Хадж, ставший обязательным по причине обета
Положение 184: Если совершеннолетний мусульманин, находящийся в здравом уме, по своей воле даст обет о том, что совершит хадж, то совершение хаджа становится для него обязательным. Если подобный обет, даваемый женщиной, будет ущемлять права ее мужа, то ей запрещается давать его без согласия своего мужа. А если этот обет не будет ущемлять его прав, то он будет верен, например, обет женщины о том, что она будет попутчицей мужа при поездке в Мекку.
Положение 185: Если женщина до своего замужества даст обет о совершении хаджа, то после заключения брака она должна получить согласие мужа для соблюдения обета относительно совершения хаджа. И ее муж имеет право воспрепятствовать соблюдению данного обета.
Положение 186: Если мусульманин даст обет относительно совершения хаджа, но не определит точную дату его совершения, то он может отложить его совершение на неопределенное время. Но согласно предосторожности не стоит откладывать его совершение на долгое время. А если он определит точную дату совершения хаджа, то он обязан будет совершить его именно в это время. В случае умышленного невыполнения хаджа в условленное время необходмо будет принести искупление, а также согласно предосторожности совершить хадж в последующие годы.
Искупить несоблюдение обета можно одним из трех способов:
1. Накормить шестьдесят бедняков (если каждому из них дать примерно по 750 грамм пшеницы, то этого будет достаточно).
2. Совершить пост в течение двух месяцев (необходимо непрерывно поститься в течение первых 31-ого дня).
3. Освободить одного невольника.
Положение 187: Допустим, мусульманин дал обет о том, что в случае исполнения какого-либо его желания он отправится в Мекку для совершения хаджа. Если он покинет этот мир до исполнения своего желания, то его наследникам необязательно совершать хадж от его имени. А если он покинет этот мир после осуществления своего желания, то в этом случае его наследники должны совершить хадж за него или же нанять кого-либо, кто совершит хадж от имени покойного. Следуя предосторожности в этом случае наследники покойного (если все они являются совершеннолетними) с согласия друг друга должны взять для этого деньги с основного имущества покойного.
Подаренный хадж
Положение 188:Многие мусульмане не имеют достаточных средств для поездки в Мекку и совершения хаджа. Если кто-либо дарует им средства для совершения хаджа, а также обеспечит материальные потребности их семей во время их отсутствия, то совершение хаджа становится для них обязательным. В этом случае совершение хаджа становится для них обязательным, даже если они будут являться чьими-либо должниками, и даже если после возвращения из Мекки они не будут иметь достаточных средств для обеспечения своих потребностей. Этот хадж называется подаренным хаджем. Такие мусульмане обязаны принять этот подарок, за исключением случаев, когда его принятие повлечет за собой появление каких-либо неприятностей. Совершение этого хаджа будет считаться совершением обязательного хаджа в Исламе.
Положение 189: Если кто-либо подарит мусульманину имущество, достаточное для поездки в Мекку, с условием что он совершит хадж, то он обязан принять этот подарок и выполнить данное условие. Если кто-либо подарит мусульманину имущество и скажет ему: «Можешь совершить на эти деньги хадж, а можешь израсходовать их в других целях», то в этом случае он также должен принять этот подарок и совершить хадж. Даже если дарящий деньги человек не скажет, что дает их для совершения хаджа, то согласно предосторожности и в этом случае мусульманину необходимо принять подарок и отправиться в хадж. Но в этом случае он должен отправиться в хадж при условии, что после возвращения из хаджа он будет иметь средства для обеспечения своих потребностей. Совершение хаджа на подобные деньги также будет считаться совершением обязательного хаджа в Исламе.
Положение 190: Если кто-либо подарит мусульманину деньги для совершения хаджа, то он имеет право передумать и потребовать свои деньги обратно (исключением являются деньги, подаренные родственникам). Если он передумает тогда, когда мусульманин уже будет находиться на пути в Мекку, то он должен будет оплатить его возвращение домой. А если он передумает тогда, когда мусульманин уже войдет в ихрам, то верность требования денег назад будет сомнительна.
