Положения о совершении хаджа от имени другого человека

Положение 118:Нанятый человек при выполнении обрядов хаджа должен приобрести намерение о выполнении хаджа от имени другого человека. Он должен определить его в своем намерении, однако необязательно упоминать его имя, хотя желательно сделать это.

Положение 119: Средства на приобретение одежды для ихрама и на приобретение жертвенного животного должен приготовить нанимающийся человек. За исключением случаев, когда при заключении договора будет поставлено иное условие.

Положение 120: При выполнении тавафа ан-ниса нанятый человек должен приобрести намерение о выполнении этого тавафа от имени нанявшего его человека. Следуя желательной предосторожности будет лучше, если он совершит его с намерением исполнения обязанности нанявшего его человека.

Положение 121: Если нанятый человек совершит таваф ан-ниса в неправильном виде, то его же супруга станет запретной для него. Это положение не касается человека, от имени которого совершается хадж, конечно же если он жив.

Положение 122: Не дозволяется в один год совершать обязательный хадж от имени нескольких людей. Однако можно совершить от имени нескольких людей необязательный хадж.

Положение 123: Если мусульманин нанялся для совершения хаджа-таматту, то после его окончания он может наняться к другому человеку для совершения от его имени умры-муфрада. Также он может совершить умру-муфрада от своего имени. Но сделать это он может при условии, что умру-муфрада от своего имени он совершит не в тот же лунный месяц, в котором он совершил умру-муфрада от имени другого человека, а в другой месяц. Если он будет совершать умру-муфрада от своего имени в тот же лунный месяц, то совершать ее ему следует с надеждой на то, что его умра будет принята Всевышним.

Положение 124:Если мусульманин наймется для совершения хаджа от имени другого человека, но они не определят в какой именно год он будет совершать его, то ему следует выполнить хадж в первый же год.

Положение 125: После того, как нанятый мусульманин завершит выполнение обрядов хаджа, обязанность по его выполнению будет снята с человека, от имени которого был выполнен хадж. И ему уже необязательно самому совершать хадж, даже если устранится причина, по которой он не мог совершить его самостоятельно. А если эта причина устранится до окончания обрядов хаджа, выполняемого нанятым мусульманином, то согласно обязательной предосторожности ему нужно будет совершить его самостоятельно.

Положение 126: Обязанность покойного по совершению хаджа не будет считаться выполненной сразу же после найма человека, который совершит хадж от его имени. Для этого необходимо убедиться в том, что он выполнил все обряды хаджа. Если же нанятый человек войдет в ихрам и умрет на Священной территории, то обязанность покойного будет выполненной. А если нанятый человек умрет после вхождения в ихрам и до достижения им Священной территории, то в этом случае следуя предосторожности необходимо будет нанять другого человека, который выполнит хадж от имени покойного. А если он умрет до вхождения в ихрам, то другого человека нужно будет нанять обязательно.

Положение 127: Если нанятый человек первый раз в своей жизни посетит Мекку, то согласно обязательной предосторожности после окончания обрядов хаджа ему следует совершить умру-муфрада от своего имени.

Вопросы о совершении хаджа от имени другого человека

Вопрос 128: Я пожилая женщина, обладающая финансовыми возможностями для совершения хаджа. Из-за преклонного возраста я не имею сил для поездки в Мекку, а также не имею надежды на выздоровление в будущем. Могу ли я при жизни нанять человека, который совершит хадж от моего имени?

Ответ: Если ранее вы обладали всеми возможностями для совершения хаджа, но не совершили его, то вы обязаны нанять человека, который выполнит хадж от вашего имени.

Вопрос 129: Я пожилой человек, страдаю сахарным диабетом и другими болезнями. Вследствие этого не имею возможности отправиться в хадж. Могу ли я отправить в Мекку другого человека, чтобы он совершил за меня все обряды хаджа?

Ответ: Если ранее вы обладали всеми возможностями для совершения хаджа, но не совершили его, то вы обязаны нанять человека, который выполнит хадж от вашего имени. А если ранее вы не обладали возможностями для совершения хаджа, то наем является для вас не обязательным, а желательным деянием.

