Вера в предопределение(къадар)
Верить в то,что все что происходит,все сущее предопределено Аллаhом.Для того чтобы был минимум этого рукма,человек должен верить в то что все что происходит -происходит по предопределению Аллаhа,Он создает это.Все что происходит в подробностях и в общем,до того как Аллаh создал Он знал это во всех подробностях.
Уаджиб верить в 4 вещи:
1ый этап включает в себя 2 вещисвязан с тем,что бывает до того,как совершилось событие:
1.предвечное знание Аллаhа,Он знает,что было,что есть,что будет,Он знает чего не будет и знает,что если бы то чего не было бы было,каким оно было бы.Знание Его изначально,без начала,согласно терминологии Къурана "изначальное знание Аллаhа",Его знание предшествует каждой вещи,как в общем так и в подробностях,как о великих,так и о малых вещах. Аллаh говорит в Къуране: «Разве ты не знаешь,что Аллаh знает то что на небесах и на земле.У Него ключи сокровенного,не знает их никто кроме Него.Он знает что на суше и что в море.Не падает лист без того,чтобы Он не знал этого.И нет зерыншка во мраке земли ни влажного ни сухого.Все это в ясной книге» [Анам 6:59]
Если согласно этому аяту представить зернышко,которое находится на дне океана,в глубине ила,над илом масса воды,над массой воды облака и все что между небесами,Аллаh знает про все это.Аллаh знает вещи явные и тайные,все подробности творений.
2.аль-Китаба,запись.Нужно верить,что Аллаh записал все,что было и будет до Судного часа,в том числе и то что будут делать Его рабы,подробности их жизни,их судеб,их состояние.Он знает что будет с ними,все это в книге у Аллаhа,которая хранилась в крижале,и Он Субхана уа Тааля написал, что будет с небесами и землей за 50 000 лет.
Аллаh говорит в Къуране: «Все малое и большое записано»[Сура Месяц]
В сахих Муслиме приводится хадис от Абдуллы ибн Умара(радиАллаhу анха),что пророк(салалЛаhу алейхи уа салям)сказал:"Аллаh предопределил судьбы творений до того как создал небеса и землю за 50 000 лет"
2ой этап включает в себя тоже две вещи,он сопровождает события,которые происходят:
1.дараджа(вера в маши'а или ирада,во все проницающее желание Аллаhа),что пожелает Аллаh то будет,чего не пожелает того не будет.Нет ничего,чтобы происходило без того,чтобы ОН не пожелал,в том числе и деяния рабов,если он покоряется Аллаhу,совершает намаз,дела покорности,это Его желание,если ослушался раб Аллаhа,то это тоже по Его желанию.
Маши'а(желание)означает все что происходит-происходит по желанию Аллаhа Субхана уа Тааля
Что касается ирада(воле),она бывает двух видов:
-бытийная воля Аллаhа,т.е все что происходит- происходит по Его бытийной воле
-шариатская воля,она включает в себя то,что любит Аллаh,то что Ему угодно
Пример этого:если человек совершает намаз,Аллаh хочет этого по Своей бытийной воле,и Он же хочет это по своей шаритаской воле,т.е в этом случае объединяются две воли.
Или человек пьет вино,по желанию Аллаhа,это бытийная воля Аллаhа,но по своей шаритаской воле Аллаh это не хочет,Он недоволен тем,что он пьет,Ему это неугодно,т.е тут есть бытийная воля,но нет шариатской.
