Рождение благословенного младенца

Первенец имама Али и любимой дочери Пророка Фатимы родился в третьем году лунной хиджры пятнадцатого числа священного месяца рамадан[208].

Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) пришел в дом имама Али, дабы поздравить их с рождением сына и по велению Всевышнего нарёк младенца Хасаном[209].

Хасан и Пророк Мухаммад
(да будет мир с ними!)

Имам Хасан (да будет мир с ним!) провел с дедом около семи лет[210].

Пророк питал неизмеримую любовь и нежность к внуку. Он часто усаживал его себе на плечи, говоря при этом: «Господи! Я очень люблю своего внука, одари его Своей милостью и благодатью»[211].

«Каждый, кто любит Хасана и Хусейна, любит и меня. Враждующий же с ними, пусть знает, что враждует со мной»[212].

Он также сказал: «Хасан и Хусейн – предводители юношей в раю»[213].

Указывая на Хасана и Хусейна, Посланник Аллаха говорил: «Это – мои сыновья, они руководители и имамы, независимо оттого встанут они на борьбу или нет»[214].

Имам обладал таким благородством и великодушием, что, несмотря на ранний возраст, Пророк представлял его в качестве свидетеля при заключении некоторых соглашений. Вакиди рассказывает: «Когда Пророк заключил ответственное соглашение с племенем Бани Сакиф, составленный им текст написал Халид ибн Саид, а имам Хасан и имам Хусейн засвидетельствовали этот договор»[215].

На шестой год хиджры христиане города Наджран направили своих ученых в Медину. Группа представителей сначала вступила в спор с великим Пророком, но, несмотря на поражение, продолжала препираться [216]. На основе коранического аята, Пророк предложил христианам «мубахиля»*, состоящее в том, что представители обеих сторон, их жёны, и дети должны были просить Всевышнего наслать проклятие на лжецов. Христиане приняли предложение Пророка и решили собраться в определённом месте на следующий день. Наступило утро. Мусульмане и христиане пришли в назначенное место, чтобы увидеть Пророка и его приближённых. Они увидели, что к ним идёт Пророк в сопровождении Али, Фатимы, Хасана и Хусейна. Великий Пророк попросил родных сопровождать его молитву возгласом «Аминь».

Созерцание этой святой процессии, излучавшей божественный свет, потрясло всю христианскую делегацию. Глава христиан сказал: «Клянусь Всевышним, если Бог примет их молитвы, то всем христианам на земле суждено погибнуть». Затем они подошли к Пророку и попросили его не навлекать на них Божьего проклятия.

После этого события Всевышний ниспослал Пророку священный аят «Очищения», гласящий о непорочности и очищении от скверны его светлости и его семейства.

Имам Хасан и отец

Имам Хасан всегда и во всем следовал своему отцу. Он выступал против угнетателей и был защитником угнетенных.

Когда один из самых верных сподвижников Посланника Аллаха, Абу Зарр, был изгнан в пустыню Рабазе, Усман (халиф того времени) отдал указ никому не сопровождать его. Однако имамы Али, Хасан и Хусейн (мир им!) проводили благородного изгнанника в путь. Прощаясь с ним, они выразили свою ненависть к правителям халифата, призвав Абу Зарра проявить терпение и стойкость[217].

В 36 году по хиджре вместе с отцом, имам Хасан выехал из Медины в Басру с тем, чтобы затушить пламя войны Джамаль, разожженное Айшой, Талхой и Зубайром. Прежде чем войти в Басру, Хасан по распоряжению имама Али вместе с верным сподвижником Аммаром отправился в Куфу мобилизовать силы и подоспеть на помощь к его светлости Али. Своими речами имам Хасан разоблачил Абдуллу ибн Зубайра, который необоснованно обвинял имама Али в смерти халифа Усмана.