Вопрос 130:Человек сопровождал в Мекку группу паломников (в качестве обслуживающего персонала) и сам вместе с ними совершил хадж. Если он будет сопровождать паломников и на следующий год, то может ли он совершить хадж от имени своего покойного отца или покойной матери?

Ответ: Да, может. И этот хадж будет верен.

Вопрос 131: Взрослый сын распоряжается всем имуществом своего пожилого отца. Из-за преклонного возраста отец не имеет сил для поездки в Мекку. Его сын нанимает человека, чтобы тот совершил хадж от имени его пожилого отца, однако сам отец ничего не знает об этом. Будет ли действителен совершенный таким образом хадж?

Ответ: Совершенный подобным образом хадж не будет верен. Для этого необходимо, чтобы отец знал о совершаемом от его имени хадже и был согласен с этим.

Вопрос 132: Раньше человек обладал всеми возможностями для совершения хаджа, но так и не совершил его. Теперь у него нет достаточных средств для поездки в Мекку. Если его сын отправится в Мекку и совершит хадж от его имени, будет ли действителен этот хадж?

Ответ: Совершение обязательного хаджа от имени живого человека недействительно. Исключением из этого правила являются только те мусульмане, которые не могут отправиться в Мекку по причине старости или болезни и которые не имеют надежду на выздоровление.

Вопрос 133: Можно ли совершить желательный хадж от имени Имама Махди (да будет мир с ним), учитывая то, что в исламских преданиях сказано, что каждый год во время проведения обрядов хаджа он находится в Мекке?

Ответ: Можно сделать это с надеждой на то, что подобный хадж будет принят Всевышним Аллахом.

Вопрос 134: Шиитские ученые говорят, что необязательно совершать хадж от имени паломника, который вошел в ихрам и покинул мир после достижения им Священной территории. У меня к вам следующий вопрос. А нужно ли совершить хадж от имени паломника, который покинул мир после завершения обрядов умры-таматту и не успел выполнить обряды хаджа-таматту?

Ответ: В этом случае также необязательно совершать хадж от его имени.

Вопрос 135: Дозволяется ли совершать хадж от имени несовершеннолетнего ребенка или сумасшедшего человека, тогда как совершение хаджа не является их обязанностью?

Ответ: Верность подобного деяния сомнительна.

Вопрос 136: Мусульманин отправился в Саудовскую Аравию для совершения обрядов хаджа, который уже несколько лет назад стал обязательным для него. Однако при стечении ряда обстоятельств до начала времени выполнения хаджа он сошел с ума. Дозволяется ли другому человеку выполнить хадж от его имени?

Ответ: При отсутствии надежды на выздоровление не запрещается нанять человека для выполнения от его имени всех обрядов хаджа.

Вопрос 137: Несовершеннолетний мальчик, который скоро достигнет совершеннолетия, несколько раз посещал Мекку и знает все тонкости выполнения обрядов хаджа. Может ли он совершить хадж от имени своего покойного отца или другого человека? И вообще, может ли несовершеннолетнее лицо выполнять богослужения от имени другого человека?

Ответ: Верность этого сомнительна.

Вопрос 138: Существует два вида сумасшедших. Сумасшедшие, сумасшествие которых продолжается непрерывно. И сумасшедшие, которые временами впадают в сумасшествие, а временами к ним возвращается разум. Могут ли сумасшедшие второго вида совершить хадж от имени другого человека?

Ответ: Если в процессе выполнения всех обрядов хаджа они будут находиться в здравом уме, то могут.

Вопрос 139: Должен ли быть шиитом мусульманин, который будет совершать хадж от имени шиита?

Ответ: Согласно обязательной предосторожности он должен быть шиитом.

Вопрос 140: Человек обладает всеми возможностями для совершения хаджа. Он пребывает в Саудовскую Аравию, но вместо того чтобы совершить хадж от своего имени он входит в ихрам с намерением совершения хаджа от имени другого человека. Будет ли верен хадж, который он совершает от имени другого человека?

