Положения о запретах ихрама и искуплении
Положение 472: Если мусульманин, совершающий умру или хадж от имени другого человека, нарушит какой-либо запрет ихрама, который влечет за собой выплату искупления, то выплатить искупление должен будет он сам. Нанявший его человек не обязан выплачивать искупление.
Положение 473: Иногда паломник по забывчивости или незнанию нарушает запреты ихрама, влекущие за собой выплату искупления. В этом случае ему необязательно приносить искупление и совершаемому им хаджу или умре не будет нанесен никакой вред. Однако это не касается запрета на охоту на диких животных; при нарушении данного запрета в любом случае нужно выплатить искупление.
Положение 474: Выплата искупления становится обязательной в том случае, если паломник нарушит запрет ихрама умышленно, зная о том, что данное деяние является запрещенным для паломника.
Положение 475: Если паломник нарушит запрет ихрама при выполнении умры-таматту и в качестве искупления должен будет принести животное, то согласно желательной предосторожности будет лучше, если он заколет животное в Мекке. Если он нарушит запрет ихрама при выполнении хаджа-таматту, то согласно желательной предосторожности будет лучше, если он заколет животное в Мине. А если он не сможет сделать это в Мекке и Мине, то должен будет заколоть животное по возвращению на родину. Все мясо заколотого в качестве искупления животного следует отдать нуждающимся в качестве милостыни.
Положение 476: Искупление за нарушение запретов ихрама должно отдаваться только беднякам и нуждающимся. Согласно предосторожности искупление паломников, которые не являются сейидами, не должно отдаваться сейидам (потомкам Пророка Ислама).
Положение 477: Необязательно выплачивать искупление в Мекке, это можно сделать на своей родине. Таким образом, если паломник нарушит запрет ихрама и в качестве искупления должен будет принести овцу, то он может заколоть ее на своей родине, чтобы раздать мясо нуждающимся шиитам.
Положение 478: Паломник не имеет права отдавать мясо животного (заколотого в качестве искупления) лицам, которые находятся на его иждивении, даже если они являются нуждающимися.
Положение 479: Если паломник заколол животное в качестве искупления за нарушение запрета ихрама, то сам он не имеет права есть мясо данного животного. Однако он может есть мясо животного, заколотого им при совершении обряда обязательного или желательного жертвоприношения.
Вопросы о запретах ихрама
Вопрос 480:Дозволяется ли мужчинам-паломникам для того, чтобы защитить себя от холода, укрываться сшитыми одеялами?
Ответ: Да, дозволяется. В этом случае одеяла не будут считаться сшитой одеждой. Но мужчинам необходимо следить за тем, чтобы не укрыть одеялом голову.
Вопрос 481: После стояния на Арафате паломники идут в Муздалифу, где обычно проводят ночь, чтобы затем совершить обряд пребывания на Муздалифе с рассвета до восхода солнца 10-ого зуль-хиджа. Если ночь будет холодной, то разрешается ли мужчинам, находящимся в ихраме, воспользоваться спальными мешками?
Ответ: Нет, мужчинам в ихраме не дозволяется пользоваться спальными мешками. И если они воспользуются ими, то им нужно будет принести искупление, такое же, как за нарушение запрета на надевание сшитой одежды. То есть они должны будут заколоть в качестве искупления одну овцу.
Вопрос 482: У некоторых инвалидов отсутствует рука или нога и вместо нее они пользуются протезом. Во многих случаях протез крепится к телу посредством сшитых кожаных ремешков. Разрешается ли инвалидам входить в ихрам в подобных протезах или нет? Распространяется ли запрет на ношение сшитой одежды на кожаные ремешки протезов?
Ответ: Инвалиды могут входить в ихрам в подобных протезах с кожаными ремешками. И наличие этих протезов не повлечет за собой выплату искупления.
Вопрос 483: Можно ли паломникам в ихраме надевать сшитую обувь, которая не будет полностью закрывать верхнюю поверхность стопы?
Ответ: Да, можно. Однако будет лучше, если мужчины в ихраме не станут надевать подобную обувь.
Вопрос 484: Могут ли женщины надеть в ихраме одежду, часть которой для красоты будет вышита цветами или другими узорами?
Ответ: Паломникам в ихраме следует избегать ношения подобной одежды.
