Обучение и воспитание учеников

Одной из программ, разработанных имамом после кровавых событий в Кербеле, было распространение хадисов и исламских наук посредством группы мусульман. В своей книге, шейх Туси указывает имена ста семидесяти человек, которые являются сторонниками или передатчиками изречений его светлости[347]. В качестве примера, можно упомянуть трёх преданных последователей имама Саджада:

1. Саид ибн Мусайб, о ком имам говорил: «Саид, самый сведущий среди людей по отношению к событиям прошлого и настоящего времени»[348].

2. Абу Хамза Сумали. Восьмой имам вспоминал о нём так: «Абу Хамза подобен Салману своего времени»[349].

3. Саид ибн Джубейр. Он обладал глубокими знаниями и был очень эрудирован. О нём говорили, что нет такого человека, который не нуждался бы в знаниях Ибн Джубейра[350].

Однажды, его схватили и привели к Хаджаджу Сакафи. Тот, с издевательством сказал:

«Ты вовсе не Саид ибн Джубейр. Тебя звать Шаки ибн Кусейр» («Шаки ибн Кусейр» в переводе с арабского, означает «неудачник, сын неудачника», а Саид ибн Джубейр - счастливый сын возмещённого. Выражаясь следующим образом, Хаджадж хотел унизить Ибн Джубейра).

- Моя мать лучше знала, раз дала мне имя Саид, - последовал ответ.

- Что ты думаешь на счёт Абу Бакра и Умара, где они пребывают в раю или аду? (Задавая подобный вопрос, Сакафи лишь искал повода, который мог послужить причиной смерти Саида ибн Джубейра).

- Если мне посчастливится попасть в рай, то я увижу его обитателей. Но, а если быть мне в аду, то я опять же узнаю – кто находится там, - отвечал Саид.

- Каково твоё мнение о правителях?

- Я не могу ручаться за них.

- К какому из халифов ты предрасположен больше?

- К тому, кем доволен Всевышний.

- Так которым из них Он доволен?

- Об этом известно лишь самому Аллаху, который сведущ обо всём сокрытом.

- Почему ты не смеёшься?

- Как смеяться созданию, будучи сотворённым из земли, и которого может поглотить пламя огня?

- Так почему же мы не таковы? Мы смеёмся, радуемся жизни!

- Увы! Сердца людей неодинаковы.

Тут Хаджадж приказал принести и разложить перед Саидом драгоценности.

Саид сказал: «Я не осуждаю тебя, если ты приобрёл всё это для того, чтобы спастись от бремени Страшного Суда. В противном случае, знай, в тот день страх будет преобладать над всеми существами. Так, что матери позабудут про своих грудных детей. И поэтому, накопление богатств не приносит пользы, если только оно не приобретено честным путём».

Тогда Хаджадж велел придворным принести музыкальные инструменты и другие увеселительные предметы. При виде них Саид начал плакать.

- Как ты хочешь, чтобы я убил тебя? – спросил его Сакафи.

- Поступай, как знаешь. Воистину, в Судный день, Бог накажет тебя точно также, - сказал в ответ Саид ибн Джубейр.

- А хочешь, я прощу тебя, - предложил Хаджадж.

- Нет, я не буду молить тебя о прощении. Я взываю только к Аллаху простить меня.

Хаджадж приказал приготовить всё необходимое для казни. Тут Саид прочёл следующий аят: «Я обратил своё лицо к тому, кто сотворил небеса и землю, поклоняясь ему чисто, и я - не из многобожников»[351].

- Отверните его лицо от Киблы, - скомандовал Хаджадж.

- И куда бы вы не обратились, там лик Аллаха[352], - произнёс Саид ибн Джубейр.

- Бросить его лицом на землю.

- «Из неё мы вас сотворили, и в неё вас вернём, и из неё вас изведём в другой раз»[353].

- Отрубить ему голову!

- Ашхаду алла илаха иллаллаху, вахдаху ла шарика лаху, ва анна Мухаммадан абдуху ва расулуху! (Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха! Он Един, нет ему сотоварищей. И поистине, Мухаммад раб Его и Посланник!). Господи, не дай ему после меня поступать также жестоко с другими!

Спустя несколько мгновений, по приказу Хаджаджа Ибн Сакафи Саид ибн Джубейр был предан смерти[354].

Саид ибн Джубейр являлся одним из истинных приверженцев имама Саджада. Имам питал к нему большое уважение, что и стало причиной гибели его ученика[355].

«Сахифа-Саджадия»

Духовная натура человека побуждает его в трудные минуты жизни, взывать и обращаться за помощью к Всевышнему. И именно поэтому, мы видим, что, находясь в безвыходном положении, человек, невольно протягивает руки и ищет прибежища у Всемогущего и Всемилостивого Аллаха. Действительно, находя надёжную опору, он обретает покой и благоденствие в пучине мирских бед и лишений.

