Проведение праздничного намаза
В один из мусульманских праздников - это был или праздник Фитр (в конце месяца рамадан) или Курбан (праздник жертвоприношения) - Ма’мун отправил имаму послание с приглашением возглавить праздничный намаз. Имам ответил: «Ты знаешь условия, поставленные между нами и избавь меня от проведения этого намаза». Ма’мун сказал: «Намерение моё в этом деле такое, чтобы убедить народ и дать ему получше узнать твои достоинства. Послания несколько раз пересылались, так как Ма’мун очень настаивал, имам так ответил ему: «Больше всего я хочу, чтобы ты освободил меня от этого дела, но, так как ты слишком настаиваешь, я вынужден сделать это. Но я выйду для проведения праздничного намаза, так же, как выходил Посланник Аллаха и Повелитель правоверных (да будет мир с ними!)». Ма’мун принял это и сказал: «Выходите, как пожелаете». Он распорядился, чтобы все его подчиненные, приказчики и народ ранним, праздничным утром собрались перед домом имама.
В то утро, еще до восхода солнца, переулки города были заполнены народом, жаждущим видеть имама. Даже женщины с малыми детьми были здесь в ожидании появления его светлости. Главнокомандующие вместе со своей конницей также собрались перед домом имама. Солнце взошло. Имам совершил полное ритуальное омовение, надел одежду и белую чалму, сотканную из хлопка, один конец которой свешивался на грудь, а другой был заброшен за спину, умостил себя благовониями и взял в руку посох. Затем он сказал своим спутникам, чтобы они делали то же, что и он. Он вышел босым, подобрав подол одежды до середины голени и сделав несколько шагов, поднял голову к небу и произнес такбир*. Его спутники так же произнесли такбир. Дойдя до ворот, имам остановился. Военные, завидев имама, спешились и сняли с ног свою обувь, оставшись стоять босыми на земле. У ворот имам вновь произнес такбир и весь народ повторил вслед за ним. Все это было настолько величественно, что, казалось, небеса и земля возвеличивают Бога, эхом повторяя такбиры за ним. Город Мерв был охвачен плачем и стенаниями.
Фазл ибн Сахл, видя такое положение, известил об этом Ма’муна, сказав: «О, эмир! Если Риза таким образом дойдет до места проведения намаза, может подняться смута и бунт, а наши души окажутся в опасности, прикажи ему вернуться». Ма’мун тут же отправил имаму послание: «Мы доставили Вам много хлопот, но больше не хотим затруднять, возвращайтесь в дом, а люди прочитают намаз под руководством прежнего имама». Имам попросил принести ему его обувь, и, обувшись, сел на лошадь и вернулся домой[603]. Так народ распознал лицемерие и демагогию Ма’муна, поняв, что он притворяется и не имеет других целей, кроме как достижения своей корыстной политики…
Споры и обсуждения
Ма’мун в своей политике, направленной против имама, задумал и другие интриги. Испытывая немалые трудности от высокого положения имама, он старался сталкивать лицом к лицу его светлость с учеными и, под предлогом диспутов, научных дискуссий и использования знаний имама, старался в этих спорах подвергнуть его светлость провалу. Он надеялся этим снизить его популярность в обществе и сделать в глазах народа несостоятельным и ничтожным. Однако и эти коварства ничего, кроме роста величия имама и позора для самого Ма’муна, не достигли. Солнце божественной науки имама блистало на научных собраниях, а Ма’мун как летучая мышь коварства, каждый раз ослеплялся огнем зависти.
Шейх Садук – законовед и почетный знаток шиитских хадисов, живший тысячу лет назад, писал: «Ма’мун приглашал собеседников из различных групп и людей неверующих и сбившихся с истинного пути, ожидая от них победы над имамом. Это исходило от зависти и ревности, сидевшей в его сердце. Но не было такого человека, который бы в итоге беседы с имамом не признал бы его достоинств и не склонил бы голову перед его аргументами…»[604]
Нуфейли рассказывает: «Ма’мун Аббаси отдал распоряжение Фазл ибн Сахлу, чтобы тот собрал глав различных религиозных направлений и течений, таких как: христианского епископа, иудейского раввина, глав сабиинов, предводителей огнепоклонников, византийских врачевателей и других теологов - знатоков вероубеждений различных исламских сект, которые выражали бы свои мнения на этом собрании.
