Во имя аллаха милостивого, милосердного
АБДУЛЛА ИБН МАСУД
САЛМАН АЛЬ-ФАРИСИ
ИКРИМА ИБН АБУ ДЖАХЛЬ
ЗАЙД АЛЬ-ХАЙР
АДИ ИБН ХАТИМ АТ-ТАИ
АБУ ЗАРР АЛЬ-ГИФАРИ
АБДУЛЛА ИБН УММ МАКТУМ
АБДУЛЛА ИБН МАСУД
«Тот, кому доставляет удовольствие читать Коран таким образом, как он был ниспослан, пусть читает его так, как это делал Ибн Умм Абд» — говорил Мухаммад, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Ещё юношей, не достигшим совершеннолетия, Абдулла ибн Масуд пас овец одного из вождей курайшитов Укбы Ибн Муайта на безлюдных горных мекканских пастбищах.
Люди звали его Ибн Умм Абдом, тогда как его настоящее имя было Абдулла, а отца звали Масуд.
* * *
До мальчика доходили от людей вести о появившемся в его народе пророке. Однако он не придавал этому никакого значения, так как, с одной стороны, был малолетним, а с другой — был чрезвычайно далёк от жизни мекканского общества того времени. Каждое утро спозаранку он гнал на пастбище овец жителей Укбы и возвращался с ними домой уже затемно.
* * *
Однажды мекканский пастух Абдулла Ибн Масуд заметил, что к нему издалека приближаются двое величавых и солидных мужчин. По всему было видно, что они были сильно изнурены и испытывали жажду. Приблизившись к пастуху, мужчины поздоровались, а затем попросили:
— Послушай, парень, подои-ка нам эту козу, чтобы мы смогли утолить жажду, которая иссушила нам жилы и мучит нас.
Юноша ответил:
— Я этого не сделаю, так как эти козы и овцы не мои, и мне поручено присматривать за ними...
Эти слова не произвели на мужчин íèêàêîãî впечатления, напротив, на их лицах появилось выражение удовлетворения.
Один из мужчин обратился к Абдулле:
— Покажи-ка мне молодую недойную козу.
Юноша указал на маленькую козочку рядом с собой. Обхватив козу, мужчина начал поглаживать ей вымя, повторяя над ней имя Аллаха.
Изумлённо глядя на это, Абдулла подумал про себя: «И с каких же это пор начали доиться молодые козочки?!»
Однако на его глазах вымя козы набухло, и из него обильно полилось молоко.
Подняв с земли камень с выемкой, другой мужчина подставил его под вымя, пока он не наполнился молоком. Затем они оба напились и напоили Абдуллу.
Абдулла потом рассказывал: «Я почти не верил своим глазам... Когда же мы утолили жажду, человек, которому чудесным образом удалось подоить козу, сказал:
— Сожмись!
Вымя козы начало сокращаться в объёме, пока не приобрело свой обычный вид.
Тогда я попросил удачливого мужчину:
— Научи меня тем словам, которые ты произносил.
— Ты обучен им, юноша, — ответил мужчина».
* * *
Это событие явилось началом исламского периода в жизни Абдуллы Ибн Масуда...
Дело в том, что мужчиной, счастливо подоившим козу, был не кто иной, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его же спутником был Правдивейший Абу Бакр.
В этот день они отправились по каменистым тропам, не выдержав притеснений и лишений, которые причиняли им курайшиты.
* * *
Юноша возлюбил посланника Аллаха и его товарища, а затем почувствовал сильную привязанность к ним. В свою очередь Посланнику и Абу Бакру Абдулла понравился, и они высоко оценили его верность и преданность, увидев в нём много доброго.
* * *
Вскоре Абдулла Ибн Масуд принял Ислам и попросил посланника Аллаха взять его к себе на службу. Пророк взял его к себе в слуги.
С того дня бывший пастух Абдулла Ибн Масуд стал избранником судьбы, поступив на службу к вождю народов и наций.
* * *
Абдулла Ибн Масуд стал подобно тени неотступно следовать за посланником Аллаха. Во всех поездках он сопровождал своего хозяина, был рядом с ним дома и вне его...
Когда Посланник спал, то Абдулла будил его, когда Посланник просил его об этом, прикрывал его во время омовения, обувал его в сандалии, если Пророк собирался выйти, снимал их с него, когда посланник Аллаха входил в дом. Абдулла носил с собой посох Пророка и его зубочистку, а также открывал перед ним дверь в комнату, когда Посланник желал уединиться...
В свою очередь, посланник Аллаха позволял Абдулле в любое время входить к нему, сделал его своим доверенным лицом даже в самых секретных делах, так что люди прозвали Абдуллу хранителем тайн Пророка.
