Третье условие: Значительное обязательное деяние и запретное деяние
Положение 12: Следующим условием обязательности совершения хаджа является то, чтобы по причине совершения хаджа мусульманин не оставил выполнение более значительного деяния или не совершил запретное действие, невыполнение которого является более важным чем совершение хаджа.
Положение 13: Если поездка в Мекку для выполнения хаджа станет причиной оставления обязательного деяния или совершения запретного деяния, то необходимо взвесить, что из двух является более важным и значительным. Если более значительным будет выполнение хаджа, то необходимо выполнить хадж. Если же более значительным будет выполнение обязательного деяния или несовершение запретного деяния, то совершение хаджа необходимо оставить. Конечно же, значительность того или иного деяния необходимо определять в соответствии с мнением муджтахида – религиозного законоведа.
Если мусульманин не соблюдет данное положение и отправится в хадж, то этим он согрешит, однако совершенный им хадж будет верен.
Положение 14: Иногда мусульманин нанимается для совершения хаджа от имени другого человека, а затем (в этом же году) сам становится обладателем всех условий и возможностей для совершения хаджа. В этом случае, если он нанялся для совершения хаджа в этом году, то он должен совершить хадж от имени нанявшего его человека. И если он будет обладать возможностями для совершения хаджа в следующем году, то на следующий год он должен будет выполнить хадж от своего имени.
Положение 15: Если женщина желает совершить желательный хадж или желательную умру, то для этого ей необходимо получить согласие своего мужа. Однако для совершения обязательного хаджа согласие мужа необязательно.
Положение 16: Если совершение желательного хаджа или желательной умры станет причиной мучений родителей, то в этом случае верность совершения желательных хаджа или умры будет сомнительной.
Четвертое условие: Обладание возможностями для совершения хаджа
Положение 17: Четвертым условием, при наличии которого выполнение хаджа становится обязательным, является обладание возможностями для совершения хаджа. Обладание возможностями для совершения хаджа заключается в следующем:
1.Финансовая возможность. Наличие достаточных средств для поездки в Мекку, пребывания там и возвращения обратно. А также наличие средств на все необходимые дорожные затраты и расходы.
2.Возможность проезда. Наличие заграничного паспорта, отсутствие препятствий на пути в Мекку. А также отсутствие опасности для жизни, имущества и чести.
3.Здоровье и сила. Наличие здоровья и достаточных физических сил для поездки в Мекку и выполнения всех обрядов хаджа.
4.Достаточное количество времени. Наличие достаточного количества времени для того, чтобы вовремя прибыть в Мекку и выполнить все обряды хаджа.
5.Обеспечение потребностей лиц, находящихся на иждивении. Наличие достаточных средств для обеспечения потребностей и необходимых расходов супруги и детей во время отсутствия паломника. А также для обеспечения потребностей всех лиц, которые находятся на его иждивении.
6.Возвращение после хаджа в достаток. Наличие имущества, торговой деятельности или работы, посредством которых паломник сумеет обеспечить свои потребности и потребности своей семьи после возвращения из хаджа.
Подробное разъяснение далее.
Финансовая возможность
Положение 18: Помимо обладания достаточным количеством средств для поездки в Мекку, пребывания там и возвращения обратно, мусульманин, желающий совершить хадж, также должен обладать всеми необходимыми предметами для жизни, в которых он испытывает нужду. Например, он должен иметь жилье (собственное или взятое в аренду), необходимые домашние принадлежности (мебель, посуда и так далее), транспортное средство и тому подобное, или же должен иметь их денежный эквивалент. Если он не будет обладать этими предметами, то совершение хаджа для него необязательно. Конечно же, он должен обладать этим в меру своего положения в обществе.
Положение 19: Если для совершения хаджа мусульманин использует предметы жизненной необходимости, в которых он испытывает нужду, то его хадж будет верен. Однако данный хадж не будет считаться обязательным хаджем, совершение которого является обязанностью каждого мусульманина. И если в будущем он будет обладать возможностями для совершения хаджа, то ему необходимо будет отправиться в Мекку еще раз.
Положение 20: Если человек нуждается в заключении брака, то он будет считаться обладающим возможностями для совершения хаджа в том случае, если помимо достаточных средств для поездки в Мекку он также будет иметь средства для заключения брака. В данном случае потребность и нужда в заключении брака не означают того, что безбрачие вызовет трудности в его жизни. Достаточно того, что заключение брака будет соответствовать его положению в обществе.