Хасан также принял участие в сражении при Сеффейне, где скрестили свои мечи войска имама Али и Муавии. В этой битве имам Хасан был незаменимым защитником его светлости Али. Муавия, яростно стремившийся захватить власть, отправил к имаму Хасану Убайдуллу ибн Умара с посланием: «Оставь своего отца и переходи на нашу сторону. Мы передадим тебе халифат. Курайшиты не любят Али за то, что он убил их отцов в битвах с язычниками и неверными (в первые годы пророческой миссии Мухаммада). Однако к тебе они вражды не питают и поэтому примут твое правление». Его светлость имам Хасан ответил: «Курайшиты намеревались растоптать знамя Ислама и полностью уничтожить религию. Мой отец во имя Аллаха и ради Ислама уничтожил самых строптивых из них, рассеяв ряды противников. Следовательно, они ведут вражду с моим отцом и питают к нему ненависть»[218].

Коварный Муавия, почувствовав неминуемость поражения, приказал своим воинам наколоть на копья Коран. Большинство воинов поддалось на эту интригу и потребовало прекращения войны у имама Али. Битва была приостановлена. Стороны решили провести арбитраж, назначив от себя по одному представителю. Когда в результате этого было вынесено неправильное решение, имам Хасан по распоряжению своего отца красноречиво и твердо выступил перед войском со следующей речью: «Они собрались, чтобы рассудить согласно Книге Аллаха, однако эти люди достойны порицания и сами нуждаются в суде»[219].

Прежде чем покинуть этот мир, его светлость имам Али согласно завещанию Пророка назначил Хасана своим преемником. Засвидетельствовать волю Аллаха он призвал Хусейна и других своих детей, а также верных сподвижников.

Богобоязненность

Глубокая вера имама Хасана особенно проявлялась в тот момент, когда он, совершал омовение для чтения молитвы. Готовясь к омовению, он изменялся в лице, его тело пронизывала дрожь. Когда имама Хасана спрашивали, с чем это связано, он отвечал: «Тот, кто готовится предстать пред Всевышним, не может чувствовать ничего иного».

Со слов имама Джа’фара Садыка известно, что имам Хасан, был самым набожным человеком своего времени. Ему не было равных в добродетели.

Его светлость имам Хасан двадцать пять раз совершил хадж пешком.

Щедрость

Однажды во время паломничества, имам Хасан, находясь у Каабы, услышал слова мужчины, обращающегося к Всевышнему со следующей мольбой: «О, Господь! Дай мне десять тысяч дирхемов… » Его светлость, вернувшись домой, отправил тому человеку то, за чем он обращался к Богу.

Как-то раз служанка имама Хасана подарила своему господину цветы. В ответ на это он подарил ей свободу. Когда его светлость спросили, зачем он это сделал, имам ответил: «Этому нас учит Аллах», подтверждая это аятом Корана: «И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же»*[220]

Имам Хасан не раз раздавал на пути Аллаха половину своего имущества, а порой даже всё до последнего дирхема[221].

Терпение

Некий житель Сирии, которого Муавия настроил против имама Хасана, повстречав его светлость, стал оскорблять его. Имам Хасан терпеливо выслушал этого человека, после чего с улыбкой на лице, сказал: «О, странник! Я думаю, ты не из этих краёв. Если тебе нужна помощь, мы готовы помочь. Если ты ищешь наставления, мы наставим тебя. Если у тебя есть проблемы, то мы поможем устранить их. Если ты голоден, накормим тебя. Мы готовы выполнить любую твою просьбу. А если примкнешь к нам, то это будет тебе во благо, ибо мы располагаем всем, в чём ты нуждаешься».

Поняв свою ошибку, мужчина смутился, и на его глазах появились слёзы:

«Свидетельствую, что ты - наместник Бога на земле, - сказал он. - Воистину, Ему лучше знать, кому вверять власть. Ты и твой отец до сегодняшнего дня были самыми ненавистными мне людьми, однако теперь вы дороги мне больше, чем кто-либо».

В тот день старик-незнакомец был гостем имама Хасана. Впоследствии он стал верным последователем имама[222].

Марван Хакам постоянно издевался над имамом Хасаном и досаждал ему. Когда имам Хасан был отравлен и пал мучеником, Марван присутствовал на похоронах. Удивленный его приходом, имам Хусейн спросил: «При жизни моего брата ты делал всё, чтобы лишить его покоя, а теперь принимаешь участие в его похоронах?!»

