Пост вместо обряда жертвоприношения
Положение 932: Если паломник не способен совершить обряд жертвоприношения, то есть он не будет иметь жертвенное животное и денег на его приобретение, то он должен совершить пост в течение десяти дней. Три дня из десяти он должен поститься во время пребывания в Мекке и семь дней после возвращения домой.
Положение 933: Если паломник способен взять в долг и это не составит для него особого труда, то он должен занять деньги и приобрести на них жертвенное животное.
Положение 934: Если паломник будет иметь возможность продать некоторые из своих предметов, отсутствие которых не вызовет трудностей во время его пребывания в Саудовской Аравии, то он должен продать их, а на вырученные деньги приобрести жертвенное животное.
Положение 935: Три дня поста, которые паломник должен совершать во время пребывания в Мекке, он должен последовательно совершить 7-ого, 8-ого и 9-ого зуль-хиджа (согласно обязательной предосторожности). Ему не следует начинать совершение трехдневного поста до 7-ого зуль-хиджа.
Положение 936: Если по каким-либо причинам паломник не сможет совершить пост 7-ого зуль-хиджа, то он должен будет поститься 8-ого и 9-ого зуль-хиджа, и еще один день после возвращения из Мины в Мекку.
Положение 937: Запрещается совершать трехдневный пост в Мине в дни, называемые ташрик (10-ое, 11-ое и 12-ое зуль-хиджа). В эти дни запрещается совершать пост всем мусульманам, находящимся в Мине, даже тем, кто не совершает хадж.
Положение 938: Если по каким-либо причинам паломник не сможет совершить пост 7-ого и 8-ого зуль-хиджа, то ему не следует совершать пост 9-ого зуль-хиджа. В этом случае он должен будет совершить последовательный трехдневный пост после возвращения из Мины, и сделать это необходимо до окончания месяца зуль-хиджа.
Положение 939: Трехдневный пост паломник может совершать находясь в пути. Для этого ему необязательно приобретать намерение о пребывании в Мекке в течение десяти дней. Если паломник будет находиться в Мекке только один или два дня, то он может совершить пост в течение одного или двух дней в Мекке, а оставшиеся один или два дня находясь в пути.
Положение 940: Если после совершения трехдневного поста у паломника появится возможность совершить обряд жертвоприношения, то согласно обязательной предосторожности он должен будет заколоть животное. А если такая возможность появится у него до окончания трехдневного поста, то в этом случае он будет обязан совершить жертвоприношение.
Положение 941: Если паломник не совершит трехдневный пост и месяц зуль-хиджа подойдет к концу, то на следующий год он должен будет совершить обряд жертвоприношения в Мине. Если он не сможет сделать это сам, то должен будет нанять человека, который совершит этот обряд от его имени.
Положение 942: После совершения трехдневного поста в Мекке паломнику нужно будет совершить семидневный пост после возвращения домой. Согласно желательной предосторожности будет лучше совершить последовательный пост в течение семи дней.
Положение 943: Не дозволяется совершать семидневный пост в Мекке и в пути.
Положение 944: Если паломник имел возможность совершить пост в течение 10-ти дней, но покинул этот мир до совершения поста, то его наследник или опекун будет обязан возместить от его имени совершение трехдневного поста. А также согласно обязательной предосторожности должен будет возместить совершение семидневного поста.
Положение 945: После возвращения на родину необязательно совершать семидневный пост по месту своего жительства. Паломник может совершить его в другом месте при условии, что намерится пробыть там в течение десяти дней.
Положение 946: Если паломник не сможет совершить трехдневный пост в Мекке и вернется на свою родину, то в случае если месяц зуль-хиджа еще не подошел к концу он может совершить трехдневный пост на родине. Но в этом случае между трехдневным и семидневным постами должен быть промежуток времени, то есть нельзя совершать семидневный пост сразу же после окончания трехдневного.
Вопросы об обряде жертвоприношения
Вопрос 947: Если паломник без уважительной причины не совершит обряд жертвоприношения в праздничный день (10-ого зуль-хиджа), то в чем заключается его дальнейшая обязанность?