Положение 21: Иногда мусульманину должны вернуть долг, и он обладает остальными возможностями для совершения хаджа, а его совершение зависит только от возврата долга. В этом случае если он сможет без каких-либо затруднений попросить возврата долга, он обязан сделать это (независимо от того, настало время выплаты долга или еще нет).
Положение 22: Если мусульманин, не обладающий возможностями для совершения хаджа, возьмет деньги в долг для того, чтобы совершить хадж, то он не станет обладающим возможностями, независимо от того, что в будущем он с легкостью сможет расплатиться с долгом. Если он совершит хадж на взятые в долг деньги, то данный хадж будет верен, но он не будет считаться обязательным хаджем в Исламе, который должны совершать мусульмане. Если же он имеет какое-либо имущество (не являющееся жизненно необходимым имуществом), эквивалентное сумме долга и сможет с легкостью расплатиться с долгом посредством этого имуществом, то в этом случае он является обладающим возможностями для совершения хаджа. И совершенный им хадж будет считаться обязательным хаджем в Исламе.
Положение 23: Иногда мусульманин является чьим-либо должником и имеет достаточное количество средств для поездки в Мекку и совершения хаджа. Если после выплаты долга он не будет иметь достаточных средств для поездки в Мекку, то он не является обладателем возможностей для совершения хаджа. За исключением случаев, когда кредитор не будет торопить с возвращением долга, а сам должник будет уверен в том, что потом сможет расплатиться с кредитором. Или же когда долг (кредит) необходимо будет возвращать по частям, а срок выплаты следующей части долга все еще не наступил.
Положение 24: Иногда мусульманин имеет достаточные средства для совершения хаджа и также является чьим-либо должником, однако срок выплаты долга все еще не наступил. В этом случае, если он будет уверен в том, что после возвращения из хаджа и наступления срока выплаты долга он сумеет расплатиться с долгом, ему необходимо будет отправиться в хадж.
Точно также он должен поступить, если срок выплаты долга уже наступил, однако кредитор согласен на отсрочку выплаты долга, а сам мусульманин будет уверен в том, что после возвращения из Мекки по первому требованию кредитора он сумеет расплатиться с долгом. В ином случае он не является обладателем возможностей для совершения хаджа и совершение хаджа для него необязательно.
Положение 25: Иногда мусульманин является должником по выплате хумса или закята. В подобных случаях он будет обладать возможностями для совершения хаджа лишь тогда, когда будет иметь средства на погашение задолженностей по хумсу или закяту, а также средства на поездку в Мекку и совершение обрядов хаджа.
Положение 26: Если мусульманин является должником государственных учреждений и организаций и будет иметь трудности с выплатой долга, то он не будет обладателем возможностей для совершения хаджа. За исключением случаев, когда он будет иметь какое-либо имущество (в котором он не испытывает нужды), посредством которого сумеет расплатиться с долгом и отправиться в хадж.
Положение 27: Если мусульманин будет обладать финансовой возможностью для совершения хаджа, но не будет обладать здоровьем или возможностью проезда до Мекки, то он имеет право израсходовать свои деньги на другие цели, лишив себя таким образом финансовой возможности для совершения хаджа. Но если он, помимо финансовой возможности, будет обладать и здоровьем и возможностью проезда до Мекки, но не совершит лишь подготовительные действия (например, не приготовит загранпаспорт) или не настанет время совершения хаджа, то в этом случае он не будет иметь права расходовать свои деньги на другие цели. Если же он сделает это, то совершение хаджа станет его обязанностью, и он должен будет совершить его в последующие годы любым возможным способом.
Положение 28: Иногда мусульманин обладает финансовой возможностью для совершения хаджа, но не обладает здоровьем или возможностью проезда до Мекки. Если он будет знать, что в последующие годы к нему вернется здоровье или откроется путь в Мекку, то в этом случае он также имеет право израсходовать свои деньги на другие цели и лишить себя финансовой возможности.
Положение 29: Если мусульманин обладает возможностями для совершения хаджа, то он должен выполнить все подготовительные действия, необходимые для отправки в Мекку (например, получение загранпаспорта, визы, выполнение необходимых прививок, медицинских осмотров и тому подобное). Если же он не сможет расплатиться за выполнение данных подготовительных действий, то он не будет являться обладателем возможностей для совершения хаджа.