* * *
Абдулла Ибн Масуд получил воспитание в доме посланника Аллаха, стал руководствоваться его наставлениями, перенял многие черты его характера и морали, стремясь во всём подражать ему. Об Абдулле даже говорили, что он более чем кто-либо иной похож по своим убеждениям и характеру на посланника Аллаха.
* * *
Пройдя курс обучения в школе Посланника, Абдулла стал лучшим чтецом Корана среди сподвижников Пророка, наиболее глубоко разбирающимся в его смысле, и самым знающим в области Закона Аллаха. Лучше всего об этом свидетельствует история о человеке, который однажды подошёл к Умару Ибн аль-Хаттабу, стоявшему на горе Арафат. Этот человек сказал Умару:
— О вождь правоверных, я прибыл сюда из Куфы, оставив там человека, который по памяти переписывает Коран.
Услышав это, Умар буквально чуть не лопнул от гнева и грозно воскликнул:
— Кто это, о горе тебе?!
Человек ответил: «Это Абдулла Ибн Масуд». У Умара отлегло от сердца, и он постепенно приобрёл свой обычный вид. Затем он сказал:
— Горе тебе, клянусь Аллахом, я не знаю никого другого, кто знал бы Коран лучше него, и я расскажу тебе об этом.
Далее Умар продолжал:
— Как-то вечером посланник Аллаха был у Абу Бакра, и они обсуждали текущие дела мусульман. Я тоже присутствовал при этом. Когда посланник Аллаха поднялся, мы последовали за ним. Тут мы увидели не знакомого нам человека, который в мечети совершал Намаз. Посланник Аллаха остановился и послушал молящегося, а затем, повернувшись к нам, сказал: «Тот, кому доставляет удовольствие читать Коран таким образом, как он был ниспослан, пусть читает его так, как это делает Ибн Умм Абд...» Затем молиться начал Абдулла Ибн Масуд, а посланник Аллаха приговаривал при этом: «Проси, и ты получишь... Проси, и ты получишь...»
Далее Умар продолжал:
— Я сказал сам себе: «Клянусь Аллахом, утром я приду к Абулле Ибн Масуду и обрадую его тем, что посланник Аллаха признал его Намаз образцовым. Придя к нему утром, чтобы обрадовать его, я обнаружил, что Абу Бакр уже опередил меня и сообщил ему эту радостную весть... Клянусь Аллахом, всякий раз, когда я соревновался с Абу Бакром в добрых делах, он опережал меня.
* * *
Абдулла Ибн Масуд настолько хорошо знал Книгу Аллаха, что даже сам говорил: «Клянусь тем, кроме Которого нет бога, что я лучше всех знаю, когда и по какому поводу был ниспослан любой аят Книги Аллаха. Если бы я знал, что существует человек, который знает это лучше меня, то пришёл бы к нему, где бы он ни находился».
* * *
Абдулла Ибн Масуд нисколько не преувеличивал в своих словах. Как-то в одной из своих поездок Умар Ибн аль-Хаттаб встретил караван. Время было уже позднее и в темноте лица людей нельзя было различить.
В этом караване находился Абдулла Ибн Масуд. Умар приказал одному из своих людей окликнуть караванщиков: «Откуда эти люди?» Абдулла ответил: «Из глубокого вади».
Умар велел спросить: «Куда вы держите путь?»
Абдулла ответил: «В старый дом».
Умар сказал: «Среди них есть учёный человек». Затем он приказал задать следующий вопрос: «Что самое великое в Коране?»
Абдулла ответил ему: «Аллах — нет божества, кроме Него, Бога Живого, Самосущего и Вседержителя. Ни дремота, ни сон не овладевают Им».
САЛМАН АЛЬ-ФАРИСИ
«Салман — наш соотечественник и сподвижник».
(Мухаммад, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует)
Наш рассказ — это история человека, который постоянно стремился к истине и искал Бога...
Это история Салмана аль-Фариси, да будет доволен им Аллах! Предоставим же слово самому Салману, с тем, чтобы он лично изложил основные события своей истории.
В этом плане именно его чувства наиболее глубоки, а личный рассказ наиболее точен и правдив...
Итак, Салман рассказывал:
«Я был юношей-персом родом из провинции Асбахан и родился в деревне, которая называлась Джайан.
Мой отец был старостой этой деревни, самым знатным и богатым человеком в ней.
Когда я появился на свет, мой отец возлюбил меня больше, чем любое другое творение Аллаха. С течением времени его любовь ко мне становилась всё сильнее и глубже, пока в конце концов он не закрыл меня в доме, не выпуская на улицу, подобно тому, как это делают с молодыми девушками.
