Личность имама и особенности его нрава
Нравственные достоинства и душевное совершенство, величие и благородство имама Аскари (да будет мир с ним!) признавали не только его приверженцы, но и враги. Хасан ибн Мухаммад Аш’ари, Мухаммад ибн Яхья и некоторые другие, повествуют о том, что Ахмад Абдулла ибн Хакан был управляющим земель и поземельного налога города Кума. Однажды, в его обществе разговор зашел о Алавидах и их убеждениях. В ходе беседы, Ахмад, будучи упрямым насибитом[714] и отклонившимся от традиций Пророка и его непорочного рода, сказал: «В Самарре, среди Алавидов, семьи имама и Бани Хашим, я не слышал и не видел кого-либо, кто бы сравнился с Хасаном ибн Али ибн Мухаммадом ибн Али ар-Риза (т.е. имам Аскари) в методичности, степенности, целомудрии, благородстве и всяком превосходстве. Его семейство отдавало ему предпочтение перед взрослыми и уважаемыми членами своих семей. Кроме того, точно также к имаму Аскари относились главнокомандующие войсками и визири.
Помню как-то я находился рядом со своим отцом[715], когда стражники принесли весть о прибытии Абу Мухаммада Ибн ар-Риза (т.е. имама Аскари). Мой отец громким голосом сказал: «Пусть войдет».
Я очень удивился тому, что в присутствии моего отца стражники назвали имама по конье и с почтением. Поскольку они имели права это делать[716] только лишь по отношению к халифу, его престолонаследнику или тому, кого правитель приказал так называть. К нам вошел смуглолицый, статный, красивый, хорошо сложенный, молодой, величавый, внушительного вида мужчина. Увидев его, мой отец поднялся с места и пошел к нему навстречу. Я не помню, чтобы он (отец) вел себя точно также с кем-либо из бани Хашим или с командирами войск.
Обняв пришельца, он поцеловал его лицо и грудь. Затем взял его за руку и посадил имама на свой молитвенный коврик. Сам сел рядом, обратив свое лицо к нему и начал с ним беседу. В ходе разговора, он говорил ему «Да буду я жертвой ради Вас!»
Я видел все это и был поражен происходящим. Вдруг вошел стражник и объявил о прибытии Муваффака Аббаси. По обыкновению, перед приходом Муваффака стражники и командиры его войск выстраивались в два ряда, от двери дома до зала, где мой отец встречал его.
Внимание моего отца было обращено к Абу Мухаммаду и он беседовал с ним до тех пор, пока не завидел слуг Муваффака. Тут он обратился к имаму с такими словами: «Да буду я жертвой ради Вас! Если Вам угодно, не изволите ли вы уйти?» Затем, он приказал стражнику провести имама Аскари сзади двух рядов воинов, дабы Муваффак не заметил его светлость. Имам поднялся со своего места, мой отец тоже встал и обнял его. Когда имам Аскари ушел, я с удивлением спросил у стражников и слуг моего отца:
- Кто тот человек, которого в присутствии моего отца вы назвали по конье и мой отец так обращался с ним?
- Он один из Алавидов - ответили они. - Его зовут Хасаном ибн Али и он известен под именем «Ибн ар-Риза»[717]
Тут мое удивление удвоилось; весь тот день я был встревожен и задумчив. Наступил вечер. После вечерней молитвы мой отец имел обыкновение рассматривать сообщения и дела, которые было необходимо довести до ведома халифа. Помолившись, он сел. Я подошел и тоже сел. Рядом с моим отцом никого не было. Он спросил меня: - Ахмад! У тебя есть дело ко мне? - Да, отец. Если вы разрешите, я скажу - ответил я.
- Ну что ж. Говори.
- Отец! Кто тот человек, которого я видел сегодня утром к которому ты относился почтительно и, разговаривая с ним, говорил ему: «Да буду я жертвой ради Вас», и приносил в жертву себя, своего отца и мать?
- Сын мой! Это имам и руководитель рафизитов[718] - Хасан ибн Али, известный под именем Ибн ар-Риза, - пояснил мой отец и после нашего недолгого молчания он продолжил:
- Сын мой! Если аббасидские халифы утеряют власть, то из хашимитов только он (имам Аскари) достоин быть главой государства. И это вследствие его превосходства, целомудрия, аскетизма, поклонения, добронравия и других достоинств. Если ты бы видел его отца, то нашел бы, что он благородный и совершенный человек.
После этих слов, я все больше стал раздумывать, беспокоиться и гневаться на отца. И самым важным для меня были расспросы и изыскания об имаме. У кого бы я ни спрашивал о нем - у бани Хашим, главнокомандующих войсками, писателей, судей, факихов и других людей - я понимал, насколько имам обладает величием и почтением. Все говорили о нем только хорошее и отдавали ему предпочтение перед всем его семейством и его старшими членами.
Таким образом, имам возвеличился в моих глазах, поскольку и друг, и враг отзывался о нем хорошо и восхвалял его».
Аскетизм имама Аскари
Посетив имама, чтобы разрешить имеющиеся вопросы, Камил Мадани рассказывает:
«Войдя к его светлости, я увидел, что он в белом одеянии из мягкой ткани. Тут я подумал:
Приближенный к Аллаху человек и Его довод, надевая одежду из мягкой и изящной материи, призывает нас с братьями к совершению благодеяний и воздерживает нас от подобного дела?!»
Улыбнувшись, имам отвернул рукава своей одежды и я увидел, что под ней он носит грубую, черную рубаху из шерсти. Его светлость сказал мне: «Эй, Камил! Эта (одежда из грубой ткани) предназначена для Бога, а эту (одежда из мягкой ткани, одежда сверху) я ношу для Вас».