Психологи подтверждают, молитва – лучшее лекарство для души. Она придаёт новые силы людям, утратившим былую жизнерадостность и спокойствие. Также молитва, обращённая к Создателю, помогает пережить особо трудные периоды в жизни.

Это душевное восприятие было использовано в Исламе с целью руководства, обучения и воспитания человечества. Великие предводители мусульман преподнесли своим последователям ряд идей, запечатлённых ими в различных молитвах. Кроме того, они раскрыли тайны душевных расстройств и пути их излечения.

Один ученый пишет об этом: «Одна из виднейших научно-воспитательных сокровищниц Ислама – молитвы, дошедшие до нас от Посланника Аллаха и святых имамов. Ибо в них затронуты вопросы относительно монотеизма, теологии, пророчества, имамата, правления исламским государством, морали и гражданского права, а также другие религиозные догмы.

Роль молитвы в повседневной жизни человека настоль важна, что можно сказать – это школа воспитания и усовершенствования мышления, которая способствует духовному и социальному прогрессу верующих мусульман. Не пройдя эту школу, невозможно достичь желаемого совершенствования последователей Ислама».

Среди всех имеющихся от непорочных имамов молитвенников, сборник «Сахифа-Саджадия» от четвёртого имама Зейн аль Абидина выделяется своим великолепием. Один из известных суннитских богословов (автор книги «Аль Джавахир»), получив один экземпляр «Сахифы-Саджадия» из города Кума, пишет: «Я с почтением взял эту книгу в руки. Прочитав её, я пришёл к выводу, что она уникальна в своём роде, ибо содержит в себе науки, просвещение и мудрые речи, которые нельзя обнаружить в других книгах. Поистине, мы лишили себя этого ценного произведения наследия Пророка и его семейства. Чем больше я вчитываюсь, вникая в глубокий смысл её содержания, я нахожу, что она на ступень выше человеческого пера и ниже божественного слова. Да, эта книга достойна восхваления! Да вознаградит Вас Аллах за Ваш бесценный подарок и да поможет Вам!»

Для более обширного знакомства с произведением имама Саджада, вначале мы укажем на его содержание, а затем приступим к переводу нескольких из них. Как известно, в данную книгу входит пятьдесят четыре молитвы:

1. Восхваление Всевышнего Аллаха.

2. Приветствие Пророку Мухаммаду и его семейству.

3. Приветствие ангелам.

4. Прошение милости последователям Пророков.

5. Молитва его светлости о себе и своих друзьях.

6. Молитва имама Саджада утром и вечером.

7. Молитва во время важных происшествий или тоски.

8. Просьба защитить от бед, зла и прегрешений.

9. Просьба о помиловании.

10. О покровительстве и защите.

11. О благополучии.

12. Признание и раскаяние в грехах.

13. Мольба к Богу.

14. Жалоба на жестокость угнетателей, в то время как они безжалостно причиняли зло людям или, когда имам оказывался свидетелем их непристойных деяний.

15. Молитва во время болезни или несчастия.

16. Просьба об отпущении грехов.

17. Молитва его светлости, когда он вспоминал Сатану и просьба к Всевышнему защитить от вражды и лукавства.

18. Молитва во время избежания опасности или удовлетворения потребности.

19. Просьба о ниспослании дождя, когда наступала засуха.

20. Просьба о хорошем нраве и благодеянии.

21. В минуты тревоги и печали.

22. При наступлении трудностей, возникновении проблем.

23. Просьба о здоровье и благодарность за него.

24. Молитва за родителей.

25. За детей.

26. За соседей и друзей.

27. За тех, кто несёт пограничную службу, защищая исламские границы.

28. Мольба имама Саджада и выявление страха перед Богом.

29. Молитва его светлости в дни, когда ему было трудно добывать пропитание.

30. Молитва о возвращении долга.

31. Об искреннем покаянии.

32. Молитва имама после совершения ночного намаза.

33. Просьба о ниспослании добра.

34. Молитва, произносимая четвёртым имамом, когда он видел человека, обременённого путами греховности.

35. Прошение об удовлетворённости судьбой, когда имам видел алчных людей.

36. Молитва его светлости, когда он смотрел на тучи, наблюдал молнию или слышал раскаты грома.

37. Признание Аллаху в том, что невозможно принести благодарность за все его милости.

38. Прошение о помиловании за невыполнение долга перед другими.

39. Мольба о прощении и ниспослании божественного благословения.

40. Молитва имама Саджада, когда он слышал весть о чьей-либо смерти, или сам упоминал о смерти.

41. Просьба о сокрытии и спасении от грехов.

42. Молитва после завершения чтения Священного Корана.

43. Молитва при появлении на небе нового месяца.

44. При наступлении благодатного месяца рамадан.