Ответ: Хадж будет верен, но он совершает грех, так как не выполняет хадж за себя.

Вопрос 141: Мой покойный отец завещал, чтобы его старший сын совершил от его имени хадж. Я являюсь старшим сыном, и после получения наследства я стал обладателем всех возможностей для совершения хаджа. Однако до сих пор я не смог выручить деньги за свою долю наследства. Учитывая вышесказанное, могу ли я совершить хадж от имени моего покойного отца?

Ответ: Если вы можете обменять на деньги вашу долю наследства, то вы являетесь обладателем всех возможностей для совершения хаджа и в первую очередь должны выполнить хадж за себя, а уже потом за вашего покойного отца. Если же при жизни ваш отец дал вам деньги и наказал совершить на них хадж, то в этом случае вам необходимо выполнить хадж от его имени.

Вопрос 142: Паломник вошел в ихрам для выполнения хаджа, затем заболел и потерял силы для выполнения необходимых обрядов. Может ли другой паломник, который выполняет желательный хадж и который уже совершил обряды желательной умры, выполнить хадж от имени заболевшего паломника?

Ответ: Если другой паломник вошел в ихрам с намерением выполнения хаджа от своего имени (пусть даже желательного), то он должен завершить его и ему не дозволяется выполнять хадж от имени заболевшего или другого человека. Если же заболевший человек не имеет сил только для выполнения тавафа и обряда саи, но может совершить стояние на Арафате и Муздалифе, то в этом случае он может нанять другого паломника, который выполнит от его имени таваф и обряд саи.

Вопрос 143: Несколько лет назад мусульманин совершил обязательный хадж, однако в то время он не зарабатывал на жизнь самостоятельно, а был студентом религиозного заведения и получал стипендию. Сейчас он сам зарабатывает на жизнь и обладает всеми возможностями для совершения хаджа, и недавно совершил хадж от имени другого человека. Действителен ли хадж, совершенный им от имени другого человека. Или же он должен повторно совершить хадж за себя, а затем еще раз от имени другого?

Ответ: Действителен и первый хадж, совершенный им за себя, и второй хадж, совершенный от имени другого человека.

Вопрос 144: Я заключил договор со своим пожилым соседом, что за определенную плату отправлюсь в Мекку и совершу хадж от его имени. Незадолго до поездки в Мекку мне предложили сопровождать группу паломников нашего города в качестве их помощника. Прибыв в Мекку, за кого я должен совершить хадж? За себя или за своего соседа?

Ответ: В данном случае вам необходимо совершить хадж от имени вашего пожилого соседа. Если бы вы не заключили с ним договор, то вам следовало бы совершить хадж за себя.

Вопрос 145: Может ли мусульманин, у которого отсутствует одна нога, совершить хадж от имени другого человека.

Ответ: Да, он может сделать это.

Вопрос 146: Я нанимаюсь для совершения хаджа от имени своего дальнего родственника, однако по уважительным причинам не могу выполнить некоторые из обрядов хаджа. Могу ли я в свою очередь нанять третье лицо для выполнения этих обрядов? Могу ли я нанять третье лицо для выполнения всех обрядов хаджа?

Ответ: Согласно обязательной предосторожности вам не стоит наниматься для совершения хаджа от имени вашего родственника, так как вы не можете выполнить некоторые из обрядов хаджа. Но если ваш родственник дал вам деньги и разрешил вам нанять третье лицо, то вы можете нанять третье лицо для выполнения всех обрядов хаджа. Если же вы сделаете это без разрешения вашего родственника, то выполненный третьим лицом хадж будет верен, однако вы должны будете вернуть вашему родственнику все деньги, которые он дал вам, или же получить его согласие на совершенный хадж.

Вопрос 147: Некоторые мусульмане, которые сопровождают группы паломников в Мекку в качестве их помощников, нанимаются также для совершения хаджа от имени других людей. Однако иногда они вынуждены покинуть Муздалифу в середине ночи и отправиться в Мину (для необходимых паломникам приготовлений или для сопровождения слабых и больных паломников). Будет ли правилен совершенный ими хадж?