Положение 30: Если в тот год, когда мусульманин станет обладателем всех возможностей для совершения хаджа, подорожает цена билета на самолет (или на другой транспорт) или подорожают прочие услуги, то несмотря на это он должен будет отправиться в хадж. Не дозволяется откладывать совершение хаджа на последующие годы. За исключением случаев, когда подорожание транспорта и прочих услуг будет настолько высоким, что поездка в хадж вызовет большие материальные затруднения в его жизни. В этом случае выполнение хаджа необязательно.
Положение 31: Если мусульманин, обладающий возможностями для совершения хаджа, не будет иметь наличных денег, но будет иметь какое-либо имущество, в котором он не испытывает нужды, и продав его сможет отправиться в хадж, то он должен сделать это. Даже если это имущество приобретут у него дешевле обычной цены.
Положение 32: Если мусульманин обладает дорогостоящим жильем, не соответствующим его положению в обществе, и, поменяв его на более дешевое и подходящее жилье, сможет отправиться в хадж, то он должен сделать это и на разницу стоимости жилья отправиться в Мекку.
Положение 33: Если человек продаст землю или другое имущество для того, чтобы приобрести жилье, то в случае нужды в жилье он не будет являться обладателем возможностей для совершения хаджа.
Положение 34: Некоторые люди обладают большим количеством разнообразного имущества и предметов, в которых они не испытывают нужду. Если продав эти предметы они смогут отправиться в хадж, а также будут обладать другими возможностями для его совершения, то они должны сделать этот и отправиться в Мекку.
Положение 35: Если мусульманин будет сомневаться в том, имеет ли он достаточное количество средств для того, чтобы считаться обладателем финансовой возможности для совершения хаджа, то он должен провести подсчеты, чтобы выяснить, сумеет он отправиться в хадж или нет.
Положение 36: Если при заключении брака женщине был обещан махр, которого хватит для совершения хаджа, но ее муж не будет способен в данный момент выплатить его, то женщина не считается обладательницей возможностей для совершения хаджа. А если муж способен выплатить махр и требование его выплаты не повлечет за собой трудностей для женщины, то она должна потребовать выплату махра и отправиться в хадж (в случае когда женщина находится на иждивении мужа). Если же требование выплаты махра вызовет трудности и будет существовать вероятность появления больших разногласий между супругами, то она не будет являться обладательницей возможностей для совершения хаджа.
Положение 37: Некоторые лица сопровождают паломников в качестве руководителей их групп, гидов, переводчиков, водителей, охранников, медицинского и обслуживающего персонала и тому подобное. Эти лица также совершают в этой поездке хадж. Совершенный ими хадж будет считаться обязательным хаджем в Исламе в том случае, если они оставят достаточное количество средств для обеспечения потребностей своих семей в их отсутствие. В этом случае возвращение после хаджа в достаток не является обязательным условием. Также необходимо сказать, что эти лица не обязаны соглашаться на сопровождение групп паломников в Саудовскую Аравию.
Положение 38: Медицинский персонал, а также лица, которые прибывают в микаты для выполнения каких-либо обязанностей по отношению к паломникам, должны совершить обязательный хадж (в случае, если находясь в микате, они будут обладателями возможностей для совершения хаджа). Также они должны выполнять свои непосредственные обязанности.
Положение 39: Если мусульманин чувствует потребность в заключении брака и не имеет денег больше чем на его заключение, то он не является обладателем возможностей для совершения хаджа и его совершение для него необязательно.
Положение 40: Если мусульманин обязан совершить хадж, но без ведомых причин не совершит его, и вследствие этого перестанет обладать возможностями для выполнения хаджа, то он должен будет совершить его в последующие годы любым возможным способом (взяв деньги в долг, наняв другого человека и тому подобное). До тех пор, пока он не совершит хадж, его выполнение не перестанет быть для него обязательным.
Положение 41: Если мусульманин, обладающий возможностями для совершения хаджа, не совершит хадж, а в последующие годы лишится здоровья и сил (и потеряет надежду совершить хадж самостоятельно), то он должен будет нанять другого человека, чтобы тот отправился в Мекку и совершил хадж от его имени.
Если же мусульманин, обладающий возможностями для совершения хаджа, в этом же году лишится здоровья и сил (до наступления срока выполнения хаджа), то совершение хаджа перестанет быть для него обязательным. Однако согласно желательной предосторожности будет лучше, если все-таки он наймет другого человека для выполнения обрядов хаджа от его имени.
Положение 42: Многие замужние женщины занимаются различной деятельностью и самостоятельно зарабатывают средства, достаточные для поездки в Мекку и совершения хаджа. Такие женщины считаются обладательницами возможностей для совершения хаджа в том случае, если старания одних только их мужей для обеспечения материальных потребностей их семей не станет причиной появления разногласий между ними.
