Поэтому Аллаh говорит: «Так остерегайтесь же огня,который приготовлен для неверных»
4.Вера во всё то,что будет после смерти:
-испытание в могиле,вопросы,которые будут задаваться умершему человеку;про его религию,про его пророка,Господа,и сказано: «И Аллаh подкрепит тех,которые веровали в этот момент твердым словом»,т.е он твердо скажет:"Мой Господь-Аллаh,моя религия ислам,мой пророк Мухаммад(салалЛаhу алейхи уа салям)".Что касается несправедливых и кафиров то они скажут:"Ой,я не знаю",мунафик и тот,который сомневался скажет:"Я не знаю,слышал люди что-то говорят"
-вера в мучение и наслаждение в могиле
Мучения в могиле из несправделивых,мунафиков,кафиров.Аллаh говорит в Къуране,как док-во на мучение в могиле: «Если бы ты видел,как несправедливые,когда они находятся в пучине смерти,ангелы протягивают им свои руки,изведите свои души.Сегодня вы получите воздаяние унизительное за то,что вы говорили на Аллаhа,то что не является истинной и возвеличиваются над нашими знамениями»[сура Скот]
Говорит Аллаh в Къуране: «Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!»
[Сура Гафир,Прощающий,46 аят]
Приводится хадис от Зайда ибн Сабита,что пророк(салалЛаhу алейхи уа салям)когда проезжал через сад,вдруг животное на котором он сидел,шарахнулось в сторону и испугалось,пророк(салалЛаhу алейхи уа салям)спросил:"Что здесь?",сказали,что там похоронены люди,тогда пророк(салалЛаhу алейхи уа салям)сказал:"Если бы вам не надо было закапывать друг друга в землю я просил бы у Аллаhа, чтобы дал вам услышать могильное мучение, то что я слышу оттуда». Потом он повернулся к нам лицом и сказал: «Прибегайте к Аллаhу от могильного наказания». Они сказали: Мы прибегаем к Аллаhу от могильного наказания». Он сказал: «Прибегайте к Аллаhу от наказания огня (ада)». Они сказали: «Мы прибегаем к Аллаhу от наказания огня». Он сказал: «Прибегайте к Аллаhу от фитн (смуты) от явного и от скрытного». Они сказали: «Мы прибегаем к Аллаhу от смуты, от явного и от скрытого». Он сказал: «Прибегайте к Аллаhу от смуты Даджала». Они сказали: «Мы прибегаем к Аллаhу от смуты Даджала»(сахих Муслим)
Что касается наслаждения в могиле Аллаh говорит в Къуране:«Те,которые сказали: «Наш Господь Аллаh,а потом держались прямо нисходят к ним ангелы в то время,как забирают их души и говорят: «Не бойтесь и не печальтесь,и получите радостную весть о рае,который вам обещан»
И говорит Аллаh: «И вот когда душа доходит до горла а вы в этот момент смотрите на человека,который умирает Мы в этот момент ближе к этому человеку,чем вы,но вы не видите это.Если вы правдивы,тогда попробуйте верните его обратно.Если он был из приближенных к Аллаhу,тогда ему наслаждение,ароматы,сады благодати»[Сура Вакиа]
Док-во из сунны,достоверный хадис Когда верующий человек успешно ответит на впросы ангелов,тогда Аллаh скажет:"Постелите ему ложе из рая,откройте ему из могилы дверь в рай на дальность его взора"
Плоды веры в Последний День:
1.Она дает человеку стремление,стимул поклоняться Аллаhу,стремиться к Его награде
2.Дает страх перед наказанием могилы и ада
3.Дает успокоение человеку,когда он теряет что-то в этом мире или что-то не получает,он переносит это спокойно,потому что знает,что это все временно,воздаяние он получит там,а не здесь.
Кафиры(неверные)отрицают воскрешение,говорят это невозможно,эти слова ложные и опровергаются шариатом,ощущениями,чувствами человека и разумом.
Что касается шариата Аллаh говорит:«Утверждают те,которые неверуют,что они не будут воскрешены.Нет,скажи: «Клянусь моим Господом,будете воскрешены и будет вам сообщено,что вы совершали и это для Аллаhа очень просто»
Все небесные писания единодушны в том,что будет воскрешение.
Что касается ощущений,то что постигается органами чувств,то что люди видели или слышали то в этом мире Аллаh Субхана уа Тааля показывал людям,как Он оживлял мертвых,только в суре Бакара 5 примеров того,как Аллаh оживляет умерших:
1ый пример: история народа Мусы(алейхи уа салям),который сказал:«Мы не уверуем в тебя,Муса пока не увидим Аллаhа открыто" И поразила вас молния,потом Мы оживили вас после вашей смерти.Может вы будете благодарны",тогда Аллаh умертвил их,потом оживил.
2ой пример: история сынов Исраиля,когда они убили одного человека из них и потом племена начали спихивать вину друг на друга,говорит Аллаh: «А вот вы убили человека,потом начали вину бросать друга на друга.Аллаh Он выводит то,что вы скрываете.И Мы сказали ему тогда:"Зарежте корову,ударьте его частью этой коровы.Так Аллаh оживляет мертвых",т.е когда ударили мертвого этой коровой,прнесенной в жертву Аллаhу,он ожил и показал на убийцу.»
3ий пример:история о народе,который вышел из своей страны,из своего города,боясь смерти,их было тысячи,Аллаh Субхана уа Тааля умертвил их,а потом оживил: «Видел ли ты тех,которые вышли из своего города из своей страны.Их было тысячи(в тафсирах приводятся разные цифры,сказано 4 000,в другом сказано 40 000).Они вышли из города боясь смерти.Аллаh сказал им: «Умрите»,потом оживил их.Поистине Аллаh Обладатель милости для людей,но большинство людей неблагодарны»
По версии Ибн Аббаса сказано,что там началась эпидемия в городе и они вышли оттуда,чтобы избежать смерти и как знамение им Аллаh умертвил, потом оживли их.
4ый пример:история про человека,который проходил мимо селения,которое уже давно погибло и люди проживающие в нем,и у него возникло сомнение как Аллаh может оживить это всё и тогда Аллаh умертвил его самого,а потом воскресил его через 100 лет и спросил: «Сколько ты пробыл?»,Он сказал: «День или часть дня»,Аллаh сказал: «Нет,посмотри на свою еду,свое питье они не испортились,посмотри теперь на осла своего,остались одни кости от него и теперь Мы сделаем тебя знамением последующим поколениям,посмотри на кости,на осла,как Мы поднимаем и соединяем эти кости,а потом как одеваем их мясом».Когда он это все увидел,он сказал:«Я знаю,что Аллаh Всё может»
5ый пример:история Ибрахима(алейхи уа салям) когда он сказал: «О,Господь,покажи мне как Ты оживляешь мертвых.Аллаh говорит ему: «Разве ты не уверовал?»,он сказал: «Нет,но чтобы сердце мое больше успокоилось»,т.е была ли у Ибрахима убежденность в воскрешении после смерти?Да было,но он попросил,чтобы от очевидной веры перейти к видению,не потому что он сомневался в воскрешении.Тогда Аллаh сказал ему: «Возьми четырех птиц,расщепи их на мелкие части,потом положи на 4 далекие горы,а потом позови из к себе.Когда он это сделал,птицы прилетели к нему и «Знай,что Аллаh Мощный,Могущественный,Мудрый».
В суре Мариам док-во про то,как Иса ибн Мариам оживлял мертвы и т.д
Что касается док-во акъля(разума),то тут можно рассматривать с двух асспектов:
во-первых,Аллаh Тот,Кто создал небеса и землю и все что на них,создал их изначально,Тот Кто способен это создать изначально,разумеется сможет создать и еще раз,т.е это несомненно.
Поэтому Аллаh говорит: «Тот Который первый раз создает творения,потом еще раз это создает и Ему это еще легче.Как создаем первый раз,так создадим и еще раз.Это обещание от Нас,Мы Совершающие»
Или приводится история по причине которой был ниспослан аят из суры Йа Син,когда пришел неверный к пророку Мухаммаду(салалЛаhу алейхи уа салям)с костями и сказал:"Кто оживит эту кость,ты говоришь Аллаh оживит?",пророк (салалЛаhу алейхи уа салям) сказал:"Да,оживит,умертвит тебя,потом оживит,а потом введет тебя в огонь".И об этом говорится в суре Йа Син: «Скажи: «Оживит эти кости Тот,Кто создал это первый раз и Он знает о каждом творении»
во-вторых,док-во разума это мертвая земля на которой нет ничего,ни дерева,ни трав,поэтому Аллаh посылает дождь и начинают из нее произрастать растения,злаки,травы,т.е Аллаh Мощен над тем,чтобы создать,оживить мертвую землю,также и мертвых.
Те,которые отрицают воскрешение заблудшие,другое заблуждение это люди,которые отрицают мучения в могиле,говорят,что это противоречит разуму,это невозможно,потому что это противоречит реальности,они говорят:"Если разрыть могилу и увидеть мертвого,то он лежит также как и был,нет ни сужения,ни расширения могилы,ничего этого нет".Подобные заявления лживы,несостоятельны,отвергаются шариатом,ощущениями и разумом.
В сахих аль-Бухари передается хадис от Ибн Аббаса(радиАллаhу анха),что пророк Мухаммад(салалЛаhу алейхи уа салям)однажды вышел в один из садов,которые были вокруг Медины и проходя мимо двух могил ансаров и услышал оттуда голоса мучений в этих двух могилах и сказал:"Поистине они мучаются и мучаются не из-за большого,один из них не оберегался от мочи,второй сплетничал…".
Есть 2 тафсира:
1.Либо нетяжело это было оставить им,т.е легко оставить им
2.Или они это видели небольшим грехом перед Аллаhом
Пророк(салалЛаhу алейхи уа салям)сказал:"Сплетник не войдет в рай",поэтому салафы говорили:"Если кто-то тебе говорит о ком-то что-то знай на 100%,что он и о тебе идет и говорит другому,поэтому будь осторожен".