Ответ: Он может совершить обряд жертвоприношения до 13-ого зуль-хиджа, но нужно делать это днем, так как сомнительна верность закалывания жертвенного животного ночью.
Вопрос 948: Обязательно ли перед покупкой жертвенного животного осматривать его, чтобы убедиться в наличии всех необходимых условий?
Ответ: Если паломник предполагает, что животное является больным или не соответствует всем необходимым требованиям, то согласно предосторожности перед покупкой животного ему следует осмотреть его.
Вопрос 949: После совершения обряда жертвоприношения и выполнения последующих обрядов хаджа-таматту (или до их выполнения) паломник понял, что возраст животного был меньше необходимого. Какова его дальнейшая обязанность?
Ответ: В этом случае согласно обязательной предосторожности ему нужно будет заколоть другое животное.
Вопрос 950: Можно ли при обряде жертвоприношения использовать не железный нож, а нож, изготовленный из другого металла?
Ответ: При совершении обряда жертвоприношения, а также при закалывании животных в других случаях дозволяется использовать нож, изготовленный из другого металла.
Вопрос 951: В каком случае паломник должен совершать обряд жертвоприношения не в Мине, а у себя на родине?
Ответ: Если стечение обстоятельств не позволит использовать мясо жертвенных животных по назначению, и оно будет закопано или сожжено, как это произошло несколько лет назад, то паломнику не следует закалывать животное в Мине. В этом случае ему нужно отложить деньги, а затем приобрести животное в другом месте, например на своей родине, где будет возможность использовать мясо по назначению. Но в этом случае животное должно быть заколото до окончания месяца зуль-хиджа.
Также паломник может договориться со своими родственниками или друзьями, которые остались дома, что 10-ого зуль-хиджа они совершат от его имени обряд жертвоприношения до выполнения им обряда таксир.
В наше время паломник свободен в том, где совершать обряд жертвоприношения. Он может сделать это в Мине, а может сделать у себя на родине после возвращения из хаджа. Если он решит совершить обряд жертвоприношения на родине, то должен сделать это до конца месяца зуль-хиджа.
Вопрос 952: Если после перерезания двух шейных артерий, пищевода и дыхательного канала жертвенное животное все еще будет живо, и в это время отделить его голову от тела, то не является ли это запрещенным деянием?
Ответ: Нет, это не является запрещенным деянием. Однако лучше подождать пока душа животного покинет тело и только после этого отделить его голову.
Вопрос 953:Паломник с соблюдением всех правил закалывания перерезал жертвенному животному две шейные артерии, пищевод и дыхательный канал. Прежде чем отдать душу животное само повернулось в противоположенную от киблы сторону, а затем умерло. Считается ли верным совершенный обряд жертвоприношения?
Ответ: Да, совершенный обряд жертвоприношения считается верным, так как тело животного должно быть обращено передней частью к кибле только во время перерезания его горла.
Вопрос 954:Один из паломников был уверен в том, что если он заколет животное в Мине, то мясо животного пропадет и не будет использовано по назначению. Поэтому он не совершил обряд жертвоприношения 10-ого зуль-хиджа в Мине. После бросания камней в столб Акаба он совершил обряд таксир, а затем выполнил остальные обряды хаджа-таматту. В чем заключается его нынешняя обязанность относительно обряда жертвоприношения?
Ответ: Совершенный им хадж-таматту является верным. Но после возвращения на родину ему нужно будет совершить обряд жертвоприношения. Сделать это нужно до конца месяца зуль-хиджа. И если он не успеет совершить жертвоприношение до конца зуль-хиджа, то ему следует сделать это на следующий год 10-ого, 11-ого или 12-ого зуль-хиджа.
Вопрос 955: Если паломник будет знать, что мясо жертвенных животных, заколотых в Мине, не будет использовано по назначению и пропадет, то может ли он отдать в качестве милостныни деньги, предназначенные для приобретения животного?