Положение 43: Мусульманин является обладателем возможностей для совершения хаджа независимо от того, когда он приобретет эти возможности: в месяцы хаджа (шавваль, зуль-када, зуль-хиджа) или до наступления этих месяцев. При условии, что он будет обладать достаточным количеством времени для выполнения всех подготовительных действий (например, получения загранпаспорта, визы, выполнения необходимых прививок, медицинских осмотров и тому подобное) и для того, чтобы вовремя прибыть в Мекку. Таким образом, если он станет обладателем всех возможностей и условий для совершения хаджа, то он не будет иметь права лишать себя этих возможностей. Например, он не имеет права подарить деньги другому человеку или израсходовать их на деяния, которые не являются срочными и необходимыми. Этого нельзя делать даже до наступления месяцев совершения хаджа.
Положение 44: Если мусульманин считал, что он не обладает возможностями для совершения хаджа, и по этой причине приобрел намерение совершения желательного хаджа, а потом узнал, что оказывается был обладателем возможностей, то выполненный им хадж заменяет выполнение обязательного хаджа в Исламе.
Положение 45: Не дозволяется совершать хадж на запрещенное имущество или на имущество, с которого не был выплачен хумс, в случае если это имущество облагается хумсом. Если человек приобретет одежду для ихрама на запретные деньги и совершит в этой одежде таваф и обряд саи или приобретет на запретные деньги жертвенное животное, или даже расплатится этими деньгами за палатку или коврик во время пребывания на Арафате и Мине, то согласно обязательной предосторожности совершенный им хадж будет недействителен.
Положение 46: Во многих исламских государствах мусульмане записываются в очередь для совершения хаджа на несколько лет вперед и сразу же отдают всю сумму денег или часть этой суммы. Если эти деньги являются доходами того самого года, в котором они записались в очередь для совершения хаджа, то хумс с этих денег не выплачивается.
Положение 47: Если мусульманин не является обладателем возможностей для совершения хаджа в той местности, в которой он живет, то ему необязательно совершать хадж, несмотря на то, что в случае поездки в Саудовскую Аравию и прибытия в один из микатов он станет обладателем этих возможностей. Но если он все-таки отправится в Саудовскую Аравию и по прибытию в один из микатов станет обладателем возможностей, а потом совершит все обряды хаджа, то совершенный им хадж будет считаться обязательным хаджем в Исламе.
Возможность проезда
Положение 48:Для того чтобы совершение хаджа стало обязательным путь в Мекку должен быть открыт, а также не должно существовать опасностей на этом пути, угрожающих жизни, имуществу и чести паломника.
Как уже было сказано ранее, во многих исламских государствах мусульмане записываются в очередь для совершения хаджа. Если мусульманин будет обладать финансовой возможностью и запишется в очередь, но затем его имя не окажется в списках отправляющихся в хадж, то он не будет являться обладателем всех возможностей для совершения хаджа и хадж для него необязателен. При условии, что он не будет иметь других дозволенных путей для поездки в Мекку и выполнения обрядов хаджа.
Здоровье и сила
Положение 49: Мусульманину, который не обладает здоровьем и силами для поездки в Мекку и выполнения всех обрядов хаджа, совершение хаджа необязательно.
Если женщина овдовеет и, получив наследство покойного мужа, станет обладательницей финансовой возможности, но по причине болезни или старости не будет иметь сил для поездки в Мекку, то она не считается обладательницей всех возможностей для выполнения хаджа и совершение хаджа для нее необязательно.
Также совершение хаджа необязательно для женщины, не имеющей источника дохода, посредством которого она сумела бы обеспечить свои потребности после возвращения из хаджа (в случае ее поездки в Мекку), даже если полученного наследства покойного мужа хватит на поездку в Мекку и совершение всех обрядов хаджа.
Положение 50: Если мусульманин стал обладателем возможностей для совершения хаджа несколько лет назад, но в данный момент по уважительной причине не может путешествовать на самолете, а также не может добраться до Мекки другими путями, то ему необходимо нанять другого человека, который выполнит хадж от его имени. Но если он предполагает, что эта причина вскоре устранится, то ему следует подождать ее устранения. Если же он покинет этот мир во время ожидания устранения причины, то его наследникам нужно взять из его имущества необходимую сумму и на эти деньги нанять человека, который совершит хадж от имени покойного.