Это очень важно различать,потому что заблудились группы в этом вопросе.Мутазалиты говорят,что не происходит по воле Аллаhа,если например человек ослушивается Его,они говорят:"Нет,не по Его воле происходит",т.е отрицают зависимость воли человека от воли Аллаhа.Док-во этого: « Но вы не пожелаете если не пожелает Аллаh»
Невозможо,чтобы раб что-то делал и Аллаh это не предопределил,Он это пожелал,чтобы оно так было.Те,которые говорят,что все происходит без Его воли,такая группа называется къадариты.Названы они огнепоклонниками этой уммы,потому что огнепоклонники говорят,что в мироздании действуют два начала:начало зла и начало добра,два Господа-свет и тьмы.Они так названы,потому что тоже утверждают,что помимо воле Аллаhа,есть еще воли,которые не подчиняются воле Аллаhа.Эта фитна къадаритов появилась еще во времена сподвижников,в сахихе Муслима говорится как два человека из Басры поехали к Абдулле ибн Умару,он был известен тем,что любил совершать умру и хадж,поехали чтобы спросить о фитне къадаритов,которая появилась,ибн Умар сказал:"Я отрекаюсь от них,не уверует человек,пока не уверует в предопределение Аллаhа"
2.Верить в то,что Аллаh Создатель всего,всё что есть создано Аллаhом Субхана уа Тааля,в том числе и деяния рабов,наше состояния,всё что есть на земле и на небесах.Если человек хочет что-то совершить,это не будет если того не пожелает и не создаст Аллаh ,будь это покорность Аллаhу или ослушание,все равно это создается Аллаhом.Аллаh говорит: «Аллаh создал вас и то что вы делаете»,если само творение создано,естественно его действия тоже созданы,как человек делает то что он делает?
Во-первых у него сначала появляется желание,воля на это,кто создал волю человека?Аллаh,и чтобы это сделать ему нужна сила,кто создал силу человека?Аллаh,значит само действие создал Аллаh Субхана уа Тааля.Если я сейчас подниму телефон,то это действие сделал я,но создатель этого действия Аллаh,если раб захотел что-то сделать,но на это нет воли Аллаhа,значит этого не будет,воля человека подчинена воле Аллаhа.
Верить в эти 4 вещи-уаджиб,уверовав в них,ты уверуешь в этот рукм.
Если у человека возникает твердое желание что-то сделать,и он направился чтобы это сделать,будет это только если будет на это воля Аллаhа и если Он Субхана уа Тааля это создаст.В вопросе предопределения нужно разобрать такой пункт,что всё что предопределено Аллаhом,это не противоречит тому,что у человека есть своя воля,и он совершает действие,но его сила и воля созданы и зависят от Аллаhа.Аллаh говорит: «Кто пожелает тот обратится к Аллаhу»,т.е у человека есть своя воля,и Аллаh говорит:«Ходите на свою пашню(к своим женам),когда пожелаете»,т.е у человека есть желание. Также Аллаh говорит:«Бойтесь Аллаhа по мере ваших сил»,значит у человека есть къудра(сила).Аллаh говорит:«Аллаh не возлагает на душу ничего,кроме того,что в его силах»
Что касается реальных событий,то мы тоже убеждаемся,что все что происходит по воле Аллаhа.Любой человек знает разницу между тем,что происходит по его желанию и тем,что происходит не по его воле.Например если человек дрожит когда у него поднимается темепартура,он прекрасно знает,что это без его воли,он в состоянии отличить от того,что происходит по его воле,например когда он встает совершать намаз,или если упал с дерева,он тоже знает,что это произошло по воле Аллаhа.
Однако это не дает прав человеку оправдываться предопределением,когда он оставляет то что предписал ему Аллаh из уаджибов,или то что запретил ему Аллаh из прегрешений,человек не имеет право сказать:"Так было предопределено Аллаhом,поэтому я так совершил".
7 причин почему нельзя оправдываться предопределением:
1.Аллаh сказал:"Скажут те,которые совершают ширк,многобожники: «Если бы не пожелал Аллаh,мы бы не совершали ширк и наши отцы не совершали бы.Мы бы не делали харамом то,что дозволил Аллаh»,т.е это было отговоркой мушриков.«Также называли ложью посланием те,кто были до них пока не попробовали Нашего наказания».[Сура Скот],т.е если бы предопределение было бы отговоркой человека,тогда Аллаh не сказал бы,что Он накажет их.