Ма’мун, посредством Ясира – управляющего делами имама Ризы, попросил имама: «Если вы не против, подискутируйте с главами религиозных течений». Имам согласился. И когда Ясир ушел, имам сказал мне:
- О, Нуфейли! Ты иракец, а иракцы рассудительны, как ты думаешь, для чего Ма’мун собрал многобожников и представителей различных убеждений?
- Да буду я Вашей жертвой! Он хочет проверить Вас и взвесить Ваши знания.
- Не боишься, что они отразят мои аргументы?
- Нет, клянусь Богом, нет у меня такого страха. Я надеюсь, что Господь даст Вам победу над ними!
- Хочешь знать, когда Ма’мун раскается?
- Да.
- Тогда, когда я повергну последователей Моисея, евреев, приводя доказательства из Торы. Когда одержу победу над последователями Евангелия – христианами, приводя аргументы из Евангелия. Над обладателями Псалтыря, ссылаясь на Псалтырь. И над сабеями на их древнееврейском языке, а над ахменидами на их древнеперсидском. Когда людям писания приведу аргументы, используя их стиль слова. Когда повергну каждую группу, отразив их доказательства, и когда откажутся они от своих убеждений и признают правоту моих слов, тогда Ма’мун поймет, что не достоин поста, который занял, и раскается».
Затем имам произнес: «И нет бога, нет могущества кроме Аллаха Великого и Всесильного!»
На следующее утро имам пришел на это собрание… Расс аль Джалут – еврейский ученый сказал: «Мы не примем от тебя доказательств, кроме, как из Торы, Евангелия, писания Давуда и священных книг Ибрахима и Мусы»*. Его светлость согласился, и обстоятельно, со всеми деталями привел им доказательства о Пророке Ислама (да благословит Аллах его и его семейство!) из Торы, Евангелия и Псалтыря. Они согласились с ним. И с другими так же вступал в дискуссию на эту тему. И когда все умолкли, сказал: «Собрание! Если есть среди вас несогласные и имеющие вопросы, без стыда и страха говорите!»
Имран Саби, который был непревзойденным в дискуссиях теологом, сказал: «О, ученый! Если бы ты сам не попросил задать тебе вопрос, я бы не спросил, но, бывая в Куфе, в Басре, в Шаме, в Джазире, дискутируя со знатоками тех мест, не встретил никого, кто доказал бы мне единственность Бога. Имам (да будет мир с ним!) привел ему убедительные доводы в доказательство единобожия*. Имран был удовлетворен и сказал: «Предводитель мой! Я принимаю и свидетельствую, что Бог таков, как ты говоришь и Мухаммад - раб Его, посланный для указания истинного пути и истинной религии». Обернувшись в сторону Каабы – киблы мусульман он опустился в земном поклоне и принял Ислам.
Знатоки, услышав слова Имрана Саби, больше ничего не спросили. В конце дня Ма’мун поднялся и ушел с имамом в дом, народ разошелся[605].
Ответы имама на некоторые вопросы
У имама спросили: «Каков Бог и где Он?» Имам ответил: «Само это представление неправильно, так как Аллах Сам создал пространство и не вместим в эту категорию. Свойства тоже Его создание и Сам Он свободен от этих понятий. Он непознаваем по свойствам и в пространстве. Его нельзя почувствовать, Он не имеет аналогий, и нет ничего подобного Ему. Человек не может постичь Его посредством своих пяти органов чувств.
- Когда появился Аллах?
- Лучше скажи, когда Его не было, тогда я скажу, когда Он начал существовать.
- Какие существуют доказательства тому, что мир был создан из ничего?
- Сначала тебя не было, затем ты появился и прекрасно знаешь, что сам себя не создал, и кто-то подобный тебе тоже тебя не создал.
- Можете ли вы описать нам Аллаха?
- Тот, кто характеризует Аллаха через аналогии, конечно, ошибается и представления его не приемлемы. Я опишу Аллаха такими словами, которыми Он Сам Себя представляет нам… Он не сравним с людьми, и не познаваем посредством сравнений. Имея такое величие, Он вместе с тем очень близок ко всем. Он не имеет подобного себе и не имеет сходств со Своими творениями. Он справедливо судит и никому не причиняет зла. Он познаваем через знамения, которые Сам предъявляет людям[606].