Положение 191: Если кто-либо подарит мусульманину деньги для совершения хаджа, то он также должен оплатить его расходы на обряд жертвоприношения. Но если мусульманин нарушит запреты ихрама, то подаривший ему деньги человек не обязан оплачивать расходы для искупления нарушений запретов ихрама. Хотя согласно желательной предосторожности будет лучше, если он сделает это.
Если он не оплатит расходы на обряд жертвоприношения, то совершение хаджа не станет для мусульманина обязательным. За исключением случаев, когда после возвращения из хаджа мусульманин будет иметь средства для обеспечения своих потребностей. В этом случае вместо обряда жертвоприношения ему нужно будет совершить десятидневный пост.
Положение 192: Некоторые старые и больные мусульмане не имеют сил и достаточного здоровья для совершения хаджа, и не имеют надежды на выздоровление в будущем, а также не имеют финансовой возможности для поездки в Мекку. Если кто-либо подарит таким мусульманам деньги для совершения хаджа, то совершение хаджа для них не станет обязательным и им необязательно нанимать другого человека, чтобы тот отправился в Мекку от их имени.
Виды хаджа
Положение 193: Обязательный хадж в Исламе, в зависимости от того, кто его совершает, делится на три вида. Хадж-таматту, хадж-киран и хадж-ифрад.
Положение 194: Совершение хаджа-киран и хаджа-ифрад является обязанностью мусульман, которые живут в Мекке или на расстоянии 86-ти километров от Мекки. Все остальные мусульмане, в том числе жители России и стран СНГ, обязаны совершать хадж-таматту.
Положение 195:Если житель Мекки отправится в поездку за пределы родного города и вернется обратно к началу сезона хаджа, то он может совершить любой из трех видов хаджа.
Положение 196: Если мусульманин, родина которого находится на расстоянии более 86-ти километров от Мекки, проведет в Мекке более двух лет, то его обязанностью станет совершение хаджа-киран и хаджа-ифрад. Независимо от того, когда он станет обладателем всех возможностей для совершения хаджа, до пребывания в Мекке или во время пребывания в этом городе. И независимо от того, как долго он собирается пробыть в Мекке.
Положение 197: Хадж-ифрад совершается также как хадж-таматту, но между ними существуют три отличия:
Первое отличие: В хадже-таматту обряд жертвоприношения является обязательным обрядом, а в хадже-ифрад желательным.
Второе отличие: В хадже-ифрад умра совершается после хаджа, а в хадже-таматту умра (которая называется умра-таматту) совершается до хаджа.
Третье отличие: Умра в хадже-таматту не имеет тавафа ан-ниса, а в умре хаджа-ифрад необходимо совершить таваф ан-ниса. Таким образом, мусульмане, совершающие хадж-ифрад, совершают два тавафа ан-ниса, один в конце хаджа-ифрад, второй в конце умры-муфрада.
Положение 198: Женщины, у которых началось менструальное кровотечение, а также паломники, которые не могут совершить умру-таматту по причине отсутствия дастаточного количества времени, должны поменять намерение на совершение хаджа-ифрад. Они должны отправиться на Арафат, пребывая в том же ихраме, в котором они поменяли намерение выполнения умры-таматту на выполнение хаджа-ифрад. Как и все остальные паломники они обязаны выполнить все обряды хаджа, кроме обряда жертвоприношения. А после окончания хаджа им нужно будет совершить умру-муфрада.
Вопросы о видах хаджа
Вопрос 199: Вы говорите, что если мусульманин, родина которого находится на расстоянии более 86-ти километров от Мекки, проведет в Мекке более двух лет, то его обязанностью станет совершение хаджа-киран и хаджа-ифрад. Имеется ли в виду непрерывное двухлетнее пребывание в Мекке? Или же данное положение относится также к лицам, которые часть года проводят в Мекке, а часть года в другом месте, и получается, что в течение трех-четырех лет они проводят в Мекке 24 месяца?
Ответ: В данном случае подразумевается непрерывное двухлетнее пребывание в Мекке.
Вопрос 200: В хадже-ифрад сначала необходимо совершить хадж, а потом умру-муфрада. До каких пор без ведомых причин можно отложить совершение умры-муфрада после хаджа?
Ответ: Согласно предосторожности не следует откладывать ее совершение на долгое время.