Ответ: Да, совершенный ими хадж будет правилен.

Вопрос 148: Мусульманин предполагает, что не сумеет совершить хадж в обычном виде и возможно вместо хаджа-таматту ему придется совершить хадж-ифрад. Может ли он в этом случае наняться для совершения обязательного хаджа от имени другого человека?

Ответ: Да, он может наняться. Но если в процессе выполнения обрядов он действительно будет вынужден совершить хадж-ифрад (вместо хаджа-таматту), то согласно предосторожности нанявшему его человеку не стоит удовлетворяться этим хаджем. Кроме случаев, если это произойдет по уважительным причинам, временами появляющимся в процессе выполнения хаджа.

Вопрос 149: При заключении договора о совершении хаджа от имени моего знакомого я не имел причин, по которым не мог бы совершить какие-либо из обрядов хаджа. Однако в процессе выполнения хаджа такая причина появилась, и я был вынужден совершить некоторые из обрядов в соответствии с положениями, относящимся к подобным случаям, то есть был вынужден выполнить их в ином, но дозволенном виде. Верен ли хадж, совершенный мною от имени моего знакомого? Имею ли я право на получение причитаемой мне суммы денег, которая была оговорена в договоре?

Ответ: Совершенный вами хадж верен и вы имеете право на получение денег.

Вопрос 150: Может ли мусульманин, неправильно выполняющий молитву, наняться для совершения хаджа от имени другого человека?

Ответ: Если по каким-либо причинам он не может правильно читать в молитве Фатиху и суру и верно произносить необходимые восхваления, то ему не следует наниматься для совершения хаджа от имени другого человека. Если он может исправить свое чтение до совершения молитвы-таваф, то он должен исправить его. В этом случае он может наняться для совершения хаджа.

Вопрос 151: Человек не может правильно читать Фатиху и суру в молитве. Может ли он бесплатно совершить хадж от имени человека, для которого совершение хаджа стало обязанностью в прошлые годы.

Ответ: Согласно обязательной предосторожности ему не следует наниматься для совершения хаджа от имени другого человека, даже совершать его бесплатно. Кроме случаев, когда он сможет исправить свое чтение.

Вопрос 152: Женщина не может совершить обряд бросания камней днем, однако она может сделать это ночью. Дозволяется ли ей наняться для совершения хаджа от имени другого человека?

Ответ: Да, ей дозволяется сделать это.

Вопрос 153: Мусульманин не в состоянии правильно выполнять молитву. Если он будет выполнять хадж за себя или другого человека, то может ли он нанять другого человека, который выполнит за него молитву-таваф?

Ответ: Если он выполняет хадж за себя, то должен постараться выполнить молитву так, как сможет, и он должен приложить все усилия для правильного чтения Фатихи и суры. И если его чтение Фатихи и суры неправильно, то верность совершения им хаджа от имени другого человека будет сомнительной.

Вопрос 154: В каком случае мусульманин считается человеком, который по уважительным причинам не может выполнить некоторые из обрядов хаджа? Если он не может правильно выполнить молитву-таваф? Или не может самостоятельно совершить обряд бросания камней? Или не может совершить обряд жертвоприношения? Или не может выполнить другое обязательное или второстепенное деяние в хадже?

Ответ: Каждый мусульманин, который изначально не имеет возможности для выполнения какого-либо обряда хаджа, считается таким человеком и ему не дозволяется наниматься для совершения хаджа от имени другого человека. Но если изначально он будет иметь возможности для выполнения всех обрядов, но в процессе совершения хаджа возникнет непредвиденное обстоятельство и он будет вынужден совершить этот обряд в ином виде, но дозволенном в экстренных ситуациях, то совершенный им хадж от имени другого человека будет верен.

Вопрос 155: Должен ли нанимающийся человек выполнять обряды хаджа в соответствии с фетвами своего религиозного законоведа (муджтахида)? Или же он должен выполнять их в соответствии с фетвами религиозного законоведа, которому следует нанявший его человек?