- Возможно ли, чтобы земля осталась без имама – знамения Бога на земле?
- Если хоть на мгновение ока земля останется без имама, она поглотит своих обитателей.
- Поведайте нам что-либо о пришествии двенадцатого имама (да ускорит Аллах его пришествие!).
- Ожидание пришествия – часть самого пришествия[607].
- Что такое вера и покорность?
- Пятый имам – Бакир аль Улум (да будет мир с ним!) сказал: «Вера в Бога значит больше, чем покорность и повиновение, а богобоязненность на степень выше веры, а реальная убежденность («якийн») еще выше богобоязненности и ничем иным, как этой убежденностью меньше всего наделены люди[608].
- Что такое реальная убежденность?
- Это беззаветное упование на Бога и безоговорочная покорность Его воле, соглашаться со всем, что исходит от Него и во всем полагаться на Него. Желать от Него всего того, что в конце станет для нас благом[609].
- Что такое высокомерие, уничтожающее деяния?
- Высокомерие делится на степени: одна из них это, когда непристойность представляется человеку благом и доставляет удовольствие, и он полагает, что, совершая непристойные поступки, делает хорошее дело. Другая, - когда человек становится верующим и как будто делает этим одолжение своему Господу, хотя это Господь делает ему одолжение тем, что наставил его на верный путь, который в итоге приведет человека к Его же (Аллаха) неисчислимым благам[610].
- Его светлость Ибрахим (да будет мир с ним!) разве имел сомнения, когда сказал: «Мой Бог, дай мне узреть, как мертвым жизнь Ты возвращаешь»?
- Нет, он имел убежденность, но хотел больше укрепиться в своей вере[611].
- Почему люди отдалились от Повелителя правоверных – имама Али примкнули к другим, тогда как его достоинства и положение были отмечены Пророком Аллаха и были всем известны?
- Так как имам Али (да будет мир с ним!) убил многих из их отцов, братьев и дядьев, которые пошли против божественных указов. Это и привело к тому, что люди стали враждовать с ним, не желая видеть его своим лидером и покровителем и примкнули к другим, так как те не были так старательны перед Пророком Аллаха и не вызвали их неприязни[612].
Мученическая смерть имама
В конце концов, Ма’мун принял решение убить имама. Он понял, что никаким путем не сделает его орудием в своих руках, и его величие, как и любовь, и уважение народа к нему, день ото дня растет, несмотря на старания Ма’муна нанести вред общественному положению личности имама. Ма’мун видел, что с течением времени правота и истинность имама и фальшь его халифата становятся все более очевидными. С другой стороны, Аббасиды и их сторонники были недовольны тем, что он навязал имаму свое престолонаследие. Дошло до того, что в Багдаде в знак протеста, они, заключив договор с Ибрахимом ибн Махди Аббаси, присягнули ему. Над властью Ма’муна нависла угроза, поэтому он намеревался тайно «убрать» (отравить) имама, тем самым вновь притянуть на свою сторону Аббасидов и других своих сторонников. После смерти его светлости он написал Аббасидам: «Вы подвергали критике то, что я передал престолонаследие Али ибн Мусе ар-Ризе. Так знайте же, он умер, и повинуйтесь мне!»[613]
Ма’мун старался, чтобы сторонники имама не догадались о том, как он умер, и демагогией хотел скрыть свое преступление, представляя смерть имама естественной. Но истину не скроешь, и последователи имама и его близкие узнали о произошедшем.
