Призыв родных и первое божественное знамение
Активная пропаганда и деятельность Посланника Аллаха, а также увеличившееся число сподвижников, создали предпосылки для открытого призыва к Исламу. Именно в этот период Всевышний Аллах приказал Пророку призвать свою ближайшую родню к Исламу[43]. Его светлость Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) попросил Али приготовить пищу и пригласить родственников. Али выполнил просьбу Пророка, когда приглашённые собрались, еды оказалось мало, однако по милости Аллаха все насытились, и даже осталось лишнее. Все были крайне удивлены этим чудом, но Абу Лахаб поспешил сказать: «Это, конечно же - колдовство!» Однако он забыл, что колдовством невозможно насытить человека.
В тот день Посланник Аллаха ничего не сказал, ибо хотел, чтобы люди сами поняли разницу между колдовством и божественным знамением. Если бы это было колдовством, люди, посетившие Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!), покинули бы дом, испытывая голод. Однако ничего подобного не было.
Так как первое собрание не дало результатов, Посланник Аллаха вновь собрал родственников, и опять угощения хватило всем. Тогда его светлость обратился к собравшимся: «О, сыны Абд аль Муталлиба! Всевышний Аллах сделал меня добрым вестником и увещевателем. Примите Ислам и следуйте за мной! Тогда вы получите счастье обеих миров. Клянусь Господом, я не знаю кого-либо из арабов, кто принёс бы более прекрасную весть, чем та, которую сообщил вам я. Аллах дал мне приказ, чтобы я призвал вас к Исламу. Кто из вас будет мне помощником в этом деле? Всякий, кто поможет мне в этом, будет моим братом, душеприказчиком и заместителем после меня». Все молчали, никто из присутствующих не дал положительного ответа. Встал только Али, сказав: «О, Посланник Аллаха! Я - твой помощник!» Пророк попросил его сесть на своё место. Трижды Посланник Аллаха обращался к присутствующим с тем же вопросом. Но все три раза только Али отзывался на призыв. Тогда его светлость Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!), указав на Али, произнёс: «Это мой брат, душеприказчик и заместитель среди вас. Слушайтесь и повинуйтесь ему после меня»[44].
В тот день некоторые из родственников приняли Ислам[45], но фанатизм и незнание помешали остальным последовать Истине.
Это событие ознаменовалось тем, что Пророк, несмотря на малое количество еды в доме, смог насытить всех гостей, но особое внимание привлекает тот факт, что он на этом приёме объявил Али своим заместителем.
Таким образом, были созданы все предпосылки для официального призыва людей к Исламу.
Официальный призыв
Так как Ислам является религией для всех людей, его светлость после трёх лет тайной проповеди, приступает к открытому призыву.
Призыв Пророка постепенно оказывал влияние: некоторые прислушивались, некоторые становились мусульманами, и понемногу число верующих увеличивалось. Это привело к тому, что знать рода Курайш, вынуждена была задуматься, как приостановить это новое явление - Ислам. Особенно язычники Мекки решительно приступили к борьбе против мусульман, услышав, как Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) открыто порицает «ценности» язычников и их «богов».
Ибн Хишам и многие другие приводят в своих исторических книгах, что Посланник Аллаха открыто начал призыв к Исламу, однако язычники не принимали решительных мер против мусульман. Когда же его светлость стал порицать их идолов, они приступили к борьбе. Дело в том, что простой призыв арабам не мешал, даже, когда некоторые принимали Ислам. Но выступление против идолов несло огромную опасность для мекканцев, так как, во время ежегодного паломничества к идолам в Каабе, языческая знать обогащалась за счёт денег паломников.
Мекканская знать восприняла призыв к единобожию как главную угрозу своей «безопасности», ибо основной источник их обогащения ставился под удар и поэтому, они принялись к серьёзной борьбе против религии Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!). Некоторые из курайшитов решили пойти к Абу Талибу, который по-прежнему был очень уважаем среди мекканцев. Они потребовали, чтобы Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) прекратил порицать их идолов, в противном случае его жизнь будет под угрозой!
Абу Талиб согласился поговорить с ним. Как приводится в исторических книгах, язычники несколько раз приходили к нему с требованием повлиять на Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!).
Когда Абу Талиб рассказал его светлости о требовании языческой знати, которая взамен на прекращение призыва к Исламу и высмеивания их идолов, была готова предоставить ему богатства, говоря: «Если Мухаммад жаждет богатства и положения в обществе, мы готовы предоставить ему это». Выслушав дядю, Пророк решительно ответил: «Если даже мне дадут солнце в правую руку, а луну - в левую, я не откажусь от своей миссии».
