Правление аббасидских халифов в период имама Аскари
В период своего короткого имамата, продлившегося 6 лет, имам был современником трех халифов: Му’таза, Мухтади и Му’тамада.
Вместо своего двоюродного брата Мустаина во главе государства встал Му’таз Аббаси. Имам Хади (да будет мир с ним!) был предан мученической гибели во времена Му’таза, а также, в этот же самый период группа Алавидов была убита, а другая была отравлена, посредством этого жестокого правителя.
Однажды Му’таз заключил своего брата Муайяда в темницу и приказал нанести ему 40 ударов палкой для того, чтобы он отказался от престолонаследия, что тот и сделал. После чего, Муайяд был освобожден, однако потом его вновь посадили в тюрьму. Услышав о том, что группа турок решила освободить Муайяда, Му’таз приказывает убить его.
Муайяда завернули в отравленное одеяло, пока он не умер. Затем были созваны придворные факихи и судьи, увидев тело, они убедились, что на нем нет следов пыток и побоев и, якобы Муайяд умер своей смертью.
Во времена правления Му’таза, более семидесяти человек из Алавидов из семейства Джа’фара Тайяра и Акила Талиба, которые восстали в Хиджазе, были взяты в плен и приведены в город Самарра. Также во времена этого халифа приверженцы имама Аскари ((да будет мир с ним!) были притесняемы и находились под давлением со стороны правящего режима. Так, что некоторые из них в письмах, которые писали имаму, жаловались и сетовали на обстановку. В ответ его светлость написал: «Победа и спасение придет через три дня».
Все обернулось именно так, как предсказал имам: турецкие солдаты аббасидского дворца, не видевшие в Му’тазе пользы для своих интересов, взбунтовались, заставив его отречься от власти. Затем, они бросили его в погреб, где он и умер.
После смерти Му’таза к власти приходит Мухтади. Этот халиф-угнетатель оказался лицемерным и двуличным человеком. Внешне он казался аскетом, человеком, воздерживающимся от кутежа. Он отдалил от себя певиц, запретил многие другие плохие дела, и помогал угнетенным. Однако Мухтади заключил имама Аскари (да будет мир с ним!) на некоторое время в тюрьму. После этого, он даже принял решение убить его светлость, но его смерть помешала ему в этом.
В период халифата Мухтади группа Алавидов подняла мятеж, но их восстание было жестоко подавлено. Некоторые из них попали в заключение, где, впоследствии и умерли.
Ахмад ибн Мухаммад говорит, что когда Мухтади принялся убивать неарабов, я написал имаму Аскари следующее письмо:
«Хвала Аллаху, который отвратил нас от Мухтади. До меня дошла весть о том, что он, угрожая, сказал Вам: «Клянусь Богом, я сотру с лица земли семейство Пророка».
В ответ его светлость написал:
«О, как коротка его жизнь! Через пять дней его с позором и презрением убьют».
Все произошло именно так, как и говорил имам. Мухтади также умер вследствие восстания турок и во главе халифата встал Му’тамад, который, подобно своим предшественникам не занимался ничем, кроме кутежей и угнетения. Он настолько был занят развлечениями и развратом, что понемногу все государственные дела отошли к его брату Муваффаку, который полностью овладел всем. Так, что на деле Му’тамад был никем. После кончины Муваффака, его сын - Му’тазид взял в руки дела своего дяди Му’тамада. Наконец, в 279 году лунной хиджры Му’тамад умер и Му’тазид был объявлен официальным халифом по всей исламской державе.
Имам Аскари (да будет мир с ним!) был предан мученической смерти во времена правления Му’тамада. Также, в тот же самый период, была уничтожена группа Алавидов, некоторые из которых были убиты самым ужасным образом. Даже после смерти их подвергали «мосле», т.е. обезображивали тело покойного, путем отрезания ушей, носа, ног, рук.
Историки указывают на то, что правление Му’тамада было настолько сопряжено со множеством войн и боёв, что число убитых достигло полумиллиона человек. Во всяком случае, обращение общества к непорочным имамам и несовместимость неправедных халифов и имамов, вызывало вражду и жестокость властей по отношению к святым имамам.
