Имам доказывает правоту противникам

Абдулла ибн Нафи’, который являлся одним из врагов имама Али, всегда говорил:

- Если найдётся на земле человек, который сумеет убедить меня в правоте Али по поводу битвы против хариджитов в Нахраване[380], я примкну к нему, будь он на востоке или на западе.

- Ты полагаешь, что и потомки Али не смогут тебе доказать его правоту?! – сказали Абдулле.

- Разве среди них есть ученый? – удивлённо спросил он.

- Это и есть доказательство твоего невежества! Разве допустимо, чтобы среди потомков Али не было ученых?! – последовал ответ.

- В настоящее время кто этот ученый? – спросил Абдулла.

В качестве этого учёного ему порекомендовали имама Бакира. После чего Абдулла в сопровождении своих друзей отправился в Медину и попросил имама встретится с ним. Абу Джа’фар повелел одному из своих слуг помочь гостю спешиться и передать ему, чтобы завтра тот пожаловал к имаму. К утру, Абдулла со своими друзьями пришел на собрание в дом имама. Его светлость пригласил детей и родных, мухаджиров и ансаров. Когда все собрались, имам, лик которого был словно чарующая и прекрасная луна, облачённый в одежду красного цвета, изволил сказать: «Хвала Аллаху, Господу, над которым не властны ни дремота, ни сон. Всё сущее на земле и на небе – Его творения! Я свидетельствую, что нет иного божества кроме Аллаха и что Мухаммад – Его избранный раб и Пророк! Хвала Господу, который приблизил нас к пророчеству и божественное руководство (имамат) предназначено нам! О, дети мухаджиров и ансар! Каждый из вас помнит превосходство Али ибн Аби Талиба. Расскажите о них.

Каждый из них рассказал о превосходстве Али и, когда речь дошла до хадиса «Хейбар», они сказали: «Пророк во время битвы с иудеями объявил: «Завтра я вручу знамя тому, который любит Господа и Его Посланника, а Господь и Посланник Аллаха тоже любят его! Он человек воинственный, который никогда не убежит с поля битвы и завтра он не вернётся с боя до тех пор, пока Господь его руками не завоюет крепость иудеев».

На следующий день Пророк вручил знамя Повелителю правоверных, и его светлость в яростном бою сразил иудеев и завоевал их неприступную крепость».

Имам Бакир обратился к Абдулле ибн Нафи’ со следующим вопросом:

- Что ты скажешь на счёт этого хадиса?

- Этот хадис достоверный, однако, спустя некоторое время Али стал кафиром и по несправедливости убил хариджитов!

- Как ты думаешь, был ли осведомлён Господь, который любил Али, что он убьёт хариджитов? Коли скажешь, что не был осведомлён, то богохульствуешь.

- Господь знал об этом, – ответил Абдулла.

- Так Господь любил его за то, что Али был покорным Ему, или за непокорность и грешность? – вопросил имам.

Абдулла в ответ сказал:

- Господь любил его за покорность.

(То есть, если Господь знал, что в будущем Али станет грешником, никогда бы его не любил. Исходя из этого, становится ясно, что хариджиты были уничтожены, лишь подчиняясь воле Господа).

- Поднимись! Ты осуждён и нет у тебя оправданий! – сказал имам.

Абдулла поднялся с места и произнёс следующий аят из Корана: «… пока не станет различаться пред вами белая нитка и чёрная нитка на заре…»[381] - намекая на то, что истина появилась подобно рассвету, и сказал:

- Господь лучше знает, на какое семейство возложить свою миссию![382][383]

Чеканка исламской монеты по велению имама[384]

В первом столетии лунной хиджры производство бумаги было монополией византийцев. Христиане Египта изготавливали бумагу по такому же методу и соответственно христианству ставили на этой бумаге символ – отец, сын, святой дух. Абд аль Малик из династии Омейадов, был очень хитёр. Увидев такую бумагу, он внимательно осмотрел марку и приказал перевести её на арабский язык. Узнав смысл написанного, Абд аль Малик сильно рассердился и сказал: «Разве допустимо производить продукцию с подобными знаками в исламской стране». После этого он немедленно написал правителю Египта, чтобы отныне бумага маркировалась лозунгом единобожия, а так же приказал правителям других исламских областей уничтожить все бумаги с христианской символикой многобожия и отныне использовать только новую бумагу. Новая бумага с лозунгом единобожия всё более распространялась и, наконец, дошла до городов Византии. Цезаря известили о происходящем, и он написал Абд аль Малику письмо следующего содержания: «Бумага всё время производилась с византийским знаком, и если запрет твой на её производство справедлив, то предшествующие тебе халифы совершали ошибку. Если же они были на правильном пути, то ошибаешься ты[385]. Вместе с письмом я посылаю тебе подарок, достойный тебя и желаю, чтобы ты оставил производство бумаги с прежними знаками. Твой положительный ответ будет благодарностью для нас».