Указывая на одну из гор, тот ответил: «Всё что я делал, я делал против человека, чьё терпение было больше, чем эта гора»[223].

Халифат

В ночь на двадцать первое число благословенного месяца рамадан в сороковом году лунной хиджры, мученически погиб имам Али. Утром следующего дня люди собрались в соборной мечети города. Его светлость имам Хасан поднялся на минбар и произнёс: «Вчера нас покинул человек, который не имел себе равных в знании и деяниях, среди тех, кто уже оставил этот мир и среди тех, кто родится в будущем. Он воевал плечом к плечу с Пророком и приложил огромное усилие для сохранения Ислама и защиты Посланника Аллаха. Пророк назначал Али главнокомандующим, и он всегда возвращался с победой…» После этих слов имам горько заплакал. Присутствующие тоже не смогли сдержать слёз.

В доказательство своего права на имамат имам Хасан сказал: «Я, сын Пророка. Пророка, который принёс вам весть о вечном рае и устрашил вас от геенны. Я отблеск того сверкающего и неугасимого пророческого пламени. Я член семейства, которое Всевышний очистил от скверны и от всех земных прегрешений и обязал людей любить его. В Коране Аллах повелевает: «Скажи [Мухаммад]: «Я не прошу у вас награды за это, а зову лишь любить близких моих»[224].

Затем имам сел. Тут поднялся Абдулла ибн Аббас и, указав на его светлость, произнёс:

«О, люди! Он внук нашего Пророка, преемник Али и наш предводитель. Присягните же ему».

Люди группами приходили к имаму Хасану (да будет мир с ним!) и приносили присягу на верность[225].

Муавия, узнав о случившемся, направил в Куфу и Басру своих людей, чтобы те сообщали ему новости и постарались внести смуту в правление имама.

Однако имам Хасан благодаря своей проницательности разоблачил врагов и велел уничтожить их. В письме к Муавие, он написал: «Ты посылаешь ко мне своих приспешников? Кажется, ты жаждешь войны. Она близится! Жди её, если на то будет воля Всевышнего»[226].

Ибн Абилхадид пересказывает адресованное Муавие письмо его светлости, следующего содержания: «Вызывает удивление, что курайшиты после кончины Пророка Ислама не устали бороться за власть, стремясь занять его место, возвышая себя над остальными арабами по причине родственных уз с ним. Сами же они не согласились последовать этому принципу и признать нас самыми близкими Пророку людьми. Несмотря на то, что мы стремились отстоять своё право, они силой отняли его у нас. Мы избегали войны и конфликтов, чтобы лишить врагов и лицемеров возможности исказить Ислам.

Сегодня мы поражаемся твоим притязаниям на то, чего ты не заслуживаешь. Ты не можешь похвастаться достоинствами в религии, за тобой нет похвальных дел. Ты – потомок той самой группы, которая подняла знамя войны против Пророка. Ты – сын самого заклятого врага Пророка из курайшитов. Однако знай, соответственное воздаяние ты получишь у Всевышнего и тогда, увидишь, за кем осталась победа. Клянусь Аллахом, пройдёт совсем немного времени, и ты сполна получишь за содеянное в этом мире. Бог справедлив к своим рабам. Имам Али ушёл из жизни. Мусульмане присягнули мне. Я молю Бога, чтобы Он не давал мне в этой жизни того, что может лишить меня Его благ в жизни загробной.