Имам Аскари (да будет мир с ним!), подобно своим благородным и непогрешимым предкам всегда был притесняем, находясь под постоянной слежкой и контролем.
Так, однажды, во времена халифа Мухтади, имам попал в тюрьму Салиха ибн Вусайфа. Салих ибн Вусайфа поручил двум своим ближайшим дружкам-негодяям строго следить за его светлостью. Однако они попали под влияние имама Аскари, видя его искреннюю любовь и почтение к Всевышнему. В другой раз, имама посадили в тюрьму Нахрира. Тамошний палач, проявлял к нему жестокость. Жена Нахрира сказала ему: «Побойся Бога. Ведь ты не знаешь, что за человек находится у тебя в доме». Далее она рассказала ему о поклонениях и достоинствах имама и еще, что она боится за зло, причиняемое им его светлости.
Нахрир ответил: «Клянусь Аллахом, я брошу его к хищным животным». Получив разрешение у правителя, он бросает имама Аскари в клетку с хищниками. Нахрир был уверен, что звери разорвут его на части. Но вопреки своим ожиданиям, он обнаружил его целым и невредимым, совершающим намаз, в то время как животные смиренно окружали его. Раздосадованный этим, он приказал отправить имама домой.
Во времена своего правления, Му’тамад также приказал посадить имама Аскари и его брата Джа’ фара в тюрьму под присмотром Али Джарина. Халиф постоянно справлялся о положении имама, и ему докладывали, что дни его светлость проводит, соблюдая пост, а ночи – в молитвах и поклонах.
Однажды Му’тамад спросил у Али Джарина об имаме и получил прежний ответ. Тогда он велел ему немедленно пойти к имаму, передать ему его приветствие и сопроводить домой.
Али Джарин рассказывает: «Я пошел к имаму и... увидел, что он надел свою одежду и готов пойти со мной. Увидев меня, он поднялся с места. Я передал ему сообщение халифа. Затем он сел верхом, но не тронулся. Я спросил его о причине задержки.
- Я жду прихода Джа’фара, – ответил он.
- Но эмир дал приказ лишь о вашем освобождении, а о Джа’фаре он и не обмолвился, - возразил я.
- Пойди к нему и скажи, что мы происходим из одной семьи. И если я вернусь один без Джа’фара, то произойдет нечто, о чем ему небезызвестно.
Али Джарин пошел к эмиру и, вернувшись, сказал имаму: «Он говорит, что освобождает Джа’фара, благодаря Вам. Он заключил его в тюрьму из-за совершённого им преступления и предательства по отношению к Вам и себе».
Тогда Джа’фар был также выпушен на волю и вернулся домой в сопровождении своего брата.
* * *
Из того, что мы коротко рассказали вам об обстановке, царившей во времена правления халифов, становится ясно, что имам Аскари жил в крайне тяжелое время. Господствующий режим, неустанно следил за имамом и не раз заключал его в тюрьму. История свидетельствует о том, что даже в то время, когда имам не находился в заключении, его связи были под контролем, и его приверженцы и последователи не могли свободно общаться с ним. Иногда, некоторые из них попадали в дом к имаму Аскари с помощью некоторых влиятельных Алавидов.
В книге «Кашф аль Гумма» написано: «Некий Алавид, во времена имама Хасана Аскари шел из Самарры в Джабал (так называемая горная часть западного Ирана, от Хамадана до Казвина) на заработки. По дороге ему встретился один из приверженцев имама (по происхождению халванец), который спросил его:
- Откуда путь держишь?
- Из Самарры.
- Знаешь ли ты такой-то район и улицу?
- Да, знаю.
- Имеешь ли ты сведения об имаме Аскари?
- Нет.
- Что тебя привело в Джабал?
- Иду на заработки,
- У меня есть 50 динаров. Возьми их себе и идем со мной в Самарру, а затем доставь меня в дом Хасана ибн Али.
Алавид согласился и отвел его к имаму...
Из вышеупомянутого явствует, каково было положение имама Аскари вне тюрьмы, степень надзора над ним со стороны государства. Так что сторонникам его светлости нелегко было с ним связываться и чтобы встретиться, они должны были быть предусмотрительны и осторожны. Даже Алавиды и родственники имама не могли много видеться и поддерживать отношения с ним.