45. При завершении месяца рамадан.

46. Молитва его светлости в день Праздника Разговения и по пятницам.

47. В день Арафы (9-го зульхиджа).

48. В день мусульманского Праздника Жертвоприношения (10-го зульхиджа).

49. Просьба об отдалении козней врагов.

50. Молитва о страхе перед Всевышним.

51. О его смиренности перед Аллахом.

52. Обращение к Богу с настоятельной просьбой.

53. Молитва имама о выражении покорности и подчинения Аллаху.

54. Просьба о рассеивании печали.

На сегодняшний день, существует очень много комментариев и пояснений к сборнику «Сахифа-Саджадия», написанных на арабском и персидском языках. Покойный улем шейх Ага-Бузург Техрани в своей значимой книге «Аззария»[356] упоминает около семидесяти книг-комментариев к нему. Среди всех имеющихся толкований опубликована работа сейида Алихана Кабира[357], в сокращённом варианте под названием «Талхис ар-Рияз». Шиитские теологи также интерпретировали Сахифу, но, к сожалению, до настоящего времени ни одна из этих книг не была издана.

В последние годы некоторые писатели-современники перевели сборник молитв имама Саджада на персидский язык. Ниже, мы укажем на несколько из этих переводов, к которым вы можете получить доступ:

1. Перевод покойного Хаджи шейха Абд аль Хасана Ша’рани.

2. Перевод покойного Хаджи шейха Махди Илахи Кумшеи.

3. Перевод Фейз аль Ислама.

4. Перевод Джавада Фазиля.

5. Перевод Садра Балаги.

А теперь предоставляем вашему вниманию перевод двух молитв из книги Сахифа-Саджадия.

Молитва восьмая:

«О, Аллах! Ищу у Тебя убежища от злобного неистовства корысти и гнева, одоления зависти, нетерпения, недовольства, сварливости, вожделений, пристрастия, искушения, уклонения от руководства (с истинного пути), неосведомлённости и переусердствия! Удержи меня от предпочтения фальши истине, повторения и умаления значения грехов, преувеличения совершаемых поклонений, конкуренции и соперничества с богачами, презрения неимущих, плохого обращения с подчинёнными и неблагодарности по отношению к тем, кто был добр к нам! Не позволь нам оказать содействие угнетателю, или причинить зло угнетённому, претендовать на то, что не принадлежит нам по праву, или же будучи несведущими в религии, рассказывать что-либо!

Упаси нас от того, чтобы злоупотреблять чем-либо, испытывать гордость от совершаемых деяний или иметь неисполнимые желания! Убереги нас от душевной злости, умаления значения малых грехов, ликования Сатаны, несчастий судьбы и несправедливости правителя!

Ищем у Тебя спасения от расточительства и нищеты! Не допусти, чтобы враги злорадствовали по поводу нашего несчастия и, чтобы мы испытывали потребность в ком-либо, кроме Тебя! Не дай нам умереть внезапной смертью, прежде чем мы подготовимся к ней!

Господи! Ищу у Тебя прибежища от величайших сожалений, тяжелейших бед, несчастий и плохого конца! Не лишай меня своей награды, и не подвергай каре в Судный день!

О, Аллах! Благослови Мухаммада и его семейство!

Спаси меня, и всех праведных мужчин и женщин от перечисленных бед!

О, Милосерднейший из Милосердных!»

Молитва двадцатая:

«О, Аллах! Благослови Мухаммада и его семейство!

Вознеси веру мою, убеждения, помыслы и деяния до наивысшей и совершеннейшей степени!

Господи! Милостью и могуществом своим улучшь помыслы мои, укрепи убеждения, а пороки мои преврати в достоинства!

О, Боже! Благослови Мухаммада и его семейство!

Устрани с моего пути трудности, увлёкшие мои мысли! Помоги мне совершать дела, ответа о которых Ты потребуешь у меня в День Воскресения! Дай мне провести дни жизни своей в деяниях, для выполнения которых Ты сотворил меня! Сделай так, чтобы не нуждался я и ниспошли пропитание мне! Спаси меня от неблагодарности (Тебе) и эгоизма! Пусть буду я уважаемым, но не высокомерным человеком! Дай силы мне Тебе поклоняться и удержи от самодовольства, поскольку оно уничтожает все наши деяния! Сделай так, чтобы делал я только добро людям, но не ждал ничего взамен! Дай возвышенный нрав мне и убереги от тщеславия!

О, Аллах! Благослови Мухаммада и его семейство!

Направь меня на путь истинный, с которого бы не сбился я! Дай мне искренние помыслы, чтобы не сомневался я в них! Удлини жизнь мою, и сделай так, дабы она прошла в служении Тебе! А если в жизнь мою войдёт Сатана, то возьми душу мою прежде, чем Ты прогневишься!