Абд аль Малик не принял подарок Цезаря и сказал его гонцу, что на это послание не будет ответа. В следующий раз Цезарь послал Абд аль Малику подарков в два раза больше прежних и написал ему следующее: «Полагаю, что в прошлый раз ты счёл мой подарок недостойным тебя и поэтому не принял его. Ныне я послал тебе в два раза больше прежнего и желаю, чтобы ты принял этот дар и осуществил мою просьбу».

Абд аль Малик вновь не принял подношения и не ответил на письмо. После этого, Цезарь послал письмо следующего содержания: «Два раза ты отказался от моих подарков и не выполнил мою просьбу, в третий раз я посылаю тебе даров в два раза больше прежних. Заклинаю тебя Христом! Если ты не оставишь бумагу с прежними знаками, то я велю чеканить золотые монеты с оскорбительными словами в адрес Пророка Ислама. Ты прекрасно осведомлён, что чеканка монет присуща нам – византийцам. Когда ты увидишь монеты с оскорбительными словами в адрес вашего Пророка, то твоё чело покроет холодный пот стыда. Так лучше тебе принять эти подарки и исполнить наше желание, дабы сохранить наши прежние дружеские отношения».

Абд аль Малик оказался в безвыходном положении.

- Полагаю, что я самое осрамившееся дитя, когда-либо родившееся в Исламе. Ибо я стал причиной того, что оскорбили Посланника Аллаха, - сокрушенно промолвил он.

После этого Абд аль Малик собрал мусульман и стал советоваться с ними. Однако никто не смог подсказать ему выход из этого сложившегося положения. Один из присутствующих сказал:

- Ты сам прекрасно знаешь, как выйти из этого положения, но специально упускаешь эту возможность.

Абд аль Малик в ярости воскликнул:

- Горе тебе! Что же это за выход?

- Тебе следует спросить совета у имама Бакира, прямого потомка Пророка Ислама! – последовал ответ.

Абд аль Малик подтвердил его слова и написал правителю Медины, чтобы тот с почтением отослал имама Бакира в Сирию, а гонца Цезаря удержал до прибытия его светлости. Вскоре имам прибыл в Сирию и Абд аль Малик рассказал ему обо всём. Выслушав его, имам сказал:

- То, о чём угрожает Цезарь на счёт Пророка, не осуществится, Господь сделает невозможным это дело для него, а путь разрешения этой проблемы весьма лёгок. Сей же час, вели собраться ремесленникам для того, чтобы они приступили к чеканке монет. Вели им на одной стороне монеты чеканить суру «Ихлас», а на другой – имя Пророка. Таким образом, мы не будем нуждаться в византийских монетах.

Помимо этого имам дал нужные пояснения на счёт веса монет, что 10 дирхемовая монета всех трёх видов должна весить 7мискалов[386], а так же велел напечатать название города и год, в котором была отчеканена монета. Абд аль Малик, выполнив все повеления имама, отдал приказ в письменном виде и послал его по всем исламским городам. Так же он упомянул в своём приказе, что отныне торговля должна осуществляться новыми монетами, а всякий, имевший прежние монеты должен сдать их и взамен получить исламские. После чего, он осведомил гонца Цезаря обо всём и отправил назад.

- Я хотел разгневать Абд аль Малика, однако, теперь это дело бесполезное, поскольку в исламских городах больше не ведут торговлю византийскими монетами, - отчаянно произнес Цезарь[387].

Примечание:

Выше мы ознакомились с историей о чеканке исламских монет во времена имам Бакира. И о том, что эти монеты были сделаны так, как он счёл приемлемым, и получили распространение. В некоторых книгах приводится, что основателем чеканки монет был имам Али и эти монеты были впервые отчеканены в Басре по его приказу. Однако этот факт не противоречит вышесказанному, поскольку имеется в виду, что чеканка монет началась во времена имама Али, а дополнение и распространение их осуществились во времена имама Бакира. Для большего ознакомления обратитесь к книге «Гаят аль Та’дил», стр. 16, автор покойный Сирдар Кабили.

Соратники имама Бакира

В школе имама Абу Джа’фара Бакира аль Улум – благословение ангелов ему! – воспитывались лучшие учащиеся, служившие примером для других. Ниже мы приводим имена некоторых из них:

Абан ибн Таглиб – человек, удостоившийся чести жить при трёх имамах – имаме Зейне аль Абидине, имаме Мухаммаде Бакире и имаме Джа’фаре Садыке (да будет мир с ними!). В свою эпоху он был известной личностью, знатоком толкования Корана, хадисов, фикха, чтения Корана и лексикологии. Знание Абана было столь охватывающее, что имам Бакир велел ему следующее:

- Пребывай в мечети Медины и разъясняй людям заповеди, я хочу, чтобы они видели среди последователей Пророка и его непорочного рода подобного тебе.

Каждый раз, с прибытием Абана в Медину, ученые прерывали свои занятия и освобождали ему место для преподавания, то самое место, где Пророк читал проповеди. Когда имама Садыка известили о кончине Абана, его светлость с горечью произнёс:

- Клянусь Господом! Смерть Абана причинила боль моему сердцу[388].

