. Земля - имение Господнее, и именно Он делает ее наследниками рабов своих. И в конечном итоге, удел праведников – благо. Да будут тебе и всем последователям нашим - мир, благословение и благоденствие Аллаха! Достаточно нам Аллаха, Он прекрасный доверенный[725]! Он прекрасный покровитель, прекрасный помощник!»
Чудотворения[726] и связь с миром сокровенным
Подобно своим благородным предкам, имам Аскари (да будет мир с ним!) находился в особой связи со Всевышним, потусторонним миром и ангелами. Кроме того, имам обладает уникальными познаниями, что является одним из качеств определяющих имамат. В книгах и преданиях ученых относительно этого обстоятельства можно обнаружить ряд указаний на свершения чудес и извещений (свыше) его светлости. Все они могут составить одну отдельную книгу, и поэтому здесь мы приводим лишь несколько примеров:
1. Абу Хашим Джа’фари повествует: «В один из дней, я посетил имама Аскари (да будет мир с ним!), чтобы взять у него серебра и сделать из него перстень, который я хотел использовать в качестве амулета. Придя к нему, я сел, совсем забыв о своем желании. Когда я поднялся, чтобы уйти, имам протянул мне перстень и произнес:
- Ты хотел серебра, а мы дарим тебе кольцо. Теперь тебе не придется тратиться на покупку камня и на оплату работы. Будь здоров, Абу Хашим!
- О мой господин, свидетельствую, что ты «друг Аллаха» и мой руководитель, чье повиновение я считаю частью моей веры (в Бога)! - воскликнул я.
- Да простит тебя Господь, Абу Хашим! - последовал ответ».
2. Шабланджи (в своей книге «Нур аль Абса») рассказывает со слов Абу Хашима Джа’фари, что тот говорил: «Я и четверо других людей были заключены в тюрьму Салиха ибн Васифа, когда к нам ввели имама Аскари и его брата Джа’фара. Желая услужить, мы окружили его светлость. В тюрьме находился один заключенный из племени Бани Джамх, который начал утверждать, что он из Алавидов.
Имам сказал нам, если среди вас не было бы чужого, то я оповестил бы вас о времени вашего освобождения. Затем, указав на того самого джамхита, он повелел ему выйти. Джамхит вышел и тогда имам обратился к нам, сказав: «Тот человек не из вас. Остерегайтесь его. В настоящее время он хранит в своей одежде донесение халифу о ваших беседах».
Когда некоторые из нас принялись обыскивать одежду джамхита, то нашли в ней спрятанное сообщение халифу. Письмо содержало весьма важные и опасные для нас обстоятельства...»
3. Мухаммад ибн Раби’ Шейбани передает следующее: «Однажды в Ахвазе мне пришлось вести дискуссию с одним дуалистом (двоебожником), после чего, я выехал в Самарру. Речи того дуалиста в какой-то мере повлияли на меня.
Я находился в доме Ахмада ибн Хасиба, когда туда пришел, только что вернувшийся с одного общественного мероприятия имам Аскари. Он окинул меня взглядом и, указав пальцем, сказал: «(Аллах) Един, Един, признавай Его Одного».
Я потерял сознание».
4. Исмаил ибн Мухаммад рассказывает: «Как-то сидел я у порога дома имама Аскари. Когда его светлость вышел, я подошел к нему, прося о милостыни. Я начал сетовать на свою судьбу и жаловаться на то, что у меня в кармане нет даже и дирхема, как вдруг имам возразил мне:
- Как можешь ты клясться, в то время как спрятал в земле 200 динаров?! Обратившись к своему слуге. Имам сказал: «Дай ему все то, что есть у тебя с собой».
Последний протянул мне 100 динаров, я возблагодарил Всевышнего, и начал было уходить, как его светлость произнес мне вслед: «Боюсь, как бы ты не потерял те 200 динаров, когда особенно будешь нуждаться в них».
Я направился к месту хранения моих денег, нашел его, извлек из земли монеты и закопал их в другом месте так, чтобы никто не узнал об их местонахождении.
Спустя немного времени, мне вновь понадобились те динары, но на этот раз я не нашел их на прежнем месте. Я был очень опечален этим. Позднее выяснилось, что мой сын обнаружил местонахождение денег и забрал их себе. Так они мне и не достались. Все произошло так, как и предвещал имам».
5. Мухаммад ибн Айяш говорит: «Я и несколько других моих товарищей беседовали об имаме Аскари и его чудотворениях. Среди нас был некий насибит, который сказал: «Я напишу имаму письмо, не использовав чернил, и если имам ответит на него, то я признаю его истинность».
После, мы послали имаму Аскари письмо с интересующими нас вопросами. Насибит также написал письмо, не используя чернил. Письмо мы отправили в общем конверте. Имам ответил на все наши вопросы, а на листке, принадлежавшем тому насибиту, его светлость написал имя этого человека, имя его отца и матери. Увидев все это, насибит потерял сознание. Когда он пришел в себя, то уверовал в истину (Бога) и стал одним из последователей имама Аскари».
6. Умар ибн Муслим повествует: «Сами’ Мусмен был моим ближайшим соседом и доставлял мне очень много беспокойства. Я отправил имаму Аскари письмо с просьбой помолиться Аллаху, чтобы Он ниспослал мне спасение.
Ответ звучал так: «Сообщаю тебе приятное известие. Спасение твое близко. Скоро ты станешь владельцем дома твоего соседа».
По прошествию месяца, Сами’ Мусмен умер. Я купил его дом и благодаря его светлости, присоединил его к своему имуществу».
7. Абу Хамза рассказывает: «Неоднократно видел я, как имам Аскари говорил с людьми из разных народов: турками, византийцами, дейламийцами, русскими на их родном языке. Я был поражен: «Ведь имам родился в Медине… - говорил я себе. - Так как же он владеет различными языками?»
Тут его светлость обратился ко мне, сказав: «Поистине, Всевышний и Великий Аллах наделил Свое доказательство (имама) превосходством в отличии от других творений и дал ему необъятные познания. Имам способен объясняться на разных языках, предвидеть будущее. Ибо, в противном случае нет никакой существенной разницы между духовным лидером и остальными людьми».
Некоторые сподвижники имама
Аскари
Несмотря на препятствия, ограничения и удушливую обстановку царившую в обществе того времени и то что, у имама Аскари (да будет мир с ним!) было немного истинных последователей, однако все они принадлежат к таким людям, которые извлекли пользу от своего учителя и вошли в число величайших божественных мужей и богословов-аскетов.
Ниже мы вкратце ознакомим читателя с несколькими из них: