Уа мин ас суна: «Ля’анаЛлаhи ман thабаха лигъойриЛляh»
из сунны слова пророка(салЛалаhу алейхи уа салям):"Проклял Аллаh того,кто сделал къурбам не для Аллаhа"
Уа далилю ан наthр къаулюху: «Йуфуна биннаthри уа йахъафуна йаумаан кяна шарруху мустатир»[Суратуль аль инсан]
Док-во назр(обета):«Они выполняют свои обеты и боятся дня,зло которого ужасно»[Человек,7],итак это слова шейха.
Шейх приводит разные виды поклонения и доводы на них.
"А кто делает ду'а наряду с Аллаhом кому-то другому божеству,то нет у него на это довода,поистине расчет его у Его Господа,поистине не обретут счастья неверные",т.е тот,кто направит какой-то ибадат не к Аллаhу,такой человек является мушриком,кафиром,совершает ширк и большой куфр,который выводит человека из религии.Что такое ширк?Это взять равного вместе с Аллаhом,придать Ему ровню.Начиная читать Къуран в начале мы не найдем ни одного приказа,пока не дойдем до этого аята.Говорит Аллаh в суре аль Бакара:«О,люди,поклоняйтесь вашему Господу» это первый приказ в Къуране,больше ничего нет.Первый запрет: «Не придавайте Аллаhу равных,когда вы знаете,что Тот,Который сделал землю для вас ложем и низвел с небес воду для пропитания вам».Итак,сделать Аллаhу ровню в том что заслуживает только Аллаh,в правах Его:либо словом,либо действием всё это есть ширк.Все виды поклонения,которые привёл шейх все они входят в понятие ибада.
"...нет у него доказательства..."Что это означает?Люди,которые взывают наряду с Аллаhом Субхана уа Тааля,не имеют никакого знания от Аллаhа,всё это без знания."Илляhа",в этом аяте без артикля "аль", накира в контексте условия:"А кто взывает то..."когда накира,т.е в неопределенном состоянии находится существительное,оно дает значение всеобщности,т.е любой илляh,кто бы ни был,к кому бы ни взывали все равно нет бурхана(довода),значит всё к чему он взывает помимо Аллаhа,он не имеет на это знание или довода,делает это по своей преступности.Если сказать здесь:"А кто взывает наряду с Аллаhом другому богу,у него нет доказательств",это не означает,что там есть какие-то другие божества на котрых есть довод. Обратное тут не возьмешь.Док-во того,что это куфр в этом же аяте: «Поистине не обретут счастья кафиры»,это указывает на то,что дуа не к Аллаhу-куфр,который выводит человека из ислама.Ученые давали несколько классификаций ширка,но эти классификации противоречат одной другой,т.е в конечном итоге они означают одно и тоже,просто подход разный.Среди классификаций некоторые ученые когда классифицируют ширк,говорят что ширк бывает: явный и тайный.Другая классификация:малый и большой.Другая:малый,большой и скрытый.
1ая классификация:явный и скрытый.Явный ширк бывает малым и большим,пример явного ширка-это къурбам не Аллаhу или сделать истигаса не к Аллаhу.Явный малый ширк-это клятва не Аллаhом Субхана уа Тааля.Скрытый ширк бывает большой и малый. Скрытый ширк, большой-это большое лицемерие,когда люди скрывают ширк,а показывают ислам.Скрытый малый ширк- это рийа(показуха),например человек украшает свой намаз,подольше находиться в суджуде.Можно сказать,что большой ширк бывает скрытым и явным,малый ширк бывает скрытым и явным.
Значит всё про что можно сказать,что оно есть ибада,всё что подходит под это определение,если оно направляется не к Аллаhу Субхана уа Тааля,значит это есть ширк,куфр(взывать к мертвым или скрытый страх,истигаса мертвым).
Кто-то может спросить почему шейх привел это док-во для всего что он назвал:«А кто делает ду'а наряду с Аллаhом кому-то другому божеству,то нет у него на это довода,поистине расчет его у Его Господа,поистине не обретут счастья неверные»,ведь здесь идет речь о ду'а....Потому что ду'а это мост к поклонению,хадж-это деь арафа, или ду'а бывает 2ух видов:ду'а ибада и ду'а массаля.Если есть какой-то аят или хадис, где речь идет о ду'а,если там нет указания на то что здесь имеется в виду тот или иной вид ду'а,значит нужно понимать,что в этом аяте речь идет о обоих видах ду'а.Значит этот аят включает все виды ибада,а не только ду'а.
