Доводы стороны, запрещающей одежду красного цвета
Сторонники недозволенности или же нежелательности одежды красного цвета, приводят в качестве аргумента несколько хадисов, среди которых:
«Однажды мимо пророка (мир ему и благословения Аллаха) проходил человек, на котором были две красные одежды, и он поприветствовал пророка (мир ему и благословения Аллаха) однако он ему не ответил». ат-Тирмизи 2807, Абу Дауд 2/450.
Данный хадис является слабым. См. “Да’иф Сунан Аби Дауд” 878, 4069.
В цепочке передатчиков данного хадиса Абу Яхъя аль-Къатат, который являлся слабым рассказчиком, о чем сказали Шурайк, Ахмад, Ибн Ма’ин, Ибн Са‘д, Ибн Хиббан и др. См. “Тахзиб аль-камаль” 34/401 и “Тахзиб ат-тахзиб” 3/262.
Однако даже если бы данный хадис и был достоверным, то он не содержит в себе указание на то, что носить одежду красного цвета запрещено.
Также сторонники того мнения, что одежду красного цвета носить порицаемо и не дозволено, опираются на следующий хадис: «Поистине, шайтан любит красное, так остерегайтесь же красного». ат-Табарани 7/353, аль-Байхакъи 5/193.
Данный хадис является крайне слабым, на что указали имам Ибн Хаджар аль-Хайтами, хафиз Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 1718.
В цепочке передатчиков данного хадиса присутствует Абу Бакр аль-Хазали, который является неприемлемым рассказчиком, о чем сообщили имамы Ибн Ма’ин, ан-Насаи, Абу Зур’а, Абу Хатим, ад-Даракъутни и другие. А имам аз-Захаби в “ад-Ду’афа” сказал: “Имамы единогласны в слабости этого передатчика”. См. также “ат-Такъриб” 625 и “Тахзиб ат-тахзиб” 12/47.
Есть также хадис от женщины из племени Бану Асад, которая рассказывала: «Однажды когда мы находились у Зайнаб, жены пророка (мир ему и благословения Аллаха), и красили ее одежду в красный цвет, пришел пророк (мир ему и благословения Аллаха). Увидев же красный цвет, он покинул нас. Тогда Зайнаб поняла, что пророку (мир ему и благословения Аллаха) это не понравилось, и смыла красный цвет» Абу Дауд 2/451.
Этот хадис также является слабым, на что указал хафиз аль-Мунзири. В цепочке передатчиков этого хадиса содержится целых три дефекта:
Первый – это Исмаил ибн ‘Ийяш, относительно приемлемости сообщений которого, ученые высказывали различные мнения. Если он передавал хадисы от жителей Шама, то их принимали, если же от других, то их относили к категории запутанных и неясных (мудтариб).
Второй – это Мухаммад ибн Исма’иль который является слабым рассказчиком.
И третий – Харис ибн аль-Абах, который вообще является неизвестным передатчиком. Имам Абу Хатим сказал: “Абу Дауд не передал от него ни одного хадиса кроме этого”. См. “Тахзиб ат-тахзиб” 2/204.
Сторонники этого мнения в качестве доказательства на запрет красного приводят еще несколько хадисов, однако все они также не достигают степени достоверности и опираться на них нельзя. Тот же, кто заявляет о наличии хоть одного достоверного хадиса, запрещающего красный цвет, то пусть предоставит его.
Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Нет никакой основы для порицания красного цвета!” См. “аль-Муфхим” 5/400.
Хафиз Ибн аль-Муляккъин, учитель Ибн Хаджара, говорил: “Что же касается хадисов, в которых содержится запрет ношения одежды этого цвета для мужчин, что приводит Абу Дауд, то в их иснадах есть проблемы”. См. “аль-И’лям” 10/217.
Шейх аль-Альбани говорил: “Нет ни одного достоверного хадиса, запрещающего носить одежду красного цвета”. См. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 265.
Единственный достоверный хадис, указывающий на запрет красного цвета, это хадис от Анаса, который рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) запрещал нам красный аль-маясар”. аль-Бухари 5849, Муслим 2066.