Ответ: В этом случае ему не стоит совершать обряд жертвоприношения в Мине, но также ему не следует отдавать в качестве милостыни деньги, предназначенные для покупки жертвенного животного. Обряд жертвоприношения он должен будет совершить до конца месяца зуль-хиджа в другом месте, например у себя на родине.
Вопрос 956: В соответствии с фетвой аятоллы Макарема Ширази паломник может не совершать обряд жертвоприношения 10-ого зуль-хиджа в Мине, а может сделать это у себя на родине после возвращения из хаджа. А дозволяется ли ему 10-ого зуль-хиджа совершить обряд таксир и выйти из ихрама хаджа-таматту?
Ответ: Паломник может не совершать обряд жертвоприношения в Мине, а может совершить данный обряд у себя на родине до конца месяца зуль-хиджа. И в этом случае ему дозволяется совершить обряд таксир 10-ого зуль-хиджа.
Вопрос 957: По уважительной причине один из паломников не имел возможности самостоятельно выполнить обряд бросания камней в столб Акаба. Поэтому он нанял человека, чтобы тот выполнил данный обряд от его имени. Спустя какое-то время, думая, что тот человек уже выполнил бросание камней, паломник совершил обряд жертвоприношения и обряд таксир. Но затем оказалось, что тот человек все еще не выполнил бросание камней. Являются ли верными совершенные самим паломником обряды жертвоприношения и таксир?
Ответ: Да, они являются верными и нет необходимости в их повторном совершении.
Вопрос 958: Один из паломников выполнил обряд жертвоприношения от имени своей супруги и друга, которые также совершали хадж-таматту, но которые не поручали ему делать это. Однако он уверен в том, что если скажет им о совершенном обряде жертвоприношения, то они будут довольны тем, что он уже заколол животных от их имени. Правильно ли совершать обряд жертвоприношения от имени человека, который не поручал делать этого?
Ответ: Нет неправильно, даже если потом тот человек даст свое согласие на совершенное от его имени жертвоприношение. Совершать жертвоприношение от имени другого человека дозволяется лишь тогда, когда он сам поручит кому-либо сделать это.
Вопрос 959: Один из паломников не мог самостоятельно совершить обряд жертвоприношения, поэтому он поручил совершение данного обряда своему земляку. Однако тот забыл сделать это и вспомнил об этом уже будучи на своей родине. Какова обязанность паломника?
Ответ: Его хадж является верным, но он должен совершить обряд жертвоприношения. Если месяц зуль-хиджа еще не закончился, то ему следует заколоть жертвенное животное у себя на родине. Если же месяц зуль-хиджа подошел к концу, то ему следует заколоть жертвенное животное на следующий год 10-ого, 11-ого или 12-ого зуль-хиджа.
Вопрос 960: Скажите, дозволяется ли паломнику, который еще не совершил обряд жертвоприношения от своего имени, совершить данный обряд от имени другого паломника?
Ответ: Да, дозволяется.
Вопрос 961: Что вы можете сказать относительно сегодняшних мест закалывания животных, которые находятся за пределами Мины?
Ответ: Действительно, сегодня особые места, предназначенные для закалывания животных, находятся за пределами Мины. Однако паломникам дозволяется закалывать там животных и их обряд жертвоприношения будет верным. И как уже было сказано ранее, паломники могут совершить обряд жертвоприношения у себя на родине после возвращения из хаджа. Но сделать это нужно до конца месяца зуль-хиджа.
Вопрос 962: Бумажник с деньгами одного из паломников был украден в Мекке. После обращения в полицию вор был найден, у него были конфискованы деньги, которые были возвращены пострадавшему паломнику. Ответьте, дозволяется ли этому паломнику покупать жертвенное животное на эти деньги?
Ответ: Если он уверен в том, что это его собственные деньги, то дозволяется. В ином случае верность приобретения на них жертвенного животного будет сомнительна.
Вопрос 963: Дозволяется ли приобретать жертвенное животное на деньги, которые облагаются хумсом, но хумс с которых не был выплачен?