Единственное, что заставило меня написать тебе эти строки – моё обязательство пред Аллахом. Если ты последуешь примеру верующих и смиришься пред волей Создателя, это пойдёт на пользу Ислама и тебе лично. Не следуй за ложью и присягни мне, ибо знаешь, что я более достоин власти, чем кто-либо другой. Побойся Бога, положи конец своим жестокостям и не проливай кровь мусульман. Если ты не согласишься, то я вынужден буду прийти к тебе вместе с верующими, чтобы Наилучший Судья – Всевышний, рассудил нас…»

Ответное письмо Муавии Ибн Абилхадид цитирует так: «Нынешняя ситуация напоминает ту, что возникла в своё время между твоим отцом и Абу Бакром. Как и Абу Бакр, под тем предлогом, что у него больше опыта присвоил руководство исламской уммой, я считаю более достойным этого места себя. Будь я уверен, что ты сможешь лучше меня позаботиться о верующих и противостоять врагу, я бы принёс тебе присягу на верность.

Ты ведь знаешь, что я более опытен, поэтому будет лучше, если ты согласишься присягнуть мне. В свою очередь обещаю, что после меня халифат возглавишь ты. К тому же, в твоё распоряжение перейдут все деньги, имеющиеся в народной казне Ирака. Могу также передать тебе и доходы, которые приносят земли, находящиеся по соседству с Ираком… »[227]

Муавия отказался принести присягу имаму по той причине, по которой в своё время курайшиты отвернулись от имама Али. Он прекрасно осознавал, что руководить исламской уммой достоин лишь имам Хасан, однако алчность и властолюбие не позволили ему последовать за истиной.

Муавия знал, что в вопросе руководства исламской уммой возраст человека, избранного Всевышним не играет главной роли.

Он не только не присягнул на верность имаму, но, решив устранить его со своего пути, не раз отдавал своим подчиненным тайный приказ убить его светлость. Имам Хасан, зная о коварных замыслах Муавии, даже при совершении молитвы, надевал под одежду кольчугу. Она не раз спасала имама. Однажды, когда имам Хасан (да будет мир с ним!) совершал молитву, человек, подосланный Муавиёй и ждавший удобного случая, выпустил в его светлость стрелу, однако та, попав в кольчугу, не причинила вреда имаму.

Главным предлогом Муавии, отказавшегося присягнуть имаму на верность, был возраст. Он был немного старше имама Хасана. Однако, когда Муавия выдвинул своего сына Язида преемником, то забыл об этом своём предлоге и заставил верующих присягнуть на верность Язиду.

Якобы, добиваясь создания исламского единства и избежания разногласий и конфликтов, Муавия обратился к своим подчиненным, написав им следующее: «Соберите свои войска и отправляйтесь ко мне». Они так и поступили. Муавия, сформировав мощную армию, послал её на войну с имамом Хасаном.

Имам, в свою очередь, приказал Хиджру ибн Адди Канди призвать мусульман к подготовке к войне. Глашатай известил людей, и все собрались в мечети. Имам Хасан, поднявшись на минбар, сказал: «Муавия пришел к нам с войной. Приготовьтесь к войне и отправляйтесь в лагерь Нухайле!»

Однако находившиеся в мечети мусульмане не поддержали имама, ответив на его призыв молчанием. Адди, сын известного сподвижника его светлости Али Хатама Таи, поднялся и сказал: «Я сын Хатама. Пречист Аллах! Что означает ваше молчание? Почему вы не хотите поддержать вашего имама и сына Посланника Аллаха? Побойтесь гнева Аллаха! Неужели вы не страшитесь быть посрамлёнными?» После этих слов он повернулся к имаму Хасану и произнёс: «Я слышал ваш призыв и отвечаю, что готов душой и телом подчиниться вашей воле».

Затем, обращаясь к собравшимся, сказал: «Я направлюсь в лагерь Нухайле. Каждый, желающий может присоединиться ко мне». Кейс ибн Са’д ибн Ибад Ансари, Муаккил ибн Кейс Рияхи и Зияд ибн Са’са Таими также выступили с горячими и волнующими речами в поддержку имама Хасана, подняв народ на защиту своей родины и религии. Они вооружили людей и направились в Нухайле[228].

Кроме последователей Посланника Аллаха и его семейства, там оказались и другие люди.

Это были:

· хариджиты, приехавшие лишь для того, чтобы свести счёты с Муавиёй, а не для защиты веры и Ислама;

· алчные люди, намеревавшиеся нажиться на трофеях;

· люди, которые приехали согласно старой традиции - вслед за вождём своего племени и не имели никаких религиозных мотивов[229].