О, Господи! Исправь всё плохое во мне, и обрати в хорошее всё дурное, которое служит предметом порицаний! Восполни мои пороки все и недостатки!

Господи! Благослови Мухаммада и его семейство!

Замени вражду врагов моих любовью, зависть благосклонностью, подозрения правоверных доверием, злобу близких (друзей) дружбой, неучтивость родственников доброжелательностью, предательство окружающих помощью, лесть притворщиков в искренность, непримиримость собеседников доброй беседой, горечь страха перед угнетателями в безопасность!

О, Боже! Благослови Мухаммада и его семейство!

Прошу Тебя, дай мне силы в борьбе с теми, кто пытается причинить мне зло, красноречие в дискуссиях, победу в сражении с противниками и могущество перед тем, кто желает подчинить меня себе! Сохрани меня от того, кто угрожает мне, но направь и подчини тому, кто укажет мне путь правильный!

О, Аллах! Благослови Мухаммада и его семейство!

Помоги мне, дабы я смог ответить искренностью тому, кто предал меня, отнестись добром к тому, кто отдалился от меня, проявить щедрость к тому, кто обездолил меня, примириться с тем, кто разорвал дружеские отношения со мной, хорошо отзываться о том, кто злословит на меня, быть признательным за проявленное добро и закрывать глаза на жестокость!

Господи! Благослови Мухаммада и его семейство!

Сделай из меня праведника и аскета, чтобы я устанавливал справедливость, сдерживал свой гнев, тушил огонь враждебности, соединял отдалившиеся сердца, примирял врагов, скрывал недостатки, и выявлял достоинства мусульман, был кроток, смирен и благороден, позабыл о гордыне, творил добро, был щедр и самоотвержен…»

«Трактат о праве»

Одним из многих очень ценных произведений имама Саджада является «Трактат о праве». Упоминание о нём можно найти в старых книгах ученых-шиитов. Полный текст, приведён в книге «Тухфат аль Укул», а сокращённый вариант в таких книгах, как: «Ман ла яхзарухул факих», «Хисал», «Амали»[358].

Итак, перед Вами основная часть перевода трактата его светлости имама:

«Права Аллаха: Ты должен воздать должное Всевышнему, поклоняясь и признавая Богом лишь Его. Ибо, тогда Он разрешит мирские и загробные дела человека, который искренне служил Ему.

Права души: Ты должен использовать свою душу на пути повиновения Аллаху.

Права языка: Необходимо воздерживаться от произношения оскорблений, приучить язык к хорошим и добрым словам. Кроме того, нужно уклоняться от пустословия, стараться говорить людям их положительные черты.

Слух: Человеку необходимо воздержать свой слух от злословия и всего неразрешённого шариатом (музыка и пр.).

Зрение: Закрывай глаза на всё то, кроме того, что Ислам позволяет тебе видеть. Увиденное, должно служить человеку наставлением и назиданием.

Руки: Не используй их там, где дело запрещено религией.

Ноги: Ты не имеешь права ходить в запретные места, поскольку в Судный день, стоя на мосту «сират», твои ноги начнут трястись, и ты угодишь прямо в пылающий огонь.

Желудок: Не переедай и не ешь недозволенное.

Срамные части тела: Не совершай посредством их распутство и блуд. И укрывай тело от людских взоров.

Намаз: Ты должен осознать, что, встав на молитву, обращаешься к самому Аллаху. Ибо, зная это, ты поведёшь себя словно ничтожный раб, пред господином своим, в результате чего намаз будет совершён подобающим образом.

Хадж: Это – полёт к Богу, побег от прегрешений. Паломничество – обязанность, возложенная Всевышним на человека, способом которого принимаются покаяния грешников.

Пост: Это – завеса, с помощью которой Аллах защитил твой язык, слух, зрение, желудок и срамные части тела от огненной геенны. Знай, преступая закон Божий (пост), ты разрываешь ту завесу своими руками.

Милостыня: Знай, твои деньги хранятся у Аллаха. Это вклад, не нуждающийся в заверении. Придерживаясь такого мнения, ты будешь вдвойне уверен за тайно вверенную Богу сумму, чем за явно данные деньги. Кроме того, милостыня отгородит тебя от несчастий в этом мире и спасёт от тяжких мук в мире ином.

Жертвоприношение: Посредством жертвоприношения, ты должен воззвать к Всевышнему, а не обращаться за помощью к людям. И проси у Него проявления милости к тебе и спасения в день Страшного Суда.