Ответ: Согласно обязательной предосторожности не дозволяется.
Шестой обряд: Обряд таксир
Положение 964: Шестым обязательным обрядом хаджа-таматту является обряд таксир. То есть после обряда жертвоприношения паломник обязан подстричь некоторое количество волос или побрить голову и совершением этого действия выйти из ихрама. После завершения этого обряда на паломника перестают действовать запреты ихрама, кроме запрета на вдыхание ароматных запахов и интимную близость с супругой.
Положение 965: Если паломник совершает хадж в первый раз, то согласно желательной предосторожности будет лучше, если при совершении обряда таксир хаджа-таматту он побреет голову. При совершении хаджа в последующие разы паломник может побрить голову, а может подстричь часть волос.
Положение 966: Если паломник при совершении обряда таксир будет брить голову, то согласно предосторожности ему следует побрить всю голову, а не ограничиваться бритьем лишь части головы.
Положение 967: Паломник может подстричь часть волос с головы, бороды или усов при помощи любого приспособления, однако не дозволяется вырывать волосы. Согласно обязательной предосторожности при совершении обряда таксир не следует ограничиваться только подстриганием ногтей.
Положение 968: Бритье головы при совершении обряда таксир относится исключительно к мужчинам, женщинам запрещается делать это. Женщинам необходимо подстричь часть волос и этим выйти из ихрама.
Положение 969: Обряд таксир относится к богослужениям, поэтому он должен совершаться ради Аллаха с искренним намерением приблизиться к Его милости. Если при совершении обряда таксир в намерении паломника будет присутствовать лицемерие, то данный обряд будет аннулирован и ему не станут дозволены запреты ихрама.
Положение 970: При совершении обряда таксир паломник может подстричь волосы на голове, а может подстричь на лице, то есть подстричь усы или бороду. Если он не имеет волос ни на голове, ни на лице, то ему следует пройтись бритвой по голове и после этого состричь некое количество ногтей. А если он не имеет и ногтей, то тогда достаточно пройтись бритвой по голове.
Положение 971: При совершении обряда таксир брить бороду запрещено, ее можно лишь подстричь.
Положение 972: Сомнительна верность обряда таксир, при совершении которого паломник ограничился подстриганием волос из подмышек или других частей тела, кроме головы и лица.
Положение 973: Местом совершения обряда таксир в хадже-таматту является Мина и не дозволяется без уважительной причины совершать обряд таксир в других местах.
Положение 974: Согласно предосторожности обряд таксир необходимо совершать днем 10-ого зуль-хиджа, несмотря на то, что дозволяется откладывать его совершение до конца 12-ого зуль-хиджа. Следуя обязательной предосторожности не дозволяется совершать обряд таксир ночью.
Положение 975: Совершаемые в Мине три обряда хаджа-таматту паломник обязан совершать в следующем порядке. Сначала он должен совершить обряд бросания камней в столб Акаба. Потом он должен совершить обряд жертвоприношения. И после этого он должен совершить обряд таксир.
Если по забывчивости или незнанию паломник совершит эти три обряда в ином порядке, то они будут верны. Даже если он умышленно совершит эти три обряда в ином порядке, то этим он согрешит, но совершенные им обряды все равно будут верны и ему не нужно будет приносить искупление.
Положение 976: Обряд таксир в хадже-таматту должен быть совершен до выполнения тавафа вокруг Каабы.
Если паломник умышленно выполнит таваф раньше обряда таксир, то после обряда таксир он должен будет еще раз выполнить таваф и помимо этого принести одну овцу в качестве искупления. Если паломник по забывчивости или незнанию выполнит таваф раньше обряда таксир, то согласно предосторожности после обряда таксир он должен будет повторно выполнить таваф, но в этом случае ему не нужно приносить искупление. А если паломник выполнит раньше и обряд саи, то также как и таваф он должен будет выполнить его еще раз, но ему не нужно приносить за это искупление.