После этого шейх переходит к разбору конкретных видов поклонения,разъясняет что каждое действие органом или сердцем является поклонением,и это нельзя относить кому-то кроме Аллаhа.Упоминает вначале хауф(страх),раджа(надежда)рагба(отчаяние),смирение,тавакуль(упование),къурбам,назар(обет).
Если человек скажет:"А какое док-во на то,что он сказал здесь,что будет куфр если направлять что-то из поклонения не к Аллаhу Субхана уа Тааля,шейх отвечает на этот вопрос приводя доводы двух видов:
1.Это такие доводы,которые являются общим видом,т.е доказать что это действие является ибада,например,что скрытый страх или надежда является ибада,т.е доказать что тот или иной вид есть поклонение,а если докажешь,что это поклонение,тогда возращаешься к общему доводу: «Поистине места поклонения принадлежат Аллаhу,не взывайте ни к кому кроме Аллаhа.»
2.Хасс-частный довод,что каждый вид поклонения,на него есть конкретный довод,что если направлять какое-то поклонение не к Аллаhу,то это есть куфр,ширк.Люди,требующие знания должны обращать на это внимание,когда приводят аргументы людям,у которых есть заблуждение, суеверие или поклонение могилам и т.д,чтобы использовать разнообразные виды доводов(частные,общие).Потому что когда доводы разнообразные,это более убедительно.
Итак шейх начинает приводить доводы на каждый вид поклонения, который он привел.
1ый-хауф(страх).Сначала общий довод:«Не бойтесь их,а бойтесь Меня,если вы верующие»[Сура Аль-Имран].Отсюда делается вывод,что страх не перед Аллаhом Субхана уа Тааля, он запрещен,а страх перед Аллаhом приказан.Если Аллаh приказывает бояться Его, значит можно сказать,что страх это ибада.Потому что ибада это всё что любит и приказано Аллаhом.Раз Он приказывает это в шариате,значит Он это любит и это Ему угодно,а раз это полконение значит возращаемся к общему доводу:«Поистине места поклонения принадлежат Аллаhу,не взывайте ни к кому кроме Аллаhа».
Здесь есть и частный довод:"...бойтесь Меня,если вы верующие", Аллаh ставит условие имана страх перед Ним,это указывает,что страх,этот вид поклонения принадлежит Ему.
Какой страх,который у нас должен быть только перед Аллаhом,который принадлежит только Ему?
Страх бывает 3ех видов:
1.Хауф ас сирх(Тайный страх,внутренний).Это когда человек боится не Аллаhа, а кого-то другого в вещах на которые способен и мощен только Аллаh.Например:боится,что тот кого он боится причин ему какой-то вред или обрушит какое-то несчастье,что в силах находится только у Аллаhа Субхана уа Тааля.Если например испугался человека с ружьем то здесь есть внешняя причина,что он выстрелит в него. А здесь нет внешных причин, они неясны внешние механизмы.В таком случае это будет запрещенный страх, потому что всё принадлежит только Аллаhу,Он есть Царь,Владыка,Он над каждой вешью Мощен,и Он посылает кому пожелает благо,кому пожелает зло.Поэтому человек должен бояться только Аллаhа,что Он может покарать его.Что касается мушрикам,то они посвящают этот скрытый страх,своим божествам и боятся их своим тайным страхом,что они причинят им какой то вред.Причем это невидимый страх,он сидит и боится,если он как-то оскорбил божество или умолил его достоинство, или не донес,что оно может послать ему какое-то несчастье. Этот страх сидит у него в сердце и он явлется поклонением,которое нужно посвящать только Аллаhу Субхана уа Тааля.Сегодня это идолы в виде могил,они очень сильно боятся своих аулия,святых,что если они что-то не додадут им или вовремя не сходят на могилу,или не сделают къурбам во время,то они пошлют им несчастье,наказание.Этот страх явялется ширком.Приводит шейх реальный случай,который рассказал ему его ученик,что когда они были в Египте,в известной провинции Къанта, известна тем,что в ней находится могила Аль-Бадауи-это человек,которого считают святым(Аллаh аълям были ли он таким),они возвеличивают его очень сильно,вплоть до того,что придают ему атрибуты,которые принадлежат только Аллаhу.