Права учителя: Он имеет право на то, чтобы ему оказывали уважение. Находясь в его присутствии нужно вести себя воспитанно, внимательно слушать его слова, не смотреть по сторонам, не повышать голоса. Если вдруг кто-нибудь задал наставнику вопрос, не спеши ответить на него. Постарайся не разговаривать и не злословить при нём. Если кто-нибудь плохо отзывается о нём в его отсутствие, ты обязан защитить честь своего учителя. Скрывай его недостатки и восхваляй его достоинства. Не води дружбу с его врагами и не враждуй с его друзьями. При выполнении вышеупомянутого, ангелы будут свидетельствовать о том, что ты обучался наукам ради Аллаха, а не ради людей.

Права учащегося: Наделив эрудицией и раскрыв перед тобой таинства знаний, Бог назначил тебя попечителем и руководителем твоих учеников. Если ты будешь хорошим и снисходительным преподавателем, то Аллах удвоит милость, ниспосылаемую тебе. В противном случае, Он отнимет у тебя свет знаний, и в глазах людей ты будешь представлен ничтожным.

Права супруги: Знай, Бог выбрал её для твоего спокойствия и близких, дружественных отношений. Супруга – милость Его для тебя. Так оказывай ей почтение, относись к ней соответствующим образом, несмотря на то, что Аллах обязал её быть более обходительнее к тебе.

Права матери: Знай, что она носила тебя в своём чреве, вскормила плотью своей, уберегала от напастей всем своим существом. Её не страшил голод, лишь бы ты был сыт. Она готова была остаться без воды, лишь бы тебя не мучила жажда, остаться без одежды, но тебя одеть, вынести лучи палящего солнца, но тебя видеть в тени. Ради тебя она провела бессонные ночи и защищала от холода, только, чтобы сохранить тебя. Следовательно, выразить ей свою искреннюю признательность, возможно лишь при помощи Аллаха.

Права отца: Он – твоя основа. Не будь его, не было бы и тебя. Всякий раз, выявив в себе что-нибудь достойное похвалы – знай, корень этой милости твой отец. И поэтому, возблагодари Бога и отца своего.

Права ребёнка: Помни, ребёнок – часть тебя. Он принадлежит тебе в радости и печали. Ты несёшь ответственность перед Создателем за воспитание его и наставление. А также, ты должен помочь своему ребёнку повиноваться указам Всевышнего. Итак, в его воспитании, будь тем, кто знает, что получит вознаграждение у Бога за благодеяние, а за небрежность его ожидает кара.

Права брата: Знай – он твоя рука, величие, мощь. Не используй его в качестве оружия на пути неповиновению Аллаху и орудием во имя причинения зла и насилия созданиям. Оберегай его от врагов и будь по отношению к нему доброжелателен. Но, когда брат твой пошёл путём ложным, чти и величай Бога, и не повинуйся ему.

Права добродетеля: Будь благодарен ему, не забывай про его доброту, восхваляй его хорошие качества, от чистого сердца помолись за него Аллаху. Ибо, таким образом, скрытно и явно, ты воздашь ему свою признательность. Отплати тому человеку тем же, если когда-нибудь, тебе представится возможность сделать это.

Права имама общественной молитвы: Помни, он твой посредник между тобой и Всевышним. Он говорит за тебя, когда ты не говоришь за него. Он молится за тебя, когда ты не молишься за него. Всякий раз, если намаз совершается неверно, именно имам в ответе за допущенную ошибку. Но, а если он прочтёт намаз наилучшим образом, то и тебя ожидает награда от Аллаха. Поскольку этот человек сохраняет твою душу своей душой и твою молитву своей молитвой, будь ему за это благодарен.

Права сотоварища: Будь мягок и беспристрастен в беседе с ним. Не подымайся с места, не взяв разрешения у своего приятеля. Но в то же время, тот, кто сидит с тобой рядом, может и не брать позволения, чтобы встать. Забудь про его проступки, но никогда не забывай о его добрых делах. Также постарайся говорить ему только хорошее и приятное.

Права соседа: В его отсутствие следует соблюдать его права, а в его присутствии необходимо относиться к нему с почтением, и помочь, если он угнетён. Не выискивай недостатков его, и даже если он причинит тебе зло, скрой это. Если твой сосед, человек – следующий наставлениям, наставляй его. Не оставляй его в трудностях и беде. Прощай ему его оплошности, прегрешения, и общайся с ним с великодушием…

Права друга: Обращайся с ним с почётом, благородством. Уважай его настолько, насколько он уважает тебя, и постарайся, чтобы он не имел первенства в этом деле. Если он опередил тебя, вознагради его. Будь добр с ним настолько, насколько он добр по отношению к тебе. Воздержи его, если он согрешит. Будь ему благословением, а не мучением.

Права компаньона: Стремись получить довольство партнёра в его отсутствие, и соблюсти его права в его присутствие. Не противоречь его взглядам, и не принимай решений, предварительно не посоветовавшись с ним. Сохраняй его имущество, не предавай его ни в большом, ни в малом. Поскольку, до того момента, как два компаньона не совершат обмана друг к другу, Бог - с ними.