Вопрос 201: Мусульманин прибыл в Мекку и в связи со сложившимися обстоятельствами поменял свое намерение на совершение хаджа-ифрад. После хаджа он должен совершить умру-муфрада. Если он не совершит умру-муфрада в этот год, а совершит ее на следующий год, то будет ли правильным данное деяние?
Ответ: Необходимо помнить, что умру-муфрада разрешается совершать каждый лунный месяц. Поэтому не стоит откладывать ее выполнение на следующий год, а нужно совершить ее как можно быстрее.
Части хаджа-таматту
Положение 202:Совершение хаджа-таматту, который должны совершать не живущие в Мекке мусульмане, заключается в совершении его двух частей: умры-таматту и хаджа-таматту.
Первая часть: Умра-таматту
Умру-таматту необходимо обязательно совершать в месяцы хаджа, которыми являются шавваль, зуль-када или зуль-хиджа. Умра-таматту состоит из пяти обрядов:
1. Вхождение в ихрам в одном из микатов с намерением совершения умры-тамутту.
2. Совершение тавафа (совершение семи обходов вокруг Каабы).
3. Выполнение двух ракатов молитвы, которая называется молитва-таваф.
4. Совершение обряда саи (семикратное хождение между холмами Саффа и Марва).
5. Совершение обряда, который называется таксир, то есть подстригание волос или ногтей. Однако не следует удовлетворяться лишь подстриганием ногтей.
После окончания перечисленных выше пяти обрядов паломник выходит из ихрама, и ему становятся дозволенными все деяния, которые запрещены находящемуся в ихраме паломнику.
Вторая часть: Хадж-таматту
Хадж-тамутту состоит из тринадцати обрядов:
1. Вхождение в ихрам в Мекке с намерением совершения хаджа-таматту.
2. Стояние на Арафате с полудня 9-ого зуль-хиджа до захода солнца этого же дня.
3. Пребывание на Муздалифе с рассвета до восхода солнца 10-ого зуль-хиджа (в праздник жертвоприношения).
4. Совершение в Мине обряда бросания камней в столб Акаба, то есть бросание в него семи небольших камней.
5. Совершение обряда жертвоприношения в Мине 10-ого зуль-хиджа.
6. Совершение обряда таксир, то есть бритье головы, или подстригание волос или ногтей. Однако как и в умре-таматту не следует удовлетворяться лишь подстриганием ногтей.
После окончания этих шести обрядов паломнику становятся дозволенными все деяния, которые были запрещены ему в ихраме, кроме близости с супругой и вдыхания ароматных запахов.
7. Совершение тавафа (совершение семи обходов вокруг Каабы).
8. Выполнение двух ракатов молитвы-таваф.
9. Совершение обряда саи (семикратное хождение между холмами Саффа и Марва).
После окончания этих трех обрядов паломнику становится дозволенным вдыхание ароматных запахов.
10. Совершение еще одного тавафа вокруг Каабы, который называется таваф ан-ниса.
11. Выполнение молитвы-таваф ан-ниса.
После совершения этих двух обрядов перестает действовать запрет на близость с супругой.
12. Возвращение в Мину и пребывание там ночью 11-ого, 12-ого (а в некоторых случаях и 13-ого) зуль-хиджа.
13. Совершение в Мине обряда бросания камней в три столба. То есть бросание семи небольших камней в каждый из трех столбов днем 11-ого и 12-ого зуль-хиджа.
После окончания этих обрядов после полудня 12-ого зуль-хиджа паломник может отправиться в Мекку, и хадж на этом заканчивается.
Совершение перечисленных пяти обрядов умры и тринадцати обрядов хаджа и является совершением хаджа-таматту. Подробнее об этих обрядах будет сказано далее.
Положение 203:Необязательно чтобы паломник до приезда в Мекку знал все правила и тонкости выполнения умры и хаджа. Достаточно того, что он намерится совершить умру-таматту и хадж-таматту с намерением исполнения повелений Всевышнего Аллаха и будет узнавать правила выполнения обрядов в процессе их совершения. Он может сделать это читая сборник фетв или при помощи чьей-либо подсказки (например, руководителя и гида группы паломников). Но будет лучше, если паломник изучит правила выполнения умры и хаджа до приезда в Мекку, и это более соответствует предосторожности.