Между Абу Салатом Харави – одним из ближайших приверженцев имама Ризы и Ахмадом ибн Али Ансари состоялся диалог об отношениях между Ма’муном и имамом и о последовавшем потом убийстве его светлости. Ахмад Ансари спросил: «Как могло быть такое, что Ма’мун, вместе с тем, что проявлял свою любовь и уважение к имаму и вручил ему престолонаследие, вдруг предпринял его убийство?» Абу Салат ответил: «Так как Ма’мун видел величие и почитание имама народом, поэтому для видимости тоже должен был проявлять уважение и любовь к нему. Он сделал его своим преемником, чтобы представить имама в глазах людей желающим земных благ и этим унизить его. Но он понял, что не может подвести под сомнение аскетизм и богобоязненность имама, и народ ничего противоречащего его святости и покорности Богу не видел, от чего положение и превосходство имама с каждым днем росло в их глазах. Тогда Ма’мун собрал ученых из разных городов, в надежде на то, что хоть один из них одержит вверх над имамом в научном споре и превосходство имама упадет перед учеными, а в народе станет известно о его некомпетентности. Но никто из евреев, христиан, огнепоклонников, сабиинов, брахманов-индусов, атеистов, представителей материалистических учений и ни один спорящий из мусульманских сект не смогли победить имама и заставить его принять их аргументы. Когда случилось такое, люди стали говорить: «Клянемся Богом, имам превосходный правитель и достойней, чем Ма’мун». Шпионы Ма’муна оповестили его об этих разговорах, от чего он пришел в ярость, и огонь зависти разгорелся в нем. Имам, не опасаясь, говорил правду в лицо Ма’муну и много такого, что не нравилось ему. И это тоже стало причиной его гнева и ненависти по отношению к имаму. В конце концов, не получив желаемых результатов от своих хитростей и интриг, он тайно отравил имама»[614].
И также Абу Салат, лично находившийся с имамом и участвовавший в его похоронах, рассказывает: «При возвращении из Мерва в Багдад, в городе Тус, Ма’мун убил имама отравленным виноградом»[615].
Пречистое тело имама предали земле, близ той самой гробницы, где был захоронен Харун. Дата гибели имама Ризы пришлась на последний день месяца сафар 203 года лунной хиджры, и было ему тогда 55 лет… Приветствие его святой душе от Аллаха, Пророков, праведников и благодетелей!
Итак, умалчивания и искажения в истории стали причиной того, что многие преступления некоторых тиранов, в том числе и Ма’муна Аббаси не были полностью раскрыты для будущих поколений. Коварство и подлость Ма’муна заключались не только в том, что он убил имама, отравив его: на его совести так же убийства многих приближенных имама, членов его семьи, выдающихся Алавидов и преданных сторонников семейства Пророка. Он либо убивал их, либо подвергал гонениям, вынуждая жить в пустынях и горах. Он сделал их жизнь до того невыносимой и невозможной, что эти великие люди ушли, не раскрыв истории своих имен. Одни из них испили «горький напиток» мученической смерти, а другие, живя в изгнании и скрываясь, так и умерли в безызвестности. Об истории их жизни так и ничего не стало известно, кроме некоторых, частичных сведений, которые все же были сохранены и зафиксированы шиитами...
Изречения имама Али Мусы ибн Ризы (да будет мир с ним!)
Приведем несколько изречений имама, чтобы извлечь каплю пользы из океана его знаний.
1. «Человек скрыт под своим языком» это значит, что как только он заговорит, его сущность раскрывается.
2. «Обдумывание прежде исполнения какого-либо дела избавит тебя от сожаления».
3. «Связь с порочными людьми становится причиной плохого отношения и подозрения».
4. «Вражда с рабами Аллаха – плохой запас для другой жизни».
5. «Человек, который познает свое назначение и цену, не погибнет».
6. «Подарок стирает ненависть из сердец»[616].
7. «В судный день наиболее близкими ко мне будут те, которые нравственнее и в отношении к своим семьям добродетельнее».
8. «Тот, кто приносит зло мусульманину не из нас».
9. «Праведный - это тот, которым его ярость в минуты гнева не овладевает настолько, чтобы он забыл истину»[617].
10. «Поистине, Аллах не любит суету и шум, расточение имущества попусту и лишнее бессмысленное любопытство».
11. «Проявление любви к людям – есть половина мудрости».
12. «Наитруднейших дел три: первое - справедливость и беспристрастность, даже по отношению к себе, второе - во всех состояниях помнить Бога, третье - оказывать материальную помощь своим братьям по вере»[618].
13. «Щедрый человек ест пищу приготовленную для него другими, чтобы и они ели еду, приготовленную им».
14. «Коран есть слово и речь Бога, не отворачивайтесь от него, и другой истины кроме него не ищите – заблудитесь»[619].
Имам Джавад(да будет мир с ним!)