Имущество: Приобретение и расходование его должно проходить только лишь дозволенным способом. Отдали неблагодарного человека от себя, и используй своё состояние на пути повиновения Аллаху. Не будь скуп и алчен, чтобы в дальнейшем не пришлось сожалеть об утраченном богатстве.

Права берущего в долг: Одолжи, если можешь, тому, кто просит у тебя взаймы. А если нет, то обрадуй его добрыми словами и деликатно откажи ему.

Права собеседника: Не обманывай его и не прибегай к уловкам. В его деле побойся Бога.

Права врага по отношению к тебе: Если он прав, признай это. Но, если прав ты, постарайся проявить сдержанность и учтивость. Поступи именно таким образом и не вызывай гнева Божьего.

Твои права по отношению к врагу: Если правда на твоей стороне, то в обращении с ним не забывай о вежливости, не опровергай прав его. Но, если ты не прав, побойся Всевышнего Аллаха, раскайся, и возьми назад свои обвинения.

Права человека, советующегося с тобой: Помоги и наставь его, в случае если ты сам можешь это сделать. Но, а если нет, то направь его к кому-нибудь, кто в состоянии ему помочь.

Права того, кто советует тебе: Если ты не согласен с ним, не обвиняй его, не имея на то обоснованных доводов. А, если твоё и его мнения совпадают, вознеси хвалу Аллаху.

Права человека, попросившего у тебя назидания: Ты обязан дать наставление тому, кто просит об этом тебя. Будь с ним вежлив, учтив и приветлив.

Права проповедника: Находясь рядом с ним, держись скромно, внимай его речам. Возблагодари Аллаха, если говорит он истину, в противном случае, не наговаривай на него и будь с ним любезен.

Права людей старше тебя: Уважай их, ведь они превосходят тебя возрастом. Окажи им почёт, ибо они раньше тебя приняли Ислам. Не враждуй с ними, не вырывайся вперёд, и не ходи впереди них.

Права людей младше тебя: Обучая их, будь к ним милостив и снисходителен. Прощай, скрывай их недостатки, учтиво обращайся и помогай младшим.

Права нуждающегося: Если он обратится с просьбой к тебе, воздай ему в соответствии с его потребностью.

Права воздающего: Человек, удовлетворивший твоё желание, заслуживает благодарности, но если он откажется (от неё), прими его извинения.

Права того, кто обрадует тебя: Предварительно восхвалив Бога, вырази признательность тому, кто поднимет тебе настроение ради Аллаха.

Права человека, причинившего тебе зло: Прости и прояви великодушие к нему. Однако, если ты уверен, простив его он не изменится к лучшему (а, наоборот это повлечёт за собой много других гнусных поступков), то ответь ему соответствующим образом. Ибо в Коране говорится: «Появилось нечестие на суше и море за то, что приобрели руки людей, чтобы дать им вкусить часть того, что они творили. Может быть, они обратятся!»[359]

Права единоверца: Желай ему здоровья и благодати. Будь терпелив со зловредными верующими, и постарайся податливо исправить их душу. Проявляй благодарность к добродетельным правоверным, и не причиняй страданий им. Желай им того, чего желаешь себе, и не желай им того, чего не желаешь себе. Почитай их старцев за отца, молодёжь за братьев, пожилых женщин за мать и их детей за своих детей.

Права безбожников, проживающих на исламской территории: Принимай от них то, что принимает от них Господь, и не притесняй их, покуда они верны своему обещанию».

***

Согласно наиболее достоверным источникам, имам Зейн аль Абидин ушёл из жизни полной страданий, борьбы, выдержки и изменений, в возрасте 57 лет, двадцать пятого числа месяца мухаррам девяносто пятого года лунной хиджры. Он был предан мученической смерти жестоким Омейядским правителем Валидом ибн Абд аль Маликом. Приказ халифа об отравлении имама был осуществлён Хушамом ибн Абд аль Маликом[360].

В настоящий момент, могила имама Саджада находится на кладбище Баки’, в городе Медина. Его тело погребено рядом со вторым имамом - Хасаном Муджтаба, и является местом паломничества последователей Ахл аль Байта со всего мира.

ИМАМ БАКИР(да будет мир с ним!)

Перевод: Райхон Акбаровой

Излучая божественный свет и величие, появилось на свет дитя из семейства Пророка, потомок великого Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!). Сей благословенный младенец был непорочен, подобно другим имамам из пророческой семьи и рождением своим наполнил сердца радостью и счастьем. То был пятый имам – Мухаммад Бакир (да будет мир с ним!), сын четвертого имама. Его родословная по двум линиям, отца и матери, восходит к Пророку, имаму Али и Фатиме (да будет мир с ними!). Его отец – имам Зейн аль Абидин, сын имама Хусейна, а мать – богобоязненная женщина, которую звали Ум Абдулла[361], дочь имама Хасана.