Однако, что такое «аль-Маясар», о котором говорится в этом хадисе? Аль-Маясар - это подстилка, которую стелили на верховое животное иностранцы. Поэтому запрет в этом хадисе распространяется именно на использование подстилки красного цвета, а не красной одежды вообще. См. “Найлюль-аутар” 2/110, «‘Аунуль-Ма’буд» 11/125, “Сахих фикъху-Ссунна” 3/17.
Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади, автор известного комментария к сборнику хадисов Абу Дауда, сказал: “Ханафиты считали порицаемым ношение одежды красного цвета, и в качестве довода приводили хадисы двух категорий. Первые, это хадисы, указывающие на запрет ношения одежды в цвет шафрана (му’асфар). Они говорили, что эта окраска подобна красному цвету. Вторые, это прямые хадисы, указывающие на запрет одежды красного цвета. Что же касается первого довода, а это использования хадисов запрещающих одежду, окрашенную в цвет шафрана, то этот довод не правильный! Эти хадисы указывают на определенный цвет. Что же касается второго довода, а это три хадиса, которые приводились в главе о красной одежды, то тебе стало известно, что в иснаде одного из них проблемы[1]. Также есть хадис в Сахихе аль-Бухари и других сборниках, в котором говорится о запрете красного аль-маясира. Но тебе стало известно, что это конкретизирующий довод и максимум что в нем содержится, так это запрет красного аль-маясира, и в нем нет указания на запрет всего красного, тем более, что достоверно установлено ношение красной одежды самим пророком не однократно!” См. «‘Аунуль-Ма’буд» 11/124-125.
Также в качестве довода сторонники запретности красной одежды используют следующий хадис от Ибн ‘Аббаса, который сказал: “Мне была запрещена красная одежда, золотое кольцо, и чтение Корана в поясном поклоне”. ан-Насаи 5266. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. “Сахих Сунан ан-Насаи” № 5281.
Действительно, иснад данного хадиса достоверный, однако следует отметить, что шейх ‘Али ибн Адам аль-Атьюби упомянув то, что все передатчики этого хадиса достоверные, сказал: “Однако хафиз аль-Миззи, да смилуется над ним Аллах, в «Тахфатуль-ашраф» сказал: «Правильно (махфуз) – это хадис Ибн ‘Аббаса от ‘Али ибн Аби Талиба», т.е. который приводится после этого хадиса”. См. “Шарх Сунан ан-Насаи” 38/378.
Речь идет о следующем хадисе:
От Ибн ‘Аббаса сообщается, что ‘Али ибн Аби Талиб сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил мне золотое кольцо, читать Коран в поясном поклоне, шелковую одежду и му’асфар”. ан-Насаи 5267.
Эту версию имам ан-Насаи приводит у себя в «ас-Сунан» множество раз, и во всех них говорится о цвете шафрана (му’асфар), а не красном цвете. И именно эту версию данного хадиса привел с своем «Сахихе» имам Муслим № 2078.
Аллаху ведомо лучше, но скорее всего версия этого хадиса с упоминанием «красного» отклоненная (шазза), хоть ее иснад и достоверный. И сам шейх аль-Альбани, который говорит, что иснад этого хадиса достоверный, говорит в «Сильсилятуль-худа» о том, что все хадисы о запрете на красный цвет слабые.
А разница между двумя этими цветами: красным и шафрановым известна, и об этом говорилось выше. И хоть некоторые имамы говорили, что цвет му’асфар – это все равно, что красный или близок к красному, многие имамы разделяли их. Например, имам ат-Тирмизи в своем сборнике в главе «О том, что пришло (из хадисов) о нежелательности шафрана и шелка для мужчин», сказал: “Смысл хадиса у ученых в том, что они порицали надевать то, что выкрашено цветом шафрана. И они считали, что то, что выкрашено красным, например, с помощью красной глины или чего-то иного, то нет проблем в этом, если это не будет цветом шафрана”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 5/114.
И шейх аль-Мубаракфури в «ат-Тухфа», поясняя эти слова ат-Тирмизи, сказал: “Нет проблем в том, что окрашено в красный цвет не с помощью шафрана”.