Имам направил один из отрядов под руководством Хакама в город Анбар. Однако Хакам продался за деньги Муавии и предал имама Хасана.

Сам имам отправился в Мадаэн, где собрал двенадцатитысячное войско, командование которым возложил на Убайдуллу ибн Аббаса, приказав ему первым встретить врага. Кейса ибн Са’да ибн Ибада Ансари имам назначил вторым военачальником в случае, если Убайдулла ибн Аббас будет убит.

Муавия решил переманить на свою сторону Кейса ибн Са’да, предложив ему один миллион дирхемов. Он хотел, чтобы тот перешёл на его сторону или же принял нейтральную позицию и оставил имама. В ответ Кейс сказал: «Тебе не отнять у меня моей религии обманом. Иди и расставь свои сети для другой дичи, ибо для нас они малы»[230].

Однако командующий двенадцатитысячным войском мусульман Убайдулла ибн Аббас продался Муавии и ночью вместе со своими людьми перешёл на его сторону. Проснувшись утром, войско обнаружило, что Убайдуллы ибн Аббаса нет. Кейс ибн Са’д совершил вместе с верующими намаз и сообщил имаму о случившемся[231].

Муавия же, почувствовав, что невозможно подкупить Кейса, как всегда, прибег к коварству. Он отправил своих наёмников в ряды воинов имама, поставив перед ними задачу: распустить слух о том, что Кейс якобы заключил мир с Муавиёй. Другой же группе было поручено распространить среди войска ложную весть о том, что имам Хасан заключил с Муавиёй мирный договор[232].

Хариджиты и те, кто выступал против перемирия, поддавшись на этот обман, бросились в шатер имама Хасана, разграбили всё, что там было, и ранили его светлость в ногу. Имам Хасан, потеряв много крови, ослаб…[233]

Сподвижники имама отвезли его в Мадаэн в дом Са’д ибн Мас’уда Сакафи, который ещё при правлении имама Али был назначен им правителем этого города. Несколько дней имам находился в доме у Са’да. В это время ему сообщили о том, что предводители некоторых племен, вышедших на войну не по религиозным мотивам или же питавшие вражду к семье Пророка, тайно написали Муавие письмо, в котором обещали выдать имама Хасана халифу, если он пребудет в Ирак.

Собрав все эти послания, Муавия отправил их имаму и призвал его заключить мир, заявив о своей готовности пойти на уступки и принять условия имама Хасана[234]. С одной стороны, состояние его светлости после ранения было тяжелым, а с другой – Муавие удалось хитростью и коварством рассеять ряды сподвижников имама. Продолжение войны в тех условиях обернулось бы против Ислама, и неминуемо привело бы к поражению, как с военной, так и с политической точек зрения. Если бы Муавия смог одержать победу, то уничтожил бы божественную религию и всех приверженцев дорогого Пророка Ислама и его непорочного семейства.

Таким образом, в весьма трудной ситуации имам был вынужден согласиться на перемирие[235]. Ниже приводятся лишь некоторые пункты условий, которые выдвинул имам Хасан (да будет мир с ним!):

1. Никто не смеет проливать кровь приверженцев Пророка и его семейства, права которых должны быть защищены.

2. Никто не имеет права произносить проклятие в адрес имама Али*[236].

3. Муавия должен будет восполнить ущерб, раздав один миллион дирхемов тем, кто лишился своих родственников в войнах Джамаль и Сеффейн.

4. Имам Хасан не будет называть Муавию Эмиром правоверных[237].

5. Муавия должен будет действовать согласно Книге Аллаха – Корану и сунне дорогого Пророка Ислама[238].

6. Муавия не имеет права назначать преемника (т.к. истинное право руководить исламской уммой принадлежало имамам)[239].

Муавия был вынужден согласиться с этими, а также другими условиями имама Хасана, благодаря которым был сохранен Ислам и защищены приверженцы Пророка и его семьи.

Наши рекомендации