Абу Джа’фар Бакир аль Улум родился в пятницу, первого числа месяца раджаб, в 57 году лунной хиджры, в городе Медина[362]. Его имя Мухаммад, конья – Абу Джа’фар (отец Джа’фара), а эпитет – Бакир аль Улум, то есть – вскрывающий сущность знаний.

Величие, благонравие, праведность имама были у всех на устах. Каждый раз, когда речь заходила о Хашимитах, Алавидах и Фатимидах, лишь имама Бакира считали наследником всей той святости, мужества и величия, которыми те обладали. Он был наделен достоинствами, присущими лишь праведным, святым и милосердным людям.

Ниже обратим ваше внимание на эпизод из жизни имама, указывающий на его честь и величие:

Однажды Пророк сказал одному из своих благочестивых сподвижников, которого звали Джабир ибн Абдулла следующее: «Эй, Джабир! У тебя будет долгая жизнь, и ты увидишь моего сына[363] Мухаммада ибн Али ибн Хусейна ибн Али ибн Аби Талиба. Его имя в Торе упомянуто как «Бакир». Передай ему моё приветствие».

Вскоре Пророк скончался. Джабир прожил долгую жизнь, в один из дней он пришёл к имаму Зейн аль Абидину и увидел там маленького Мухаммада (имам Бакира).

- Подойди ко мне, - попросил Джабир Мухаммада. Его светлость подошёл к нему.

- А теперь иди обратно, - сказал он.

Мухаммад вернулся назад. Джабир внимательно осмотрел его телосложение, походку и произнёс: «Клянусь Господом Каабы, он подобен отражению Пророка в зеркале! Кто этот мальчик?» - обратился затем он к имаму Зейн аль Абидину.

- Он – имам после меня, мой сын Мухаммад Бакир, - ответил его светлость.

Джабир, поднявшись, поцеловал мальчика и сказал:

- Пусть душа моя будет жертвой ради тебя, о, сын Посланника Аллаха! Прими от меня приветствие своего отца – Пророка. Он попросил меня передать тебе его приветствие.

Глаза имама Бакира наполнились слезами.

- Приветствие и благословение отцу моему – Пророку, доколе держатся земля и небо! Благословение тебе Джабир за то, что передал его приветствие![364] – с благоговением изрек его светлость.

Знания имама

Знания имама Бакира, подобно знаниям других непорочных имамов, брало начало из источника небесного откровения. Имамов никто не обучал знаниям, и не учились они в школе человечества. Джабир ибн Абдулла приходил к имаму Бакиру и обучался у него. Он постоянно говорил ему:

- О вскрывающий знания! Свидетельствую, что ты уже в малолетстве владеешь знаниями, данными тебе Богом[365].

Абдулла ибн Ама всегда говорил: «Я никогда не видел ученых перед кем-либо настолько жалкими, как перед имамом Бакиром».

А Хакам ибн Утайбе, имеющий в глазах народа большой авторитет в науке, в присутствии имама был подобен ребёнку перед учителем[366].

Божественная личность имама и его величие в области науки настолько были охватывающими, что Джабир ибн Язид Джу’фи, когда передавал хадисы от его светлости, начинал следующим образом: «Наместник наместников и наследник пророческих знаний Мухаммад ибн Али ибн аль Хусейн сказал мне…»[367]

Некий мужчина спросил что-то у Абдуллы Умара. Растерявшийся Абдулла, не смог ответить и указал на имама Бакира, сказав тому человеку: «Спроси у этого мальчика и не забудь осведомить меня об его ответе». Мужчина услышал убедительный и исчерпывающий ответ на свой вопрос, а затем изложил его Абдулле Умару.

- Они – семейство, владеющее божественными знаниями! - восторженно сказал Абдулла[368].

Абу Басир рассказывает: «Мы с имамом Бакиром вошли в мечеть Медины. Имам сказал мне: «Спроси у людей, видят ли они меня?» Кого бы я ни спросил, видят ли они Абу Джа’фара, слышал отрицательный ответ, тогда как имам стоял рядом со мной. В это время в мечеть вошел Абу Харун из истинных друзей имама, который был слеп. Имам сказал мне: «Теперь спроси у него!»

- Видишь ли ты Абу Джа’фара? – спросил я у Абу Харуна.

- Разве он не стоит рядом с тобой?! – без промедления последовал ответ.

- Как ты понял? – в изумлении спросил я.

- Как мне не знать, когда он излучает собой свет божественный! – воскликнул Абу Харун»[369].

А также Абу Басир рассказывает следующее: «Как-то раз имам Бакир спросил у некого африканца о состоянии здоровья одного из своих последователей по имени Рашид. Африканец ответил: «Он чувствовал себя хорошо и передал вам приветствие!»