Ответ: Он должен выполнять обряды хаджа в соответствии с фетвами своего религиозного законоведа. Но если ему будет поставлено условие выполнить обряд в особой форме, то ему нужно будет выполнить этот обряд так, чтобы он соответствовал и этому условию, и фетве своего религиозного законоведа.

Вопрос 156: При заключении договора о совершении хаджа от имени другого человека должны ли стороны узнать какому религиозному законоведу они следуют?

Ответ: Делать это необязательно. Нанявшийся человек должен выполнять все обряды хаджа в соответствии с фетвами своего религиозного законоведа.

Вопрос 157: Покойный мужчина завещал, чтобы от его имени был совершен обязательный хаджа. Могут ли его дочь или супруга выполнить данное завещание?

Ответ: Если покойный не определил в своем завещании конкретного человека, то его дочь или супруга могут совершить хадж от его имени.

Вопрос 158: Если мусульманин ни разу не бывал в Мекке и не совершал хадж, то может ли он наняться для его совершения от имени другого человека? Может ли мужчина совершить хадж от имени женщины и наоборот?

Ответ: Ни разу не совершавший хадж мусульманин (мусульманка) может совершить хадж от имени другого человека. Также мужчина может совершить его от имени женщины, а женщина от имени мужчины. Совершенный хадж в этом случае будет верен. Однако нежелательно чтобы женщина нанималась для совершения хаджа, особенно от имени мужчины.

Вопрос 159: Мусульманин, совершающий хадж от имени другого человека, в момент въезда в Мекку засомневался, приобрел ли он во время вхождения в ихрам намерение совершения хаджа от имени другого человека или нет. Скажите, должен ли он вернуться в микат и повторно войти в ихрам с намерением выполнения хаджа от имени другого человека? Или же он должен продолжить выполнение хаджа, который будет считаться выполненным от его собственного имени?

Ответ:Во время приобретения намерения необязательно произносить его вслух или про себя. Если изначально целью его прибытия в Мекку и вхождения в ихрам было совершение хаджа от имени другого человека, то этого достаточно и ему следует продолжить выполнение хаджа. Если он изначально сомневался с какой целью прибыл в Мекку и от чьего имени будет выполнять хадж, то ему также необходимо продолжить выполнение хаджа. Но в этом случае данный хадж не будет считаться хаджем, совершенным от имени другого человека.

Вопрос 160: Мусульманин нанялся для выполнения тавафа умры-таматту или тавафа хаджа-таматту от имени другого человека. Может ли он выполнить таваф в другие дни, то есть не в дни совершения хаджа?

Ответ:Таваф умры-таматту ему необходимо выполнить до начала стояния на Арафате. А таваф хаджа-таматту он должен совершить до окончания месяца зуль-хиджа.

Вопрос 161: Мусульманин, нанявшийся для совершения хаджа, должен совершить таваф ан-ниса от имени нанявшего его человека. А должен ли он совершить таваф ан-ниса и от своего имени?

Ответ:Делать это необязательно.

Вопрос 162: Если мужчина выполняет хадж от имени женщины и может совершить обряд бросания камней днем, то дозволяется ли ему совершить этот обряд ночью?

Ответ:Не дозволяется.

Вопрос 163: Человек прибыл в микат, вошел в ихрам и произнес тальбию. Затем он подумал: «Я уже совершал хадж за себя, а это мой второй приезд в Мекку. А не совершить ли мне желательный хадж от имени своего отца или матери». Может ли он, поменяв намерение, повторно войти в ихрам от имени своего отца или матери?

Ответ:Если он правильно с соблюдением всех условий вошел в ихрам, то уже не имеет права менять свое намерение. Он должен будет выполнить все обряды хаджа с тем намерением, с которым вошел в ихрам.

Вопрос 164: Могу ли я в один год совершить два хаджа, один за себя, а второй от имени другого человека?

Ответ:В один год нельзя совершать более одного хаджа. Однако каждый лунный месяц можно совершать одну умру-муфрада.