Я был настолько усердным огнепоклонником, что стал хранителем священного огня, которому мы поклонялись. Мне было поручено следить за тем, чтобы этот огонь никогда не угасал, даже на короткое время, ни днём ни ночью.
У моего отца было огромное богатое поместье, которым он управлял лично и собирал урожай.
Как-то раз какое-то дело не позволило ему отправиться в своё имение, и он сказал мне:
— Сынок, как ты видишь, дела не позволяют мне самому заниматься поместьем, поэтому отправляйся-ка ты туда сам и один день сам займись его делами.
Я немедленно выступил в путь. Через некоторое время вблизи дороги в имение я увидел одну из христианских церквей. Проезжая мимо, я услышал голоса молящихся там людей, что привлекло моё внимание.
* * *
До этого я ничего знал ни о христианах, ни о представителях других религий, потому что отец долгое время держал меня дома взаперти вдали от людей. Услышав голоса молящихся в церкви, я вошёл в неё, чтобы посмотреть, что они там делают.
Понаблюдав за присутствующими, я понял, что их молитва мне понравилась, и я захотел принять их веру. Я сказал:
— Клянусь Аллахом, это лучше нашей религии.
Честное слово, я оставался в церкви, пока не зашло солнце, так и не добравшись до отцовского имения.
Потом я спросил этих людей:
— Где корень этой религии?
— В аш-Шаме, — ответили они.
Под покровом ночи я вернулся домой, где меня встретил отец и спросил, что я сделал. Я ответил ему:
— О отец! Я зашёл к людям, которые в это время молились в своей церкви. То, что я увидел в их религии, мне очень понравилось, и я остался у них, пока не закатилось солнце.
Отец, весьма обеспокоенный тем, что я сделал, воскликнул:
— Сынок, да нет в этой религии добра! Твоя религия и религия твоих предков гораздо лучше!
Я возразил отцу:
— А вот и нет! Клянусь Аллахом, их религия лучше нашей.
Отец испугался моих слов. Опасаясь, что я стану вероотступником, он заточил меня в доме, надев на ноги кандалы.
* * *
При первой удобной возможности я попросил передать христианам: «Если мимо вас будет проходить караван в аш-Шам, то обязательно дайте мне знать об этом».
Совсем скоро после этого у христиан остановился караван, который держал путь в аш-Шам. Получив сообщение об этом, мне удалось избавиться от кандалов и скрытно присоединиться к каравану, который прибыл в аш-Шам. Я тут же начал расспрашивать людей:
— Кто у вас здесь самый главный в этой религии?
— Это епископ, — ответили мне. — Настоятель церкви.
Придя к епископу, я сказал:
— Я хочу обратиться в христианскую веру. Мне хотелось бы быть при тебе, служить тебе, учиться у тебя и молиться с тобой.
— Входи! — сказал епископ.
Я вошёл к нему и поступил на службу.
Однако очень скоро выяснилось, что епископ оказался плохим человеком. Он приказывал своим прихожанам делать пожертвования, суля за это награду. Часть пожертвований делалась епископу, чтобы он тратил эти средства во имя Бога. Однако он присваивал эти деньги себе, а бедные и нуждающиеся ничего не получали. Таким образом ему удалось собрать семь больших кувшинов с золотом.
Увидев это, я сильнейшим образом возненавидел епископа. После его смерти, когда христиане собрались для похорон, я сказал им:
— Ваш пастырь был плохим человеком. Он приказывал вам делать пожертвования, обещая за это награду. А когда вы приходили с деньгами, он присваивал их себе и ничего не давал нуждающимся.
— А откуда тебе это известно? — спросили люди.
— Могу показать вам его сокровища, — ответил я.
— Да, покажи их нам — сказали люди.
Я показал им место, где епископ прятал деньги, и они извлекли из тайника семь кувшинов, наполненных золотом и серебром. Увидев это, люди воскликнули:
— Клянёмся Аллахом, мы не будем хоронить его.
Затем они распяли тело на кресте и забросали его камнями.
Вскоре после этого епископом был избран другой человек, которому я продолжал служить. Во всём мире не было более аскетичного, набожного и целеустремлённого человека, который днём и ночью поклонялся Богу. Я очень сильно полюбил его и привязался к нему, служа ему некоторое время. Когда ему пришло время умирать, я обратился к нему:
— О Ваше преосвященство, с кем Вы мне посоветуете быть после Вас?
Он ответил:
— Дело в том, сын мой, что таким же, как я, может быть только один человек, который проживает сейчас в Мосуле. Это несгибаемый и непоколебимый человек. Постарайся попасть к нему.
Когда мой хозяин умер, я поступил на службу к человеку из Мосула. Придя к нему, я рассказал свою историю, дополнив её следующими словами:
— Когда мой хозяин скончался, я по его завету пришёл к тебе. Перед своей смертью хозяин сказал мне, что ты всегда стремишься к истине, подобно ему.
Он сказал мне:
— Оставайся у меня.
Через некоторое время я убедился, что это наилучший человек. Однако довольно скоро мой новый хозяин умер. Перед смертью я спросил его:
— О хозяин, как ты видишь, пришло время выполнить повеление Бога. Ты знаешь обо мне то, что ты знаешь. Кому же ты порекомендуешь меня и к кому прикажешь поступить на службу?
Он ответил мне:
— О сын мой, клянусь Богом, я знаю только одного человека, подобного нам. Он живёт в Нассабине, и вот тебе его имя. Иди к нему.
Когда мой хозяин скончался, я поступил на службу к человеку из Нассабина. Когда я рассказал ему свою историю и то, что завещал мне прежний хозяин, он сказал мне:
— Оставайся у нас.
Через некоторое время я обнаружил, что новый хозяин такой же добрый и порядочный человек, как и его предшественники. Клянусь Аллахом, что прошло совсем немного времени, как смерть настигла моего нового хозяина. Перед самой кончиной я обратился к нему:
— Ты знаешь обо мне то, что ты знаешь. Кому ты можешь порекомендовать меня?
Он ответил мне:
— О сын мой, клянусь Богом, никто так не предан нашему делу, как один человек из Аммурии по имени такой-то. Иди служить только к нему.
Я пришёл к этому человеку и рассказал о себе. Он сказал мне:
— Живи у меня.
Клянусь Аллахом, послужив этому человеку я убедился, что он ничуть не хуже своих товарищей. У него я заработал несколько коров и овец.
Однако через некоторое время ему, как и всем его товарищам, пришло время предстать пред Аллахом. Когда он был при смерти, я спросил его:
— Ты знаешь обо мне то, что ты знаешь. Кому ты порекомендуешь меня, и что прикажешь мне сделать?
Он ответил:
— О сын мой, клянусь Богом, я не знаю никого на Земле, кто был бы подобно нам — истинным приверженцам нашей веры... Однако наступило время появления в Аравии Пророка — проповедника религии Ибрахима. Затем он покинет свою родину и переселится туда, где среди чёрных камней и валунов растут пальмы. Этот Пророк будет обладать отличительными чертами. Он будет есть только то, что дарят ему, а из пожертвований ничего есть не станет. На спине у него будет печать пророчества. Если ты можешь отправиться в эту страну, то сделай это.
После смерти моего хозяина я жил в Аммурии до тех пор, пока туда не прибыла группа арабских купцов из племени Калб.
Я сказал им:
— Если вы возьмёте меня с собой на землю арабов, то я отдам вам своих коров и овец.
Они согласились взять меня с собой, и я отдал им свой скот. Когда мы достигли долины, лежащей между Мединой и аш-Шамом, торговцы вероломно поступили со мной, продав одному человеку из иудеев. Я начал служить ему и делал это до тех пор, пока к иудею не приехал его племянник из племени бану Курайза. Он купил меня у хозяина и взял с собой в Йасриб.
Здесь я и увидел пальмы на каменистой вулканической местности, о которой мне рассказывал мой хозяин в Аммурии.
Медину я также узнал по его описанию, где и обосновался с новым хозяином.
В то время Пророк проповедовал среди своего народа в Мекке. Однако тогда мне ничего не было известно об этом, так как я был всецело занят тяжёлым рабским трудом.
Вскоре Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Йасриб. Клянусь Аллахом, как-то раз я залез на верхушку пальмы, принадлежащей моему хозяину, и срывал финики, а мой господин сидел под пальмой внизу. В это время к нему пришёл его племянник и сказал ему:
— Аллах начал войну против племени бану Кайла (Аус и Хазрадж). Люди сейчас собрались на площади с человеком, который прибыл к ним сегодня из Мекки и объявил себя пророком.
Едва я услышал эти слова, как меня охватило нечто вроде лихорадки и сильнейшее возбуждение. Я даже испугался, что свалюсь на голову своего хозяина. Быстро спустившись с пальмы, я обратился к племяннику хозяина:
— Что ты сказал?! Повтори ещё раз эту новость.
Разгневавшись на такую дерзость, хозяин крепко ударил меня со словами:
— А тебе-то какое до этого дело?! Возвращайся и занимайся своим делом!
* * *
Когда наступил вечер, я взял с собой немного собранных мной фиников и отправился к дому, где остановился Посланник. Войдя к нему, я сказал:
— Мне сказали, что ты праведный человек, и у тебя есть нуждающиеся товарищи, которые пришли с тобой издалека. Я принёс с собой немного еды в качестве пожертвования, так как считаю вас более достойными этого, чем кто-либо другой.