Перевод: Алмата Абсаликова
Без всяких сомнений, одним из удивительных моментов в сотворении мира является кораническая доктрина избрания человека на земле заместителем Аллаха. Если мы посмотрим на достоинства и превосходства человека над другими творениями, то посчитаем именно этот важный момент (наместничество и власть) величайшим даром ему. Пророки и их заместители, начиная от Адама и кончая последним Пророком, и от последнего Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!) и до непорочного имама Каима (да ускорит Аллах его пришествие!)[620], являются единственным источником духовного возрождения человека и подлинной революцией духа на протяжении всей истории человечества. Пророки - единственный источник, оберегающий божественную сущность власти, как метафизического трансцендентного принципа. Являясь лучшими созданиями и самыми любимыми творениями Аллаха, они были, в свою очередь, предводителями людей во всех жизненных обстоятельствах. Мы не в состоянии описать жизненный путь этих святых, так как их жизнь не была подобна жизни других людей, а деяния и помыслы и по сей день, поражают своей необыкновенностью и универсальностью.
Пророк Нух (да будет мир с ним!), прожив более тысячи лет, призывал людей к единобожию. Однако люди настолько погрязли в неверии, что оно затмило им свет Истины. И тогда, Всевышний Аллах ниспослал им в наказание потоп. Господь также покарал тех, кто отверг пророчество Худа (да будет мир с ним!) и Салиха (да будет мир с ним!). Его светлость Пророк Ибрахим (да будет мир с ним!) вошёл в пылающий костёр и по указу Аллаха огонь превратился в цветущий сад, став прохладой для него. Пророк Мусса (да будет мир с ним!) по дозволению Аллаха, превратил свой посох в огромного змея. Пророк Сулейман (да будет мир с ним!) подчинял своей воле ветра и понимал язык птиц. Его светлость Пророк Иса (да будет мир с ним!) оживлял мёртвых, исцелял неизлечимых больных. Его светлость Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!)[621] принёс знамения, некоторые из которых относятся к периоду его рождения: дворец Касра дал трещину[622], погас в зороастрийских храмах огонь, который не гас тысячу лет. С начала пророческой миссии Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!) весь мир и всё человечество стало отсчитывать новую эпоху, новый этап своего развития. Действительно, самым значимым моментом, оказавшим влияние на ход истории, является кораническая догма о том, что человек является заместителем Аллаха на земле.
Примечательно, знания Пророков и имамов не были приобретенными, а были непосредственно даны им Аллахом как избранным людям. Именно поэтому возраст Пророка или имама, избираемого на эту миссию, не играет в этом отношении определяющей роли, ведь выбор Аллаха предопределяет дальнейший ход мировой истории. Так, некоторым из них пророческая миссия была дана в малом или юношеском возрасте, а иногда даже новорождённому младенцу. В священном Коране мы читаем: «О Яхья, держись писания сильно! И даровали Мы ему мудрость, когда он был мальчиком» [623]. А также, Аллах говорит в Коране о Исе: «Она (Марьям) указала на него. Они сказали: «Как мы можем говорить с тем, кто ребёнок в колыбели?» Он сказал: «Я, раб Аллаха, Он дал мне писание и сделал меня Пророком»[624].
На этом основании неправомерны нападки врагов относительно руководства некоторых имамов, которые, будучи несовершеннолетнего возраста, были избраны Аллахом на имамат.
Его светлость имам Джавад (да будет мир с ним!) был избран Аллахом на имамат в возрасте восьми или девяти лет. Он, после мученической смерти отца (имама Ризы), принимает руководство над мусульманами. Но малый возраст становится причиной недоверия многих мусульман относительно его имамата. Однако непревзойдённые знания имама поражали самых больших ученых того времени, и именно для подтверждения пророчества Яхьи и Исы (да будет мир с ними!) было бы более правильным использовать исторические факты о совершенстве знаний имама Джавада в малом возрасте, а не их пророчество в доказательство имамата имама Джавада (да будет мир с ним!).
Рождение имама
Его светлости имаму Ризе было сорок с лишним лет, но он не имел детей. Это очень тревожило последователей имама: все были в ожидании рождения сына у восьмого предводителя. Так как на основании достоверных хадисов от дорогого Пророка Ислама и непорочных имамов сын имама Ризы должен был стать последующим имамом исламской уммы. Некоторые даже просили его светлость молить Аллаха, чтобы Он даровал ему ребёнка. В ответ имам спокойно отвечал: «Всевышний дарует мне сына, который будет моим наследником и имамом после меня»[625].