Вопрос 165: Можно ли совершать умру-муфрада одновременно от имени нескольких человек? Если да, то с каким намерением необходимо совершать каждый ее обряд?

Ответ: Дозволяется совершать умру-муфрада одновременно от имени нескольких человек. И все ее обряды при этом необходимо совершать от имени всех этих людей.

Вопрос 166: Можно ли совершить умру-муфрада одновременно за себя и за другого человека?

Ответ: Следуя предосторожности умру-муфрада в этом случае необходимо совершить за себя. А награду за ее совершение после этого можно подарить другому человеку.

Вопрос 167: Мусульманин был нанят для выполнения хаджа от имени пожилого человека. Может ли он в свою очередь нанять третье лицо, чтобы тот выполнил хадж от имени пожилого человека?

Ответ: Он не имеет права нанимать третье лицо. За исключением случаев, когда сам пожилой человек даст ему разрешение на это.

Вопрос 168: У меня к вам следующий вопрос. Допустим я отправился в Мекку для выполнения обязательного хаджа от имени своего родственника. После совершения обрядов умры-таматту по каким-либо причинам я вынужден вернуться в свою страну. Могу ли я в свою очередь нанять кого-нибудь, чтобы он завершил совершение обрядов хаджа от имени моего родственника?

Ответ: Нет, не можете. Вы не имеете права нанимать третье лицо без разрешения вашего родственника.

Вопрос 169: Можно ли совершать хадж, умру-муфрада или таваф от имени не родившегося ребенка, который еще находится в утробе матери?

Ответ: Доказательств, указывающих на дозволенность этого, в шариате нет.

Вопрос 170: Мусульманин отправился в Мекку для совершения обрядов обязательного хаджа. Он вошел в ихрам, но при выполнении умры-таматту к сожалению сошел с ума. Его попутчики без разрешения его попечителя наняли на свои деньги человека, который завершил выполнение необходимых обрядов от его имени. Считается ли выполненной его обязанность по совершению хаджа? Вышел ли он из ихрама? Могут ли его попутчики потребовать у его попечителя возвращения денег, которые они потратили на наем человека?

Ответ: В этом случае его обязанность по совершению хаджа не считается выполненной и он все еще продолжает оставаться в ихраме. Его попутчики также не имеют права требовать у его попечителя возвращения израсходованных ими денег. Согласно предосторожности попечителю сошедшего с ума мусульманина необходимо будет самому нанять человека, чтобы тот выполнил все оставшиеся обряды хаджа.

Вопрос 171: В каком количестве необходимо совершать желательные деяния при выполнении хаджа от имени другого человека?

Ответ: В том количестве, которое среди паломников считается обыкновенным при выполнении хаджа.

Положение 172: Если опекун (родитель или другое лицо) несовершеннолетнего ребенка введет его в ихрам, то он должен способствовать тому, чтобы ребенок выполнил все обряды хаджа, которые способен выполнить. Если ребенок не может выполнить некоторые из них, то опекун должен выполнить их от его имени.

Вопрос 173: Женщина взяла с собой в Мекку свою трехлетнюю дочь. Она ввела ее в ихрам и способствовала тому, чтобы девочка выполнила те обряды хаджа, которые она могла выполнить. Остальные обряды от ее имени выполнила сама женщина. Верен ли хадж этой девочки? Вышла ли она из ихрама и может ли она после достижения совершеннолетия выйти замуж?

Ответ: Ее хадж верен, но он не считается обязательным хаджем в Исламе. Из ихрама она вышла и после достижения совершеннолетия может выйти замуж.

Вопрос 174:В день стояния на Арафате один из паломников был задержан полицией и выслан в свою страну. Могут ли его попутчики нанять человека, чтобы тот завершил выполнение обрядов от его имени? Если нет, то каким образом он должен выйти из ихрама?

Ответ: Нанимать человека для завершения хаджа от его имени может только он сам. Для того чтобы выйти из ихрама ему нужно прибыть в Мину (если есть такая возможность), совершить там обряд таксир, а затем выполнить последующие обряды хаджа. Если же он не сможет прибыть в Мину, то обряд таксир он должен совершить на своей родине. Согласно желательной предосторожности будет лучше, если подстриженные волосы он отправит в Мину. А для совершения оставшихся обрядов хаджа ему следует нанять другого человека.