- Да помилует его Бог! – с мольбой произнёс имам.

- Разве он умер? – спросил африканец, повергнутый в изумление.

- Да, - ответил имам.

- Когда он ушёл из жизни?

- Спустя два дня после твоего отъезда.

- Клянусь Господом, он не был болен…, - в недоумении произнёс африканец.

- Разве каждый умирает вследствие болезни?! – сказал имам.

В это время Абу Басир спросил имама про скончавшегося. Имам в ответ сказал: «Он был одним из наших друзей и последователей. Вы полагаете, что рядом с вами нет всевидящих глаз и всеслышащих ушей? Увы! Ваше мнение неверно! Клянусь Богом! Ни одно из ваших деяний не скрыто от нас. Так считайте же нас, присутствующими рядом с собой и приучайте себя к благодеяниям, будьте в числе добродетельных, дабы познавали вас по этим качествам. Я наставляю своих детей и последователей соблюдать эти вещи»[370].

Один из передатчиков хадисов говорит, что он, обучая в Куфе некую женщину чтению Корана, однажды, пошутил с ней. После занятий он поспешил на встречу к имаму Бакиру. Имам обратился к нему со словами: «Бог равнодушен и не обращает внимания на человека, который даже скрытно совершает грехи. Что ты сказал той женщине?»

От стыда я закрыл лицо и покаялся.

«Не повторяй!» - повелел мне имам».

Нравственные качества имама

Некий сириец, проживая в Медине, часто посещал дом имама и говорил его светлости: «Во всём мире, я не испытываю к кому-либо столько злобы, сколько к тебе. Ни с кем я не враждую настолько, насколько с тобой и твоим семейством. Я убеждён в том, что повиновение Аллаху, Его Посланнику и Повелителю правоверных заключается во вражде с тобой. Если я прихожу к тебе домой, то лишь потому, что ты красноречив, прекрасно разбираешься в литературе и приятен в речи!»

Несмотря на это имам проявлял по отношению к нему сдержанность и разговаривал с ним снисходительно. Прошло немного времени, как сириец заболел и подумал, что его смертный час близок. Отчаяние охватило его, и он завещал, чтобы после его смерти молитву, совершаемую по усопшему, прочёл Абу Джа’фар. Настала полночь. Его родственники подумали, что он скончался. На рассвете его уполномоченный пришёл в мечеть и увидел имама Бакира, который, прочитав утренний намаз, совершал та’киб[371]. Имам каждый раз после намаза делал это. Подойдя к нему, тот человек сказал: «Сириец скончался и пожелал, чтобы вы совершили по нему молитву». Имам ответил: «Он не умер. Не спешите до моего прихода». Затем его светлость поднялся с места, обновил омовение, совершил два раката намаза, возвёл руки к небу и обратился к Богу с мольбой. После чего совершил земной поклон и оставался в таком положении до восхода солнца. Затем имам пошёл в дом сирийца, сев у его изголовья, окликнул его. Сириец отозвался. Имам помог ему сесть и опереться спиной о стену, попросил напиток, напоил его и велел его родственникам давать ему холодную пищу, а сам ушел. Прошло немного времени, как сириец выздоровел. Придя к имаму, он сказал: «Свидетельствую, что ты знамение Господа для всего человечества»[372].

Мухаммад ибн Мункадир, один из суфиев того времени, рассказывает: «В знойный день я вышел из Медины и по дороге встретил Абу Джа’фара ибн Али ибн Хусейна в сопровождении двух друзей. Он возвращался с осмотра своего поля. Изумлённый, я сказал про себя: «Мужчина из курейшитской знати в такое время вышел ради мирского! Я должен наставить его на верный путь!» Подойдя поближе, я поздоровался с ним. Имам, с головы и лица, которого градом лил пот, быстро ответил на моё приветствие.

- Да сохранит Бог твоё здоровье! – сказал я имаму. - Разве такой человек как вы должен выходить в такое время и в таком состоянии, чтобы добыть мирские блага! А если смерть застанет вас в таком состоянии, что вы будете делать?

- Клянусь Богом! Если смерть застанет меня, то я явлюсь в состоянии повиновения Господу, ибо, трудясь, я не буду нуждаться в тебе и других. Я боюсь смерти, в то время, когда увлечён совершением греха, - последовал ответ имама.

- Да ниспошлёт Господь тебе Свои милости! Я полагал, что наставлю тебя, однако ты наставил и осведомил меня! – произнес я[373].

Имам и Омейяды

Нет разницы в руководстве имама, будь он в стороне от правления или на общественной арене, ибо его руководство, подобно пророческой миссии является божественным назначением, и не дано право людям по своему желанию избирать имама. Те, которые незаслуженно восседали на месте имамов, постоянно завидовали их высоко

Наши рекомендации