И если это разьяснится, то станет ясна истина, и что это убеждение наших праведных предков, предельно далеких от таджсима и ташбиха.

Слова сподвижников

Абдуллах Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах

Сказал Абдуллах Ибн Мас’уд об аяте «Милостивый возвышен над Троном»:

أي جالس

«То есть: сидит на нём»

Источник: «Ар-Ру’я» имама Хакама Ибн Ма’бада, «Исбат аль-Хадд лиЛлях», ад-Дашти, 175, и передатчики иснада удостоверенные, как сказал мухаккык книги. И в иснаде есть разрыв между Абдуллахом Ибн Мас’удом, и аш-Ша’би, и эта слабость небольшая, ведь аш-Ша’би слышал от больших асхабов Ибн Мас’уда.

Абдуллах Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах

Сказал Абдуллах Ибн Аббас об аяте: «Милостивый возвышен над Троном»:

قعد

«То есть: сидит на нём»

Передал его Ибн аль-Мухибб в «Ас-Сыфат», 106 лист, и признал и одобрил этот асар и его смысл имам-муджаддид Исмаил ат Тейми ашШафии, см. «ас-Сияр», 20-87, и имам Абу Муса аль-Мадини аш Шафии, и упомянул его иснад Ибн аль-Каййим в «Аль-Иджтима», 156, и назвал такой иснад достоверным шейх Махмуд Шакир в «Хашия тафсир ат-Табари», 1-156, как указал шейх Адиль аль Хамдан.

Асма Бинт Умайс и Джа’фар Ибн Аби Толиб, двоюродный брат Пророка, да будет доволен ими Аллах

Передал имам Ибн Хузейма, от Асмы Бинт Умейс, что она сказала: «Я вместе с Джа’фаром была в Эфиопии, и увидела женщину несшую на голове корзину с мукой. И она прошла мимо одного мужчины-эфиопа, и он сбросил корзину с ее головы, и ветер разметал муку. И она сказала: «Я оставляю тебя на Царя, в тот день, когда Он сядет на Престол, и отнимет от беззаконника в пользу обиженного им»

И в этой истории – одобрение двумя сподвижниками этих слов, и передача их. И передана эта история в более длинном контексте, и пришло там, что Пророк выслушал эту историю от Джа’фара после возвращения из Эфиопии, и одобрил слова этой женщины. Однако уединился в этой добавке аль-Макки, и он слабый.

Что же касается этой истории от Асмы и Джа’фара, то она достоверна. Передал ее Ибн Хузейма в «Ат-Таухид», 173, и другие. Назвал ее хорошей по сумме путей шейх Мустафа аль-Адави см. «Тахридж китаб ат таухид», 173,

Сказал Ибн аль-Каййим в «Ан-Нуния»:

قد أتى ذكر الجلوس به وفي ... أثر رواه جعفر الرباني

أعني ابن عم نبينا وبغيره ... أيضا والحق ذو التبيان

والدارقطني الإمام يثبت الآثار ... في ذا الباب غير جبان

وله قصيد ضمنت هذا وفيها ... لست للمروي ذا نكران

وجرت لذلك فتنة في وقته ... من فرقة التعطيل والعدوان

والله ناصر دينه وكتابه ... ورسوله في سائر الأزمان

«И пришло упоминание Сидения в асаре Джа’фара Ар-Раббани, двоюродного брата Пророка, и пришло по другим путям, а истина – ясна! И ад-Даракутни, Имам – утверждает асары в этом разделе не боясь, и у него есть касыда, в которой он упомянул это, и в ней он сказал, что не отрицает это переданное. И случилась по этой причине у него фитна в его время, с сектой отрицания и вражды!»

Источник: «Ан-Нуния», 454

И шейх уль Ислам также опирался на эту историю, не порицая ее, см. «Шарх хадис ан-Нузуль», и др.

Слова табиинов

Икрима и Хасан аль-Басри

Сказал имам аль-Хакам Ибн Мабад аль-Хузаи:

حدثنا محمد بن حاتم ثنا الفضل بن عباس ثنا عبدالرحمن بن ثابت عن يزيد بن هارون عن عباد بن منصور قال سألت الحسن وعكرمة عن قوله الرحمن على العرش استوى فقالا جلس

«Рассказал мне Мухаммад Ибн Хатим, что рассказал ему Аль-Фадль Ибн Аббас, что рассказал ему Абдур-Рахман Ибн Сабит, от Язида Ибн Харуна, от Уббада Ибн Мансура, что он сказал: «Я спросил аль-Хасана и Икриму о смысле слова Всевышнего: «Милостивый возвышен над Троном», и они ответили: «Это значит «Сидит»

Источник: «Ар-Ру’я»

И иснад этого асара хороший, и также сказал Усама Ибн Атая в своем тахкыке.

Мухаммад Ибн Ка’б и Умар Ибн Абдуль Азиз

Сказал великий табиин Мухаммад Ибн Ка’аб рассказывая праведному халифу Умару Ибн Абдуль Азизу о смысле аята: «Салям» будет им словом от Милостивого Господа» (Йасин, 58):

حتى ينتهي إلى مجلسه

До тех пор, пока не окажется Аллах там, где Он сидит»

См. «Тафсир ат-Табари», 29036, 29037

Сказал шейх Адиль аль Хамдан: «Иснад этого асара хороший» см. «Тахкык исбат аль-хадд лиЛлях», 73

И утвердил этот асар аль-Коды Абу Я’ла в «Ибталь ат-тауилят», 2-471

И имам Ибн Джарир выбрал это слово среди всех слов об аяте, сказав:

والذي هو أولى بالصواب على ما جاء به الخبر عن محمد بن كعب القُرَظِيّ

«И самое близкое к истине – то сообщение, что пришло от Мухаммада Ибн Кааба аль-Куразы..», затем упомянул асар с иснадами, см. «Тафсир ат-Табари», 20-540

Сказал имам ад-Дарими сразу после того как привёл этот асар, а перед ним и другие асары:

قال أبو سعيد فهذه الأحاديث قد جاءت كلها وأكثر منها في نزول الرب تبارك وتعالى في هذه المواطن وعلى تصديقها والإيمان بها أدركنا أهل الفقه والبصر من مشايخنا لا ينكرها منهم أحد ولا يمتنع من روايتها حتى ظهرت هذه العصابة فعارضت آثار رسول الله برد وتشمروا لدفعها بجد

«Эти хадисы все они или большинство их – пришли о нисхождении Господа в этих местах. И на вере в них, и считании их правдой мы застали всех людей фикха и понимания из числа наших шейхов, и ни один из них не порицал их, и не отказывался передавать их, пока не появилась эта банда, которая начала противостоять асарам Посланника Аллаха отвержением, и упорно приступила к отталкиванию их!»

Источник: «Ар-родд аля аль-джахмия», 1/93

Муджахид Ибн Джабр

Сказал Муджахид, делая тафсир аята: «И Аллах выведет тебя на хвалимое место» (Аль-Исра, 79):

يجلسه معه على العرش

«Аллах посадит его рядом с Собой на Трон»

Передал его имам аль-Халляль в «Ас-Сунна», 264,248.

И придет отдельный раздел об данном асаре Муджахида в одной из частей работы.

Сулейман Ибн А’маш

Наши рекомендации