Вопрос: 175: 9-ого зуль-хиджа во время стояния на Арафате женщина-паломница сошла с ума, после чего ее отвезли в близлежащую больницу. Ее попутчики сколько могли оставались рядом с ней, но она так и не поправилась. Должен ли ее муж, который совершал хадж вместе с ней, нанять кого-либо для выполнения обрядов хаджа от ее имени? Или же он сам должен выполнить эти обряды от ее имени?

Ответ: Если этот год являлся первым годом обладания ею возможностей для совершения хаджа, то по причине ее сумасшествия совершение хаджа перестает быть обязательным для нее. И необязательно чтобы кто-то совершал от ее имени оставшиеся обряды. А в случае возвращения разума она должна будет выполнить свои обязанности. И если время совершения хаджа истечет, то ей нужно будет совершить обряды умры-муфрада, чтобы этим выйти из ихрама.

Вопрос 176: Должен ли быть шиитом человек, который выполняет от имени шиита некоторые из обрядов хаджа, например, обряд жертвоприношения или бросания камней?

Ответ: Если кто-либо будет выполнять от имени шиита обряд жертвоприношения, то ему необязательно быть шиитом. Но выполнять от имени шиита другие обряды хаджа должен шиит (согласно обязательной предосторожности).

Желательный хадж

Положение 177:Желательно чтобы мусульмане, которые не обладают всеми условиями и возможностями для совершения обязательного хаджа (об этих условиях и возможностях было сказано в положениях 5 – 55) или которые уже совершили обязательный хадж, отправились в Мекку и совершили там желательный хадж. Желательный хадж желательно совершать каждый год. Но если совершение ими желательного хаджа станет причиной скопления огромного числа паломников в Мекке, и это будет мешать другим паломникам совершать обязательный хадж, то будет лучше, если они временно будут избегать совершения желательного хаджа. Также будет лучше, если они уступят свою очередь мусульманам, которые еще не совершали обязательный хадж.

Положение 178: Если женщина собирается совершить желательный хадж, то для этого ей необходимо получить согласие своего мужа. Если ребенок совершит желательный хадж без разрешения своих родителей и это станет причиной мучений его отца и матери, то верность совершенного им желательного хаджа будет сомнительна.

Положение 179:Если мусульманин не обладает финансовой возможностью для совершения обязательного хаджа, то желательно чтобы он занял деньги и на эти деньги отправился в Мекку для совершения желательного хаджа. Но сделать это необходимо при условии, что он сможет без затруднений вернуть долг. И этот хадж не будет считаться обязательным хаджем в Исламе. И если в будущем он станет обладателем всех возможностей для совершения хаджа, он должен будет совершить обязательный хадж.

Положение 180: Если мусульманин не обладает имуществом, на которое он смог бы отправиться в Мекку и совершить хадж, то желательно чтобы он нанялся для совершения хаджа от имени другого человека.

Положение 181: Во время отъезда из Мекки мусульманину желательно приобрести намерение о возвращении туда в будущем. И нежелательно приобретать намерение о невозвращении туда. За исключением тех случаев, когда ежегодное совершение желательного хаджа станет причиной появления затруднений у мусульман, которые еще не совершили свой обязательный хадж.

Положение 182: Желательно чтобы мусульманин на свое имущество совершил хадж от имени своих родственников, друзей и уважаемых мусульман (живых или уже покинувших этот мир). Также желательно совершить хадж от имени Пророка и безгрешных имамов исламской общины (да будет мир с ними). Также желательным является выполнение тавафа от имени других людей при условии, что они не будут находиться в Мекке, или если будут, то по уважительной причине не будут способны на выполнение тавафа.

Положение 183: После окончания желательного хаджа дозволяется подарить награду за его совершение другому человеку. Также дозволяется начать совершение желательного хаджа с намерением его совершения от имени другого человека.

Наши рекомендации