В скором времени, 10-го числа месяца раджаб в 195 году лунной хиджры дом имама Ризы (да будет мир с ним!) осветился рождением долгожданного младенца. Его назвали Мухаммадом. Наиболее распространённые эпитеты – Таки, Джавад, конья – Абу Джа’фар. Рождение его светлости было большой радостью для шиитов и способствовало укреплению их веры и убеждений.
Мать его светлости имама Джавада звали Сабике, имам Риза же дал ей имя Хизран. Она происходила из рода Марии Кибтийи, жены Посланника Аллаха. Сабике была известна своей богобоязненностью и добродетельностью. Имам Муса ибн Джа’фар (седьмой имам шиитов) ещё задолго до её замужества подробно описал её некоторые качества[626].
Хакима, сестра имама Ризы, рассказывает: «В период рождения Джавада имам Риза попросил меня помочь Хизран. На третий день после рождения, младенец, подняв глаза к небу, воскликнул: «Нет божества кроме Аллаха! И Мухаммад - Посланник Его!» Поражённая, я поспешила сообщить об удивительном происшествии брату. В ответ он сказал: «Чудеса, которые ты увидела сейчас, ничто в сравнении с тем, что предстоит увидеть тебе в будущем»[627].
Абу Яхья Сан’ани рассказывает: «Я был у имама Ризы. В комнату привели его маленького сына Джавада, тогда, обратившись к нам, имам произнёс: «Для наших последователей нет прекрасней новорождённого, чем этот»[628]. Возможно, как было упомянуто выше, высказывание имама было указанием на то, что рождение имама Джавада устранило тревогу и сомнения многих шиитов.
Нуфали рассказывает: «Когда неправедные правители вынудили его светлость имама Ризу отправиться в Хорасан, при прощании, я обратился к нему со словами: «О, мой покровитель, есть ли у вас ко мне какие-либо просьбы или приказания?» Имам сказал: «После меня повинуйся во всём моему сыну Мухаммаду. Я же, отправляюсь в путешествие, из которого уже не вернусь».[629]
Мухаммад ибн Аби Ибад (секретарь имама Ризы) рассказывает: «Мой повелитель всегда упоминал имя своего сына с большой любовью и уважением, употребляя в обращении к нему конью[630]. Получая письма от сына, он с любовью говорил: «Это от Абу Джа’фара». Будучи секретарем имама Ризы, я был свидетелем большого уважения, которое оказывал отец своему маленькому сыну. Когда же приходили ответы на письма, меня поражал прекрасный слог и красноречие имама Джавада, который был ещё совсем ребёнком».
И снова Мухаммад ибн Аби Ибад рассказывает: «Я слышал от имама Ризы следующие слова: «После меня Абу Джа’фар будет моим преемником и заместителем»[631].
Муамар ибн Хилад передаёт: «Однажды имам Риза, читая нам проповедь, сказал: «Какая вам необходимость в моих ответах, ведь я оставляю после себя Абу Джа’фара»[632]. Этим имам Риза хотел подчеркнуть, что все знания и руководство людьми от него передаются имаму Джаваду. Нужно отметить, что знания и руководство имамов переходили его наместнику, избранному из его детей и назначенному Богом.
Хийрани передаёт от своего отца, что тот сказал: «Я был в Хорасане рядом с имамом Ризой (да будет мир с ним!), когда некто спросил у него: «Если не дай Бог, с вами случится какое-нибудь несчастье, к кому нам обращаться с вопросами?» Имам ответил: «Обращайтесь к моему сыну Абу Джа’фару».
Имам Риза (да будет мир с ним!) знал, что спрашивающий не был удовлетворён ответом, из-за возраста имама Джавада и поэтому его светлость добавил: «Всевышний избрал Ису Пророком, в то время как возрастом он был намного младше, чем Абу Джа’фар»[633].