Затем я пододвинул к нему финики. Он сказал своим товарищам:
— Ешьте...
Однако сам есть не стал.
Я сказал себе: «Одно предсказание сбылось!» После этого я вернулся к хозяину и стал собирать финики. Когда Посланник поселился в Медине, я вновь пришёл к нему и сказал:
— Я видел, что ты не стал есть финики, которые я принёс в качестве пожертвования. А эти финики я дарю тебе, выражая своё почитание.
Посланник поел фиников и повелел поесть своим товарищам, которые также вкусили их.
Я сказал себе: «Вот сбылось и второе предсказание».
После этого я пришёл к посланнику Аллаха, который находился в Бакиа (кладбище в Медине), чтобы похоронить одного из своих товарищей. Я увидел его сидящим и завёрнутым в два плаща. Поздоровавшись с ним, я постарался взглянуть на его спину, чтобы увидеть печать, о которой рассказывал мне мой старый хозяин в Аммурии.
Когда Пророк увидел, что я пытаюсь взглянуть на его спину, то сразу понял, зачем я это делаю. Он сразу же сбросил с плеч своё одеяние, и я увидел у него на спине печать пророчества.
Признав его Пророком, я со слезами склонился, чтобы поцеловать его. Посланник Аллаха воскликнул:
— Что случилось с тобой?
Я рассказал ему свою историю, которая произвела на него сильное впечатление. Он был рад тому, что его товарищи лично услышали её от меня, которым она также очень понравилась. От моего рассказа они все пришли в сильнейший восторг.»
* * *
Да будет же ниспослан мир Салману аль-Фариси в тот день, когда он всюду начал искать истину.
Да будет же ниспослан мир Салману аль-Фариси в тот день, когда он узнал эту истину и сильнейшим образом уверовал в неё.
Да будет же ниспослан ему мир в тот день, когда он скончался, и в тот день, когда он воскрес живым.
ИКРИМА ИБН АБУ ДЖАХЛЬ
«К вам явится верующий переселенец Икрима. Не поносите же его отца. Хула мёртвого вредит живому, но не доходит до умершего».
(Мухаммад, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует)
«Приветствую странствующего всадника».
(Так Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приветствовал Икриму).
Он был на исходе третьего десятилетия своей жизни, когда пророк Милосердного огласил свой призыв к истинному пути и правому делу.
Он был самым благородным, богатым и знатным среди всех курайшитов.
По логике вещей он должен был бы заслуженно и по праву принять исламскую веру вслед за такими соплеменниками, как Саад Ибн Абу Ваккас, Мусаб Ибн Умайр и другими такими же представителями знатнейших родов в Мекке, если бы не его отец.
Как вы думаете, кто был его отец?
Это был величайший мекканский богатырь, верховный вождь язычников и мастер изощрённых и жестоких пыток, через которые Аллах проверял стойкость веры правоверных, и они выдержали это. Через его козни Аллах испытывал истинность вероубеждения верующих, и они подтвердили свою стойкость...
Достаточно сказать, что его отца звали Абу Джахлем…. [Это прозвище («отец глупости») ему дал Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, а настоящее имя Абу Джахля было Амр Ибн Хишам. — Ред.]
Таков был отец, а сына полностью звали Икрима Ибн Абу Джахль аль-Махзуми, который был выдающимся героем среди курайшитов и самым искусным наездником среди них.
* * *
В силу руководящего положения своего отца Икрима Ибн Абу Джахль был вынужден выступить против Мухаммада. Будучи злейшим врагом посланника Аллаха, он причинял большой вред его сподвижникам и подвергал мусульман жесточайшим пыткам к величайшей радости своего отца.
Перед битвой при Бадре, где Абу Джахль командовал силами язычников, он поклялся именем ал-Лат и аль-Уззы [языческие идолы курайшитов], что вернётся в Мекку, только разгромив Мухаммада. Прибыв в Бадр, Абу Джахль устроил празднество с жертвоприношением, питьём вина и пением певиц...
Во время самой битвы сын Абу Джахля Икрима был его опорой и карающей десницей.
Однако ал-Лат и аль-Узза остались глухи к призыву Абу Джахля, поскольку были не в состоянии услышать что-либо вообще... Они совершенно не помогли ему в битве, так как и не могли этого сделать...
Абу Джахль пал на поле боя при Бадре. Его сын Икрима собственными глазами видел, как копья мусульман пронзили его тело, и он истёк кровью. Своими собственными ушами Икрима слышал предсмертный крик отца, сорвавшийся с его уст.