Приводится такая история,что продавался раб на базаре и человек,который продавал его кричал:"У вот этого раба практически нет никаких недостатков,но есть только один -он любит ходить и распространять намима(сплетни)между людьми",и один человек проходил на рынке,услышал это и подумал:"Ну что такого,любит разговоры ничего",купил его и привел к себе в дом.Этот юноша,раб пришел через какое-то время к хозяйке,жене и говорит:"Знаешь,хозяин хочет жениться еще раз,взять еще одну жену или хочет взять наложницу,значит он тебя не любит,ты возьми бритву ночью пока он будет спать и отстреги его бороду,сделай так,может он потом не женится".Потом пошел к хозяину и говорит:"Ты знаешь твоя жена завела дружка,она хочет избавиться от тебя,чтобы выйти за него замуж и вот смотри,будь внимателен ночью,может она возьмет и тебя прирежет".Потом когда ночью хозяин спал,его жена взяла бритву и начала брить его и он увидел,что она поднесла бритву к его шее,схватил ее и убил на этом месте,разгневавшись,потом пришла эта семья и убила его.Потом началась война между двумя племенами.Из-за этого раба,который любил сплетничать получилось такое.
“..и после этого пророк(салалЛаhу алейхи уа салям)посадил две веточки возле могил и сказал:"Может быть это облегчит их страдание,пока они не высохнут".Это не означает,что мы тоже должны сажать веточки возле могил,это было из особенностей пророка(салалЛаhу алейхи уа салям),то что он знал сокровенное,если мы будем так делать это будет не из его сунны.
Док-во из ощущений:можно увидеть,как человек,который спит видит себя в большом,просторном месте,в котором наслаждается,а иногда видит себя в узком месте,в котором ему больно и от боли просыпается,хотя он находится в своей комнате.Сон-брат смерти,поэтому Аллаh в Къуране назвал сон смертью,Он говорит: «Аллаh упокаивает душы во время смерти,а та которая не умирает во время сна.Потом удреживает ту душу,которой он предписал смерть,а ту другую возвращает обратно»[Сура Зумур]
Довод разума:мы знаем,что человек,который спит он видит сон,который может быть реальностью,например видит пророка(салалЛаhу алейхи уа салям),если он видит пророка(салалЛаhу алейхи уа салям) в истинном облике, потому что тот кто его видит нет в этом сомнений,шайтан не может приобрести его облик,ты должен видеть именно в его облике,потому что если ты видишь человека без бороды и он говорит:"Я пророк",это значит,что он не пророк,сообразно его описанию.Те,которые говорят:"Вот мы открыли могилу и ничего там не увидели,мертвый лежит так как был",то это неверно:
во первых,потому что нельзя шариату возражать подобными,слабыми доводами,которые неимеют никакого основания,если человек хоть немного подумает над своими словами,то подумает несостоятельность своих сомнений.Как говорят:"Сколько людей,которые порицают какое-то правильное слово,а проблема в его неправильном понимании".
во-вторых,потому что то что происходит в могиле это из вещей,относящихся к скрытому,которое невозможно постичь ощущениями.Если это можно было бы услышать или увидеть,тогда пропал бы смысл веры в скрытое,тогда все бы верили и кафиры и верующие.
в третьих,то что происходит в могиле:расширение или сужение,наслаждение или мучение,это постигает сам мертвый ,а другие не постигают.
Когда к пророку(салалЛаhу алейхи уа салям)приходили откровения,ангелы,Джибриль(алейхи уа салям) приходил к нему,разговаривал с ним,пророк(салалЛаhу алейхи уа салям)видел и слышал его,а сподвижники ничего не видели и не слышали.
Или пример,пророк(салалЛаhу алейхи уа салям)говорил:"Если у вас упал кусочек еды на пол,то сразу возьмите его,очистите и съеште,потому что иначе это съест шайтан",это истина шайтан ест это,но мы не видим это,шайтан есть его в другом скрытом измерении.
в четветрых,способность постичь,которая дана людям очень ограничена.Мы не можем все существующее постигать,Аллаh говорит: «Каждая вещь делает тасбих Аллаhу,но вы не понимаете,вы не ощущаете это».
Тоже самое джинны,шайтан,которые ходят вокруг,когда едим,спим,но мы это не видим.И Аллаh говорит в Къуране: «О сыны Адама,пусть не искусит вас сатана,так как Он вывел ваших родителей из рая,сняв с них их одежду,чтобы показать их срам.Он и его племя видят вас,оттуда откуда вы их не видите.Мы сделали шайтанов близкими к тем,кто не верует»[сура Араф],т.е если человек не способен постичь все что происходит,то нельзя отрицать,то что твердо сообщено пророком(салалЛаhу алейхи уа салям).Что касается азабуль кабр(мучения в могиле)то это достоверная сунна,переданная от многих сподвижников пророка(салалЛаhу алейхи уа салям) и в это обязательно нужно верить.
Лекция№8