Абдалла ибн Джа’фар говорит: «Я вместе с Саффаном ибн Яхьёй посетил его светлость имама Ризу, в то время как его сыну Джаваду было не более трёх лет. Я спросил у имама о его преемнике. Указав на сына, он произнёс: «Абу Джа’фар мой преемник». Удивившись, я вновь спросил: «В таком малолетнем возрасте?» Имам ответил: «Да, в таком малолетнем возрасте. Аллах избрал Ису Своим доводом среди людей, в то время как ему не было даже трёх лет»[634].
Имамат имама Джавада
Имамат, подобно пророческой миссии является божественной милостью, и Всевышний Аллах наделяет правом на имамат лишь избранных рабов. Следовательно, божественный выбор не имеет никакого отношения к возрасту. Возможно, пророческая миссия и имамат несовершеннолетнего ребёнка для кого-то покажется нереальным, однако необходимо отметить, подобные люди не познали в должной мере подлинную сущность божественного руководства, ибо они представляют себе имамат, подобно другим человеческим доктринам, созданные самими людьми.
Поистине, имамат как божественное руководство основывается на желании, воле и мудрости Творца. Аллах Своими неограниченными знаниями избирает на имамат Своих рабов, и неудивительно, что имамом может стать ребёнок. Иногда Всевышний Аллах выбирает на имамат несовершеннолетнего ребёнка, дабы тем самым утвердить истину и уничтожить ложь.
Его светлость имам Джавад (да будет мир с ним!) примерно в восемь или девять лет становится имамом.
Муали ибн Мухаммад рассказывает: «После мученической смерти имама Ризы (да будет мир с ним!) я повстречался с имамом Джавадом. Я очень внимательно стал рассматривать его, чтобы затем рассказать о нём его сторонникам (шиитам). Тогда имам, сев рядом со мной, прочёл следующий аят: «Мы даровали Яхье мудрость, когда он был мальчиком»[635].
Мухаммад ибн Хасан ибн Аммар повествует: «Около двух лет я ходил к Али ибн Мухаммаду записывать хадисы, которые он пересказывал от своего брата имама Мусы ибн Джа’фара[636]. В один из дней, находясь около Али ибн Джа’фара, как обычно, я записывал хадисы, когда вдруг в мечеть Пророка вошёл имам Джавад (да будет мир с ним!). Али ибн Джа’фар, увидев имама, вскочил с места и, выказывая ему своё большое уважение, поцеловал его руку». Имам обратился к нему, сказав: «Садитесь, дядя. Да хранит вас Аллах!» Али ибн Джа’фар воскликнул: «О, мой господин, как же мне садиться в вашем присутствии, в то время как вы будете стоять». Когда же Али ибн Джа’фар вернулся к нам, его сторонники, а также многие из присутствующих стали посмеиваться над ним, говоря: «Ведь ты дядя его отца, а так выказываешь ему уважение!» В ответ он сказал: «Замолчите вы! Всевышний Аллах предпочёл моей седой бороде того молодого юношу и выбрал его на имамат, а не меня. Неужели вы отрицаете великие достоинства имама Джавада? Упаси Господь, что вы говорите?!»[637]
Умар ибн Фардж говорит: «Как-то находясь с имамом Джавадом у берега речки, я обратился к нему: «Ваши последователи утверждают, что вы знаете, сколько воды в этой реке». Имам сказал: «Ответь мне, Аллах имеет силу дать знание вместимости реки, скажем комару?» Я незамедлительно сказал:
- Да, конечно, ведь Аллаху под силу всё.
- Я же для Всевышнего Аллаха намного выше и любимее, чем любое из всех Его творений»[638].
Али ибн Хисан Васити говорит: «Взяв с собой несколько игрушек, я направился к дому имама Джавада. Он ещё ребёнок, думал я, и наверняка обрадуется моему подарку. Когда же, мне посчастливилось встретиться с ним, я увидел его светлость в окружении людей, которые задавали различные вопросы по фикху[639], каламу[640] и другим наукам, он же отвечал на все их вопросы. По окончанию собрания люди стали расходиться. Имам также, встав со своего места, собирался уходить. Я быстро направился вслед за ним и, догнав, поздоровался. Он ответил на моё приветствие. Тогда я хотел подарить ему игрушки, увидев их, имам сказал мне: «Всевышний Аллах сотворил меня не для игр и забав». Поняв свою ошибку, я попросил извинения…»[641]