2.Аллаh говорит:«Послали Мы пророков,посланников благовестниками и увещевателями,чтобы у людей не осталось отговорок против Аллаhа после того,как приходили к ним посланники.»,т.е если бы предопределение было бы отговоркой для тех,кто ослушивается Аллаhа,тогда от того,что послали посланников ничего бы не изменилось.
3.Передано в сахих Бухари и Муслим,от Али ибн Талиба(радиАллаhу анха),что пророк(салалЛаhу алейхи уа салям)сказал:"Нет из вас такого человека,чтобы не было записано место его в раю или в аду",тогда один человек сказал:"Значит мы можем положиться на свое предопределение,посланник Аллаhа,если нам уже предписано наше место?",пророк(салалЛаhу алейхи уа салям)сказал:"Нет,совершайте деяния,каждому облегчается совершение того, ради чего он был создан.. После этих слов он прочитал следующие аяты: «Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему». [Ночь, 5-10]
Пророк(салалЛаhу алейхи уа салям)приказал действовать и запретил полагаться на предопределение.
4.Аллаh приказал совершить что-то и запретил что-то совершать.Он дал нам приказы и дал запреты и Он не возлагает на нас ничего,что не в наших силах.Говорит Аллаh:«Бойтесь Аллаhа по мере ваших сил» и если бы раб был принужден к совершению деяний,делал без своего выбора,это значит что Аллаh возлагает на него то,что не в его силах,потому что он не может перейти это,поэтому это неверно.
5.Предопредление Аллаhа-тайна,Али радиАллаhу анха сказал:"Предопределение Аллаhа тайна,не открывайте ее",т.е человек может узнать о том,что предопределено после того,как это случилось,до этого он не знает.У человека возникает желание совершить плохое,например запрещенное Аллаhом или наоборот не совершить то,что приказал Аллаh,его воля есть на это,причем она не опирается на знание им о предопределении Аллаhа,он не знает о том,что Аллаh предопределил,следовательно у него не может быть довода на это,потому что его желание совершить это было до того,как он узнал,что это было предопределено.
6.Мы видим как любой человек стремиться к тому,что ему выгодно,полезно или подходит,и при этом если он что-то делает не так,допускает какое-то упущение,он не оправдывается предопределением,почему же в том вопросе который гораздо важнее для него,послушание Аллаhа он оправдывается предопределением?Например человек идет и перед ним 2 дороги:одна,которая ведет в страну,где все хорошо,где порядок,спокойствие,где ничто не угрожает его имуществу,его религии,и другая,там где кровь,беззаконие,мучение.Любой разумный человек пойдет по первой дороге,если он пойдет по второй дороге,то ему в голову не придет сказать:"Это было предопределением,я так пошел",он скажет:"Зачем же я пошел,я поступил неумно",почему же тоже самое он не говорит,когда совершает грех или оставляет уаджиб.
Или например когда больному человеку врач говорит принимать лекарство вовремя,не есть жирное,соленое,и он придерживается всего этого,а если начинает есть жареное,соленое и ухудшается состояние его здоровья,он говорит:"Потому что я не соблюдал то,что должен был соблюдать".Здесь он понимает,то что ему полезно нужно делать,то что вредно нужно оставить.Когда говорят:"Аллаh приказал или Аллаh запретил",при этом он почему то оправдывается предопределением.
7.Тот человек,который оправдывается предопределением,не выполняет приказы Аллаhа,если на него самого нападет какой-то человек или совершит какое-то преступление,например подойдет ударит его или отберет у него его имущество, и при этом скажет:"Это предопределение Аллаhа,я не виноват",врядли он примет этот довод.Почему же тогда он думает,что должен быть принят его довод,когда он ослушивается Аллаhа,когда он постигает на права Аллаhа?
Когда к Умару (радиАллаhа анха) привели вора, и когда он ему приговорил отрубить руку,и вор сказал:"Я совершил это по предопределению Аллаhа",и Умар сказал:"Зачем мне отрубать руку,если ты совершил по предопределению Аллаhа и по предопределению Аллаhа мы отрубим тебе руку"