Вопрос 485: Допустим у паломника, который находится в ихраме, разыгралась мигрень. По этой причине он обвязал голову полотенцем, которое полностью укрыло его голову. Допустимо ли это, ведь в ихраме запрещено укрывать голову?
Ответ: В случаях крайней необходимости дозволяется укрывать голову. Однако, согласно обязательной предосторожности, искупление за нарушение запрета на укрывание головы все равно нужно будет выплатить.
Вопрос 486: Находящийся в ихраме паломник помыл голову, и теперь его волосы мокрые. Если он будет ждать высыхания волос и только после этого совершит малое омовение, то возможно он выполнит обязательную молитву с запозданием. Что он должен делать? Может ли он вытереть голову полотенцем?
Ответ: Да, он может высушить мокрые волосы полотенцем, а затем совершить малое омовение. Но сушить волосы ему следует осторожно, чтобы с головы не выпали волосы, даже небольшое их количество. Также ему нужно следить за тем, чтобы полотенце полностью не укрыло его голову.
Вопрос 487: Если находящийся в ихраме мужчина укроет свою голову сшитой панамой, то сколько искуплений он должен будет принести, одно или два?
Ответ: Если он укроет свою голову сшитой панамой или другими головными уборами, то должен будет принести два искупления. Одно за надевание сшитой одежды, а второе за укрывание головы. Если же он укроет голову чем-либо иным, что не считается одеждой, то в этом случае ему нужно будет принести только одно искупление за укрывание головы.
Вопрос 488: Если находящаяся в ихраме женщина укроет платком свой подбородок до самых губ, то будет ли действителен ее ихрам? Ведь женщинам в ихраме запрещается укрывать свои лица.
Ответ: Укрывание платком подбородка не считается укрыванием всего лица и женщинам в ихраме дозволяется укрывать часть лица. Однако будет лучше, если она не станет укрывать подбородок до самых губ.
Вопрос 489: Если женщине не дозволяется укрывать в ихраме лицо, то можно ли ей вытирать свое лицо полотенцем?
Ответ: Да, женщине можно вытирать лицо полотенцем, но при условии, что при этом она не закроет полотенцем все свое лицо.
Вопрос 490: Что вы можете сказать о фото и видеосъемке паломников во время ихрама? Не запрещено ли это? Ведь паломник будет смотреть в объектив камеры, в котором он может увидеть свое отражение.
Ответ: Паломникам в ихраме не запрещается участвовать в фото и видеосъемках.
Вопрос 491: Можно ли паломникам в ихраме использовать шампуни и мыла с ароматным запахом? Что вы можете сказать об использовании шампуней и мыл без ароматного запаха?
Ответ: Если шампунь и мыло обладают ароматным запахом, то использовать их в ихраме запрещено. Если же шампунь и мыло не обладают ароматным запахом, то дозволяется пользоваться ими. Также дозволяется пользоваться теми шампунями и мылами, относительно которых имеется сомнение, обладают они ароматным запахом или нет.
Вопрос 492: Может ли паломник, находящийся в ихраме, подстричь ногти другому человеку, который не находится в ихраме?
Ответ: Да, может.
Вопрос 493: В соответствии с фетвой аятоллы Макарема Ширази паломник, находящийся в ихраме, может передвигаться в крытой машине от своего отеля в Мекке до Запретной мечети. То есть в Мекке он может располагаться в тени. А если паломник войдет в Запретной мечети в ихрам для совершения хаджа-таматту, то может ли он и в этом случае передвигаться по Мекке в крытой машине?
Ответ: Находясь в Мекке паломник может передвигаться в крытой машине и располагаться в тени. Но как только он выйдет за пределы города, нахождение в тени станет запретным для него. Следует помнить, что нахождение в тени запрещено только днем. И запрет на нахождение в тени относится только к мужчинам, и не относится к женщинам и детям.
Вопрос 494: Если паломник войдет в ихрам в мечети Таним, то распространяется ли на него запрет на нахождение в тени?
Ответ: Так как мечеть Таним в наше время считается частью города Мекки, то паломнику, вошедшему в ихрам в этой мечети, не запрещается находиться в тени. Но за пределами Мекки мужчины-паломники не должны располагаться в тени во время движения.
Вопрос 495: Паломники ночью вошли в ихрам в мечети Шаджара, затем сели в крытую машину и отправились в сторону Мекки. Выполнив утреннюю молитву, они вновь сели в машину и заснули, так как были очень усталые, а проснулись только после восхода солнца, когда уже наступил день. После этого они сразу же остановили машину и вышли из нее. Должны ли они принести искупление за то, что часть дня провели в тени во время движения в Мекку, то есть провели эту часть дня в крытой машине?