* * *
Оставив тело вождя курайшитов в Бадре, Икрима вернулся в Мекку. Сокрушительное поражение не позволило ему привести тело отца в Мекку, чтобы похоронить его там. Он был вынужден бежать, оставив тело отца мусульманам, которые бросили его вместе с десятками убитых язычников в засохший колодец Кулайб, где их засыпал песок.
* * *
С этого дня в отношениях Икримы с Исламом произошёл новый поворот...
Если в начале он враждовал с Исламом по наущению своего отца, то теперь он встал на путь мести.
Вместе с группой других людей, чьи отцы были убиты при Бадре, Икрима начал разжигать пламя ненависти к мусульманам и Мухаммаду в сердцах язычников. Он умело раздувал угли мести в душах курайшитов вплоть до битвы при Ухуде.
* * *
Икрима Ибн Абу Джахль выступил с походом на Ухуд. Вместе с ним следовала и его жена Умм Хакимс, с тем чтобы вместе с другими женщинами, потерявшими своих мужей при Бадре, встать за рядами воинов и вдохновлять их на бой своей игрой на тамбуринах. Они должны были также находиться за курайшитской конницей, чтобы помешать ей обратиться в бегство.
* * *
На своём правом фланге курайшиты расположили всадников под командованием Халида Ибн аль-Валида. На левом фланге всадниками командовал Икрима Ибн Абу Джахль. В то время это были два самых искусных кавалериста среди язычников, что и склонило чашу весов в пользу курайшитов в бою с Мухаммадом и его сторонниками. Язычники одержали крупную победу, что побудило Абу Суфйана сказать: «Это вам за день Бадра».
* * *
В «битве у рва» язычники в течение долгого времени держали Медину в осаде, пока не истощилось терпение Икримы Ибн Абу Джахля, которому блокада очень надоела. Выбрав место, где ров был самым узким, он повёл свою конницу на штурм. В результате этой безрассудной попытки Икриме и нескольким из его людей удалось форсировать ров, но в этой схватке погиб Амру Ибн Вудд аль-Амири...
Самому же Икриме удалось спастись бегством.
* * *
В день аль-Фатха курайшиты решили, что им не по силам выступить против Мухаммада и его сподвижников. Поэтому ему было позволено вступить в Мекку. Этому способствовало также и то, что посланник Аллаха приказал своим командирам вступить только в ответные боевые действия против жителей Мекки.
* * *
Однако Икрима Ибн Абу Джахль с группой своих людей выступил против единогласного решения курайшитов. Они ввязались в схватку с большим отрядом. В этом небольшом столкновении Халид Ибн аль-Валид нанёс им поражение.
Некоторые из сторонников Икримы были убиты, а некоторым удалось бежать. Икрима Ибн Абу Джахль был среди тех, кому удалось спастись бегством.
* * *
После этого Икрима оказался припёртым к стене... Покорившись мусульманам, вся Мекка отвернулась от него. Посланник Аллаха простил тех курайшитов, которые ранее выступали против него...
Однако это прощение не распространилось на небольшую группу людей, названных поимённо. Посланник Аллаха повелел убить их, даже если они укроются за стенами Каабы.
Первым в этом списке значилось имя Икримы Ибн Абу Джахля. По этой причине он скрытно покинул Мекку и направился в Йемен, так как только там надеялся найти убежище.
* * *
Тем временем жена Икримы Ибн Абу Джахла Умм Хаким и жена Абу Суфйана Хинд Бинт Утба вместе с десятью другими женщинами отправились в дом посланника Аллаха, чтобы присягнуть на верность ему. Когда они вошли к нему, то увидели, что у него были в это время две его жены, его дочь Фатима, а также другие женщины из рода Абд аль-Мутталиба.
Одетая в паранджу, Хинд обратилась к Пророку:
— О посланник Аллаха! Хвала Аллаху, который ниспослал для нас эту религию. Я обращаюсь к тебе, чтобы ты с добром обращался со своими родственниками. Я истинно верующая женщина.
Затем, открыв своё лицо, она сказала:
— Я Хинд Бинт Утба, о посланник Аллаха.
— Приветствую тебя, — сказал посланник Аллаха.
Хинд продолжила:
— Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, на всей Земле не было для меня более ненавистного дома, чем твой, а сейчас нет на всей Земле для меня более любимого дома, чем твой.
— Ну, это чересчур, — сказал посланник Аллаха.
После этого и Умм Хаким, жена Икримы Ибн Абу Джахля, приняла исламскую веру и сказала:
— О посланник Аллаха, Икрима бежал от тебя в Йемен, опасаясь, что ты убьёшь его. Если ты помилуешь его, то Аллах смилостивится над тобой.
Посланник Аллаха ответил ей:
— Он в безопасности.
