Пятый обряд: Жертвоприношение
Положение 894: Пятым обязательным обрядом хаджа-таматту является обряд жертвоприношения. Это второй после бросания камней обряд, совершаемый в Мине.
Лучшим животным для обряда жертвоприношения является верблюд, затем корова. Животным наименьшего размера, которое дозволяется закалывать при этом обряде, является овца. Для обряда жертвоприношения не дозволяется использовать иных животных, кроме упомянутых выше.
Положение 895: Совершение обряда жертвоприношения обязательно только для паломников, которые выполняют хадж-таматту. Для остальных мусульман совершение данного обряда необязательно.
Положение 896: Согласно обязательной предосторожности одно животное должно приноситься в жертву от имени одного паломника. Если несколько паломников будут способны принести в жертву лишь одно животное, то согласно предосторожности им нужно будет заколоть это животное и помимо этого совершить пост, заменяющий обряд жертвоприношения, о котором будет сказано в дальнейшем.
При совершении желательного жертвоприношения одно животное может быть заколото от имени нескольких человек.
Положение 897: Лучшим днем для совершения обряда жертвоприношения является 10-ое зуль-хиджа (праздник жертвоприношения). Однако не запрещается откладывать жертвоприношение до 13-ого зуль-хиджа. Но нужно делать это днем, так как сомнительна верность закалывания жертвенного животного ночью.
Положение 898: Если паломник по уважительной причине или даже умышленно не совершит обряд жертвоприношения до 13-ого зуль-хиджа, то он должен будет совершить его до конца месяца зуль-хиджа. А если он не сделает этого и до конца месяца, то на следующий год он должен будет нанять человека, который в эти же дни в этом же месте принесет живоное в жертву от его имени.
Положение 899: Обряд жертвоприношения относится к богослужениям. Поэтому он должен совершаться ради Аллаха с искренним намерением приблизиться к Его милости.
Согласно обязательной предосторожности обряд жертвоприношения должен совершаться после бросания камней в столб Акаба.
Положение 900: Наименьшим количеством животных, которых дозволяется приносить в жертву, является одна овца. Чем больше будет жертвенных животных и чем крупнее они будут, тем лучше. В хадисах сказано, что Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) принес в жертву сто верблюдов. Шестьдесят от своего имени и сорок от имени Имама Али (да будет мир с ним).
Положение 901: Если несовершеннолетний ребенок войдет в ихрам для совершения хаджа-таматту, то стоимость жертвенного животного должен заплатить его родитель или опекун.
Положение 902: При подаренном хадже (о котором было сказано в положениях 188 – 192) расходы на приобретение жертвенного животного должен оплатить человек, который оплачивает мусульманину совершение хаджа. Если он не оплатит расходы на обряд жертвоприношения, то совершение хаджа не станет для мусульманина обязательным. За исключением случаев, когда после возвращения из хаджа мусульманин будет иметь средства для обеспечения своих потребностей. В этом случае вместо обряда жертвоприношения ему нужно будет совершить пост.
Требования к жертвенному животному
Положение 903: Животное, которое будет заколото при совершении обряда жертвоприношения, должно отвечать следующим требованиям:
Первое: Если в жертву будет приноситься верблюд, то его возраст как минимум должен составлять пять лет, если корова, то два полных года, а если овца, то один полный год (согласно обязательной предосторожности).
Второе: Жертвенное животное не должно быть слепым, его глаза должны быть здоровы.
Третье: Уши жертвенного животного должны быть целы.
Четвертое: Животное не должно быть хромым, его лапы должны быть здоровы, однако допускается незначительная хромота.
Пятое: Внутренний рог животного не должен быть поврежден. Допускается повреждение внешнего рога.
Шестое: Согласно обязательной предосторожности животное не должно быть слишком старым.
Седьмое: Жертвенное животное должно быть здоровым и не должно быть больным.
Восьмое: Жертвенное животное не должно быть худым. Достаточно того, что люди скажут: «Это животное не является худым».
Девятое: В обряде жертвоприношения не должны использоваться кастрированные и оскопленные животные.
Положение 904: Если на ухе животного для отличительного признака буден сделан надрез или отверстие, или же для этой цели будет отрезана часть его уха, то это животное можно использовать в обряде жертвоприношения.
Положение 905: Если животное с рождения не будет иметь хвост, ухо или рог то в этом случае не запрещается закалывать его при обряде жертвоприношения.
Положение 906: Если паломник приобретет животное, на первый взгляд выглядящее упитанным, но после его закалывания станет понятно, что оно было худым, то совершенный обряд жертвоприношения будет верен.
Если паломник приобретет животное, думая, что оно является худым, а потом (до обряда жертвоприношения или после) станет известно, что оно упитанное, то обряд жертвоприношения также будет верен
Положение 907: Если паломник приобретет животное, на первый взгляд выглядящее здоровым и соответствующим всем необходимым требованиям, но после его закалывания (или после выплаты денег за животное, но до закалывния) станет понятно, что это животное с дефектами, то совершенный обряд жертвоприношения будет верен. Но согласно желательной предосторожности будет лучше, если паломник принесет в жертву другое животное.
Положение 908: Если паломник предполагает, что животное является больным или что оно не соответствует всем необходимым требованиям, то согласно предосторожности перед покупкой ему следует внимательно осмотреть животное.
Положение 909: Если после совершения обряда жертвоприношения у паломника возникнет сомнение, соответствовало ли животное всем необходимым требованиям или нет, было ли оно здоровым или нет, то ему не следует обращать внимание на возникшее сомнение.
Положение 910: Если паломник знал, что животное является худым, но не знал, что в обряде жертвоприношения нельзя использовать такое животное и поэтому заколол его ради Аллаха, а потом оказалось что животное было упитанным, то совершенный им обряд жертвоприношения является верным.
Положение 911: Если паломник был уверен в том, что животное является больным или с дефектами, но не знал, что нельзя использовать такое животное и поэтому заколол его ради Аллаха, а потом оказалось, что животное было здоровым, то совершенный им обряд жертвоприношения также является верным.
Положение 912: Если паломник не сможет найти животное, соответствующее всем необходимым требованиям, о которых было сказано в положении 903, то он может принести в жертву животное, которое не соответствует всем этим требованиям.
Положение 913: Если паломник совсем не сможет найти животное для обряда жертвоприношения, соответствующее всем необходимым требованиям или несоответствующее, то он может оставить достойному доверия человеку деньги для покупки животного, чтобы до окончания месяца зуль-хиджа тот совершил для него в Мине обряд жертвоприношения. Если тот не сможет сделать это в нынешнем году, то сделает на следующий. Если же паломник не сможет найти в Мекке достойного доверия человека, то на следующий год он может попросить паломников со своей родины, отправляющихся в хадж, совершить для него обряд жертвоприношения в Мине.
Положение 914: Необходимо сказать, что в наше время и при нынешних условиях паломники могут не совершать обряд жертвоприношения в Мине, а могут сделать это на своей родине после возвращения из хаджа. Но сделать это нужно до конца месяца зуль-хиджа.