Не добившись результатов, язычники решают направить весь свой гнев против беззащитных мусульман. Видя такой поворот событий, Абу Талиб собирает Хашимитов и просит их встать на защиту Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!). И только Абу Лахаб отказывает в помощи, проявляя вражду к Исламу.
Мекканские язычники столкнулись с невиданной стойкостью мусульман, таких как Аммар ибн Ясир, Билял Хабаши, которые перед мучениями и пытками проявили терпение, доказав искренность своей веры.
Переселение в Эфиопию
Однако притеснения со стороны язычников с каждым днём усиливались... Особенно гнев неверных вызвало обращение в Ислам новых групп из мекканцев. Многие мусульмане погибли мученической смертью от рук язычников. В это время Посланник Аллаха говорит мусульманам переселиться в страну, где нет гнета. Такой страной была Эфиопия. Экономические и политические отношения между Хиджазом и Эфиопией были слабыми, что делало безопасным пребывание приверженцев Ислама в этой стране. Переселившаяся группа мусульман, была значительной: восемьдесят два мужчины и девятнадцать женщин, не считая детей.
Язычники, узнав о переселении мусульман, стали думать, как вернуть беглецов. Для этого они отправляют делегацию во главе с Амром ибн Асом и Аммаром ибн Валидом в Эфиопию. Первый славился дьявольской хитростью, умением обмануть и подкупить, другой – красотой, и к тому же был красноречивым поэтом.
Прибыв в Эфиопию, Амр ибн Ас подготовился для встречи с правителем Эфиопии, предоставив много даров, и пытаясь, таким образом, задобрить его. В своей речи он сказал: «Небольшая группа мятежников перебралась в вашу страну, они отрицают религию наших отцов, а также не признают вашей (христианской), просим его величество выдать их нам». Выслушав его, правитель Эфиопии ответил: «Если это так, вы вправе забрать их, но прежде, мы должны выслушать беглецов!»
Мусульмане, узнав о том, что язычники требуют их выдачи, посоветовавшись, выбрали Джа’фара ибн Аби Талиба, чтобы тот говорил от имени всех.
Джа’фар выступил с притягательной речью и повлиял на правителя Эфиопии. Амр ибн Ас, почувствовав, что проигрывает, пустил новую хитрость. Он сказал: «Мусульмане плохо отзываются об Иисусе!»
Тогда Джа’фар начал читать аяты из суры «Марьям». Правитель Эфиопии и придворные священники растрогались, и глаза их наполнились слезами...
Затем Наджаши, обратившись к мусульманам, сказал: «Живите в моей стране свободно, в любом месте, где хотите».
На основании священных преданий, после этого события правитель Эфиопии принял Ислам, а также послал Мухаммаду (да благословит Аллах его и его семейство!) множество даров в знак признания его пророческой миссии. И в этом была заслуга Джа’фара ибн Аби Талиба.
В трудные годы для мусульман, многие из верующих находили убежище в Эфиопии у правителя Наджаши, который оказывал им всяческую помощь и поддержку.
Ми’радж
Ми’радж - это величайшее знамение Аллаха, о котором упомянуто в священном Коране.
Всевышний Аллах перенёс Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!) из Мекки в Кудс (Иерусалим) в мечеть Аль Акса, где его светлость читал молитву вместе с другими Пророками, и был имамом, то есть возглавлял молитву. Тем самым, Аллах хотел показать, что Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) является лучшим и величайшим из всех Пророков, которые, в свою очередь, являются лучшими из людей... Затем Посланник Аллаха, вознесся на небеса, и после этого был возвращён в Мекку. В тафсире Аяши от имама Садыка приводится, что Посланник Аллаха читал ночной и утренний намазы в Мекке, а значит, ми’радж был совершён в промежутке между ночным и утренним намазами. Мы не будем останавливаться на подробностях ночного перенесения Пророка, скажем лишь, что пятикратная молитва стала обязательна для мусульман после ми’раджа.
Когда человек верует в пророчество, а также убеждён в чудеса и знамения Пророков, не остаётся места сомнениям и безверию. Ми’радж Посланника Аллаха и «Шаккуль Камар», то есть раскол луны на две части, осуществлённый Мухаммадом (да благословит Аллах его и его семейство!) по воле Аллаха, были одними из доводов, подтверждающих его пророчество. Бесспорно, величайшим знамением Аллаха и чудом Пророка является Коран, который за более тысячу четыреста лет своего исторического существования покорил миллиарды сердец, вдохновил и возродил людей в их духовных устремлениях и чаяниях. Коран – это божественный закон, из которого берут начало знания науки прошлого, настоящего и будущего.