Положение 977: Если по какой-либо причине паломник не совершит жертвоприношение 10-ого зуль-хиджа, то согласно обязательной предосторожности ему не дозволяется совершать обряд таксир и выходить из ихрама, а обряд жертвоприношения совершать только после этого. Ему необходимо соблюсти порядок совершения этих обрядов. Если он не соблюдет данный порядок и совершит обряд таксир раньше жертвоприношения, то этим согрешит, однако совершенные им обряды не будут аннулированы. Данное положение не касается паломников, которые решили совершить жертвоприношение у себя на родине. Напомним, что в наше время и при нынешних условиях паломники могут не совершать обряд жертвоприношения в Мине, а могут сделать это на своей родине.
Положение 978: Если паломник поручит совершение жертвоприношения другому человеку, то до тех пор, пока тот не совершит жертвоприношение, паломнику не дозволяется совершать обряд таксир. Если паломник будет думать, что тот человек уже совершил жертвоприношение и по этой причине совершит обряд таксир, а потом окажется, что жертвоприношение еще не было совершено, то совершенный обряд таксир будет верен и ему не нужно совершать его повторно. Обряд таксир будет верен, даже если после него паломник совершит последующие обряды хаджа-таматту.
Положение 979: Обряд таксир должен быть совершен в Мине. Если паломник умышленно или по незнанию, или же вследствии забывчивости не совершит обряд таксир в Мине, то он должен будет вернуться в Мину и совершить там обряд таксир. Если он не сумеет вернуться в Мину или это будет затруднительно для него, то ему нужно будет совершить таксир в том месте, где он находится и согласно обязательной предосторожности по возможности отправить подстриженные волосы в Мину. Подстриженные волосы желательно закопать в землю в Мине.
Положение 980: Иногда паломник знает, что если он побреет голову, то на его голове появится рана. А ранить собственное тело в ихраме противоречит предосторожности. В подобном случае паломнику нужно сначала подстричь небольшое количество волос, а уже затем побрить голову.
Положение 981: Паломнику необязательно совершать обряд таксир самостоятельно. Он может попросить об этом другого паломника, чтобы тот подстриг ему волосы или побрил голову. Другой паломник может быть и шиитом, и суннитом. В любом случае намерение о совершении обряда таксир должен приобрести сам паломник.
Положение 982: Если паломник решит подстричь волосы или побрить голову другому паломнику, то сначала он сам должен совершить обряд таксир и выйти из ихрама.
Вопросы об обряде таксир
Вопрос 983: Один из паломников совершил обряд таксир за пределами Мины и после этого завершил оставшиеся обряды хаджа. Затем он совершил умру-муфрада. Скажите, вышел ли он из ихрама хаджа? Является ли верной совершенная им умра-муфрада?
Ответ: Обряд таксир должен совершаться в Мине. Поэтому, если паломник умышленно совершил обряд таксир за пределами Мины, то он не вышел из ихрама хаджа и совершенная им умра-муфрада не является верной. Но если он совершил обряд таксир за пределами Мины по забывчивости или незнанию, то его обряд таксир верен, он вышел из ихрама и его умра-муфрада является верной. И если сможет, ему следует вернуться в Мину и подстричь волосы еще раз.
Вопрос 984: На сегодняшний день особые места для совершения жертвоприношения расположены за пределами Мины. Если паломники забьют там жертвенных животных и там же совершат обряд таксир, то будет ли это верным?
Ответ: Дозволяется забивать животных в новых местах совершения жертвоприношения, которые сегодня располагаются за пределами Мины, но обряд таксир необходимо совершать в Мине. Поэтому этим паломникам необходимо вернуться в Мину и совершить там обряд таксир.
Вопрос 985: Паломник совершал хадж в прошлом и в этом году. И оба раза он выполнил обряд таксир за пределами Мины. Какова его обязанность по отношению к обряду таксир?
Ответ: Ему следует вернуться в Мину и повторно выполнить обряд таксир. Совершение одного повторного обряда таксир будет достаточно для обоих хаджей.