Ответ: В этом случае им необязательно приносить искупление. Так как заснули они неумышленно и вследствие этого неумышленно провели часть дня в тени. Выплата искупления становится обязательной лишь в том случае, если паломник нарушит запрет ихрама умышленно, зная, что данное деяние является запрещенным для паломника.
Вопрос 496: Хочу спросить вас о запрете на пребывание в тени во время движения. Относится ли данный запрет лишь к той тени, которая падает на голову паломника? Или же этот запрет относится также к тени, которая падает только на часть тела, например на плечи, а голова остается вне тени?
Ответ:Данный запрет относится лишь к тени, которая падает на голову паломника. Поэтому нет ничего страшного в том, если в тени будут находиться его плечи, руки, туловище, ноги.
Вопрос 497: Можно ли во время движения укрываться от солнца зонтом, находясь непосредственно на Арафате?
Ответ: Если паломник находится на Арафате, то во время движения по Арафату он может укрыться зонтом от солнечных лучей.
Вопрос 498: Сегодня в городе Мекке есть подземные дорожные тоннели, длина которых достигает нескольких сотен метров. Можно ли паломнику ехать по этим тоннелям в крытой машине.
Ответ: Да, можно, так как запрет на пребывание в тени во время движения перестает действовать после въезда в Мекку.
Вопрос 499: Может ли паломник начать пребывать в тени сразу же после того, как войдет в город Мекку? Или же сначала он должен добраться до своего временного места проживания в этом городе, например, добраться до отеля?
Ответ: Как только паломник войдет в город Мекку, то запрет на пребывание в тени перестает распространяться на него.
Вопрос 500: В одном из микатов мы вошли в ихрам, а затем отправились в Мекку в открытой машине, у которой отсутствовала крыша. Вместе с нами ехал также автобус, в котором находились женщины-паломницы, наши попутчицы. По дороге я был вынужден войти в этот автобус, чтобы взять оттуда питьевую воду. Автобус естественно крытый и получается что при взятии воды я расположился в тени. Нарушил ли я запрет на пребывание в тени? Должен ли я принести искупление?
Ответ: Если вы сделали это умышленно, то нарушили запрет на пребывание в тени и вам нужно будет принести искупление. Искуплением в этом случае является одна овца. Если же вы сделали это ночью (в ту ночь, когда не было дождя), то вы не нарушили запрет и вам не нужно приносить искупление.
Вопрос 501: Группа паломников нашего города отправилась в хадж, среди них были и мужчины, и женщины. В микате мы вошли в ихрам, затем мужчины сели в открытый автомобиль, у которого отсутствовала крыша, а женщины сели в обычный автобус. Один из мужчин-паломников сел в автобус вместе с женщинами, чтобы не оставлять их одних и сопровождать их в пути. После этого мы направились в Мекку. Что вы можете сказать относительно мужчины, который сел в автобус вместе с женщинами, ведь он нарушил запрет на пребывание в тени?
Ответ: В вынужденных ситуациях и в случаях необходимости мужчине-паломнику дозволяется пребывать в тени во время движения в ихраме. Однако даже в этом случае он должен будет принести одно искупление.
Вопрос 502: Некоторые из мужчин-паломников вынуждены днем двигаться в Мекку в крытом автомобиле. В соответствии с фетвой аятоллы Макарема Ширази дозволяется делать это в вынужденных ситуациях, но эти мужчины все равно должны будут принести искупление. В пути эти мужчины несколько раз слезают с автомобиля (чтобы поесть, выполнить обязательную молитву) и несколько раз садятся в него. Получается, что они несколько раз нарушают запрет на пребывание в тени. Сколько искуплений они должны выплатить в этом случае?
Ответ: Если они несколько раз нарушат запрет на пребывание в тени, находясь в ихраме при совершении умры, то достаточно будет принести одно искупление, то есть заколоть одну овцу. То же самое относится к ихраму при совершении хаджа.
Вопрос 503: Скоро я собираюсь отправиться в хадж и в связи с этим у меня возник вопрос о запрете на пребывание в тени. Если я войду в ихрам в одном из микатов, то значит ли что я не должен располагаться в тени до самого города Мекки? А если мне нужно будет зайти в придорожное кафе, чтобы поесть или позвонить, или мне нужно будет зайти в туалет. Нарушу ли я в этих случаях запрет на пребывание в тени? Должен ли я буду принести искупление?