Зураре. Ученые из последователей Пророка и его непорочного рода, среди воспитанников имама Бакира и имама Садыка считают лучшими шестерых. Одним из этих учеников является Зураре. Имам Садык говорил: «Если не было бы Барид ибн Муавие, Абу Басира, Мухаммада ибн Муслима и Зураре, то исчезло бы пророческое наследие. Они блюстители дозволенного и недозволенного Богом!»

А так же его светлость говорил: «Барид, Зураре, Мухаммад ибн Муслим и Ахул, и в жизни, и в смерти для меня самые дорогие люди среди всех».

Зураре был настолько крепок в дружбе с имамом, что ради спасения его жизни имам был вынужден отрицательно отзываться о нём и критиковать его. Он тайно известил Зураре об этом так:

«Коли я отрицательно отзываюсь о тебе, то это ради спасения твоей жизни, ибо, если недруги увидят того, кого мы любим, то будут усердствовать, чтобы причинить страдания ему. Ты прославился в дружбе с нами, и поэтому я вынужден напоказ делать подобное».

Зураре извлекал значительную пользу из таких наук, как чтение Корана (по правилам), фикх, калам[389], поэзия, арабская литература. И поэтому в нём проявлялись признаки достоинства и благочестия[390].

Кумайт Асади. Выдающийся поэт. Он защищал семейство Пророка своим красноречивым языком, произнося изящные и содержательные речи в форме стихов. Стихи его были настолько вески и бесчестили недруга, что Омейядские халифы постоянно угрожали ему смертью.

В ту пору, раскрывать истину, а в особенности защищать семейство Пророка было настолько опасно, что никто, кроме храбрых мужей не осмеливался делать подобное. Одним из этих отважных людей был Кумайт, который в период правления Омейядов, не побоявшись смерти, насколько позволяли его силы, раскрыл истину, показав народу подлинное лицо Омейядов. Кумайт был восхищён имамом и почитал его. И ради этого он предал забвению своё самолюбие. Как-то Кумайт читал перед имамом чарующие стихи, сочинённые во славу его светлости. Имам, обратив свой лик к Каабе, три раза воззвал к Богу:

- О Господи! Одари Своей милостью Кумайта!

После этого обернувшись к Кумайту, сказал:

- Я собрал со своих домочадцев для тебя 100 тысяч дирхемов.

- Клянусь Господом! Я никогда не стремлюсь к золоту, но желаю лишь одного, подарите мне одно из своих одеяний, – с благоговением попросил Кумайт.

Имам подарил ему свою одежду[391].

Однажды Кумайт находился у имама Бакира, а его светлость, разочарованный положением того времени, прочёл эти короткие стихи:

«Ушли, ушли благочестивые мужи.

Под покровительством которых жил народ.

И ныне же осталось вместо них

Лишь сборище злословящих, завистливых глупцов».

Кумайт без промедления ответил:

«Отнюдь! Из тех мужей благочестивых

Ещё один остался среди нас.

Он есть надежда обитателей Вселенной.

И муж сей ты, о, мой имам!»

Мухаммад ибн Муслим являлся факихом семейства Пророка, одним из истинных товарищей имама Бакира и имама Садыка. Как мы упомянули выше, имам Садык, включает его в число тех, благодаря существованию которых было сохранено пророческое наследие. Мухаммад был уроженцем Куфы, однако приехал в Медину, дабы окунуться в безбрежный океан знаний имама Бакира и остался жить там четыре года.

Абдулла ибн Аби Я’фур говорит: «Я обратился к имаму со следующим вопросом:

- Подчас мне задают вопросы, на которые я не в силах ответить. К тому же не могу связаться с вами. Что мне делать?

Имам представил мне Мухаммада ибн Муслима и сказал: «Почему ты не спрашиваешь у него?»[392]

Однажды в Куфе ночью некая женщина пришла в дом Мухаммада ибн Муслима и сказала: «Супруга моего сына умерла, но ребёнок в её чреве ещё живой, что же нам делать?»

Мухаммад ибн Муслим ответил:

- Основываясь на доводах, приводимых имамом Бакиром Аль Улумом, необходимо вскрыть чрево матери и спасти ребёнка, а после похоронить усопшую.

Затем он спросил у той женщины, как она нашла его.

- С этим вопросом я вначале обратилась к Абу Ханифе. Он сказал: «Я ничего не знаю по этому поводу, ступай к Мухаммаду ибн Муслиму и если он даст тебе фетву, то осведоми и меня».

На следующий день Мухаммад ибн Муслим увидел Абу Ханифу, который сидел в кругу своих приверженцев и излагал проблему, которую накануне разрешил Муслим. Однако, разъясняя, он хотел показать, что сам ответил на этот вопрос. Мухаммад в знак упрёка кашлянул, Абу Ханифа, заметив его, сказал: «Да помилует тебя Господь! Дай нам жить!»[393]

Наши рекомендации