Жена Икримы тут же отправилась за ним вместе со своим слугой-византийцем. Когда они проделали часть пути, то его слуга начал настойчиво пытаться соблазнить её. Хинд всячески увещевала и отклоняла его притязания, пока они не достигли места, населённого арабами. Когда Хинд призвала их на помощь, они связали слугу-византийца и оставили его у себя.
Женщины продолжили свой путь, пока не обнаружили Икриму на побережье Красного моря в районе Тихамы. В это время он как раз договаривался с моряком-мусульманином о перевозке.
Моряк увещевал его:
— Стань искренним, и я перевезу тебя.
— Как же мне стать искренним? — спросил Икрима.
— Скажи: «Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и истинно, Мухаммад — посланник Аллаха».
Икрима воскликнул:
—Да я же бежал именно от этого!
Когда они подобным образом пререкались между собой, к Икриме подошла Умм Хаким и сказала ему:
— О двоюродный брат, я пришла к тебе от самых лучших, самых справедливых и самых добрых людей... Я пришла от самого лучшего из них — Мухаммада Ибн Абдуллы…. Я попросила у него безопасности для тебя. Он гарантировал твою безопасность, и твоя душа теперь не погибнет.
— Ты говорила с ним? — спросил Икрима.
— Да, — ответила она. — Я говорила с ним, и он гарантировал твою безопасность
Умм Хаким продолжала уговаривать и увещевать Икриму, пока, наконец, он не вернулся вместе с ней.
По дороге она рассказала Икриме о поведении их слуги-византийца. Икрима заехал в это место и убил византийца, ещё не приняв исламскую веру.
Когда по пути они остановились на постой, Икрима попытался разделить супружеское ложе с женой, однако она воспротивилась этому самым категорическим образом.
— Я мусульманка, а ты язычник, — заявила Икриме жена.
Изумленный Икрима сказал:
— Очевидно это очень серьёзно, если мешает тебе разделить со мной ложе.
Когда Икрима уже был на подходе к Мекке, посланник Аллаха сказал своим сподвижникам:
— К вам явится верующий переселенец Икрима. Не поносите же его отца. Хула мёртвого вредит живому, но не доходит до умершего.
Вскоре Икрима с женой прибыли к месту, где восседал посланник Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, с великой радостью устремился к нему, не надев даже верхней одежды. Когда посланник Аллаха уселся на место, стоящий перед ним Икрима сказал:
— О Мухаммад, Умм Хаким сообщила мне, что ты даровал мне безопасность...
— Совершенно верно, — ответил Пророк. — Ты в безопасности.
Икрима спросил:
— К чему ты призываешь, о Мухаммад?
— Я призываю тебя засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, а я — раб Аллаха и Его посланник. Обещай совершать Намаз, выплачивать закят...
Затем Пророк перечислил все столпы Ислама.
Икрима сказал:
— Клянусь Аллахом, всё, к чему ты призываешь, — истина. Ты повелеваешь делать только добро.
Далее он сказал:
— Ты был среди нас, и ещё до того, как обратился со своими призывами, был самым правдивым и праведным человеком...
Затем, протянув руку, Икрима сказал: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха и, истинно, Мухаммад — Его раб и Его посланник.
Далее он продолжил:
— О посланник Аллаха, научи меня самым лучшим словам, которые я должен сказать.
— Тебе следует говорить: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и, истинно, Мухаммад — Его раб и Его посланник.
— А ещё что? — спросил Икрима.
Посланник Аллаха ответил:
— Ты должен сказать: «Да будет Аллах свидетельствовать, и да будут свидетелями все присутствующие, что я истинный мусульманин-мухаджир».
Икрима произнёс эти слова.
После этого посланник Аллаха сказал ему:
— Сегодня ты можешь попросить у меня всё, что я давал кому-либо, и ты получишь это.
Икрима сказал:
— Я прошу тебя простить мне всю мою прежнюю вражду, любые действия, которые были направлены против тебя, и любые мои злые слова, сказанные мною тебе лично или же в твоё отсутствие.
Посланник Аллаха сказал:
— О Аллах! Прости же ему всю его прошлую вражду и любые действия, направленные на то, чтобы погасить Твой свет, как он хотел этого. Прости же ему все его попытки опорочить меня в моём присутствии и заочно.
Лицо Икримы осветилось радостью, и он сказал:
— Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, по сравнению с тем, что я тратил против Аллаха, я многократно больше буду тратить во имя Аллаха. И если я воевал против Аллаха, то теперь я многократно больше буду воевать во имя Аллаха.
* * *
С этого дня ряды Исламского призыва пополнились отважным рыцарем на полях сражений, преданным слугой Аллаха, добросовестным и прилежным чтецом Книги Аллаха в мечетях. Возлагая себе на лицо свиток Корана, Икрима восклицал: «Книга моего Владыки... Слово Господа моего…». При этом он рыдал, благоговея пред Аллахом и страшась Его.