Условия хаджа-таматту
Положение 204:При совершении хаджа-таматту должны быть соблюдены следующие пять условий:
Первое: Наличие намерения. Паломник, прибывший в Саудовскую Аравию, должен искренне намериться выполнить все обряды хаджа-таматту ради Аллаха, ради приближения к Его милости. Таким образом, если он намерится выполнить обряды другого вида хаджа, или будет сомневаться между выполнением обрядов хаджа-таматту или другого вида хаджа, или выполнит хадж не ради Аллаха, то выполненный им хадж будет недействителен.
Второе: Умра-таматту и хадж-таматту должны быть выполнены в сезон совершения хаджа, то есть в месяцы хаджа (шавваль, зуль-када, зуль-хиджа). Недостаточно, если паломник выполнит все обряды умры-таматту или часть этих обрядов до наступления месяца шавваль.
Третье: Для совершения умры-таматту паломник должен войти в ихрам в одном из пяти основных микатов, а для совершения хаджа-таматту паломник должен войти в ихрам в городе Мекке. Нет разницы между старыми и новыми районами Мекки. Паломник может войти в ихрам в домах, отелях, на улицах и проспектах города Мекки. Но самым лучшим местом вхождения в ихрам безусловно является Запретная мечеть.
Четвертое: Умру-таматту и хадж-таматту паломник должен совершить в один и тот же год. Таким образом, если паломник совершит обряды умры-таматту в один год, а обряды хаджа-таматту на следующий год, то его хадж будет недействителен.
Пятое: Если хадж-таматту выполняется от имени другого человека, то и обряды умры-таматту и обряды хаджа-таматту должен выполнять один паломник. Значит, если один паломник выполнит умру-таматту, а второй выполнит хадж-таматту, то подобный хадж, совершенный ими от имени другого человека, будет недействителен.
Положение 205: Современный город Мекка разросся до крупных размеров. Но несмотря на это все новые районы города считаются той самой Меккой, о которой говорится в Священном Коране и исламских преданиях. То же самое относится и к Запретной мечети. Все новые постройки, присоединенные к ней, также считаются частью Запретной мечети.
Положение 206: Если паломник прибыл из заграницы, то его обязанностью является выполнение хаджа-таматту, и он не имеет права менять свое намерение на выполнение хаджа-киран или хаджа-ифрад. Исключением из этого правила являются случаи, когда он не будет иметь достаточного количества времени для того, чтобы выполнить все обряды умры-таматту и после этого успеть к началу выполнения обрядов хаджа-таматту. В этом случае он может поменять намерение на выполнение хаджа-ифрад, выполнить все обряды хаджа, а затем совершить обряды умры-муфрада. Под неимением достаточного количества времени подразумевается то, что если паломник выполнит обряды умры-таматту, он не успеет к совершению стояния на Арафате, которое совершается с полудня до захода солнца 9-ого зуль-хиджа.
Положение 207: Иногда у женщины начинаются менструальные кровотечения до того как она успевает выполнить таваф и молитву-таваф умры-таматту (ранее уже было сказано, что одним из условий верности тавафа и молитвы-таваф является наличие большого и малого омовения). В этом случае ей необходимо поменять намерение на выполнение хаджа-ифрад и отправиться на Арафат, со стояния на котором начинается совершение обрядов хаджа. После совершения необходимых обрядов, возвращения в Мекку и прекращения кровотечений ей необходимо выполнить два тавафа и две молитвы-таваф, которые выполняются в хадже. После окончания всех обрядов хаджа ей следует отправиться в мечеть Таним, войти в ней в ихрам, а затем совершить обряды умры-муфрада. Согласно обязательной предосторожности в конце умры ей нужно будет совершить таваф ан-ниса.
Положение 208: Женщинам не запрещается применять медицинские препараты, которые вызывают задержку менструальных кровотечений для того, чтобы они могли без затруднений выполнить таваф и молитву-таваф, при совершении которых чистота является непременным условием.
Положение 209: При вхождении в ихрам наличие большого и малого омовения не является непременным условием. Таким образом, женщины, у которых начались менструальные кровотечения или вагинальные выделения, а также паломники, нарушившие свое большое омовение, без затруднений могут войти в ихрам. Но все же наличие большого омовения при вхождении в ихрам является очень желательным.