Ответ:Если вы зайдете в кафе, гостиницу, мечеть, туалет, то вы не нарушите запрет на пребывание в тени. И после этого вам не нужно приносить искупление. Запрет на пребывание в тени действует непосредственно во время движения от миката в сторону Мекки.
Вопрос 504: Один из двух паломников вышел из ихрама, а второй все еще находится в ихраме. Первый паломник совершил над вторым паломником действие, которое запрещено в ихраме, например он надушил его благовониями или надел на него украшенную одежду и так далее. Каковы шариатские положения в данном случае?
Ответ: Если второй паломник, который все еще находится в ихраме, по собственной воле согласился на это действие, то он нарушил запрет ихрама и ему нужно будет принести искупление. Если же его принудили к этому действию или он согласился на это действие вследствии забывчивости, то в этом случае никто из двух паломников не должен будет выплачивать искупление.
Вопрос 505: Мужчина вышел из ихрама, а его супруга все еще остается в ихраме. Может ли мужчина со страстью прикоснуться к своей супруге?
Ответ: Если мужчина уже вышел из ихрама, то ему не запрещается со страстью прикасаться к своей супруге. Но если его супруга, которая все еще остается в ихраме, также получит удовольствие от этого прикосновения, то согласно предосторожности ей не следует соглашаться на это.
Вопрос 506: Мужчина вышел из ихрама и после этого поцеловал свою супругу, которая все еще остается в ихраме, хотя сама женщина не была согласна на этот поцелуй. Какова в этом случае обязанность мужчины и женщины?
Ответ: Если женщина не была согласна на поцелуй, и муж поцеловал ее помимо ее воли, то на ней нет обязанности по выплате искупления. Также мужчине необязательно выплачивать искупление, так как он уже вышел из ихрама.
Вопрос 507: Можно ли совершать уколы и инъекции паломнику, который находится в ихраме?
Ответ: Делать в ихраме уколы и инъекции не запрещено. Но если укол и инъекция послужат причиной выделения крови из тела, то делать их нежелательно.
Вопрос 508: Можно ли паломникам в ихраме клясться клятвами, которыми они обычно клянутся в повседневной жизни?
Ответ: Не нужно забывать, что запрещенной является лишь та клятва, которая произносится в состоянии гнева, вражды, неприязни с упоминанием имени Аллаха. В иных случаях клясться не запрещено.
Вопрос 509: В сборнике фетв аятоллы Макарема Ширази вырывание деревьев и растений на Священной территории не включено в число 25-ти запретов ихрама. Значит ли это что вырывание деревьев и растений не относится к запретам ихрама?
Ответ: Запреты ихрама относятся только к паломникам, которые находятся в ихраме при совершении обрядов умры и хаджа, и не распространяются на остальных мусульман. Тогда как запрет на вырывание деревьев и растений на Священной территории не относится исключительно к паломникам, этот запрет относится ко всем людям.
Вопрос 510: Если хадж паломника стал недействительным в процессе его совершения, то каким образом он должен выйти из ихрама?
Ответ: Для того чтобы выйти из ихрама ему нужно будет довести до конца обряды ставшего недействительным хаджа. До тех пор, пока он не выйдет из ихрама, запреты ихрама будут продолжать действовать на него.
Вопрос 511: В сборнике фетв сказано, что если удаление или лечение зубов послужит причиной выделения крови, то находящемуся в ихраме паломнику нежелательно удалять и лечить зубы. А может ли он удалять и лечить зубы другого человека? Например, может ли стоматолог, находящийся в ихраме, лечить зубы человека, который не является паломником?
Ответ: Удаление и лечение зубов распространяется только на зубы самого находящегося в ихраме паломника. Поэтому он может лечить зубы другого человека.
Вопрос 512: У находящегося в ихраме паломника сильно разболелся зуб. Стоматолог сказал ему, что зуб необходимо удалить. Может ли паломник удалить больной зуб, хотя при этом у него обязательно выделится кровь?
Ответ: Да, в этом случае он может удалить зуб. А выделение крови из тела (в случаях необходимости и иных случаях) является нежелательным деянием и оно не влечет за собой выплату искупления.