* * *
Икрима ревностно выполнял свой обет, данный им посланнику Аллаха. Приняв исламскую веру, Икрима принимал участие во всех сражениях мусульман. В любом походе он находился в авангарде бойцов. В битве при Ярмуке Икрима рвался в бой подобно тому, как истомлённый жаждой в жаркий день человек стремится к холодной воде.
Когда в одном из боёв мусульмане попали в критическое положение, Икрима спешился, сломал ножны своего меча и устремился в самую гущу византийцев. К нему поспешил Халид Ибн аль-Валид со словами:
— Не делай этого, Икрима! Если тебя убьют, это будет тяжёлой потерей для мусульман.
Икрима ответил ему:
— Оставь меня, Халид... Ты уже давно являешься сподвижником посланника Аллаха. А я и мой отец были злейшими врагами Пророка. Позволь же мне искупить прошлое...
Затем он сказал:
— Во многих битвах я сражался против посланника Аллаха. И что же, я должен сегодня бежать от византийцев?! Этому никогда не бывать!
Затем он воззвал к мусульманам:
— Кто поклянётся пойти на верную смерть?
Вместе с четырьмястами мусульманами поклялись умереть дядя Икримы аль-Харис Ибн Хишам и Дырар Ибн аль-Азвар. Они вступили в ожесточённый бой с врагами за командный пункт Халида, и геройски отстояли его.
Когда битва при Ярмуке закончилась блестящей и убедительной победой мусульман, на поле боя лежали три израненных бойца за истинную веру: Аль-Харис Ибн Хишам, Аййаш Ибн Абу Рабиа и Икрима Ибн Абу Джахль. Аль-Харис попросил воды, и когда ему принесли её, Икрима сказал, взглянув на аль-Хариса:
— Напоите его!
Аль-Харис воскликнул:
— Напоите Аййаша!
Когда с водой подошли в Аййашу, то обнаружили, что он уже скончался...
Когда люди вернулись к двум остальным бойцам, то увидели, что они также последовали за своим товарищем. Да будет Аллах доволен ими всеми!
И да напоит Он их из райской реки аль-Каусар, чтобы они уже никогда не испытывали жажды...
И да поместит Он их в райские вечнозелёные кущи навсегда...
ЗАЙД АЛЬ-ХАЙР
«Истинно, в тебе есть два качества, любезных Аллаху и Его посланнику: выдержка и благоразумие».
(Мухаммад, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует)
Люди подобны металлам: лучшие из них в джахилиййи (невежестве) являются лучшими в Исламе.
Вот вам, к примеру, два образа одного из известнейших сподвижников посланника Аллаха. Один образ сформировался в период джахилиййи, а другой — во времена Ислама.
В доисламскую эпоху люди называли этого сподвижника Зайд аль-Хайль, а после того, как он принял исламскую веру, посланник Аллаха стал называть его Зайд аль-Хайр.
О первоначальном образе этого человека рассказывается во многих книгах.
Аш-Шайбани, например, приводит рассказ одного шейха из племени бану Амир:
«Как-то у нас выдался необычайно засушливый год, когда погибли все злаки и травы. Один человек из нашего рода отправился вместе со своими детьми в город аль-Хира, который находился в Ираке, между Надждом и Куфой. Добравшись до этого города, человек оставил там своё семейство, сказав им:
— Ждите меня здесь, пока я не вернусь к вам.
Затем этот человек поклялся, что либо раздобудет денег для детей, либо умрёт.
Захватив с собой немного пищи, человек держал свой путь, пока не наступила ночь. Перед собой он увидел палатку, рядом с которой находился стреноженный жеребёнок. Человек сказал: “Вот и первая добыча”. Подойдя к жеребёнку, он начал распутывать верёвки, намереваясь отправиться дальше на нём верхом. Однако тут раздался голос, обращённый к нему: “Оставь в покое жеребёнка и добывай себе добычу сам”. Человек оставил жеребёнка и отправился дальше.
Он продолжал свой путь в течение семи дней, пока не набрёл на загон для верблюдов, рядом с которым находилась огромная палатка с кожаным верхом, что являлось свидетельством достатка и благополучия. Человек сказал себе:
— Непременно в этом загоне должны быть верблюды, а в палатке — её обитатели.
Заглянув в палатку, — а солнце уже клонилось к закату, — человек увидел в центре её древнего старца. Незаметно для старика человек сел сзади него.
Вскоре солнце полностью закатилось, и появился огромный и могучий всадник небывалого роста на необычайно большом коне. Рядом с