Вопрос 986: В прошлом году я совершал хадж от имени другого человека. Думая, что граница между Вади Мухассир и Миной является частью Мины, я совершил там обряд таксир. В этом году я совершил обязательный хадж-таматту от своего имени и выполнил обряд таксир в Мине. Являются ли действительными совершенные мною два хаджа?
Ответ: Да, совершенные вами два хаджа являются действительными.
Вопрос 987: Один из паломников может совершить стояние на Арафате и пребывание на Муздалифе только в вынужденное время. А для выполнения остальных обрядов хаджа-таматту он вынужден нанять другого человека. Скажите, разрешается ли этому паломнику совершать обряд таксир за пределами Мины?
Ответ: Неправильно совершать обряда таксир за пределами Мины. Поэтому этот паломник должен совершить его в Мине, кроме случаев, когда он не будет иметь возможности отправиться в Мину.
Вопрос 988: Совершая в прошлом году хадж паломник выполнил жертвоприношение и обряд таксир за пределами Мины, и после совершения оставшихся обрядов вернулся в свою страну. В этом году он снова желает отправиться в Мекку и совершить желательный хадж. Какова его обязанность в отношении обряда таксир прошлогоднего хаджа?
Ответ: Ему следует повторно совершить обряд таксир в Мине и необязательно повторно совершать остальные обряды прошлогоднего хаджа.
Вопрос 989: В прошлом году паломник в первый раз совершил хадж от своего имени. В этом году он в первый раз собирается совершить хадж от имени другого человека. Должен ли он, совершая хадж от имени другого человека, побрить волосы при выполнении обряда таксир? Или же он может ограничиться только подстриганием волос?
Ответ: При выполнении обряда таксир паломник по своему усмотрению может побрить голову, а может подстричь волосы. Брить голову при совершении обряда таксир лучше тому паломнику, который совершает хадж в первый раз (согласно желательной предосторожности).
Вопрос 990: Если паломник, который решил заколоть животное в Мине, умышленно отложит совершение обряда жертвоприношения, то может ли он совершить обряд таксир? Или же обряд таксир необходимо совершать только после жертвоприношения?
Ответ: Обряд таксир необходимо совершать после жертвоприношения. Если же паломник совершит его до жертвоприношения, то его хадж будет верен, но этим он совершит греховный поступок.
Вопрос 991: Во время бросания камней в столб Акаба паломник потерял свои деньги. По этой причине он не может купить жертвенное животное и вместо обряда жертвоприношения он решил совершить пост (три дня в Аравии и семь дней после возвращения домой). Скажите, должен ли этот паломник совершать обряд таксир после окончания трехдневного поста? Или же он может совершить таксир 10-ого зуль-хиджа как остальные паломники, которые совершают в этот день обряд жертвоприношения?
Ответ: Да, это паломник может совершить обряд таксир 10-ого зуль-хиджа.
Вопрос 992: 10-ого зуль-хиджа после совершения обряда жертвоприношения я побрил свою голову, зная, что при совершении таксира необходимо побрить голову или подстричь волосы. Однако я не сказал, что брею голову для совершения обряда таксир и выхода из ихрама хаджа-таматту. Верен ли совершенный мною обряд таксир?
Ответ: Так как вы побрили голову, зная, что совершаете обряд таксир хаджа-таматту, то совершенный вами обряд таксир верен, даже если вы не произнесли намерение вслух.
Вопрос 993: Дозволяется ли побрить часть головы, а волосы на оставшейся части головы коротко подстричь машинкой для стрижки волос, а потом побрить и эту часть головы? Будет ли действительным совершенный таким способом обряд таксир?
Ответ: Будет лучше, если сначала вы коротко подстрижете волосы на всей голове, а затем при желании побреете голову.
Вопрос 994: Для совершения обряда таксир паломник решил побрить голову. Но после бритья части головы он передумал и решил выйти из ихрама подстриганием некоторого количества волос. Скажите, дозволяется ли это? Будет ли в этом случае верен обряд таксир и выйдет ли паломник из ихрама?
Ответ: Да, дозволяется. Обряд таксир будет верен и паломник выйдет из ихрама.