И когда этот ученик ехал через эту провинцию, один мальчик подошел к нему и начал просить садакъа(милостыню),шейх дал ему денег, мальчик начал клясться Бадауи(Во имя Бадауи дай мне больше или Клянусь Бадауи дай мне больше)тогда этот ученик попросил отдать денег,мальчик отдал их,думая,что ученик даст большую купюру,он взял и сказал,что не даст больше ничего,потому что ты клянешься Бадауи,а клясться кем-то кроме Аллаhа это ширк,на этом закончилось.Водитель,который вел эту машину,увидел эту картину и лицо его изменилось и он начал говорить:"Рустуф,рустуф,рустуф....",т.е прости,покрой,не накажи.И этот человек спросил:"К кому ты взываешь?" Он говорит:"Ты сейчас унизил Бадауи своим отказом дать садакъа когда просили его именем и ты сказал,что это харам,поэтому мы сейчас заслужили того,что Бадауи покарает нас и пошлет какое-то несчастье,потому что мы его унизили",т.е в сердце этого водителя тайный страх,и говорит,что ехали 100км и он все эти 100 км не переставал лепетать:"Не накажи,не накажи...",боялся,что не доедет,когда этот ученик шейха приехал к месту,он говорит:"Ну что,где тот,который сказал,что нас накажет,где наказание?" И водитель вздохнул с облегчением и сказал:"Поистине Бадауи добрый,основа его,что он добрый и кроткий и он не спешит с наказанием",т.е это пример того,как человек привязывает свое сердце не к Аллаhу Субхана уа Тааля. Люди,поклоняющиеся могилам, имеют тайный страх не перед Аллаhом,а перед своими аулия.Подобный страх указывает Аллаh в суре аль-Анам(Скот)словами пророка:«Как я буду бояться того, кого вы придаете в сотоварищи в то время как вы не боитесь придавать Аллаhу в сотоварищи,то о чем Он не ниспосылал никакого знания»
Они боялись своих божеств, так как принадлежит бояться только Аллаhа Субхана уа Тааля.Их сердца так привязаны к своим божествам,что они боятся их этим страхом. Поэтому Нух(алейхи уа салям)когда призывал свой народ к таухиду в суре Худ они ему сказали:«Мы скажем только одно,тебя коснулись наши боги злом»,т.е они так помутили твой разум,наказали сумасшествием,что ты ходишь и призываешь к таухиду,они бояться своих божеств,что они могут причинить им какой-то вред.
2.Естественный вид страха,в основе которого лежат видимые причины.В них есть то,чего действительно боится человек.Так Аллаh создал человека.Например:человек боится зверя,который на него бежит или несправедливого правителя,который причинит ему какой-то вред.Этот страх разрешен.
3.Запрещенный вид,который не является ширком.Например:человек боится выполнять то,что возложил на него Аллаh, боясь людей.Например:сидит человек на собрании среди людей,настало время молитвы,и он боится встать и пойти совершить намаз.Или когда у него есть возможность остановить мункар,или пример,который приводит шейх:Аллаh Субхана уа Тааля хвалит сподвижников,когда произошла битва при Ухуде,и сподвижники потерпели поражение,после этого дошел слух,что Абу Суфьян снова возращается со своими отрядами,чтобы покончить с мусульманами.Тогда пророк(салЛалаhу алейхи уа салям)направил группу муслульман навстречу и Аллаh говорит об этом,хваля сподвижников:"«…тем, которым люди говорили: «Поистине, собрались против вас люди, бойтесь же их!», – (однако) это (лишь) прибавило им веры, и они сказали: «Достаточно нам Аллаhа, Он – Прекрасный Покровитель!"[Семейство Имрана].
Этот страх,когда правитель посылает верующих для сражения с кафирами-нельзя ослушиваться правителя,в таком случае усердие на пути Аллаhа является уаджибом и в таком случае страх является запрещенным.
2.Раджа(надежда). Шейх приводит док-во:"А кто надеется на встречу со своим Господом,то пусть совершает праведные деяния и не придает своему Господу в поклонении сотоварищей"[Сура аль-Кахф]